Интеллектуальное развитие детей

Интеллектуальное развитие детей

автор:

Самое главное — научить человека мыслить.
Б. Брехт

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Мудрость [мудрое слово, мудрое выражение] для мусульманина подобна чему-то потерянному им [то есть он ищет, стремится к мудрости так, будто потерял нечто очень ценное]. Когда он находит ее, то имеет полное право приобрести и овладеть ею» /1/; «Наилучшим из вас [именно] как мусульманин (покорный Творцу) является тот, кто наилучший по нравственным качествам, если приобрел понимание [умеет думать, анализировать, правильно применять. То есть не только воспитан, но и мудр, умен] /2/.

Великий имам ‘Али говорил:

Люди, как скульптурные изваяния (монументы, манекены), равны (имеют много сходств);
Отец их Адам, а мать — Ева.
Матери людей (подобны) сосудам-хранилищам (младенцев),
А для определения знатности происхождения — у них отцы.
И если есть заслуги у родителей, то дети гордятся (этим),
Хотя они ведь (дети) — (еще) лишь глина и вода /3/.
Истинные честь и достоинство (заслуги) — у ученых людей,
Они — указатели правильного пути для тех, кто просит их об этом.
Ценность человека в искусных умениях его /4/,
А невежды (кстати) враждебны к носителям знаний.
Посвяти себя науке (знаниям, познаниям) и ни на что не променяй это!
(Пойми), люди (массы, толпы) — мертвы, а обладатели знаний (ученые) — живы /5/.

***


Скажите, можно ли держать дома игрушки и книги с изображением людей и животных, ведь по Исламу ангелы не войдут в тот дом, где есть изображения людей и животных?! И можно ли детям разрешать рисовать людей и животных?

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), обращаясь ко всем людям и ко всем поколениям, сказал: «Облегчайте, а не создавайте трудности, радуйте и не вызывайте неприязнь [прежде всего к Исламу]» /6/. При Пророке у детей его сподвижников были игрушки, и никаких порицаний или запретов со стороны Посланника не было. Дети должны расти и развиваться полноценно, а этому способствуют игры, игрушки. Рисовать детям людей и животных можно, ведь они делают это абстрактно.

Желательно приучить ребенка складывать все игрушки в определенное место (ящик, шкаф).

***


Хотела бы спросить, можно ли детям слушать детскую музыку, детские песни и танцевать? Моим детям они очень нравятся, и мои девочки любят потанцевать. Но я слышала мнение своих подруг, что музыка и танцы запретны (харам). Помогите, пожалуйста, найти правильный ответ. Муслима.

Извините, но мнение ваших подруг свидетельствует об их недостаточной канонической осведомленности или радикализме. Надеюсь, что в игрушки и всевозможные развивающие игры они у вас играют?!

Аргументы, которые обычно приводят те, кто запрещает музыку следующие.

1. «И среди людей есть те, которые покупают «лахв аль-хадис» /7/...» (Св. Коран, 31:6). Приведем полный текст аята: «И среди людей есть те, которые покупают забавы речи для того, чтобы свести с пути Господнего без знаний, и делают Божью веру предметом насмешек. Этим людям уготовано унизительное наказание» (Св. Коран, 31:6). Если принять во внимание слова некоторых толкователей Корана о том, что здесь подразумевается и музыка (наряду с речью, прозой, поэзией, юмором, например), тогда аят явно и четко указывает на то, что музыка, пение и другие формы использования речевого аппарата относятся к той категории вещей, дозволенность или запрещенность которых определяется намерением и формой применения.

Да, некоторые из сподвижников Пророка и ученых последующих веков цитировали данный аят в качестве аргумента в пользу запрещенности пения, однако далеко не все были согласны с таким толкованием аята. Например, известный факых и богослов Ибн Хазм /8/ в своей книге «Аль-мухалля» писал: «В этом аяте нет доказательств запретности пения. Контекст аята и сам текст ясно подтверждают это, ибо продолжение аята раскрывает то, с какой целью «покупается развлекающая речь». Отсюда понятно, что описанное действие относится к безбожнику, и не к обычному безбожнику, а к тому, кто толкает в неверие других! Ибо если некто, к примеру, купит книгу изречений пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) для того, чтобы сводить людей с пути Истины посредством выборочных, вырванных из контекста цитат, то он поистине грешник и безбожник! И именно такого рода действие описывается в аяте. В то же время никоим образом не порицаема Всевышним словесная забава (песни, анекдоты, притчи, смешные истории), которые человек использует для развлечения и отдыха. Но преднамеренно отвлекающий себя от выполнения очередной обязательной молитвы даже чтением Священного Корана или хадисов, а также разговорами, пением или чем-либо иным грешен пред Господом и является фасиком (грешником). Кто выполняет свои религиозные обязанности (фарды) пред Всевышним и находит время для отдыха и развлечений не в ущерб служению Богу, исполнению Его заповедей, тот является мухсином (праведником)» /9/.

2. Другой аят, упоминаемый людьми, запрещающими музыку: «Если услышат они [верующие] «аль-лягв» [то есть то, что заслуживает устранения из речи, подобно пустой болтовне и пошлым, суетным словам], то отвернутся от этого» (Св. Коран, 28:55).

Аргументировать запретность музыки посредством приведенного аята также представляется странным и неверным. Здесь явно имеется в виду бессмысленная и пустопорожняя речь, ругань, словесная суета, вызванные скудостью духовного разумения. Подобное толкование следует из продолжения аята: «Если услышат они «аль-лягв», то отвернутся от этого и скажут: «Нам — наши дела, а вам — ваши! Мир вам, мы не желаем [общаться] с невеждами» (Св. Коран, 28:55).

Слово «аль-лягв», упомянутое в вышеприведенном аяте, означает все то, что не приносит какой-либо пользы. Слушание того, что не приносит пользы, не является явно запретным до тех пор, пока оно не начинает поглощать время, отведенное для выполнения обязанностей перед Всевышним или людьми.

Необходимо заметить, что не всякое пение является пустословием, ибо многое зависит от текста песни и намерения поющего. Ведь благое намерение делает игру одной из причин обретения близости ко Всевышнему, а шутку может превратить в проявление покорности Ему. В свою очередь, недоброе намерение умаляет благородность действия, превращая его в обряд внешнего поклонения, что является проявлением лицемерия. Ведь сказано: «Поистине, Аллах не смотрит на внешние проявления [покорности Ему], однако смотрит на сердца ваши» /10/.

Что касается еще нескольких аятов, приводимых запрещающими музыку, то ни один из них не говорит о музыке прямым текстом: они или порицают различные формы применения речевого аппарата и всего того, что может усиливать его влияние, воздействие, с намерением опорочить веру, Священное Писание (см. Св. Коран, 53:59–61), или предостерегают от сатанинских нашептываний, побуждающих к греху и преступлению (см. Св. Коран, 17:63–65). Касательно того, что некоторые комментаторы оговаривали в данном контексте и песню, не является чем-то странным, ведь и песню, и стихотворение, и повесть, и красноречивое публичное выступление, и телевидение, и Интернет можно применить параллельно с достижением упомянутых греховных целей.

3. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Появятся среди моих последователей люди (народы), которые позволят себе (будут считать разрешенным) прелюбодеяние, натуральный шелк /11/, употребление спиртного [включая все, что опьяняет рассудок] /12/ и струнные инструменты [музыкальные инструменты]. Вне всяких сомнений, спустятся люди (народы) к подножию высокой горы (расположатся у подножия высокой горы). Вернется к ним вечером [пастух] с их стадом. Придет к ним [бедный, нищий] со своей нуждой, а они ему ответят: «Приходи завтра!» Ночью же обрушит Всевышний на них гору [у подножия которой они находятся], а остальных [кто из них останется в живых] превратит в обезьян и свиней до Конца Света [возможно, здесь аллегория, имеется в виду, что они потеряют нормы морали, так и не приобретя их до конца своей жизни]» /13/.

Пророк Мухаммад также оповестил: «Появятся среди моих последователей люди, которые будут пить спиртное (хамр), называя его иначе [на сегодняшний день есть огромное количество алкогольной продукции, в том числе пиво, дорого ценящиеся вина и слабоалкогольные напитки, и некоторые производители не жалеют денег, доказывая их пользу для здоровья, хотя официальная медицина это категорически отрицает], над головами их будут играть на струнных инструментах [на музыкальных инструментах] и петь певицы. Всевышний опустит под ними землю и сделает их обезьянами и свиньями» /14/.

Контекст явно указывает на недопустимость применения музыки в сопровождение греха, ведь относительно всего упомянутого (прелюбодеяние, спиртное, натуральный шелк для мужчин) имеются однозначные запреты в Коране и достоверной Сунне, а относительно музыки запрета нет, чего никто опровергать не станет. Вся имеющаяся по музыке аргументация косвенна, домыслена, а не однозначна. Кстати, подробные комментарии имамов аль-‘Аскаляни и аль-‘Айни к хадису из свода хадисов имама аль-Бухари только подтверждают именно такой подход к вопросу: музыка с точки зрения Ислама относится к той категории вещей, разрешенность или запрещенность которых определяется формой применения /15/. Соглашусь, что в ученой среде были и есть те, кто категорично говорит о запрете на музыку в Исламе, аргументируя свое мнение в том числе и упомянутыми хадисами, но это не придает вопросу однозначности, а лишь говорит о том, что такое мнение также есть в мусульманском богословии. Но есть и другие, так как ни в Коране, ни в достоверной Сунне однозначного запрета (подобно тому, как например, на свинину, спиртное) на музыку нет.

Проводя параллель с современной жизнью, упомянутые два хадиса говорят об атмосфере ночных клубов, дискотек, баров и казино, где, к сожалению, можно встретить и мусульман, а посещение такого рода заведений, конечно же, запретно (харам).

4. Также те, кто категорично высказывается о запрете на музыку, приводят в доказательство следующие два хадиса: «Ангелы [проявления милости Всевышнего] не сопровождают тех, с кем собака или колокол (колокольчик)» /16/, ведь «колокол (колокольчик) — это дудка Сатаны» /17/. Имам Муслим, в своде хадисов которого приведено данное повествование, назвал раздел «Нежелательность собаки и колокола (колокольчика) в пути» /18/. Имам ан-Навави, комментируя данный хадис, сказал: «Богословский смысл хадиса состоит в том, что наличие собаки и колокола (колокольчика) в пути относится к нежелательному» /19/. Тема эта и хадисы, связанные с ней, касаются колокольчиков, которые вешались на шеи верблюдов и других животных /20/. С музыкой данный хадис вообще никак не связан, кроме как если постараться что-то домыслить и додумать.

Приводят они и слова ‘Абдуллы Ибн ‘Умара, услышавшего в пути звук свирели (дудки) [у имама Ахмада — звук дудки пастуха] и заткнувшего себе руками уши. Пройдя так некоторое время (сменив направление) и уверившись, что звук уже не слышен, он отнял руки и сказал: «Я был вместе с Пророком, и когда он услышал подобное, то поступил именно так» /21/. Возможно, такой случай и был, но это не говорит о запрете музыки, а больше указывает на то, что она бывает разной и по-разному может быть воспринята, так как если бы она была запретна, то Пророк (да благословит его Господь и приветствует), воспользовавшись ситуацией, оговорил бы запрет, подобно тому как это происходило касательно многих других вопросов и положений, но такого не произошло. Еще следует добавить: имам Абу Дауд /22/, приведя данное изречение в своем своде хадисов, сказал, что это как хадис недостоверно (мункяр).

Думаю, вышеприведенного достаточно, так как все остальное или не достоверно, или является мнением отдельного ученого, многие века назад высказанным и неизвестно откуда некоторыми нашими современниками процитированным. Ссылки обычно не дают, поэтому проверить сложно. Но даже если что-то категоричное на самом деле было сказано, то в любом случае необходимо понимать это в контексте аятов и достоверных хадисов, которые конкретно не говорят: «музыка запретна», «пение харам». А потому никто не может наложить запрет, кроме как касательно самого себя или когда музыка идет в примеси с чем-то, относительно чего оговорен однозначный запрет.

***


Можно ли детям посещать уроки пения в школе?

Почему вам это кажется сомнительным? Дети должны развиваться с малых лет, чтобы в подростковом возрасте не попасть в плохую компанию, оттого что нечем было заняться. Если есть возможности и средства, пусть они ходят в спортивные секции, занимаются изучением иностранного языка, музыки, танца и т. д.

***


Считается ли грехом играть в карты с ребенком, если он попросил? Мурад, 18 лет.

Я не стал бы. Сегодня он играет с вами (пусть даже не на деньги, а просто так), завтра с подростками-одногодками, а послезавтра... Есть много более полезного и перспективного в жизни, что мы обычно ленимся понять, увидеть, а тем более реализовать. Но если можешь преодолевать себя изо дня в день, то это уже серьезный успех и хороший пример для младших. «Сегодняшний мир меняется быстрее, чем когда-либо, со скоростью безумно большей, чем то, что могли наблюдать в свои времена Гераклит /23/, Бэкон /24/. Парадокс заключается в том, что во время столь стремительных перемен человеческое сознание остается все тем же старым инструментом, каким было на протяжении сотен или даже тысяч лет. И это печально, потому что сознание — наше единственное орудие, помогающее изменять восприятие, что приводит нас к новым идеям (достижениям и успехам)» /25/.

«Если он попросил?» Постарайтесь мудро и ненавязчиво перенаправить его желание, помня, что сумев убедить себя, мы приобретаем возможность убедить других.

/1/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа; от ‘Али; св. х. Ибн ‘Асакир, а также от Ибн ‘Аббаса и др. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 402, хадис № 6462, «хасан»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 4. С. 661; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 1. С. 475, хадис № 216; аль-Муттакы А. Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1985. Т. 10. С. 171, 172, хадисы № 28890-28892, а также т. 16. С. 112, хадисы № 44088–44090; аль-‘Аджлюни И. (умер в 1162 г. по хиджре). Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1351 г. по хиджре. Ч. 1. С. 363, 364, хадис № 1159. В иснаде (цепочке передатчиков) нескольких риваятов данного хадиса есть некоторая сомнительность касательно характеристики одного из передатчиков, влияющая на полноту достоверности хадиса, но это не столь значительно, чтобы отменить возможность практического применения данных риваятов этого хадиса в повседневной жизни. Ко всему прочему, остальные риваяты этого же хадиса (с некоторым отличием в словах, но с тем же самым смыслом) достоверны.
/2/ См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 250, хадис № 4115, «хасан»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 571.
/3/ «Лишь глина и вода», то есть сами собой еще ничего не представляют. Нужно учесть, что имам ‘Али относился к очень уважаемому арабскому роду, а дети его — это внуки пророка Мухаммада. Но при всем при этом он поучает своих детей, как и детей других людей, что заслуги рода или родителей не дают ребенку права возноситься перед другими. Ребенок сам должен вырасти и стать человеком, которого будет за что уважать.
/4/ В умении человека что-то хорошо и профессионально выполнять, будь то глубокие познания в какой-либо области науки или искусное владение ремеслом, например.
/5/ См.: Аль-Кярам А. Диван амир аль-му’минин аль-имам ‘али ибн абу талиб. С. 7.
/6/ Хадис от Анаса ибн Малика; св.х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ахмада. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 590, хадис № 10010.
/7/ Лахв аль-хадис (араб.) — веселье речи, забава и игра речи.
/8/ ‘Али ибн Ахмад ибн Хазм (994–1063 по григор.) — богослов и факых захиритского мазхаба, поэт и историк из Андалусии. Автор многих сочинений, в числе которых «Аль-фасль фи аль-миляль ва аль-ахва’ ва ан-нихаль» и «Тавк аль-хамама».
/9/ Слова Ибн Хазма в оригинале см., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 689. Более подробные комментарии к аяту, подтверждающие верность сказанного при внимательном чтении, см., например: Аль-Бака‘и Б. (умер в 885 по хиджре). Назм ад-дурар [Нанизывание жемчуга (тафсир)]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 6. С. 6, 7; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 62, 63; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 14. С. 35–39.
/10/ Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах не смотрит на внешние проявления [покорности Ему] и богатства ваши, однако смотрит на сердца ваши и дела» (хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и Ибн Маджа). См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 114, хадис № 1832, «сахих».
/11/ Подробнее о границах запрета в использовании натурального шелка в Исламе см.: Аляутдинов Ш. Реальность. М.: Фонд «Мир образования», 2004. С. 440–442.
/12/ Канонически употребление спиртного относится к тому, на что наложен абсолютный запрет. Применение спирта возможно лишь в медицинских целях.
/13/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1794, хадис № 5590.
/14/ См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 432, хадис № 4020; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 471, хадис № 7706, «сахих».
/15/См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 63–69; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 21. С. 260–263.
/16/ См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 876, хадис № 103 (2113).
/17/ См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 877, хадис № 104 (2114).
/18/ См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 876.
/19/ См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 95.
/20/ Подробнее см., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 10. С. 552–556, хадисы № 4699–4705.
/21/ См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 534, хадис № 4924, «мункяр»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 354, хадис № 4535.
/22/ Абу Дауд (Сулейман ибн аль-Аш‘ас ас-Саджистани) (202–275 по хиджре; 817–889) — известный богослов-мухаддис.
/23/ Гераклит (кон. VI — нач. V вв. до н. э.) — древнегреческий философ.
/24/ Бэкон Ф. (1561–1626) — английский философ.
/25/ Л. де Брабандер. Забытая сторона перемен. Как творческий подход изменяет реальность. М., 2006. С. 67.

Москва
Сегодня 26 мая
1
ДЕНЬ ДО РАМАДАНА
фаджр / есть до 2:17
шурук4:00
зухр12:28
аср16:53
магриб / начинаем есть20:54
иша/таравих22:34

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов