Морально-нравственная культура

Морально-нравственная культура

автор:

 
Морально-нравственное воспитание поможет ребенку, юноше (девушке), мужчине (женщине) стать мудрыми на уровне души, чувств. Оно формирует понимание необходимости гармоничного сосуществования с представителями различных цивилизаций и культур, сохраняя при этом чувство достоинства, свою религиозную специфику, позитивный национальный менталитет /1/ и индивидуальность.
 
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Наилучшими из вас являются те, кто наилучшие по морально-нравственным качествам» /2/; «Будь набожен, где бы ты ни был [старайся никогда не забывать о полной осведомленности Аллаха относительно твоих дел и поступков]. Если совершил грех /3/ [оступился], то вслед за этим соверши благое деяние, которое сотрет первое. И будь с людьми всегда высоконравственным (воспитанным)» /4/.

Также посланник Всевышнего подчеркивал: «Бойтесь запретного [не совершайте греховного и будьте усидчивы в обязательном], тогда станете самыми набожными. Оставайтесь довольны тем, что дал вам Творец, и обретете значительные богатства (независимость). Хорошо относитесь к своим соседям [даже если они относятся к вам плохо], тем самым проявите истинность своей веры. Любите для людей то, что любимо вами (желайте другим то, что желаете самим себе), тем самым станете по-настоящему мусульманами (покорными Всевышнему). Много не смейтесь. Излишний смех умерщвляет сердце [то есть влияет на чувство набожности и трепета в нем. Шутящий к месту и не к месту человек теряет свою серьезность в глазах людей, с ним нельзя поговорить или посоветоваться по важным вопросам, то же самое касается и его личного отношения к вере, к Богу. Но важно отметить, что Пророк очень часто улыбался, лицо его практически всегда было лучезарным, ясным, добрым и открытым]» /5/.
 
Великий имам, четвертый праведный халиф ‘Али мудро изрек:

Беды нас сегодня не удивляют,
А вот благополучие (здравость) — это (стало) самым что ни на есть удивительным.
Красота — это не те прекрасные одежды, которыми мы украшаем себя,
(Истинная) красота — это красота разума и воспитанности.
Сирота — это не тот, у кого умер отец,
(Настоящий) сирота — это тот, кто обделен знаниями и воспитанностью /6/.
 
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Верующий (му’мин), живущий среди людей и терпеливо переносящий [душевную] боль, [причиненную невоспитанностью отдельных людей или их плохими поступками] более вознаграждаем пред Всевышним (более величественен пред Ним) нежели тот, кто [в сохранение душевного спокойствия] избегает их или не проявляет терпения и сдержанности [к их поведению и поступкам]» /7/.

«Верующий (му’мин) — это тот, с кем люди [независимо от нации или вероисповедания] не опасаются за себя и свое имущество» /8/.

«Наилучший из вас тот, от кого исходит только благое, тот, в ком уверены, что он не принесет зло и не сделает подлость. Наихудший же из вас тот, от кого уже не ждут ничего хорошего и кого всегда опасаются» /9/.
 
«Уважайте, пробуждайте, укрепляйте (детей), но не забудьте при этом, что каждый (подрастающий) человек (в последующем) обязан служить целому человечеству как член его и что он только тогда получает свое значение и свои права, когда пользуется индивидуальной жизнью и дает ей вес лишь настолько, чтобы она не вредила индивидуальной жизни других личностей» /10/.
 
Очень важным и ценным для ребенка, чему должны постараться научить его родители, является умение давать отчет в своих делах и поступках /11/. Этому первым делом должны учиться и сами родители. Тогда процесс обучения будет прост и эффективен.
 
И в заключение приведу слова имама ‘Али, обращенные к его сыну Хасану:

Надень на себя одежду терпения в периоды бед,
И через прекрасное терпение ты приобретешь хороший конец (итог) /12/.
На любом собрании (в любой ситуации) не расставайся с добротой /13/,
Доброта (благоразумие) — это наилучший спутник для тебя.
Храни верность дружбе и оберегай ее,
От должного внимания к ней ты вкусишь чистоту черт характера (своего).
За все блага будь благодарен Аллаху,
И Он поднимет тебя на еще более высокие уровни щедрых дарований.
Человек таков, каковым он себя считает (на какой уровень себя ставит),
Стремись же среди людей к наивысшим степеням (уровням).
Стремись к приобретению удела (достатка) посредством халяльного /14/,
И ты увидишь, как со всех сторон твой удел будет удваиваться.
Береги воду лица (слезы) и не проливай ее полностью (не горюй попусту).
Не жди от подлых людей высоких целей, благородства устремлений.
Учитывай права друга, когда приходит он к тебе,
Отвечая ему правдивым благородством, подобно обязательному для тебя /15/.
Оберегай своих родителей и помогай им,
А также соседу своему, набожным людям и близким тебе /16/.

 

«Духовное воспитание детей начинается дома»,
 — Шамиль Аляутдинов /17/

Специалисты отмечают: в наши дни наука настолько быстро движется вперед, что знания человека, даже если он сегодня очень грамотен и профессионален в той или иной области, устаревают примерно за 10 лет, причем на 90 с лишним процентов.
 
Вспомним, что именно 10 лет ребенок проводит в школе, и учат его в большинстве случаев педагоги, собственные знания, подходы и стили которых зачастую уже не актуальны. К тому же и знания по школьным предметам, и морально-этические нормы доходят до детей не в четко установленном виде, а несут в себе следы личностных черт друзей, педагогов, их оценок и мировоззрения.
 
Нередко происходит и так, что детей, к примеру, учат: врать — нехорошо, однако родители и воспитатели почему-то могут говорить неправду; курить — нехорошо, но взрослые не просто позволяют себе это, а еще и делают открыто... В таких условиях воспитуемые имеют право выбора между назиданиями воспитателей и их действиями. Как зачастую реализуется это право, говорить излишне.
 
Заместитель председателя Духовного Управления мусульман Европейской части России, имам Московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов видит причины ситуации в отрыве современных морально-этических норм от религиозности, и начался этот отрыв в обществе примерно со второй трети ХХ века.

Во время интерактивной беседы с гражданами по видео через интернет, состоявшейся на Информационно-правовом портале «Закония», Шамиль Аляутдинов назвал одним из наиглавнейших моментов воспитания ребенка его духовное воспитание.

«Чем здесь может помочь школа? Может быть, введением предмета религиоведения?» — поинтересовался один из участников разговора.
«Вряд ли. Задача учителей на таких уроках — подвести суть учения основных религиозных конфессий под шаблоны и границы «общеобразовательного» воспитания. В этом никакой духовности нет», — уверен имам Шамиль. Воспитание духовности в ребенке и предмет религиоведения, по его мнению, разные вещи.
«Для детей полезнее и важнее, чтобы все-таки родители крупица за крупицей прививали им духовные, моральные, нравственные ценности, — считает Шамиль Аляутдинов. — Заключительный посланник Всевышнего, пророк Мухаммад говорил: «Я был избран Богом для того, чтобы довести нравственные нормы до совершенства». Родители должны учиться сами и уметь находить в современной литературе доходчивые, доступные пониманию детей необходимые формулы. Как мы готовим красивые блюда на ужин либо на праздничный стол, так же нужно «приготовить» и суметь подать красивое интеллектуальное «блюдо», которое будет удобоваримо для ребенка в том или ином возрасте. Лучше, конечно, начинать с раннего. Пусть это будет набор из десяти каких-либо важных ценностей: не завидовать, не питать злобы, не лгать, уметь выметать из своего сердца все негативное... Это надо повторять, прививать ребенку, с одной стороны. С другой — формулировать самое важное для его морального облика на всю оставшуюся жизнь, а это то, что явно запретно: спиртное, наркотики, курение, ложь, воровство, прелюбодеяние, насилие... И вот если родитель сумеет это донести, то он предотвратит в том числе возможное негативное влияние в школе, институте, убережет ребенка от других пагубных факторов. Он будет знать, что ответить, когда ему скажут: «Попробуй, ничего страшного, ночью Бог не видит...»

Этой основы духовности ни СМИ, ни школа пока что нашим детям дать не могут. Мы с вами, родители, должны это взять на себя, если хотим чтобы они выросли устойчивыми, уверенными, духовно богатыми, нравственно полноценными личностями.

Однако не стоит все подряд и сразу запрещать, абсолютно нет. Постепенно, шаг за шагом нужно объяснять, почему то или иное запретно. С Божьей помощью, я думаю, всего можно добиться, если именно мы, не ожидая от кого-то, внесем вклад в то, чтобы дети наши формировались как многосторонние личности.

А что касается школы, я все-таки сторонник того, чтобы государственное образование давало нашим детям светские, как можно более живые, полезные общеобразовательные знания из области математики, физики, химии, русского языка, истории и т. д. Не чье-то отдельное, частное видение предмета, а, повторю, именно базовые знания современного уровня. Россия на сегодняшний день при существующей модели образования многое теряет, и для меня, как для россиянина, это печально».
/1/ Менталитет (ментальность) (позднелат. mentalis — умственный) — образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. См.: Большой энциклопедический словарь. С. 717.
/2/ Хадис от Ибн ‘Амра, св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 243, хадис № 3984, «сахих»; аль-Хатыб аль-Багдади А. Тарих багдад [История Багдада]. В 19 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, [б. г.]. Т. 2. С. 316.
/3/ Здесь подразумевается именно тот грех, который остался втайне между человеком и Всевышним. Те же прегрешения, которыми нанесен ущерб чести, здоровью или имуществу других людей, не прощаются Богом, кроме как после компенсации нанесенного ущерба и соответствующих извинений.
/4/ Хадис от Абу Зарра; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима и др.; от Му‘аза; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 14, хадис № 115; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 77, хадисы № 14, 15; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 272, хадис № 1988, «хасан, сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]. В 18 т. Стамбул: Ак чаг. Т. 16. С. 265, хадис № 5851.
/5/ См.: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 331, хадис № 2306; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 16. С. 251, хадис № 5837; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 9. С. 24-26, хадис № 5171.
По вопросу достоверности данного хадиса есть разные мнения, но в том, что он имеет подтверждения в аятах и достоверных хадисах, мнение ученых едино.
/6/ См.: Аль-Кярам А. Диван амир аль-му’минин аль-имам ‘али ибн абу талиб [Сборник стихов правителя правоверных имама ‘Али ибн Абу Талиба]. С. 16.
/7/ См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 170, 171, хадис № 37, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 9. С. 153.
/8/ См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9144, «хасан»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 2. С. 264, хадис № 510.
/9/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 250, хадис № 4113, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 663.
/10/ См.: Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. Минск: Попурри, 1997. С. 316.
/11/ «Воспитание должно опираться на две (прививаемые детям) основы — нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от (заразительного примера) чужих пороков» (Н. Шамфор).
/12/ Беды и сложности завершатся для тебя благом.
/13/ В тексте употреблено слово «аль-хильм», которое переводится как «кротость, мягкость, доброта; благоразумие».
/14/ Того, что дозволено Всевышним.
/15/ Относясь к этому как к обязанности для тебя.
/16/ См.: Аль-Кярам А. Диван амир аль-му’минин аль-имам ‘али ибн абу талиб. С. 15.
/17/ Интервью Ш. Аляутдинова для Информационно-правового портала «Закония», январь 2010. См.: http://www.umma.ru/interview/video/2532.

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов