Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Поход на Табук и возвращение заняли продолжительное время. Так, мусульмане вышли в месяц Раджаб, а вернулись в Рамадан, чтобы выполнить обязанность соблюдения поста. Спустя время к ним пришла благая весть о том, что группа из племени Сакыф прибыла в Медину договориться с Пророком о вхождении в Ислам. Воистину, Аллах ответил на пророческую мольбу за жителей Таифа, чтобы они последовали за истиной и покорились. Жители Таифа после прекращения осады города размышляли о своем положении и будущем, однако большая часть из них оставалась верной идолам и испытывала неприязнь к Исламу.
Уважаемый среди них предводитель ‘Урва ибн Мас‘уд пытался призвать народ к отказу от невежества. Однако люди были настолько охвачены надменностью, что после объявления ‘Урвой о своей приверженности Исламу, пронзили его насмерть стрелами.
Разумные люди не теряли надежды вразумить свое племя, которое, в свою очередь, не могло не заметить перемены обстановки на полуострове. Поистине, власть государства идолов рушилась, а Ислам день за днем возвышался. ‘Амр ибн Умайя встретился с ‘Абду Ялейлем ибн ‘Амром[1] и сказал ему: «Свершилось то, отчего не убежать. Ты видишь положение этого человека, все арабы ему покорились. У нас нет силы и мощи с ними воевать. Задумайся о своем положении».
Племя Сакыф отправило делегацию к посланнику Аллаха, чтобы договориться о решении, которое удовлетворит всех. В группу входили представители самых разных кланов племени Сакыф. Они долго спорили с посланником Аллаха, тщетно пытаясь убедить его сохранить идола ал-Лят в течение трех лет и только потом его разрушить. Видя непреклонность Пророка, они просили дать им два года, потом один, а затем и вовсе месяц. Когда же они потеряли надежду, то попросили, чтобы идолы были разрушены чужими руками. Пророк ﷺ согласился и исполнил их просьбу. Также они просили снять с них обязанность совершения намаза, на что Пророк ответил: «Нет блага в религии без молитвы»[2].
Делегация вернулась в Таиф, а с ними аль-Мугыра ибн Шу‘ба и Абу Суфьян ибн Харб, дабы разрушить идола ал-Лят. Женщины племени вышли с непокрытыми головами с плачем и криками, когда увидели, что их идола разрушают мотыгами и топорами. Сколь часто они преклонялись перед ним, совершали жертвоприношение, исполняли обеты. Передается, что аль-Мугыра обрушивал удар на изваяние, а Абу Суфьян выражал своими возгласами крайнюю степень сожаления. То ли это была насмешка над стенаниями женщин, то ли, наоборот, поддержка с его стороны.
Нет сомнения в том, что покорность племени Сакыф и принятие им Ислама явилось великим достижением и очередной победой. Теперь на Аравийском полуострове не осталось значимого племени, которое бы не покорилось. Что касается племен, оставшихся в невежестве, они представляли собой конгломерат из тех, кто был уже близок к познанию истины и принятию ее. Темнота ночи отступала, наставал рассвет, и тьма вот-вот должна была сгинуть.
Ибн Исхак передает: «Когда посланник Аллаха ﷺ открыл Мекку и вернулся из Табука, а племя Сакыф присягнуло ему, со всех сторон к нему начали прибывать представители арабских племен».
Арабы выжидали, каково будет положение клана курайшитов относительно Ислама. Ведь курайшиты предводительствовали среди людей, будучи потомками Исма‘ила и жителями места, где находится Запретный Дом. Как известно, поначалу они воевали с Пророком. С открытием Мекки они покорились, и арабы поняли, что у них нет силы враждовать с посланником Аллаха. Племена стекались из самых разных областей и принимали религию Аллаха толпами.
Сколько миновало лет, прежде чем посланник Аллаха ﷺ достиг такого уровня? Двадцать два года неустанного призыва, напоминаний, унижений, боли и борьбы. Если даже оставались те, кто продолжал жить в идолопоклонстве и анархии, то обладатель разума понимал, что рано или поздно они откажутся от порочного. Ислам стремился очистить полуостров от поклонения идолам и дать ощутить язычникам, что у них есть определенный срок, чтобы освободиться от их заблуждений. Идолопоклонникам предоставлялось время осознать, что возвеличенные ими идолы, которым они поклонялись, непременно будут разрушены. Кааба теперь служила киблой Единобожия, которую не суждено, как прежде, обходить тем, кто видит благо в камнях. Ислам отверг невежественные обычаи джахилии со всем присущим им бесстыдством и безнравственностью.
На девятый год хиджры наступил период хаджа. Язычники пришли к Запретному Дому, так и не осознав исхода, постигшего их идолов. Где эти идолы, которым они в течение всей своей жизни поклонялись? Несмотря на то что их изваяния сровняли с землей, идолопоклонники оставались преданы им и скорбели о том, что Кааба свободна от каменных истуканов. Мусульманам пришлось в очередной раз положить конец подобным настроениям среди некоторых людей.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] ‘Абду Ялейль ибн ‘Амр — один из представителей рода Сакыф. Являлся одним из глав города Таиф, жители которого в начале призыва Пророка враждовали с ним. В 9 г. по хиджре (631 г. по григор.) был в группе делегации, которая в последующем явилась причиной прихода в Ислам всего племени Сакыф.
[2] См.: аль-Буты Р. Фикх ас-сира ан-набавия. Дамаск: аль-Фикр, 2005. С. 314.