Дети после развода родителей

Дети после развода родителей

автор:

Однажды разведенная женщина пришла к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) и пожаловалась: «Мой ребенок — это выношенное и выстраданное мною [дитя]. Однако отец ребенка хочет забрать его у меня». Пророк сказал: «До тех пор, пока не выйдешь замуж за другого, у тебя больше прав на воспитание ребенка» /1/. Данный хадис явно указывает на то, что предпочтение в праве на воспитание ребенка после развода отдается матери и сохраняется оно до нового замужества. В последующем решение за судом или обоюдным согласием матери и отца. Главное — польза для ребенка в его развитии и воспитании /2/.

Есть и такой хадис: «К пророку Мухаммаду пришла разведенная супружеская пара и привела с собой ребенка. Каждый из них желал оставить его у себя. Посланник Господа, изучив ситуацию, посадил одного из родителей с одной стороны, а второго — с другой. Затем подошел к ребенку и попросил: «Возьми за руку того, кого ты желаешь!» Ребенок подошел к матери и взял ее за руку. После этого права на ребенка были переданы ей, и они вместе удалились» /3/.

На основе этих хадисов исламские ученые делают вывод, что мать должна заниматься воспитанием ребенка до достижения им того возраста, когда он начнет самостоятельно мыслить, различать хорошее и плохое, совершать осознанные поступки. По мнению одних ученых, это пятилетний возраст, по мнению других — семилетний. Если мать ребенка выходит замуж, то решение вопроса о воспитании и опекунстве над ребенком переходит в компетенцию суда.

Когда у разводящихся родителей есть пяти-семилетние дети и оба претендуют на них, вопрос решается судьей, который может предоставить право выбора самому ребенку. Однако имамы Абу Ханифа и Малик считали, что такое право ребенку не должно предоставляться. По мнению двух великих имамов, достигнув сознательного возраста, дочери должны воспитываться матерями, а сыновья — отцами /4/.

При необходимости судья может решить вопрос посредством жребия /5/, о чем упоминается в одном из хадисов /6/. Иногда это облегчает решение вопроса.

Что касается случая, когда мать ребенка является неверующей, а отец — верующим, то подавляющее большинство ученых-богословов утверждают, что ребенок должен остаться именно с отцом.

При обсуждении данной темы подчеркивается, что до использования жребия или предоставления права выбора ребенку ситуация должна быть изучена с точки зрения целесообразности и блага для дитя. Если при таком подходе к вопросу будет признано, что ребенку лучше остаться с матерью, то она становится его полноправной воспитательницей без каких-либо дополни­тельных процедур, а если будет признано, что ребенку более полезен отец, то воспитателем становится он.

Известный ученый Ибн Таймия передает следующую поучительную историю: «Однажды разведенные родители пришли к судье и попросили решения по вопросу воспитания ребенка. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца. Тогда мать мальчика обратилась к судье: «Спросите у ребенка причину такого выбора». Судья спросил, на что ребенок ответил: «Мама заставляет меня идти к учителям, которые иногда наказывают за невыполненное задание, а папа отпускает на улицу, и я играю с детьми». Услышав это, судья вынес решение о полной передаче родительских прав матери» /7/.

Вопросы по теме

С кем после развода должен остаться несовершеннолетний сын: с матерью или с отцом, если мать ребенка придерживается атеистических воззрений. Бабушка сына по материнской линии является христианкой и водит ребенка в церковь без разрешения отца.
Если мать ребенка неверующая, а отец — верующий, то ребенок должен остаться с отцом. Но важно оговориться, что данное положение не дает отцу право в грубой и безапелляционной форме лишать мать возможности общения со своим чадом. При этом необходимо учитывать и контролировать влияние, оказываемое родственниками и друзьями на формирующуюся личность ребенка, особенно если те желают воспитать его в неисламских традициях.

С кем должен остаться ребенок после развода родителей, если мать ребенка снова вышла замуж?
В такого рода ситуациях необходим рациональный подход с точки зрения пользы для ребенка. Атмосфера и окружение серьезно влияют на формирование личности, а для родителей одной из главных обязанностей пред Богом является привитие ей (личности) морально-нравственного облика, духовности и удаление от возможных вредных привычек. При вероятности пагубного влияния со стороны отчима, девочка, например, остается с отцом.

Мы с мужем развелись полностью уже как год, есть маленький ребенок. Я подала на алименты, и мой бывший муж стал мне звонить и заявлять, что теперь я должна буду давать ребенка ему. Но до этого он даже слышать о нем не желал. Бывший муж и его мать — алчные люди, ребенка не признали, поступили подло со мной и моими родителями. Про них мы потом наслышались очень нехороших вещей. Давать им ребенка не хочу, да и боюсь, чему еще научат. Как быть? Самира.
Так как вы являетесь матерью, имеете желание воспитывать ребенка в духе морали и нравственности, а также прививать мусульманские духовные ценности, то дитя остается с вами, хотя не исключено его общение с отцом, который в свою очередь обязан покрывать расходы по воспитанию, развитию и жизнедеятельности ребенка в меру своих сил и возможностей, стараясь и прикладывая должные усилия.

Если будут сложности в урегулировании ответственностей и обязанностей, тогда придется обратиться в суд, заблаговременно посоветовавшись с юристами, специализирующимися на подобных вопросах.


У меня родители разведены. Мама живет в одном городе, папа — в другом. Нас в семье четверо: я — старший, еще 2 сестры и младший братик (ему 5 лет). Я не знаю, с кем из родителей остаться. У нас в семье большие материальные проблемы. Папа живет в том городе один, а мама не хочет с ним быть.
Спросил по этому поводу у муллы, он сказал оставаться с отцом, но у меня мать одна не сможет прокормить сестренок. Куда пойти — не знаю... Мне обоих родителей жалко. В молитве всегда прошу, чтобы Аллах показал мне верную дорогу. Путь к истине, но я истины не вижу. Подскажите, как быть? С.
Помогать тому, кому из них тяжелее, акцентируя внимание все-таки на матери.

«Один человек спросил у Пророка (да благословит его Господь и приветствует): «О посланник Божий, кто из людей в большей степени заслуживает моей поддержки и хорошего отношения?» — «Мать», — ответил Пророк. «А кто после?» — «Мать», — снова сказал посланник Божий. «Кто еще [после нее]?» — «Мать», — в третий раз повторил Пророк. «Ну а после?» — «Отец»/8/.

Дети после разрыва отношений

У меня трагедия! До принятия Ислама я забеременела от мусульманина. Когда приняла Ислам, аборт делать не стала и родила девочку, которой сейчас 7 лет. Отношения с отцом ребенка законными не были, в чем я горько раскаялась. Теперь он хочет установить отцовство и забрать его, мотивируя это исламскими традициями. Имеет ли он на это право? Общаться им я не запрещаю, и другого мужа у меня нет. Есть только этот ребенок от любимого до сих пор человека.
Непростая ситуация. Но так как (1) вы являетесь мусульманкой, (2) не вышли замуж и (3) ребенок — девочка, то с точки зрения исламских канонов правда на вашей стороне. Самым разумным шагом с его стороны было бы узаконить ваши супружеские отношения. Девочка станет полноценным ребенком, имеющим маму и папу, а вы будете благополучно продолжать свою жизнь вместе с любимым человеком. Если он так поступит, то исправит и искупит свой прежний грех.
Если он хочет силой забрать у вас девочку, то поломает жизнь и себе, и ребенку, и вам, став по мусульманским канонам прелюбодеем, беспутным и аморальным человеком.

Религиозных судов у нас нет, поэтому вам, в крайнем случае, придется обратиться в светский суд для сохранения за собою прав на ребенка и, возможно, лишения его родительских прав.

Полагайтесь на Всевышнего, делая все, что в ваших силах.
/1/ Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Байхакы и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 259, хадис № 2276, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 348, хадис № 2973.
/2/ Кстати сказать, что если (не дай Бог) ребенок потерял мать или обоих родителей в раннем возрасте, то предпочтение в его воспитании отдается в первую очередь родственникам матери ребенка, ее родным сестрам (о чем сказано в достоверном хадисе), конечно же, если они имеют соответствующие навыки ухода за детьми и подобающий морально-нравственный облик.
Подробнее см.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 820, хадис № 2699; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 6. С. 380, хадис № 2699; там же. Т. 9. С. 635 и 645, хадис № 4251 и пояснение к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 259, хадис № 2280, «сахих».
/3/ См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 259, хадис № 2277, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 349, хадис № 2974.
/4/ Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 350.
/5/ Традиция использования жребия при решении различных вопросов восходит к Ветхому Завету. «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа», — гласит Книга притчей Соломоновых (Притч., 16:33). Так, жребий был брошен для подтверждения священства Аарона и его права быть главою колена Левина (Чис., 17); жребий использовали для распределения службы в храме (1 Пар., 24:5; Неем., 10:34), в спорах о праве собственности (Притч., 16:33; 18:18) и т. д. В Новом Завете также упоминается практика бросания жребия: при избрании апостолами Матфея в число двенадцати вместо Иуды Искариота (Деян., 1:26); Захария, согласно жребию, служил в храме, когда к нему явился ангел Гавриил (Лк., 1:9) и т. д. Пророк Мухаммад и его сподвижники тоже использовали жребий при решении различных вопросов (см.: св. х. Абу Дауда и ан-Насаи).
/6/ Св. х. Абу Дауда и ан-Насаи.
/7/ Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 351.
/8/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 256, хадис № 5/318.

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов