Религиозная практика детей

Религиозная практика детей

автор:

Постепенно необходимо подводить своего ребенка к основам религиозной практики. Конечно же, родители должны быть в этом фактическим примером для него.

Основными постулатами в религиозной практике мусульманина являются следующие.

1. Проговаривание свидетельства, что нет бога, кроме Единого и Единственного Творца, и что Мухаммад — Его раб и посланник.

Безусловно, лучше, если ребенок с раннего детства научится и будет периодически повторять эти слова на языке оригинала:
«Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх» /1/.

2. Совершение ежедневной пятикратной обязательной молитвы.

Пророк Мухаммад говорил: «Повелевайте детям вставать [вместе с вами, но не постоянно, а иногда] на молитву с семи лет. И наказывайте их [если не внемлют вашим словам совершать молитву-намаз] с десяти» /2/. Учитывая то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда и ни на кого из своих подопечных не поднял руки, здесь подразумевается не столько наказание в состоянии нервозности и раздраженности возмущенного родителя, сколько определенная эффективная, не вызывающая отвращения к молитве-намазу, тактика наставления ребенка.

Обязательным выполнение молитвы, как и соблюдение поста, становится лишь с момента полового созревания. Пророк отметил: «Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется; ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия, и умалишенного, пока не вернется к нему здравый рассудок» /3/. До этого периода ребенка лишь постепенно подводят к обязательным постулатам так, чтобы в соответствующем возрасте это не стало для него необычным и странным.

3. Соблюдение поста раз в году в месяц Рамадан /4/.

4. Выплата закята /5/.

5. Совершение паломничества в Мекку хотя бы раз в жизни. И это обязательно только при наличии финансовых возможностей /6/.

О последних двух пунктах ребенок должен иметь общее представление.

***


Нашему сыну 4 года, а дочери — 9 месяцев. Сын ходит в детский садик. Ему нравится туда ходить, так как он очень общительный. Но мой муж постоянно ругает меня за то, что я отдала ребенка в садик, потому что там его могут накормить свининой. Маруся.

Общение со сверстниками важно для ребенка. Что же касается питания, то приучайте его не есть мясные продукты в садике, школе.

***


У нас маленькая дочка, ей скоро идти в детский садик. Я хотела, чтобы она общалась со всеми детьми. А муж говорит, что нужен специальный детский садик, где нет свинины. Как поступить в этом случае?

Нужно научить ребенка не есть мясное в садике и постараться убедительно попросить воспитателей проявить понимание и содействие в данном вопросе. Это не так сложно. Насколько знаю, свинину в детских садах не дают, но в любом случае мясо обычно не халяльное.

***


Моему сыну 7 лет, он отучился на хафиза два месяца, и у него возникли проблемы с учебой в общеобразовательной школе (1-й класс). Беру ли я на себя грех, прервав его обучение в мусульманской школе? И прервать обучение в общеобразовательной школе нельзя, его оставят на второй год. Что делать? Снять с общеобразовательной школы совсем? Амина, 36 лет.

Успешная учеба в общеобразовательной школе необходима и обязательна. Что касается религиозных уроков, то перенесите их на выходные (два дня в неделю) и летние каникулы (целых три месяца!).

***


Надо ли будить 5-месячного грудного ребенка на закате? И за какое время до заката? Ребенок всегда засыпает в 8.30 вечера. Тамила, 22 года.

Не надо его будить ни на закате, ни на восходе. Упоминание в хадисе о бодрствовании во время восхода и захода солнца относится к желательным рекомендациям /7/. В применении этого на практике каждый индивидуален, в зависимости от возраста и рода деятельности. Ребенку же следует больше спать. Преждевременно будя его, вы нарушаете процесс здорового сна, что может серьезно сказаться на его самочувствии.

***


Сыну 10 лет, начал молиться. Иногда ленится. Говорит, рано начал. Оставить не решается. Что делать? Алина, 35 лет.

Развивать самодисциплину: понемногу по каждому из трех главных направлений развития личности — интеллектуальное, духовное и физическое. Взять минимум (например, одна молитва в день) и постепенно наращивать ежегодно (пять молитв к 15-ти годам). Каждодневная дисциплина ускорит становление всесторонней и самодостаточной личностью и придаст скорости во всем.

/1/ Долгие звуки (ударения) обозначены удвоенными гласными «аа», «яя», «уу».
/2/ Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Абу Дауда и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 500, хадис № 8174, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 572.
/3/ См.: Ат-Тирмизи М. Джами‘ ат-тирмизи. С. 250, хадис № 1423, «сахих».
/4/ Подробнее о посте см., например: Аляутдинов Ш. От темы к теме. М.: Фонд «Мир образования», 2005. С. 209–277.
/5/ Закят — обязательные при определенных условиях финансовые, а также иные отчисления, производимые раз в году в пользу малоимущих и социально не защищенных групп граждан. Подробнее о закяте см., например: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. М.: Фонд «Мир образования», 2003. С. 233–240.
/6/ Подробнее см.: Аляутдинов Ш. Мусульманское право. 1–2, 2-е изд. М. — СПб., 2010.
/7/ См., например: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Т. 1. С. 256, хадис № 263; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 3. Ч. 5. С. 170, хадис № 670; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 7. С. 2979, хадис № 4715; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Т. 5. С. 375, хадис № 2028.

Москва
Сегодня 26 мая
1
ДЕНЬ ДО РАМАДАНА
фаджр / есть до 2:17
шурук4:00
зухр12:28
аср16:53
магриб / начинаем есть20:54
иша/таравих22:34

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов