Духовное воспитание

Духовное воспитание

автор:

Основы веры крайне важны для человека, начиная уже с раннего детства.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний Творец и приветствует) оповестил: «Есть семь категорий людей. Они будут находиться в тени [которую пожелает] Всевышний в тот День, когда другой тени не будет [то есть в Судный День]». И в числе их окажется «молодой человек (или девушка), который вырос в атмосфере набожности [с юности был религиозно-практичен и далек от явно запретного и греховного]» /1/. Здесь говорится не о тех людях, которые, например, к 20 годам набрали охапку грехов, затем раскаялись и стали религиозно-практичными, а о тех, которые изначально имели хорошее внутрисемейное воспитание. Родители их с детства обучали набожности и религиозности, способствовали тому, чтобы они были далеки от всевозможных грехов, помогали, чтобы не попали под влияние дурных привычек и наклонностей (они никогда не сталкивались со спиртным, с сигаретами, к примеру), корректировали их развитие. Такие люди росли с минимизацией отрицательного влияния извне. Они выросли в атмосфере духовного роста и самосовершенствования, и так протекала вся их жизнь — именно такие окажутся в тени, когда кругом будет невыносимая жара, пекло.

Передается также, как однажды пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) обратился к Ибн ‘Аббасу [бывшему в то время еще ребенком /2/], сидевшему позади него на мулице /3/, со словами: «Оберегай Всевышнего [веру в Него, обязательность свою в выполнении Его предписаний и назиданий], и Он будет оберегать тебя [от всего дурного и скверного, невзгод и печали, как в мирском, так и в вечном].

Оберегай Его [всегда помни о Творце, восхваляя Его или благодаря], и ты почувствуешь Его рядом с собою [всегда будешь чувствовать в делах своих милость Божью и Его благословение].

Если просишь, то проси у Бога. Если тебе нужна помощь, то проси ее у Него. [Старайся по возможности не прибегать к помощи людей. В достижении желаемого прикладывай все свои силы и умения, уповая при этом на безграничную милость Господа миров] /4/.

Знай, что даже если все люди разом пожелают сделать тебе что-то хорошее, то они ничего не смогут сделать, кроме как с благословения на то Всевышнего (кроме того, что предписано Им). Также, если все люди соберутся для нанесения тебе вреда, они ничего не смогут сделать, кроме как с благословения Господа (кроме того, что предписано Им) /5/. И никто не сможет изменить того, что пожелал Всевышний» /6/.

«Помни об Аллахе в периоды благоденствия и изобилия, и Он не забудет о тебе в трудные и тяжелые [для тебя] времена. Знай, что в терпеливом выполнении того или иного [праведного, необходимого], которое тебе уже порядком опостылело, не хочется делать [надоело, ты устал, не видишь результата], [заложено] много блага, пользы для тебя.

Знай, что помощь [Господа, как прямая на уровне души, так и посредством чего-либо] идет параллельно с терпением [которое ты проявляешь в достижении своих целей], облегчение и утешение — вместе с печалью и горестью, а трудность — с легкостью. [Когда где-то появляется трудность, то одновременно с этим (или вслед за этим) совсем рядом или в других делах и заботах этого человека появляется облегчение, легкость] /7/» /8/. По приведенному выше хадису имам ‘Абдуль-кадир аль-Джайляни /9/ говорил: «Каждый верующий (му’мин) должен сделать этот хадис зеркалом своего сердца. Превратить его в девиз души, в ее легкую одежду и речь. Верующий во всех своих движениях или остановках должен следовать ему, и это ради своего благополучия в мирской обители и в вечной. Поступив так, человек приобретет честь и достоинство (‘изза) по милости Господа» /10/.

Имам аш-Шафии /11/ сказал:
Что может (с благословения Аллаха) подвести к успеху
более близко, чем прекрасное терпение?
Кто чувствует Всевышнего (анализирует пред Творцом свои дела, обстоятельства; не забывает о полной осведомленности Аллаха и неустанно просит Его о милости), тот (легко) достигает успеха (спасается, избавляется от проблем).
Кто правдив пред Господом (чист и искренен пред Ним в делах и поступках),
того не постигает боль. (Душа его настолько широка, что он всегда находит место, где мог бы похоронить обиды или плохие впечатления. Они не накапливаются на поверхности его души, подобно зловонному и постоянно напоминающему о себе мусору).
Кто искренне обращен к Нему (просит у Него, не теряя надежды),
тот всегда чувствует Его рядом с собою /12/
.

Конечно же, приведенный хадис и высказывания ученых — это высокий слог и величественные смыслы, но жизнь пронизана ими. Обязанность родителей — понять это самим /13/ и, переведя на язык ребенка, донести до него путем примеров и ассоциаций. Ведь эти слова — из основ мироздания. Умения понять, смотря на жизнь через призму веры, и применить крайне важны для ребенка, завтрашнего юноши или девушки. Не только и не столько сухое заучивание, сколько проекция этих пророческих назиданий на каждодневные события значительно облегчает, помогает новому члену общества уловить такт жизни и алгоритм действий.

Вот краткие рекомендации родителям в вопросе воспитания духовности:
• Постепенно обучать основам веры /14/.
• Разъяснять ценность и значимость Священного Корана /15/ для мусульман и людей в целом.
• Внушать любовь и уважение к заключительному Божьему посланнику, пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) /16/.
• С раннего детства помогать ребенку заучивать короткие суры и молитвы-ду‘а. Можно, например, читать последние три суры Священного Корана ребенку перед сном /17/.

Также важно поспособствовать тому, чтобы ребенок выучил первую суру Корана со знанием ее смысла (или хотя бы перевода) /18/. Пророк Мухаммад говорил, что самой величественной сурой Корана является сура «аль-Фатиха» (Открывающая) и в ней — весь Коран /19/. Этим Пророк подчеркнул особую значимость смысла этой суры, чтения ее и воздаяния (саваба) за это.

У любого мусульманина связь со Священным Писанием должна быть на уровне души, сознания и фактических устремлений. Это станет, по милости Всевышнего, одной из гарантий его благополучия в мирской обители и в вечной. Посланник Всевышнего сказал: «Наилучший из вас тот, кто обучился Корану /20/ [научился читать его, изучает и понимает] и передает эти знания другим» /21/.

«Не каждый, кто объявляет себя верующим, действительно привержен религиозным ценностям. Но когда человек на самом деле живет в согласии с религиозными принципами, это меняет его поведение и влияет на развитие личности. Австралийские психологи из университета Вулонгонг обследовали более 700 подростков в течение нескольких лет, начиная (в среднем) с 13-летнего возраста. Оказалось, что вера помогает мальчикам сдерживать свою импульсивность и эмоциональные порывы, а у девочек усиливает развитие позитивных черт личности — они становятся более радостными, вдумчивыми, открытыми другим людям» /22/.
/1/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 285, хадис № 4645, «сахих».
/2/ Тогда ему было около 10 лет. На момент смерти пророка Мухаммада Ибн ‘Аббасу исполнилось 13 лет. Это тот Ибн ‘Аббас, за ученость и проницательность которого помолился сам Пророк, что возымело явный результат — он стал в последующем одним из самых ученых и грамотных сподвижников. Подробнее см., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 9. С. 161.
/3/ Не мул, а именно мулица, подаренная пророку Мухаммаду хосроем. См., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 9. С. 161.
Хосрой — титул древних персидских царей.
/4/ Один из арабских поэтов сказал: «Всевышний гневается, когда ты перестаешь просить у Него, а люди — когда начинаешь просить у них».
/5/ То есть, активно живя в этой жизни, используя правила, нормы, закономерности, не забывая о мудрости и гибкости, будь всегда (!) устремлен душою и сердцем только к Аллаху, Господу миров.
Приводятся очень поучительные слова Всевышнего, смысл их таков: «Клянусь Своим могуществом и величием! Прервана будет Моя связь с тем, кто надеется на кого-то другого помимо Меня. Я одену его в одежду униженности перед людьми. Удалю его от Себя. Я присоединю его к числу тех, кто в периоды бед и затруднений растерянно надеется на кого-то помимо Меня. А беды ведь — в Моей власти. Я всегда жив и ничем не ограничен. Человек мысленно стучится в двери других, забывая о том, что ключи от этих дверей у Меня. Те двери закрыты, Моя же дверь всегда открыта для тех, кто обращается ко Мне с мольбою [постучись — и ты увидишь ее открытой]». См.: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 9. С. 164.
/6/ С учетом Своего всезнания и изначальной полной осведомленности, Господь утвердил то, что пожелал, принимая во внимание дела, устремления и выбор, которые даны каждому из людей. Мы, люди, живем и выбираем в условиях реального времени, Он же дает Свои благословения и помощь во вневременном пространстве. То, что даст Он или не даст отдельному человеку (в результате активности или лени, усидчивости или беспечности), Ему было известно изначально, еще до Сотворения человечества. Но проявление имен Его, величия Его, могущества, милости и щедрости происходит для нас, живущих в определенный период, в режиме реального времени. См., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 9. С. 164, 165.
/7/ Кстати, муфассиры (толкователи Корана), давая пояснение кораническим аятам, где упоминается об этом (см. Св. Коран, 94:5, 6), с акцентом на грамматику арабского языка отметили, что смысл таков: «С одной определенной трудностью, сложностью необратимо появляются две неопределенные, но очевидные легкости, два облегчения». Схожее замечание по этому поводу встречается и в хадисах.
То есть человек не может быть побежден, кроме как в случае, когда он сам пал духом, потерял надежду в разрешении отягощающих его проблем. Сохраняя же волю и устремленность, верующий в состоянии преодолеть любые препятствия и трудности, так как он знает и в перспективе видит рядом с собою (или ожидает) вдвойне большие облегчения. Такой настрой и жизненная позиция явились одной из главных причин феномена результативности в делах и открытиях сподвижников Пророка, как и результативности многих иудейских, христианских и мусульманских праведников, а также тех, кто достигал невероятных высот в своей сфере деятельности (наука, искусство, архитектура, военное дело), двигая прогресс человечества вперед.
См., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 9. С. 165; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 30. С. 293, 298, 299; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 20. С. 73, 74; аль-Вахиди А. Аль-Васыт фи тафсир аль-кур’ан аль-маджид. В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1994. Т. 4. С. 517–520.
/8/ Оба хадиса переданы Ибн ‘Аббасом и являются достоверными. См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 1. С. 126, 127, хадис № 12, «хасан, сахих»; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 367, хадис № 2518; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 16. С. 249–251, хадис № 1 (5836); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 9. С. 161, хадис № 5302.
/9/ ‘Абдуль-кадир аль-Джийляни (аль-Гийляни) (1077–1166 гг. по григор.; 470–561 гг. по хиджре) — один из величайших богословов-суфиев. Жил и похоронен в Багдаде. Является автором немалого количества трудов по богословию и духовной практике, среди которых «Джаляу аль-хатыр фи аль-батын ва аз-захир», «Аль-фатх ар-раббани ва аль-файд ар-рахмани», «Адаб ас-сулюк ва ат-тавассуль иля маназиль аль-мулюк» и др. Подробнее см.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 2. С. 200.
/10/ См.: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 9. С. 165.
/11/ Подробнее об имаме аш-Шафи‘и и его жизни см.: Аляутдинов Ш. Все увидят Ад. М. — СПб.: Диля, 2008. С. 31–48.
/12/ См.: Ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Коран аль-кярим, 1981. Т. 3. С. 653; Диван аль-имам аш-шафи‘и [Сборник стихов имама аш-Шафи‘и]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. С. 45.
/13/ «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?» (Л. Толстой).
/14/ Основными постулатами веры являются:
1. Вера в Единого и Единственного Творца, Бога.
2. Вера в ангелов, которые не имеют пола и во всем покорны Создателю.
3. Вера во все Священные Писания и следование в религиозной практике и обыденной жизни последнему из них — Священному Корану.
4. Вера во всех Божьих пророков и посланников.
5. Вера в Судный День, о котором говорят все небесные религии и который является разделительной чертой между временным и вечным.
6. Вера в то, что все изначально известно Всевышнему и определено. Все хорошее и плохое — от Творца (плохим Он наказывает, а порой и испытывает человека). Человек движется по жизни на основе своего желания и выбора, за правильность и неправильность которых он будет отвечать пред Богом в Судный День.
Подробнее об этом см.: Аляутдинов Ш. Мусульманское право. 1–2, 2-е изд. М. — СПб.: Диля, 2010. С. 41–52.
/15/ Коран — последнее и заключительное Священное Писание, полученное человечеством через пророка Мухаммада. Содержание его — повествования Всевышнего, данные на понятном для людей уровне. Священным является только на языке оригинала, то есть арабском.
/16/ О пророке Мухаммаде см., например: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 6-е изд. М.: Фонд «Мир образования», 2008. С. 53–72; Аляутдинов Ш. От темы к теме. М.: Фонд «Мир образования», 2005. С. 281–288, 309–328 или на нашем сайте www.umma.ru.
/17/ «Пророк Мухаммад, ложась спать, соединял ладони [подобно как соединяют их при чтении молитвы-ду‘а], сплевывал воздухом на них, читал последние три суры Корана и обтирал себя ладонями с головы до ног (начиная с головы и лица). Делал он это трижды».
Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари, ат-Тирмизи и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 10. С. 76, хадисы № 5016, 5017; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 692; аль-Багави Х. (умер в 516 г. по хиджре). Тафсир аль-Багави [Комментарии к Корану имама аль-Багави]. В 8 т. Рияд: Тайба, 1993. Т. 8. С. 600.
/18/ Транскрипцию и перевод см., например: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 6-е изд. С. 144. Подробный перевод смысла см.: Аляутдинов Ш. Священный Коран. Смыслы. Т. 1. М. — СПб.: Диля, 2009.
/19/ Хадис от Абу Са‘ида ибн аль-Му‘алля; св. х. аль-Бухари. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 10. С. 66, хадис № 5006.
/20/ Порой люди значительное внимание уделяют лишь заучиванию Корана наизусть, на что обычно уходит около двух лет, не обременяя себя осмыслением текста Священного Писания. Впоследствии некоторые довольно быстро заученное забывают, так как сохранение в памяти такого объема информации (более шестисот страниц) требует ежедневной работы, повторения.
Наиболее верно, на чем делали акцент и сподвижники Пророка, — заучить повседневно необходимый объем сур и повторять их периодически. А больший акцент сделать на понимании смыслов Священного Писания и практическом применении в жизни его назиданий и поучений.
/21/ Хадис от ‘Усмана; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 10. С. 91, хадис № 5027; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 250, хадис № 4111, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 611, хадис № 2109.
/22/ Леонтьев Д. Бог в помощь? // Psychologies, апрель 2008 (№ 26). С. 32.
Москва
Сегодня 24 июня
29
ДЕНЬ РАМАДАНА
фаджр / есть до 1:52
шурук3:45
зухр12:33
аср17:04
магриб / начинаем есть21:19
иша/таравих23:12

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов