Не просить, а предложить сотрудничество

Не просить, а предложить сотрудничество

 

автор:

 
 
Шамиль-хазрат, прослушал вашу проповедь от 03.03.2017, и возник вопрос. Допустим, я хочу занять денег у дяди, чтобы выкупить квартиру, и в скором времени вернуть долг. Считается ли это попрошайничеством? В проповеди вы говорите, что когда не просишь и сам трудишься, чтобы заиметь эти деньги, в итоге все получается.
 
Взять в долг (написав расписку, со свидетелями и на определенный срок) у того, кому сможете вернуть (он не откажется и не скажет «оставь себе»), — это ни в коем случае не попрошайничество. Следует различать эти понятия. Просить в долг — совсем иное.
 
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил:
 
— «Если человек откроет для себя дверь прошения (попрошайничества), тогда Аллах (Бог. Господь) непременно откроет для него дверь нищеты [такой человек по жизни будет бедным, нищим, если только в корне не изменит себя]» /1/;
 
— «Рука, что сверху (дающая), лучше той, что снизу (берущей).Кто воздерживается от просьбы [оказываясь в затруднительной ситуации], тому сам Аллах (Бог, Господь) непременно поможет сохранить безупречность [если человек приложит все свои силы и навыки на самостоятельное решение проблемы, не прибегая к просьбам о помощи]. А кто сможет обойтись без чужой помощи [все в собственной жизни в плане материального достатка выстроит так, что] (не будет нуждаться в посторонней помощи), того Аллах (Бог, Господь) непременно сделает богатым (обогатит; избавит от необходимости просить у кого-то) [сам Господь миров будет помогать таким сильным и целеустремленным вставать на ноги и становиться очень богатыми]» /2/.
 
А в Коране сказано о верующих, которые, оказавшись в затруднительной ситуации, не просят других о материальной помощи:
 
«[Милостыня передается] бедным, которые оказались зажаты в рамки непредвиденных обстоятельств на пути Бога [например, юноша, отправившись получать образование вдали от дома, не рассчитал необходимые на это материальные затраты], не имеют возможности передвигаться по земле [не могут заработать на жизнь, на пропитание; не имеют соответствующих навыков и возможностей]. Невежда (глупец) посчитает их богатыми [судя по внешним характеристикам, одежде, поведению], ведь они ведут себя скромно (сдержанно) [не просят милостыню]. Ты узнаешь их по знаку (по выражению лица) [у них взгляд не лентяев и пустоголовых бездельников, а умных и трудолюбивых людей], они не назойливы в просьбах [они вообще ничего и никогда не просят у других, могут лишь вскользь упомянуть, что оказались в сложной ситуации]. Воистину, Всевышний знает обо всем, что вы тратите на благое [независимо от того, мало ли, много ли]» (Св. Коран, 2:273).
 
Итак, не следует просить, выставляя себя несчастным, нуждающимся, больным или бедным, чтобы другие сжалились и помогли. Даже если у вас есть очень богатые и влиятельные родственники, знакомые или друзья. Но если вы, например, хотите попросить своего руководителя о повышении зарплаты, тогда прежде станьте активнее и инициативнее, начните лучше выполнять свою работу, возьмите на себя дополнительные обязательства, дабы было с чем прийти и что предложить. В таком случае это будет не прошением, а своего рода взаимовыгодным сотрудничеством.
 
Бывают периоды острой нехватки денежных средства или вообще безденежья, особенно в молодом возрасте, но это не должно пробуждать желание просить кого-то о помощи (помимо Бога), пусть это не включает в душе ломающее нас отчаяние. Трудная и кажущаяся нам безвыходной финансовая ситуация должна дисциплинировать нас в режиме дня, в работе, в труде и саморазвитии. Без выходных, но со своевременным восстановлением сил! Проще говоря, нужно много работать, много читать по саморазвитию, своевременно отдыхать и давать физические нагрузки телу, дабы апатия не начала поедать нас изнутри.
 
Человек, лицом к лицу столкнувшийся с финансовыми трудностями, не имеет права просиживать с друзьями в ресторане, садиться перед телевизором для просмотра новостей или ток-шоу, не имеет права блуждать по Интернету, он должен сфокусироваться на решении вопроса через мыслительное, и не только, усердие, через закрепление имеющихся навыков и развитие новых, необходимых для получения больших результатов. Поиск решения через труд и строгий режим, самодисциплину со своевременным восстановлением сил и энергии (правильное питание и полноценный сон) открывают пред нами врата Божьей милости, щедрости и благословения. Но предупрежу, что они открываются не сразу. Мы, люди, проверяемы относительно того, что на самом деле главенствует в нашей сути (например, уверенность в себе и Божьей милости или же апатия, нежелание брать на себя ответственность), не одним днем и даже не месяцем. Кто-то — многими месяцами, а порой и годами.
 
У меня самый сложный и долгий период длился полгода: образовался долг в более чем $600 000 из-за того, что два инвестиционных направления не дали ожидаемого результата, к тому же сроки и суммы увеличились, когда значительная часть пути была уже пройдена. Но я не стал звонить знакомым или идти к ним, пусть даже очень богатым и желающим мне помочь. Проблема разрешилась через продажу небольшой части одного из моих бизнес-проектов. Не я просил, а у меня попросили, и я продал по очень выгодной для меня цене. Отмечу, что врата Божьей милости открылись лишь после 6 месяцев серьезного мыслительного процесса и поиска решения, при этом все зависящие от меня дела активно продвигались вперед, и ежедневная самодисциплина, строгий распорядок дня и результаты труда способствовали выработке мозгом тех веществ, которые помогали мне сохранять уверенность в себе и Божьей милости. Не столько важно молить устами, сколько своим внутренним состоянием — уверенностью, поиском выхода и усилиями, сфокусированными на главном и самом важном.
 
Всем нам процветания и успешного преодоления препятствий с переходом на новые уровни земного великолепия и вечного!
 
 
 
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
 
/1/ Хадис от Абу Кебши; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 207, хадис № 3450, «хасан» (его первая часть); аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 1. С. 98, хадис № 8 (его первая часть); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 670, хадис № 2330 (его первая часть), «хасан сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 8. С. 3308, хадис № 5287 (его первая часть).
 
/2/ Хадис от Хакима ибн Хизама; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 425, хадис № 1427; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 376, хадис № 1427 и пояснение к нему.
Также см.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 398, хадис № 95—(1034); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 80, хадис № 1260, «сахих».

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов