Бесплодие: предопределение и альтернативные методы

Бесплодие: предопределение и альтернативные методы

автор:

Я женат около 10 лет, детей нет и надежды на их появление тоже нет. Хотя все подчинено Всевышнему и в Его власти... Все родственники хотят, чтобы я развелся, однако мы с женой этого не хотим. У меня очень крепкая семья и разрушить ее я не хочу и не могу, готов встретить старость (если на то воля Всевышнего) без детей. Не грешно ли это с исламской точки зрения? Содержать на стороне жену или раздвоиться — это не по мне, да и возраст не тот. Б. К.
1. Ничего греховного вы не совершаете, сохраняя семью и не заводя вторую. По вашему вопросу есть одно «но» — «и надежды больше нет». Такой настрой очень даже неверен, а возможно, и греховен. Если надежда умерла, то крайне маловероятно, что это (то, чего вы так долго ожидали) произойдет. Верующий никогда (!) не теряет надежды духа на благое и правильное, касающееся мирского или вечного. Больше воли и целеустремленности!
 
Когда ангелы известили пророка Авраама о том, что его жена наконец родит ребенка, а Авраам был в то время уже преклонных лет старцем, он так этому удивился, что сказал: «Вы решили обрадовать меня этой вестью, тогда как я достиг уже преклонного возраста?! [В мои годы отцами не становятся.] Чем же вы хотите меня порадовать?» — «То, о чем мы говорим тебе, — правда. Не будь из числа отчаявшихся (потерявших надежду)!» — [подкорректировали его душевное состояние ангелы]. «Если кто и отчаивается в милости Господа, то лишь заблудшие [только они могут погрязнуть в болоте потерянности и растерянности, не понимая совершенства мощи Господа и бесконечности Его милости, а я, с Его благословения, таковым (заблудшим) не являюсь]», — ответил Ибрахим (Авраам)»
(Св. Коран, 15:54 — 56).

В другой суре Священного Писания это событие описывается следующим образом:
 
«Воистину, пришли Наши посланцы [Джабраил (Гавриил), Микаиль (Михаил) и Исрафиль] /1/ к Ибрахиму (Аврааму) с радостной вестью, сказав: «Мир тебе». Ответил он (Авраам): «Мир вам!» И не прошло много времени, как принес он [в угощение гостям] теленка, изжаренного на раскаленных камнях. А когда увидел он, что они (гости) даже не притронулись к еде [увидел, что они не едят], он настороженно отнесся к этому и почувствовал некоторое опасение (душевное смятение). Они (гости) воскликнули: «Не тревожься! Мы ниспосланы к народу (пророка) Лута (Лота) [для того чтобы исполнить Господне повеление, наказать их] /2/». Жена его (Авраама, Сарра) стояла [помогала принять гостей] и засияла улыбкой [удивилась тому, о чем ее оповестили]. А Мы [говорит Всевышний] обрадовали ее [через посланцев Божьих скорым рождением] Исхака (Исаака), а после Исхака — [рождением] Я‘куба (Иакова). Воскликнула она (жена Авраама): «Удивительно! Я рожу, являясь столь пожилой /3/ женщиной?! И муж (ведь) мой — [почтенного возраста] старец! /4/ Эта (весть) удивительна (странна, необыкновенна)!» [Ангелы] сказали: «Ты удивляешься тому, что повелел Бог?! /5/ Милость и многочисленная благодать вам, о род Ибрахима (Авраама)! [Ангелы помолились за Авраама и его род] /6/. Воистину, Он [Господь миров] — Восхваляем и Прославляем» [завершили ангелы]»
(Св. Коран, 11:69 — 73) /7/.
 
Также данное историческое событие описано в 51-й суре Корана (см. Св. Коран, 51:25–30), где история об этом завершается словами: «Воистину, Он (Всевышний) — безгранично Мудр и Всезнающ [знает о каждой мелочи, происходящей на этой Земле и во всей, все еще до конца не постигнутой нами Вселенной; и любое событие, изменение, задержка или ускорение наполнены Его мудростью]».
 
2. В жизни очень много случаев (даже могу заверить это, исходя из личного опыта общения с людьми), когда первый ребенок в семье, вопреки всем диагнозам о бесплодии, все же рождался через 10–15 лет дружной и верной семейной жизни супругов. В большинстве подобных ситуаций отсутствовали медицинские вмешательства /8/.
 
Считаю уместным привести еще один коранический пример по данной теме: "[Сие повествование —] упоминание [проявления] милости Господа по отношении к рабу Его [верному служителю] Закарии (Захарии) /9/. Воззвал он к Господу скрытой [искренней, проникновенной, незаметной для других] мольбой-зовом. Сказав: «Господи! Кости мои ослабли [я слаб физически, силы уже не те], голова покрылась сединой [совсем состарился], но я никогда не был несчастен [безуспешен, разочарован], обращаясь к Тебе с мольбой. [Ты всегда отвечал на мою мольбу и давал просимое. Дай же мне надежду, благословение и на этот раз.] Я опасаюсь за родных, которые останутся после меня [уверен, что они после моей смерти растеряют основы и постулаты веры]. Супруга же моя не может иметь детей (она бесплодна). [Но прошу] даруй мне [нам с женой] покровителя [ребенка, который] унаследует от меня [знания] и унаследует от рода Я‘куба (Иакова) [пророчество, власть и мудрость]. Да будет он, о Господи, из числа тех, кем Ты доволен [пусть он будет любим Тобою и людьми]. [И услышал он в ответ:] «О Закария (Захария)! Мы даем тебе радостную весть [через некоторое время у тебя родится] ребенок, имя которого — Яхья (Иоанн Креститель). Ранее Мы никого еще так не называли» /10/. Сказал [Закария]: «О Господи! [Все же удивительно] как может у меня родиться ребенок, когда моя жена бесплодна /11/, а я достиг немощного (крайне преклонного) возраста?» /12/ Сказал [ангел]: «Так повелел Господь [именно так оно и будет]. «Это для Меня легко [получил он внушение от Господа миров]. Я ведь сотворил тебя ранее, когда ты был еще ничем!» (Св. Коран, 19:2 — 9) /13/.

Спустя некоторое время супруга Закарии забеременела и у них родился сын — Яхья (Иоанн Креститель), который, кстати сказать, в последующем был первым, кто подтвердил истинность пророческой миссии Иисуса /14/.
 
В 21-й суре Корана отмечены несколько важных характеристик семьи Закарии, которые, наиболее вероятно, поспособствовали высокой результативности мольбы: «...они [семья Закарии] (1) были поспешными в совершении благих дел [не оставляли благое на потом], (2) молили Всевышнего с желанием [получить просимое, веря в осуществление] и (3) с трепетом [не требуя «дай мне!», а ощущая немощность, слабость пред Богом; сомневаясь в заслуженности просимого; без гордости за благие дела, а с явным ощущением недочетов и недостатков]. (4) И были они глубоко набожны» /15/ (Св. Коран, 21:90).
 
3. Относительно бездетности в Священном Коране имеется следующий аят: «Всевышнему принадлежит власть над всем, что на небесах и земле! Он творит (создает) то, что пожелает. Дарует, кому пожелает, дочерей, а кому — сыновей. Или же в семье рождаются и сыновья, и дочери. Кого пожелает, делает бездетным (‘акым). Воистину, Он (Всевышний Творец) Всезнающ [обо всем осведомлен до мельчайших подробностей] и Всемогущ [Он может сделать или сотворить все; Его могущество ничем не ограничено]» (Св. Коран, 42:50). Уместно провести параллель между приведенным аятом и двумя историческими фактами. Как относительно супруги Авраама, так и при упоминании супруги Закарии в кораническом тексте сказано, что они были бездетны (‘акым, ‘акыр) /16/. Однако мы однозначно и без сомнений знаем о том, что у них родились здоровые дети, да еще какие дети! Эти семьи обладали двумя качествами: (1) не теряли надежды и (2) скромно молили Всевышнего, не возмущаясь и не проявляя излишнего упорства, граничащего с глупым, изводящим самого человека упрямством.
 
Да, некоторые семьи могут быть бесплодными, но это не приговор, а лишь состояние, которое, возможно, и временное. Бесплодность способна враз преобразоваться в плодовитость /17/, если будет на то повеление Творца.
 
4. Упомяну очень важный и житейски необходимый уровень для верующего, о котором многие мусульмане не знают или недопонимают: цель достижима, надежда реализуема, пока человек не начинает ограничивать милость Творца к нему своим пессимизмом; пока не перечеркивает Всемогущество Всевышнего потерей надежды и устремления. Люди, по природе своей слабые волей, отступающие перед кажущимся им невыполнимым, специально предупреждаются кораническим текстом: «Не отчаивайтесь (не разочаровывайтесь) в милости Господа!» (Св. Коран, 39:53).
 
А другой аят раскрывает для нашего, подчас «туннельного», мышления неописуемые мирские возможности; невероятным образом расширяет горизонты, предоставляет шанс сбросить с себя тонны безнадежности, апатии, инертности и подавленности и стать по-настоящему человеком, участвующим в обустройстве своего мирского и вечного благополучия, полагаясь на милость, прощение и безграничную мощь Господа миров. Сколь краток аят, но сколь много в нем смысла: «Всевышний бесследно стирает то, что пожелает [например, зло, которое необратимо шло нам навстречу по написанному в Хранимой Скрижали /18/, но в последний момент по Его милости было мгновенно удалено с нашего пути через благой поступок, молитву или доброе отношение], и укрепляет [делает неизменным то, что должно было произойти]. И у Него (Повелителя миров) — Основа Книги [Хранимая Скрижаль; Божественное знание и полная осведомленность]» (Св. Коран, 13:39). В пояснение этого приведем повествование из свода хадисов имама Ахмада. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Воистину, человек [может] лишиться удела [того или иного блага] по результату совершения греха! Ничто не может остановить предопределенное /19/ [например, что-то плохое, находящееся по воле Творца рядом или идущее нам прямо навстречу], кроме мольбы-ду‘а. Ничто не продлевает жизнь [не делает ее более благодатной], кроме благих дел» /20/.
 
Такие известные сподвижники пророка Мухаммада, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн Мас‘уд и другие, часто молили Всевышнего исполненной глубокого трепета молитвой-ду‘а. Например, ‘Умар, совершая обход вокруг Каабы, со слезами на глазах молил Бога: «О Господи! Если относительно меня записано (в Хранимой Скрижали) какое-то несчастье, беда или грех, то (прошу Тебя) бесследно удали это! Ведь Ты «бесследно стираешь то, что пожелаешь, и укрепляешь. И у Тебя — Основа Книги [Хранимая Скрижаль]» /21/. Преврати это (заведомо плохое) в счастье, благополучие и прощение» /22/ (Аллаахумма, ин кунта кятабта ‘алейя шакватэн ав занбан, фа-мхуху, фа иннакя тамху маа ташаау ва тусбит, ва ‘индакя уммуль-китааб. Фа-дж‘альху са‘аадатэн ва магфира).
 
5. Мы запираемся в мирских мелочах, забывая о неописуемых просторах милости и всемогущества Аллаха, Господа миров, Творца всего сущего: «Разве не в состоянии Сотворивший небеса и Землю сотворить подобное этому еще раз?! Конечно же [для Него это не составит ни малейшего труда]! Ведь Он — Могущий сотворить все, что пожелает [Его возможности в творении ничем не ограничены], и Всезнающий. И Его повеление, когда пожелает Он что-то, — лишь сказать «будь», и это будет»
(Св. Коран, 36:81, 82).
 
6. Одним из «ключиков» к раскрытию сокровищниц мирских и вечных благ является аят: «Не обратит на вас внимания Господь (не будет заботиться о вас, не придаст вам и вашим нуждам особого значения), если не мольба-ду‘а (молитва) ваша [обращенность к Нему умом, сердцем, устами, не столько говоря «дай», сколько прося — «прости и помилуй»]» (см.: Св. Коран, 25:77).

Крайне важно — как делами, так и словами — молить Всевышнего, но сколь мало мы уделяем этому внимания!.. Постоянно оставляем «на потом». Нищета духовная ведет к нищете мирской, что отражается и на благополучии в вечности.
 
Да смилуется над нами Всевышний и да расширит горизонты мышления, мироощущения и понимания. Да придаст нам духовных и физических сил! Да закалит волю и непоколебимость устремленности и желания достичь многого, даже на данный момент невообразимого! Аминь.
***
Я очень хочу иметь ребенка, но пока у нас с мужем это не получается. Мне сказали, что есть имя Всевышнего, при упоминании которого сорок раз в день возможно появление ребенка. Правда ли это?
Возможно. Не исключено. Для появления беременности и рождения здорового и умного ребенка вы должны создавать причины, но помните, что излишнее желание и усердие вопреки всему и вся могут удалять от вас ожидаемое. Всему свое время. Не забывайте о положительных преобразованиях в вашем с супругом питании (овощи, фрукты, крупы), каждодневной гимнастике и позитивном мышлении.

Также есть молитвы, которые могут поспособствовать осуществлению вашей цели. Одна из таких молитв упомянута в 38-м аяте 3-й суры Корана: «Раббии, хаб лии миль-лядункя зуррийятэн тойибэ, иннакя сами‘уд-ду‘а» (О Господь мой! Даруй мне хорошее, благочестивое потомство. Воистину, Ты — Слышащий [любую] мольбу-ду‘а) /23/.
***
Мой муж лечится от бесплодия, но пока безрезультатно. Какие ду‘а (напишите на арабском) и суры надо читать в таком случае?
Какие аяты Священного Корана вы посоветовали бы читать, когда в семье долгое время не рождается ребенок?
Муж лечится от бесплодия, возможно, на нем сглаз или порча. Какие ду‘а лучше читать?
Читайте аяты Корана — 21:89, 90.
***
Если мужчина не может иметь детей, то может ли он передать права другому мужчине для зачатия ребенка?
Нет, не может.
 
Бездетность или бесплодие (равно как и рождение в семье ребенка и его последующее воспитание) есть жизненное испытание. Воспринять его с кротостью и смирением, уповая на милость и благоволение Всевышнего, ведающего о том, что неподвластно человеческому разумению, — удел людей богобоязненных и стойких в вере. Даже пророки и праведники не избежали подобных испытаний и искушений: пророк Авраам, как и мать пречистой девы Марии, вплоть до преклонного возраста не имел детей. Но бездетность — это знак, за которым приходит утешение, ибо благоволение Милостивого Творца обещано тем, кто выдерживает Его испытания без уныния и отчаяния. Пример тому — появление благородного потомства у Авраама и у матери Марии /24/.
 
Однако «Аллах желает для вас облегчения и не желает вам трудностей» (Св. Коран, 2:185). Основополагающим шариатским принципом является обеспечение разносторонних интересов человека, удовлетворение его потребностей и облегчение жизни. Исходя из этого исламское право направлено на обеспечение человеку гарантий сохранения пяти фундаментальных ценностей: (1) религии, (2) жизни, (3) разума, (4) чести, достоинства и продолжения рода, (5) собственности. Эти ориентиры определяют исламский подход и к решению проблемы бесплодия.
 
Если в результате тщательного медицинского обследования будут выявлены устранимые путем лечения причины бесплодия, то, по мнению исламских богословов, необходимо и дозволено применение различных форм лечения этого недуга, не нарушающих первозданной, естественной природы человека. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) призывал: «Лечитесь, о люди! Господь создал недуги и лекарства от них. Лишь старость — недуг неизлечимый» /25/.

В случае если традиционные методы лечения бесплодия оказываются неэффективными и с учетом возраста и индивидуальных особенностей супругов имеются авторитетные медицинские показания о невозможности применения каких-либо иных методов, допустимо использование вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе экстракорпорального оплодотворения /26/.
 
Применение метода экстракорпорального оплодотворения должно быть ограничено исключительно рамками семьи: для оплодотворения могут быть использованы только гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки) мужа и жены. Любое использование донорских гамет является запретным (харам) /27/, ибо противоречит исламским религиозно-этическим нормам и нарушает святость и целостность супружеских уз, допуская участие в семейно-брачных отношениях третьей стороны.

Использование донорских гамет приводит к нарушению как родословной, так и генетического кода той или иной семьи. Исламские богословы и правоведы при рассмотрении данного вопроса проводят аналогии с проблемой усыновления и грехом прелюбодеяния.
 
Священный Коран запрещает такое усыновление, когда приемные дети берут фамилию либо отчество усыновившего их отца: «[Аллах] не сделал ваших приемных сыновей вашими [родными] сыновьями. Это только слова из уст ваших... Обращайтесь к ним по их отцам [сохраняя настоящее отчество и фамилию]. Это пред Богом справедливей. А если их отцы вам неизвестны, [зовите их] своими братьями по вере и ближайшими друзьями /28/ [то есть найдите те формы обращения, которые приближают их к вам и вашей семье, но только не кровно]» (Св. Коран, 33:4, 5).
 
Применение экстракорпорального оплодотворения с участием донорских гамет, по мнению факихов, подпадает также под определение необычного, но все же прелюбодеяния: в обоих случаях происходит нарушение целостности супружеских уз (в организм женщины попадают сперматозоиды мужчины, не являющегося ее законным супругом), нарушается родословная семьи, возникают затруднения при определении истинных отца и матери будущего ребенка.
 
Применение вспомогательных репродуктивных технологий при лечении бесплодия порождает проблему статуса эмбриона человека. Самые жизнеспособные с точки зрения врачей человеческие эмбрионы из числа полученных в результате внетелесного оплодотворения вводятся в полость матки женщины, остальные эмбрионы подлежат уничтожению. Какова оценка данной проблемы с точки зрения шариата: можно ли расценивать уничтожение человеческих эмбрионов как посягательство на жизнь будущего человека?
 
Позиция мусульманских богословов по данному вопросу основывается на Священном Коране, в котором свыше 1400 лет назад, задолго до современных достижений медицины и генной инженерии, Бог дал человеку знание о тайне зарождения человеческой жизни: «О люди! Если вы испытываете сомнения относительно [возможности] воскресения [после смерти, перед Судным Днем], то [вспомните, что] Мы сотворили вас [ваших прародителей] из земли, потом [всех остальных] — из [капли] семени, потом — из сгустка крови, потом — из кусочка плоти, частично сформированного, частично бесформенного, чтобы разъяснить вам [эту тайну]. И по Нашей воле то, что угодно Нам, остается во чревах на определенный срок. Затем выводим вас [из материнского чрева сформировавшимся] младенцем...» (см. Св. Коран, 22:5).

Пророк Мухаммад, получивший знание от Избравшего его, сказал: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней из капли, затем он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем Аллах (Бог) направляет к нему ангела, который вдувает в него душу» /29/.
 
Итак, по истечении 120 дней с момента зачатия Господь ниспосылает ангела, который вдыхает душу в формирующегося младенца, и человеческий эмбрион обретает жизнь.

Все исламские богословы согласны, что по истечении 120 дней уничтожение человеческого эмбриона категорически запрещено (харам) и является преступлением. Селекция и уничтожение избыточных, неиспользованных для оплодотворения эмбрионов до этого срока (что и предполагается в случае экстракорпорального оплодотворения) является допустимым, но при условии соблюдения следующих требований:

• изначально необходимо оплодотворять по возможности минимальное количество яйцеклеток, чтобы число эмбрионов, вводимых в полость матки женщины, не было избыточным;

• если жизнеспособных эмбрионов оказалось избыточное количество, то лишние оставляются без медицинского внимания, с расчетом на естественную остановку деления клеток и без какого-либо дальнейшего использования;

• использование лишних эмбрионов в качестве донорских для лечения бесплодия других супружеских пар запрещается /30/.

Что касается случаев многоплодной беременности женщин /31/, когда, согласно медицинским показаниям, необходимо избавиться от одного или нескольких эмбрионов (например, носителей опасных наследственных заболеваний), то, по мнению исламских богословов, до истечения 120-дневного срока аборт допустим в случае крайней необходимости.

В то же время во мнениях богословов разных мазхабов имеются некоторые нюансы.
 
Факихи ханафитского и ханбалитского мазхабов считают, что аборт до указанного срока допустим лишь в крайнем случае.

Факихи маликитского мазхаба находят, что аборт нежелателен даже в первые 40 дней после зачатия.

Факихи-шафииты допускают аборт в первые сорок дней с момента зачатия, если на то есть обоюдное согласие супругов и предполагаемая операция не скажется отрицательно на способности супруги к деторождению; по истечении 40 дней со времени зачатия аборт категорически запрещен.

Относительно аборта после истечения 120-дневного срока со времени зачатия все богословы едины во мнении (иджма‘) о том, что это запрещено (харам) и квалифицируется как убийство.
 
Кроме того, все мусульманские богословы говорят о нежелательности прерывания беременности на любой ее фазе. Однако, согласно шариатскому принципу «необходимость делает запретное разрешенным», в случаях крайней необходимости, например когда возникает угроза жизни матери, есть обоснованные опасения относительно того, что будущий ребенок может унаследовать трудноизлечимые или неизлечимые болезни, прерывание беременности возможно /32/.
 
Одним из методов вспомогательных репродуктивных технологий является так называемое суррогатное материнство /33/. В связи с этим исламские богословы обращают внимание на то, что при привлечении к рождению ребенка третьего человека (помимо отца и матери) материнские функции разделяются между двумя женщинами: биологической матерью, чьи яйцеклетки участвуют в зачатии ребенка и которая воспитывает его после рождения, и суррогатной матерью, которая вынашивает, рожает и, возможно, вскармливает ребенка в течение года и более. Согласно Священному Корану, именно последнее определяет женщину как мать: «Мы завещали человеку [благодарность] к родителям своим. [Во чреве] носит его мать, за тяжестью испытывая тяжесть. И от груди в течение двух лет не отлучает...» (Св. Коран, 31:14); «Мы завещали человеку благодетельствовать к родителям своим. Мать носит с трудом его во чреве и с трудом рожает. Ношение его и отлучение от груди — тридцать месяцев...» (Св. Коран, 46:15).

Таким образом, использование метода суррогатного материнства порождает проблему определения истинной матери ребенка, что имеет духовно-религиозные, этические и правовые аспекты.

Кроме того, факихи отмечают возможные нежелательные последствия широкого использования данного метода: материально обеспеченные семьи перестанут утруждать себя проблемой беременности и родов, смогут иметь до двенадцати детей в год, так как в здоровом женском организме ежемесячно вырабатывается готовая к зачатию яйцеклетка.

Однако, исходя из стремления облегчить жизнь человека — дать бесплодным женщинам возможность ощутить радость материнства и создать бездетным супружеским парам условия для продолжения рода, в случае если для бездетной семьи это является единственной и последней возможностью завести ребенка, исламские богословы допускают использование метода суррогатного материнства. Здесь необходимо соблюсти следующие обязательные требования:

• женщина-донор (суррогатная мать) должна быть замужней;

• согласие мужа женщины, решившей вынашивать чужого ребенка, обязательно;

• перед введением эмбриона женщина-донор должна выждать 3 менструальных цикла (около 3 месяцев),
не имея половых сношений с супругом для того, чтобы убедиться в отсутствии внутрисемейной беременности;

• все материальные расходы (питание, лекарства и т.д.) женщины-донора в период беременности (9 месяцев), в послеродовой период (около 40 дней) несет отец вынашиваемого ребенка;

• на родившегося ребенка и на женщину, выносившую его, распространяются канонические запреты на родственные браки, аналогично запретам, касающимся матери и ребенка;

• женщина, выносившая младенца, имеет право настоять на том, чтобы он был вскормлен ее молоком, дабы не причинять себе физических страданий и воспрепятствовать вскармливанию ребенка искусственным молоком /34/.
 
Применяя вспомогательные репродуктивные технологии для преодоления бесплодия, необходимо понимать, что стремление иметь ребенка любой ценой, истощение женского организма многочисленными медицинскими стимуляциями есть проявление человеческого эгоизма и чревато негативными последствиями для здоровья женщины. При этом важно учесть, что методы вспомогательных репродуктивных технологий разработаны современной медициной совсем недавно. Еще не определены отдаленные последствия их применения: не будут ли дети, родившиеся от бесплодных родителей в результате медицинского вмешательства, сами страдать бесплодием.
Великая мудрость заключена в словах Священного Корана: «Аллаху (Богу) принадлежит власть над небесами и Землей. Он творит все, что пожелает. Дарует, кому пожелает, [только] девочек и дарует, кому пожелает, [только] мальчиков. Или объединяет /35/ [в одной семье рождение] мальчиков и девочек, или же делает, кого пожелает, бесплодным. Истинно, Он — Всезнающий, Всемогущий!» (Св. Коран, 42:49, 50).
 
Соблазн излишнего вмешательства в законы, установленные Творцом, есть результат наущений отверженного и проклятого Сатаны, ибо сказано было им: «Воистину, я [Сатана]... буду приказывать им [людям], и они изменят творение Божье» (Св. Коран, 4:119). Вот назидание Господне для людей, обладающих разумом: «Появился беспорядок /36/ на земле и на море как последствие деяний рук человеческих, чтобы вкусили они часть [зла], которое сотворили. Возможно, они обратятся [к Богу и будут разумно относиться к Его дарам и предоставляемым возможностям]» (Св. Коран, 30:41).
***
Мы с мужем вместе уже 3 года, у нас нет детей (по состоянию здоровья мужа). Я все надеюсь, что Аллах даст нам детей, и стараюсь с терпением относиться к Его воле, но постоянные вопросы и советы родственников и знакомых для меня невыносимы! Я хотела бы узнать, можно ли мусульманским женщинам делать «инсеминацию семенем мужа» — так называется эта процедура. Я узнавала, в отличие от экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) эта процедура не опасна для здоровья ни мужа, ни жены. Но муж против. Позволяет ли это Коран? Ж.
Инсеминация — процедура введения предварительно обработанной спермы в полость матки вне полового акта.

Если врачи зарекомендовали вам, что это будет эффективно или есть надежда на успешное зачатие ребенка, то делать можно, канонический запрет отсутствует.
***
Может ли вдова иметь ребенка путем экстракорпорального оплодотворения от отца своего мужа для продолжения рода, так как у них не было детей, и ее муж был единственным сыном. М.
Такое не допускается.
***
Женщина-мусульманка, которой около 40 лет, не замужем и не надеется на это, хотела бы родить ребенка методом искусственного оплодотворения. Я ее отговаривала как могла. Ведь все равно кто-то должен быть донором семени, а это близко к запрету, не правда ли? Женщина эта выглядит хорошо, симпатичная. Ее устраивает жизнь без мужа, она считает, что не нуждается в мужчине. Права ли она? И можно ли по Исламу применять метод искусственного оплодотворения одиноким женщинам? Алима, 27 лет.
Любой ребенок нуждается в отце как в биологическом, так и в фактическом, вносящем позитивный вклад в формирование его личности. С точки зрения мусульманских канонов: (1) ребенку нужен отец и (2) наличие постоянного (а не временного) брака между отцом и матерью.
/1/ См., например: Аль-Куртуби М. Аль-джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Т. 9. С. 44.
/2/ Пророк Лут долго увещевал, но большая часть его народа так и не вняла призыву к вере в Единого Творца и не удалилась от явных грехов и преступлений. Главной причиной полного уничтожения этого народа явился грех, от которого они никак не хотели отказываться — однополые браки и беспорядочные интимные отношения. Три Божьих ангела, посетив Авраама, отправились к упомянутому народу. Пророк Лут и с ним еще несколько верующих покинули селение ночью. Все остальные были ослеплены и наутро уничтожены Божьей карой.
/3/ К тому времени ей было уже более 90 лет. См., например: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 230. В 51-й суре устами Сарры уточняется: «[Как может у меня родиться ребенок, когда я] старая женщина и бесплодная [на протяжении многих десятилетий замужества у меня не было детей; в таком возрасте (более 90 лет) я просто физиологически не смогу забеременеть?!]» (см.: Св. Коран, 51:29).
/4/ На тот момент Аврааму было уже 100 лет. См., например: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 230. Ср.: «И сказал Бог Аврааму: ...Я благословлю ее (Сарру), и дам тебе от нее сына. ...И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?» (см.: Быт., 17:15–17).
/5/ Ведь если Всевышний Творец пожелает что-либо, то ему достаточно сказать «будь», и это будет, невозможное мгновенно станет возможным. См., например: Св. Коран, 36:82 (конец суры «Ясин»).
/6/ См.: Ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Т. 2. С. 601.
/7/ Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Т. 2. С. 432, 433; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 9. С. 42–48; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 2. С. 601. Ср.: «Он (Авраам) возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал на встречу им от входа в шатер, и поклонился до земли. ...И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. ...И сказал один из них: ...будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала... Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных; и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарелась, иметь сие утешение? и господин мой стар... (Пришедшие же ответили:) Есть ли что трудное для Господа?» (см.: Быт., 18:2, 7, 10–12, 14).
/8/ Готовя этот материал, я решил провести и проповедь по данной теме (28.05.04.). После проповеди ко мне подошел человек и сказал, что у его близкого друга первый ребенок (мальчик) родился лишь на тринадцатый год совместной жизни. До этого на протяжении многих лет родственники и друзья уговаривали его развестись, аргументируя отсутствием в семье детей. Он сохранил семью. А уже на четырнадцатый год у них родился второй ребенок (девочка).
/9/ Закария (Захария) был одним из величайших пророков из числа сынов Исраила. Исраил — так прозвали пророка Я‘куба (Якова), сына Исхака (Исаака). См., например: Аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 88.
/10/ Ср.: «...Захария, и жена его из рода Ааронова (Харун, брат пророка Моисея)... У них не было детей... и оба были уже в летах преклонных. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя... родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (см.: Лк., 1:5, 7, 13).
/11/ У нее никогда не было детей. См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Т. 3. С. 110.
/12/ Оговаривается, что Закарии было 120 лет, а его супруге — 98. См., например: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. С. 305.
/13/ Также об этом с дополнительными подробностями упоминается в 38–40-х аятах 3-й суры Священного Корана. См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 3. С. 108–110; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Т. 1. С. 181, 182; Там же. Т. 2. С. 780–782.
/14/ См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1. С. 341. Ср.: «Иоанн (Яхья) (на расспросы об Иисусе) всем отвечал: ...идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви...» (см.: Лк., 3:16).
/15/ Хушу‘ (покорность Богу, смирение, почтительность; благоговение) — это когда человек не столько внешне отличается от других, сколько обладает глубинной сердечной набожностью, скромен пред Богом. Занимаясь даже абсолютно мирским, обладатель этого качества сердцем со Всевышним: молит (на уровне мысли, души, сердца) о прощении (хотя явных грехов он не совершает, набожность просто не позволяет ему совершать их), о милости, о помощи или просто восхваляет Господа миров.
/16/ Супруга Авраама, Сарра, удивилась: «[Как может у меня родиться ребенок, когда я] стара и бесплодна (‘акым) [на протяжении многих десятилетий замужества у меня не было детей; а уж в 90 лет я просто физиологически не смогу забеременеть]?!» (Св. Коран, 51:29). «Сказал [Закария]: «О Господи! [Все же удивительно] как может у меня родиться ребенок, когда моя жена бесплодна (‘акыр)» (Св. Коран, 19:8).
/17/ Причем без изнурительных затрат и хирургических вмешательств. Здесь интересны слова имама аль-Хаттаби: «(Со временем) люди начали обращать свои взоры на хирургические вмешательства, ограничивать себя физическими законами, тем, что можно «увидеть и потрогать». Действенность духовного целительства становится все менее эффективной, так как потеряны смыслы, содержание, суть данной формы исцеления...» См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 403.
/18/ «Всевышний Творец первым создал калям (то, что могло бы фиксировать повеления Господа миров в Хранимой Скрижали). Аллах повелел каляму: «Пиши!» Калям вопросил: «Что мне следует писать?» — «Все, что будет происходить до Судного Дня!» См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Т. 4. С. 45, 46. Калям описал все, но Бог не вынес окончательного судебного решения об однозначности и бесповоротности той или иной ситуации. То есть были даны границы, в рамках которых реализуется свобода выбора веры или безверия, жизненной стойкости или слабости, активности или инертности. Описано, но не приказано! См.: ‘Али аль-Кари. Шарх китаб «Аль-фикх аль-акбар» [Комментарии к книге (имама Абу Ханифы) «Наивысшее знание»]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1984. С. 63, 65.
/19/ Подробнее о предопределении см.: Аляутдинов Ш. Потусторонние миры. Интервью или на сайте www.umma.ru.
/20/ Хадис от Савбана; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджи, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См, например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. С. 122, хадис № 1975, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. С. 27, хадис № 90, «хасан»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. С. 1640, хадис № 22745 (22386), «сахих, хасан».
/21/ См.: Св. Коран, 13:39.
/22 Об этой молитве-ду‘а упоминали многие ученые, среди которых Муджахид и Ибн Джарир. См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 2. С. 500
/23/ Подробнее см.: Св. Коран, 3:38–40.
/24/ Имеется в виду рождение Исмаила (Измаила) и Исхака (Исаака), а также девы Марии, матери Иисуса.
/25/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 196, хадис № 3271, «сахих». Хадис от Усамы ибн Шарика; св. х. Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Хакима, Ахмада и Ибн Хаббана.
/26/ Экстракорпоральное оплодотворение — внетелесное, так называемое искусственное оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом вне женского организма, осуществляемое при различных формах бесплодия.
/27/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2649; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 567.
/28/ В кораническом тексте употреблено словосочетание «маваликум», имеющее множество смысловых оттенков. Согласно комментарию богословов, в данном контексте оно равнозначно слову «авлияукум», которое переводится как «наиболее близкие вам, родные люди» (ср., например, «валиюлла», «авлияулла» — «приближенный к Богу [благодаря своей праведности и благочестию])».
/29/ Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 133, хадис № 2179, «сахих».
/30/ Подробное заключение по данному вопросу дано в документе № 6/6/57 богословской конференции, проходившей 14–20 марта 1990 г. в Джидде (Саудовская Аравия). См. также: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 5180, 5181.
/31/ При многоплодной беременности в полости матки женщины развиваются несколько самостоятельных эмбрионов. При применении метода экстракорпорального оплодотворения также возможен перенос в полость матки нескольких эмбрионов, чтобы в случае неудачного исхода с одним не проводить повторной операции по переносу нового эмбриона.
/32/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2646–2648.
/33/ Суррогатное материнство — способ преодоления бесплодия женщины, которая сама не может выносить и родить ребенка. В этом случае яйцеклетка бесплодной женщины, оплодотворенная спермой ее мужа, вводится в матку женщины, способной выносить и родить ребенка (cуррогатной, то есть заменяющей матери).
/34/ Указанные требования сформулированы в заключении исламской богословской конференции, проходившей 11–16 октября 1986 г. в Аммане (Иордания). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 5099, 5100; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 567–574.
/35/ Глагол «завваджа», использованный в кораническом тексте, означает «объединять», «соединять». Поэтому в аяте может подразумеваться как «объединение» разнополых плодов в утробе матери (например, двойня), так и последовательное рождение в семье сыновей и дочерей.
/36/ Слово, употребленное в аяте, переводится как «гниение, разложение; порочность, испорченность; безнравственность; падение нравов; порок».
Москва
Сегодня 26 мая
1
ДЕНЬ ДО РАМАДАНА
фаджр / есть до 2:17
шурук4:00
зухр12:28
аср16:53
магриб / начинаем есть20:54
иша/таравих22:34

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов