Новый год и Рождество

Новый год и Рождество

Интервью Шамиля Аляутдинова для радиоканала «Кавказ» радиокомпании «Голос России»

Get Adobe Flash player
Скачать | 41 Мб


Прежде чем мы начнем говорить о роли Иисуса в Исламе, хотелось бы еще раз для тех, кто не слышал наш эфир на тему:"Можно ли праздновать Новый год мусульманам?«, рассказать о том, как относится исламская религия к этому празднику, есть ли на него канонический запрет, и вообще, является ли грехом празднование светских праздников?

Новый год не является ни мусульманским, ни христианским, ни иудейским праздником. Традиция отмечать Новый год распространена во всем мире и возведена в ранг государственного праздника. А потому мы получаем много торжественности, выходные дни, больше улыбок и радостное настроение. Активно отдыхать с пользой для тела и души, навещать родных и приглашать гостей, дарить подарки и радовать своих близких — все это никак не порицается, а наоборот, поощряется в Исламе. Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям» /1/. Также в достоверном хадисе сказано: «Дарите друг другу подарки, дабы укрепить (усилить) чувство любви [уважения] меж вами» /2/.

При правильном отношении к новогодним торжествам они становятся очень даже хорошей возможностью для пополнения своего личного дела добрыми поступками /3/.


Какова роль (миссия) Иисуса Христа в Исламе? В Христианстве его называют сыном Божьим, а как называют Иисуса в Исламе, сколько раз упоминается его имя в Коране?

‘Иса (Иисус) — один из самых почитаемых пророков и Божьих посланников, ставший важным звеном в цепи пророков Единобожия наряду с Адамом, Ноем, Авраамом, Моисеем и Мухаммадом. В Последнем Откровении Бога, Священном Коране, Иисус назван Мессией, Христом (Масих), Духом Божьим (Рухул-лах), Словом Божьим (Калиматул-лах) /4/. Его матери, пречистой деве Марии посвящена 19-я сура «Марьям». Десятки раз в Священном Коране приводятся чудесные описания о жизни и деяниях Иисуса и его праведной матери. Неискушенного читателя не могут не удивлять благожелательность и высокое уважение, которыми проникнуты каждый из коранических рассказов о них.

Но иначе и быть не может, ибо Иисус — предпоследний пророк Единобожия. Рождение, земная жизнь, деяния и вознесение его стали знамением Господним и милостью Его для людей разумеющих.

«И по их следам [следам иудейских пророков] отправили Мы [говорит Господь миров] ‘Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), дабы подтвердил он истинность слова Торы. И дали Мы ему Евангелие, в котором — (1) прямой путь [описание канонов и обязанностей], (2) свет [основы Единобожия, повествования о пророках и вечности], (3) подтверждение того, что было дано ранее в Торе, (4) верный путь [ведущий к очередному и заключительному посланнику Творца, пророку Мухаммаду] и назидание для набожных» (Св. Коран, 5:46).


Как описывается рождение Христа в Коране?

В Коране сказано: «Упомяни в Книге [в Коране] Марьям (Марию) /5/ и то, как удалившись от своих родных, уединилась она в восточной части /6/. Огородилась она от них занавесом. Мы [говорит Господь миров] отправили к ней (к Марии) Дух Наш [ангела Джабраила (Гавриила)], который предстал пред нею в облике совершенного человека.Она воскликнула: «Я ищу спасения от тебя у Всемилостивого Господа! [Господи, упаси меня от зла!] Если ты [пришелец] богобоязнен [то не приближайся ко мне ни на шаг. Побойся Бога]!» Он ответил: «Воистину, я лишь посланник от Господа, чтобы передать в дар тебе благословенного (чистого, непогрешимого) сына [вдохнув его в тебя]». Она с недоумением спросила: "Как может быть у меня младенец, когда ко мне не прикасался ни один мужчина [я не была замужней] и никогда не была блудницей?!"Ответил он: «Господь так пожелал [и твой сын родится без отца, без участия мужчины], сказал Он: «Это не представляет для Меня труда. Твое дитя станет знамением для людей [указывающим на всемогущество Творца] и милостью от Нас [для всех благочестивых, всех тех, кто уверует в правдивость его миссии, приобретя тем самым мирское и вечное счастье]. Это [его чудесное появление на свет] было уже определено (решено) ранее». (Св. Коран, 19:16-21). Ангел лишь дунул на нее, и она почувствовала изменения в утробе.

Далее говорится в Писании: «Понесла она его [Иисуса в чреве своем, забеременела им] и ушла с ним в отдаленное место [подальше от людей]. Муки [боль схватки, связанная с завершающим этапом беременности, с началом выхода младенца из утробы] привели ее к стволу пальмы [расположившись под которой она родила Иисуса]. Марьям (Мария) взмолила: «[Господи] о, если бы я умерла раньше и была предана забвению, забыта [стать бы мне тем, о чем никто не знает и никто никогда не вспомнит. Что я скажу людям, что отвечу им на непонимание и негодование, укоры и упреки в мой адрес?!]» (Св. Коран, 19:22–23).

Но милость и забота Господа пребывали рядом с ней. "Снизу она услышала голос [младенца] /7/: «Не печалься, Господь образовал под тобою ручей /8/. Потряси (покачай) ствол пальмы [сделай только то, что в твоих силах; от тебя лишь — причина], она [пальма] опустит [на землю] свежие, спелые финики /9/. Ешь, пей и освежи взор (будь рада произошедшему, довольна) и, кого бы ты ни встретила [из тех, кто заговорит с тобою и будет интересоваться положением дел], скажи ему [не устами, а лишь указав на меня (на младенца), объясняя тем самым]: «Я дала Всемилостивому Господу обет: ни с кем из людей не разговаривать сегодня» (Св. Коран, 19:24–26).

Когда младенец Иисус появился на свет, Мария вернулась к своему народу, держа его на руках. Увидев ребенка, люди начали оскорблять ее. Вот как повествует об этом Священный Коран: «Она пришла к своему народу [вернулась к ним], неся младенца на руках. Они сказали: «Марьям (Мария), ты совершила неслыханное дело [придя к нам с дитем, не имеющим законного отца]! О сестра Харуна (Аарона) /10/, ни твой отец порочным [прелюбодеем] не был, ни твоя мать блудницей не была!» Она [молча] указала им на новорожденного. Они же в изумлении спросили: «Как можем мы говорить с тем, кто еще младенец в колыбели [он еще и ходить-то не научился]?!»

А ребенок заговорил: «Я — раб Божий. Господь даровал мне Писание [Евангелие, которое я получу] и утвердил пророком (возложил на меня пророческую миссию). Он сделал меня благословенным [излучающим /11/, несущим благодать] повсюду, где бы я ни был. Он [Господь миров] дал наказ [совершать] молитву и [выплачивать] очистительную милостыню до тех пор, пока [человек] жив. А к маме [к Марии] Он велел проявлять благонравие и послушание. Он не создал меня притесняющим [грубым, жестоким] и несчастным [лишенным Его милости и благословения; грешащим]. Мир и Божья благодать надо мною в день, когда я родился, в день, когда умру [после второго пришествия], и в День, когда воскресну живым [в Судный День вместе со всем родом человеческим]» (Св. Коран, 19:27–33).

Для потомков Я‘куба (Иакова) это было наилучшим аргументом и самым убедительным доказательством чистоты и безгрешности Марии, это стало знамением всемогущества Господа. Однако из-за своего упрямства они не простили ее и не раскаялись в своем злословии, чем навлекли на себя гнев Господень: «за их неверие и ту ужасную ложь, что сказали в адрес Марьям (Марии)» (см. Св. Коран, 4:156).

Мария жила с сыном в Вифлееме, но через некоторое время находиться им там стало небезопасно. Правитель той местности, узнав от волхвов /12/ о рождении младенца, который в будущем может представлять угрозу ему и его власти, распорядился убить всех новорожденных в Вифлееме и его окрестностях. Но Юсуф (Иосиф) /13/, двоюродный брат Марии, получил во сне откровение от Господа о том, что ей и Иисусу угрожает опасность. Мария с сыном поспешно покинула Вифлеем и отправилась в Египет, где пробыла до момента смерти упомянутого тирана, после чего вернулась обратно /14/.


Иисусу был дарован Инджиль (Евангелие) — написано в Коране, но мусульмане считают, что Евангение было переписано людьми и не дошло до наших дней в первозданном виде, так ли это?

Первозданное Евангелие, переданное Богом через ангела Джабраила (Гавриила) пророку Иисусу, когда тому было 30 лет, не сохранилось, в чем не сомневаются не только мусульманские ученые, но и христианские богословы.

Евангелие, данное Богом непосредственно Иисусу, было утеряно, а основная часть имеющихся на сегодня Евангелий (как канонизированных Церковью, так и апокрифических) была написана и собрана на протяжении почти трех столетий уже после вознесения Иисуса.

На сегодняшний день имеется более сотни вариантов Евангелий в форме исторических рассказов и пересказов апостолов либо их учеников, лишь четыре из них канонизированы христианской церковью /15/.


Какие чудеса, знамения даровал Всевышний Иисусу, чтобы люди уверовали в его пророческую миссию?

Упоминаний несколько, приведу два из них.

(1) «... ‘Иса (Иисус), вспомни о благах, что Я [говорит Господь миров] даровал тебе и твоей матери: Я укрепил тебя Святым Духом /16/; ты говорил с людьми с колыбели [когда другие дети еще не разговаривают], а в зрелые годы [обладал неописуемым красноречием]; Я научил тебя письму, мудрости, Торе и Евангелию; из глины ты лепил подобие птицы, вдыхал в нее [жизнь], и она тут же становилась [живой] птицей с Моего позволения /17/; исцелял ты слепого [от рождения], прокаженного и оживлял мертвых с Моего благословения. Я защитил тебя от сынов Я‘куба (Иакова) [не дал им возможность убить тебя], когда пришел ты к ним со знамениями, а безбожники из их числа сказали: «Нет сомнений в том, что это [пророческие чудеса Иисуса] явное колдовство» (Св. Коран, 5:110).

(2) Подтверждая евангельские рассказы о совместных трапезах Иисуса с учениками, Священный Коран описывает, как однажды апостолы, оказавшись без еды и питья, обратились к Иисусу с просьбой воззвать к Богу, чтобы ниспослал Он им трапезу с небес. И Господь ниспослал им пропитание, тем самым явив еще одно чудесное знамение, подтверждающее Его всемогущество и истинность миссии Иисуса.

«И когда сказали апостолы: » ‘Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Сможет ли твой Господь ниспослать трапезу для нас с небес?» Воскликнул (Иисус): «Побойтесь Бога, если вы верующие!» Они сказали: «Мы хотели бы отведать трапезу и успокоить наши сердца, мы узнаем [в очередной раз убедимся], что ты сказал нам правду, и мы будем свидетелями этого [Божественного чуда]». ‘Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), взмолил: «О Аллах (О Боже)! Господь наш! Пошли нам трапезу с небес, которая станет праздником для первых из нас и последних и будет знамением от Тебя. Даруй нам, ибо Ты — лучший из дарующих!» Сказал Господь: «Я ниспошлю ее вам, но кто из вас после этого откажется от веры, того Я накажу так, как никого еще ранее не наказывал!» (см. Св. Коран, 5:112–115).


Как описывается распятие Христа в Коране, правда ли, что согласно священному писанию, вместо Иисуса был распят другой человек?

Если говорить о христианской и иудейской традициях, то последние дни земной жизни Иисуса описываются по-разному. Однако в заключительном Откровении Господа, Священном Коране, спустя шесть столетий после известных событий Бог раскрывает нам тайну «смерти Иисуса на кресте», ставшую причиной многих теологических разногласий и религиозных расколов среди христиан.

Иисус не был распят, а был живым вознесен к Господу. Вот что говорится об этом в авторитетном комментарии Ибн Кясира /18/ к Священному Корану: «Когда Иисусу стало известно о намерении врагов его и о том, что вознесен он будет к Аллаху (к Богу), тогда он вышел к апостолам и сказал: «Кто из вас согласен принять мой облик и быть распятым вместо меня? Он получит в Раю степень, равную моей». Встал самый молодой из них и сказал: «Я!» Иисус отказал ему. Затем он еще раз встал и сказал: «Я!» Ему снова было отказано. Тот в третий раз встал и сказал: «Я!» Иисус ответил: «Хорошо, это будешь именно ты!» По воле Всевышнего этому юноше был придан облик Иисуса, после чего сам Иисус был вознесен к Господу. Юноша же был распят вместо него» /19/. Христианские хроники первых веков нашей эры даже называют имя того, кто добровольно согласился заменить Иисуса на кресте — Симон Киренеянин /20/.

Иудеи думали, что распяли посланника Божьего. Однако это им лишь привиделось, и навлекли они гнев Божий на себя «за их неверие и ту ужасную ложь, что сказали они в адрес Марьям (Марии) [матери Иисуса], а также за их слова: «Мы убили Мессию — ‘Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), Божьего посланника!» [Хотя на самом-то деле] они его не убили и не распяли, им лишь показалось [что они распяли его. Вместо него они распяли другого человека, на которого был наложен Божьим повелением лик Христа]. Те, кто разногласят на этот счет, пребывают в очевидных сомнениях. Знаний по этому поводу у них нет. Они лишь предполагают. Очевидно и явно, они его не убили.Аллах (Бог, Господь) вознес его к Себе. Он Всемогущ и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 4:156-158).


Что говорится в Коране о втором пришествии Христа? Будут ли предшествовать этому событию какие-то знамения?

«Каждый из числа людей Писания уверует в него [Иисуса] до его настоящей [земной] смерти. В Судный День он [Иисус] явится свидетелем [за или] против них» (Св. Коран, 4:159).Слова о том, что все люди Писания (иудеи и христиане) уверуют в Иисуса как посланника Господа до его смерти, имеют эсхатологическую перспективу: неуверовавшие уверуют в Иисуса во время его Второго Пришествия до окончания его миссии и естественной смерти. Мусульмане, как и христиане, ожидают Второго Пришествия Иисуса Христа, ибо он не умер, а пребывает живым у Господа и вернется на землю до Конца Света.

«Он [Иисус] — только раб [Божий], которому Мы [говорит Господь миров] даровали милость и сделали его примером для потомков Я‘куба (Иакова) ...и он, поистине, — знамение Часа» (см. Св. Коран, 43:59, 61).В этих коранических словах свидетельство того, что Второе Пришествие Иисуса станет знамением Часа — приближения Конца Света, за которым последуют День Воскрешения и Божий Суд, где все люди и джинны ответят за свои мирские дела и поступки. Именно Иисусу, великому пророку и посланнику Бога, предтече пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), по воле Господа предстоит сыграть особую роль в событиях грядущего Апокалипсиса.

Пророк Мухаммад говорил: «Воистину, Иисус не мертв и нет сомнений в том, что он вернется к вам до Конца Света» /21/; «Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа [клянусь Богом]! Ныне приблизилось время, когда ниспослан будет сын Марьям (Марии). Станет он справедливым правителем и прикажет ломать все кресты, убивать свиней /22/ и закрепит налог [за теми, кто не будет пребывать в религии Единобожия]. Богатства станет так много, что никто не захочет принимать его [когда другой будет давать ему в качестве милостыни]. И один земной поклон [пред Богом] станет более ценен, чем весь этот мир и все, что в нем» /23/; «Пророки — братья; вера их едина, но законы [шариаты, каноны] различны. Я более близок к Иисусу, чем кто-либо. Поистине, не было пророков между его ниспосланием и моим. И поистине, он будет ниспослан еще раз. Если увидите, то узнайте его: на лице белизна и румянец. У него длинные и прямые волосы, капли воды стекают с лица его... На нем будут две светло-желтые одежды. Он прикажет ломать кресты, убивать свиней и за каждым из безбожников закрепит налог... Во время Второго Пришествия Иисуса Антихрист [Даджаль] будет уничтожен Господом. Мир и спокойствие распространятся на все земли: будут мирно соседствовать львы и верблюды, тигры и коровы, волки и овцы... Дети будут свободно играть со змеями, и никто из них не будет причинять вреда другому. И пребудет Иисус на земле столько, сколько пожелает Господь /24/, после чего смерть постигнет его, и будет он захоронен /25/ мусульманами с прочтением погребальной молитвы...» /26/; «Когда придет Антихрист и распространится его влияние, ниспослан будет Иисус во время утренней молитвы («Фаджр»), и скажет ему старший из мусульман: «Будь нашим имамом в совершении этой молитвы». Иисус ответит: «Старший среди вас и есть ваш имам» /27/, после чего совершит утреннюю молитву, стоя за имамом. После молитвы Иисус возьмет оружие свое и удалится туда, где расположится Антихрист. Когда увидит его Антихрист, то начнет таять, словно расплавленный свинец, и убьет Иисус Антихриста. И потерпят поражение все последователи Антихриста» /28/; «Появится Антихрист в среде моих последователей и будет пребывать он на земле или сорок дней, или сорок месяцев, или сорок лет. И ниспошлет Господь Иисуса, сына Марии. Найдет он Антихриста и уничтожит его. После чего семь лет люди будут пребывать в полном мире и благополучии, не будет вражды между ними. Затем Всевышний пошлет со стороны Шама (Сирии) холодный ветер, который не оставит на земле ни одного человека, имеющего хотя бы малую часть веры в Единого Господа. Даже если человек постарается спрятаться в глубине горы, ветер /29/ настигнет его и там» /30/.


Как должны отмечать Рождество мусульмане?

Мусульмане не должны отмечать Рождество. Ни канонической, ни какой-либо иной необходимости в этом нет. В то же время поздравить друга, сослуживца-христианина, соседа с этим праздником не является грехом, а наоборот — укрепляет мирные добрососедские отношения, а потому является добрым поступком.

7 января 2012

/1/ Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима.
/2/ См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 202, хадисы № 3373–3375, «хасан».
/3/ Большие подробности по этому вопросу вы можете прослушать в моем интервью для радио «Россия», радио «Кавказ» за 7.01.2012 г.
/4/ Например, как «Иисус» он упоминается 24 раза, а как «сын Марии» — 22 раза.
/5/ По родословной она была из числа потомков Я‘куба (Иакова), относилась кроду пророка Дауда (Давида).
/6/ В восточной части дома либо храма. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 8. С. 402, 404.
/7/ Также есть вероятность, что это был голос ангела Джабраила (Гавриила), ведь в аяте сказано лишь «и обратился он к ней снизу (из-под нее)», а то, кем был «он» не уточняется. В любом случае, важен факт обращения и своевременной поддержки от Бога. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 8. С. 411, 412.
/8/ А можно перевести и как «сотворил под тобою знатного, благородного [ты родила одного из лучших сынов рода человеческого]». См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 8. С. 411.
/9/ Создай причину, пусть даже в том, что покажется на первый взгляд недосягаемым, очень сложным, и ты — если будет на то благословение Творца — сможешь получить хорошее следствие, результат.
/10/ Здесь Марии напоминают о ее высоком происхождении и о той набожности, что была присуща ее роду: за тысячу лет до этого Аарон (Харун), брат Моисея, был ярким примером богобоязненности и удаленности от греха. Марию, родившуюся в благородной и почитаемой семье, образно и с очевидным укором назвали «сестрой Аарона (Харуна)», притом что нить родственной связи между ними также присутствовала. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 8. С. 418, 419, 422.
/11/ Излучать — в данном случае сиять, светиться, выражая какое-либо чувство.
/12/ Волхв — колдун, чародей, прорицатель, мудрец.
/13/ Не путать с пророком Юсуфом (Иосифом).
/14/ Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 8. С. 429.
/15/ Подробнее см. в словарях, христианских источниках и, например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 8. С. 429, 430.
/16/ Многие богословы считают, что под «Святым Духом» подразумевается ангел Джабраил (Гавриил), который сопровождал Иисуса, помогая ему с самого рождения.
/17/ Ср.: Евангелие Младенчества. XXXV.
/18/ Исмаил ибн Кясир (1300–1372) — богослов и историк. Стал широко известен благодаря своему трактату «Аль-бидая ва ан-нихая» [Начало и конец].
/19/ Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1991. Т. 1. С. 633.
/20/ Некоторые авторы считают, что был распят Иуда Искариот, предавший Иисуса.
/21/ Хадис передан аль-Хасаном аль-Басри.
/22/ Очевидно, эти слова несут в себе некий эзотерический смысл.
/23/ Этот хадис от Абу Хурайры многократно приводится в сводах достоверных хадисов, в т.ч. в сводах имамов аль-Бухари и Муслима. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 15 т. Бейрут: аль-Фикр, 1990. Т. 7. С. 165, хадис № 3448; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б.г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 189-191, хадис № 242.
/24/ В некоторых достоверных хадисах говорится, что это 40 лет, а в некоторых — 7 лет. На основе этих хадисов богословы заявляют следующее: «Как известно, Иисус пребывал на земле 33 года, во время Второго Пришествия его пребывание на земле предположительно продолжится 7 лет. В общей сложности это составляет 40 лет, о чем и упомянуто в одном из хадисов как общем периоде пребывания его на земле».
/25/ В некоторых хадисах говорится о том, что он будет захоронен рядом с пророком Мухаммадом. См.: ‘Абдус-Салям М. Дирасат фи аль-кур’ан аль-кярим [Исследования по Корану]. Каир: аль-фикр аль-ислами, 1987. С. 229.
Истину же и степень достоверности этого знает только Господь.
/26/ Хадис от Абу Хурайры приведен в св. х. имама Ахмада. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]: В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 12. Ч. 24. С. 87, 88, хадис № 228.
/27/ Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. С. 193, 194, хадис № 247.
/28/ Хадис приведен в св. х. имама Ахмада. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 12. Ч. 24. С. 85, 86, хадис № 225.
/29/ Не исключено, что слово «ветер» является метафорой и имеет эзотерический смысл.
/30/ Хадис приводится в св. х. имама Муслима и упомянут в тафсире Ибн Кясира в комментарии к 155-159-м аятам 4-й суры Священного Корана. См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1. С. 643; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 12. Ч. 24. С. 86, хадис № 226.
Подробнее о том, что касается будущего и потустороннего, читайте в моей книге «Потусторонние миры».

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов
 

ПЕРЕВОД КОРАНА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (ТАФСИР) Сура № 38 «Сод» (Сод)

(перевод смыслов 38 суры Священного Корана и комментарии)

АУДИОПЕРЕВОД КОРАНА Сура № 49 «аль-Худжурат» (аудиоперевод)

Перевод суры 49 «аль-Худжурат» (Комнаты) в аудиоверсии (mp3). Слушать суру 49 о...

ХУТБЫ ИЛЬДАРА АЛЯУТДИНОВА Необходимость возвращения долгов (Часть 2)

Пятничная хутба Ильдара Аляутдинова