Наставление десятилетним

Наставление десятилетним

 
 

автор:

 

Get Adobe Flash player

 
 
Другая версия проигрывателя:
 

 
Все треки доступны в нашем подкасте в iTunes.
 
Этот трек вы получите сразу после монтажа, если подписаны на нас в Telegram. Наша группа. 
 


Передается, как однажды пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) обратился к Ибн ‘Аббасу [бывшему в то время еще десятилетним ребенком], сидевшему позади него на мулице, со словами: «Оберегай Всевышнего [веру в Него, обязательность свою в выполнении Его предписаний и назиданий], и Он будет оберегать тебя [от всего дурного и скверного, невзгод и печали, как в мирском, так и в вечном].

Оберегай Его [всегда помни о Творце, восхваляя Его или благодаря], и ты почувствуешь Его рядом с собою [всегда будешь чувствовать в делах своих милость Божью и Его благословение].
Если просишь, то проси у Бога. Если тебе нужна помощь, то проси ее у Него. [Старайся по возможности не прибегать к помощи людей. В достижении желаемого прикладывай все свои силы и умения, уповая при этом на безграничную милость Господа миров].

Знай, что даже если все люди разом пожелают сделать тебе что-то хорошее, то они ничего не смогут сделать, кроме как с благословения на то Всевышнего (кроме того, что предписано Им). И если все люди соберутся для нанесения тебе вреда, они ничего не смогут сделать, кроме как с благословения Господа (кроме того, что предписано Им). И никто не сможет изменить того, что пожелал (утвердил и закрепил) Всевышний» /1/.

В другом хадисе сказано: «Помни об Аллахе (Боге, Господе) в периоды благоденствия (изобилия), и Он не забудет о тебе в трудные (тяжелые) [для тебя] времена. Знай, что в терпеливом выполнении того или иного [праведного, необходимого], которое тебе уже порядком опостылело /2/ (совсем не хочется этого делать) [ты устал, переутомлен или, например, не видишь результата в намеченные сроки], [заложено] много блага [пользы для тебя].

Знай, что (1) помощь /3/ [Господа, как прямая, так и посредством чего-либо] — вместе с терпением [которое ты проявляешь в достижение своих целей; когда ты держишься и не падаешь духом несмотря ни на что], (2) облегчение (утешение; радость, довольство) — вместе с печалью (горестью, тоской; мукой) [они в твоей душе находятся очень даже близко друг к другу и периодически сменяют одно другим], а (3) трудность — с легкостью. [Когда где-то появляется трудность и ты, не останавливаясь, идешь ей навстречу, то одновременно с этим (или вслед за этим) совсем рядом или в других делах и заботах появляется облегчение, легкость] /4/» /5/.

По приведенному выше хадису имам ‘Абдуль-кадир аль-Джийляни /6/ говорил: «Каждый верующий (му’мин) должен сделать этот хадис зеркалом своего сердца. Превратить его в девиз души, в ее легкую одежду и речь. Верующий во всех своих движениях или остановках должен следовать ему, и это ради своего благополучия в мирской обители и в вечной. Поступив так, человек приобретет честь и достоинство (‘изза) по милости Господа» /7/.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

/1/ См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 715, хадис № 2521, «хасан сахих».

/2/ Опостылело — очень надоело.

/3/ Отмечу, что другим вариантом перевода использованного в хадисе слова «наср» является «победа».

/4/ Кстати, муфассиры (толкователи Корана), давая пояснение кораническим аятам, где упоминается об этом (см. Св. Коран, 94:5, 6), с акцентом на грамматику арабского языка отметили, что смысл таков: «С одной определенной трудностью, сложностью необратимо появляются две очевидные легкости, два облегчения». Схожее замечание по этому поводу встречается и в хадисах.

То есть человек не может быть побежден, кроме как в случае, когда он сам пал духом, потерял надежду в разрешении отягощающих его проблем. Сохраняя же волю и целеустремленность, верующий в состоянии преодолеть любые препятствия и трудности, так как он знает и в перспективе видит рядом с собою (или ожидает) вдвойне большие облегчения. Такой настрой и жизненная позиция явились одной из главных причин феномена результативности в делах и открытиях сподвижников Пророка, как и результативности многих иудейских, христианских и мусульманских праведников, а также тех, кто достигал невероятных высот в своей сфере деятельности (наука, искусство, архитектура, военное дело), двигая прогресс человечества вперед.

См., например: аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 8. С. 3325; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 30. С. 293, 298, 299; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Т. 20. С. 73, 74; аль-Вахиди А. Аль-Васыт фи тафсир аль-кур’ан аль-маджид. В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1994. Т. 4. С. 517–520.

/5/ Оба хадиса переданы Ибн ‘Аббасом и являются достоверными. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 1. С. 126, 127, хадис № 12, «хасан сахих»; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 367, хадис № 2518; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 16. С. 249–251, хадис № 1 (5836); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 8. С. 3323–3325, хадис № 5302 и пояснение к нему.

/6/ ‘Абдуль-кадир аль-Джийляни (аль-Гийляни) (1077–1166 гг. по григор.; 470–561 гг. по хиджре) — один из величайших богословов-суфиев. Жил и похоронен в Багдаде. Является автором немалого числа трудов по богословию и духовной практике, среди которых «Джаляу аль-хатыр фи аль-батын ва аз-захир», «Аль-фатх ар-раббани ва аль-файд ар-рахмани», «Адаб ас-сулюк ва ат-тавассуль иля маназиль аль-мулюк» и др. Подробнее см.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 2. С. 200.

/7/ См.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 8. С. 3325.

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов