2 формы купли-продажи

2 формы купли-продажи

 

автор:

 
 
Хотим приобрести автомобиль, нужно оплатить полную стоимость и затем ждать, пока его доставят. При этом после заключения контракта я не имею права отказаться от заказа или заменить товар на другой автомобиль из наличия. Но дорогие авто в той комплектации, как нам хотелось бы, редко бывают в наличии. С точки зрения Ислама, запретно ли покупать что-то подобным образом под заказ?
 
В данной статье хотел бы кратко рассказать о двух формах сделок, которые при поверхностном изучении вроде как вступают в противоречие с запретом на продажу того, чем не владеешь /1/, но на самом деле они канонически разрешены в Исламе.
 

Сделка ас-салям

 
Первая форма торговой сделки — ас-салям /2/, то есть покупка с предоплатой. В этой сделке вы вносите 100% предоплаты сразу после подписания договора /3/, в котором прописываются все необходимые характеристики товара, количество и срок получения /4/. Для покупателя здесь выгода в том, например, что он заплатит сумму ниже рыночной, так как получает товар не сразу, а выгода для продавца — в получении денежных средств по заключении договора, и он может потратить их на содержание семьи или инвестировать в будущий урожай.
 
Предметом договора ас-салям в основном является движимое имущество, которое может быть оценено по качеству, количеству и вложенному в его производство труду, — за исключением золота, серебра и других товаров, выполняющих функцию денег /5/. Во времена пророка Мухаммада такая форма торговых отношений использовалась в основном при покупке товаров сельского хозяйства.
 
Сделка ас-салям также предусматривает, что поставляемая продукция должна быть гомогенной /6/, то есть свободно доступной на рынке, чтобы продавец в случае неурожая, например, смог обеспечить поставку в срок, купив ее у кого-то другого. Есть запрет на продажу будущей продукции, которая носит неоднородный, гетерогенный характер, например, финики от одного конкретного дерева или сада, овцы от одной конкретной овцематки. Такого рода сделки допустимы лишь при наличии товара по факту, когда урожай конкретного дерева или сада окончательно созрел или овцы от конкретной овцематки благополучно родились /7/.
 
В своде хадисов имама аль-Бухари приводится целый ряд хадисов, описывающих сделку ас-салям. Приведу основные.
 
«Прибыв в Медину и увидев, что люди платят вперед за урожай, который будет [собран] через год или два /8/, пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто оплачивает за финики наперед [то есть заключает сделку, оплачивая за урожай следующего года или последующих лет], тот пусть делает это с указанием конкретной меры сыпучих тел или веса [то есть конкретизируя характеристики]» /9/. В другом хадисе из свода хадисов имама аль-Бухари добавлено: «...и пусть укажет [в соглашении] конкретный срок [поставки товара]» /10/.
 
У сподвижника пророка Мухаммада Ибн Абу Авфы спросили об оплате товара с отсроченной поставкой. Он ответил: «Такие торговые сделки мы заключали во времена самого пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), а также в период правления Абу Бакра и ‘Умара. Касались они пшеницы, ячменя, изюма и фиников» /11/. В одном из хадисов при описании дозволенности данной сделки упоминается масло /12/.
 
Оформляться сделка ас-салям должна письменно, так как присутствуют долговые отношения. Сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас в качестве аргумента в пользу разрешенности такой сделки цитировал аят из Корана о долговых отношениях /13/:
 
«Верующие, если вы даете в долг (или берете в долг) на определенный срок [если между вами выстраиваются некие долговые отношения], то непременно запишите [это на бумаге]. Пусть писарь [к примеру, нотариус, у которого вы документально оформите и заверите финансовые обязательства, или вы сами] справедливо все распишет [не двусмысленно, что может привести в последующем к спорам и разбирательствам, а четко и понятно]. И пусть не проявляет непокорность, а напишет так, как научил его Аллах (Бог, Господь) [как следует]. Пусть напишет, а продиктует ему тот, кто берет в долг /14/. Пусть же страшится Всевышнего, Господа своего, и не обманывает даже в малейшем. Если тот, на кого возлагаются долговые обязательства, глуп [неразумно расточителен] или слаб [немощен физически; слишком молод, очень стар], или не может диктовать [не может самостоятельно продиктовать текст или написать его], то пусть за него сделает это опекун [его доверенное лицо, причем] справедливо [верно все изложив]. И пусть [при этом процессе] будут двое свидетелей-мужчин из числа вас. Если нет двоих мужчин, тогда один мужчина и две женщины из тех, кого вы желали бы видеть свидетелями [заслуживающие доверия]. [Две женщины, потому что] если одна из них забудет, тогда вторая напомнит ей. И пусть не отказываются свидетели [от дачи показаний], когда их пригласят [на разрешение спорной ситуации]. И не испытывайте скуку (не ленитесь) зафиксировать на бумаге долговые отношения, устанавливаемые на определенный срок, вне зависимости от того, много или мало (вне зависимости от суммы долга)! Это наиболее справедливо пред Богом, наиболее правильно с точки зрения свидетельства этого процесса и минимизирует [впоследствии] сомнения (подозрения). Исключение — лишь когда вы продаете или покупаете что-то сразу [без отсрочки; из рук в руки], в этом случае нет на вас греха, если вы не пишете (нет необходимости что-то фиксировать). Пусть будут свидетели во время ваших торговых сделок [например, когда присутствует отсрочка платежа]. И пусть не пострадают от этого ни писарь, ни свидетель [ни остальные участники сделки]. Если же вы не последуете этому [преднамеренно навредите], то совершите грех. Бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [совершать грех, наносить другим вред]. Всевышний учит вас [как наиболее верно и правильно поступать в ваше же благо]. Он знает абсолютно все [а потому будьте честны, правдивы, обязательны не только в делах, но и в ваших намерениях]» (Св. Коран, 2:282).
 
Также для гарантированности выполнения условий договора продавец может предоставить покупателю что-то ценное в качестве залога /15/.
 
«Если же вы окажетесь в пути и не будет того, кто записал бы [ваши долговые отношения], тогда нужен залог, переданный в руки [из рук в руки, что и явится гарантией выполнения долговых обязательств]. А если один из вас доверяет другому [вы решили ничего не писать и обойтись без залога], тогда пусть же выполняет обязательства тот, кто взял их на себя, и пусть страшится Бога, Господа своего!» (Св. Коран, 2:283).
 
Сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды купил еду с отсрочкой платежа у иудея, ему просто нечем было платить. В качестве залога и гарантии оплаты он передал свою металлическую кольчугу /16/. Обычно в таких случаях покупатель платит за товар большую сумму, которая устанавливается по обоюдному согласию изначально и более не изменяется. Похожей является торговая операция с покупкой в рассрочку, например автомобиля: изначально, в зависимости от периода оплаты, цена завышена и прописана в договоре; после покупатель оплачивает стоимость частями с установленной в договоре периодичностью и сроками.
 

Не похож ли договор ас-салям на фьючерсы?

 
С точки зрения шариата у стандартного фьючерсного контакта есть две проблемы: 1) большинство контрактов — беспоставочные и используются для спекуляции и хеджирования рисков, то есть без купли-продажи и движения физических активов; 2) расчет и поставка по фьючерсам производится в будущем. Даже если вы купили, например, поставочный фьючерс на нефть, то вы покупаете нефть по рыночной цене на день исполнения контракта. Иными словами, при поставочном фьючерсном контракте покупатель заказывает поставку товара в будущем, делает предварительный взнос (страховой депозит) брокеру, который гораздо меньше расчетной суммы. Если до истечения срока контракта цена на товар изменилась, например выросла, то взнос нужно увеличить. В день завершения срока фьючерса делается окончательный расчет по рыночной цене на этот день. Сама поставка идет на стандартных условиях той или иной биржи.
 
Сделка ас-салям подразумевает приобретение определенного количества товара определенных характеристик с поставкой в будущем, с разовой выплатой полной стоимости при заключении договора. Продавец обязуется поставить покупателю этот товар в будущем на контрактных условиях. В этом состоит ключевое различие фьючерса и ас-саляма. При заключении фьючерсного контракта вы рассчитываетесь за товар в будущем, причем по той цене, которая будет продиктована рынком на тот период. Первоначально вносите лишь страховой депозит. В сделке ас-салям все изначально определено и изменениям не подлежит.
 

Сделка аль-истисна

 
Вторая форма торговой сделки, допускаемая исламскими канонами, — сделка аль-истисна‘.
 
Аль-истисна‘ — это когда товар продается прежде, чем он произведен; это именно заказ на производство того или иного с предоплатой. Подобная сделка похожа на ас-салям, ведь в обоих случаях товар отсутствует в момент заключения сделки. Но есть отличия. При аль-истисне отсутствует условие выплатить всю сумму сразу по заключении договора, не обязательно устанавливать срок получения, отсутствует также условие, чтобы товар был гомогенным, свободно доступным на рынке у других продавцов.
 
Заказ на производство того или иного товара, отсутствующего на данный момент, и частичная оплата его канонически возможны. Стороны подписывают соответствующий договор с прописыванием обязательств сторон, вносится аванс. Подробности и нюансы регулируются в соответствии с местным законодательством, с местными обычаями и культурой ведения подобных сделок /17/.
 
 
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
 
/1/ Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Не продавай того, чего у тебя нет [чем ты еще не владеешь, на что у тебя еще нет прав]!» Хадис от Хакима ибн Хизама. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 389, хадис № 3503, «сахих».
Подробнее об этом читайте здесь http://umma.ru/economica-i-islam/shariatskie-zapreti/9090-prodazha-togo-chem-ne-vladeesh.
 
/2/ В Интернете ее еще называют «салам» или «бай‘ ас-салам». С точки зрения арабского языка наиболее верен вариант, приведенный мною.
 
/3/ Это является обязательным условием по мнению всех ученых. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 5. С. 240.
 
/4/ См., например: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 249; Са‘ди А. Аль-камус аль-фикхи люгатэн ва истыляхан. [Лингвистический и канонический словарь исламского права]. Дамаск: аль-Фикр, 1988. С. 182.
 
/5/ Товары, выполняющие функции денег, передаются сторонами единовременно. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 661, хадисы № 2247–2250; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 543, хадисы № 2247–2250; там же. Т. 5. С. 547; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 5. С. 241.
 
/6/ Гомогенный — однородный по своему составу и происхождению.
 
/7/ Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 543 и 544; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 5. С. 240.
 
/8/ Упоминается и три года.
 
/9/ См: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 659, хадис № 2239; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 538, хадис № 2239.
 
/10/ См: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 659, хадис № 2240; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 539, хадис № 2240; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 5. С. 240, хадис № 2276.
 
/11/ См: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 660, хадисы № 2242, 2243; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 540, хадисы № 2242 и 2243.
 
/12/ См: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 660, хадисы № 2244, 2245; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 541, хадисы № 2244 и 2245.
 
/13/ См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 5. С. 240; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 25. С. 193.
 
/14/ Учитывая, что сегодня большинство людей грамотны, обычно нет необходимости прибегать к помощи третьих лиц, а потому пишет расписку тот, кто берет в долг, чтобы, формулируя ее, четко знать о том, что именно он должен.
 
/15/ См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 5. С. 243, пояснение к хадису № 2279.
 
/16/ См: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 661, хадисы № 2251 и 2252; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 545, хадисы № 2251 и 2252.
 
/17/ Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 5. С. 3642–3646.

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов