Слюна и шерсть собаки

Слюна и шерсть собаки

автор:

Собака — домашнее животное семейства псовых, родственное волку. Используется человеком для охраны, охоты, езды в упряжке и т. п. /1/ Подобное задействование собак с точки зрения Ислама в полной мере допускается. /2/
 
Проявление чувств сострадания и милосердия к собакам, как и к любому другому творению Всевышнего, мы можем увидеть в назидательном повествовании Пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует): «Однажды один человек увидел пса, жующего влажную, сырую землю от жажды (и отсутствия доступного для него источника воды). Мужчина снял туфлю, набрал в нее воды (зачерпнул в нее воды) и дал напиться собаке. Поступок этот настолько высоко был оценен Всевышним, что Господь миров наделил его (по милости Своей) райской обителью в вечности». /3/

В данном же материале мы постараемся коснуться аспекта, с которым часто приходится сталкиваться в тех регионах и городах, где высока численность как бездомных, так и домашних собак на душу населения, а именно — нечистотность (наджаса) слюны и отдельных частей тела данного животного. Дело в том, что когда, например, собачья слюна соприкасается с телом человека или его одеждой, требуется ее смыть, дабы восстановить наличие ритуальной чистоты (тела иль одежды). Проистекает данное положение из высказывания Посланника Всевышнего: «Если какая-либо собака /4/поест из посуды кого-либо из вас, опустив свой язык в содержимое (то, что в посудине), то вымойте это (данную посуду) семь раз, первый /5/ из которых — землей (или вода, смешенная с землей)/6/». /7/

Из данного пророческого повествования мусульманские богословы единодушно заключили, что слюна собаки относится к явным нечистотам (наджаса), которые препятствуют наличию ритуальной чистоты, то есть требуют обязательного очищения. При попадании ее на тело или одежду (посуду и т. п.), человек должен тщательно промыть это место.

Что касается остальных частей тела собаки (лапы, шерсть), то по этому поводу мнения ученых разошлись. Причина разногласия — отсутствие оговорки об этом в хадисах Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Богословы-шафииты и те, кто согласился с ними, говорили, что все части тела собаки являются нечистыми (наджаса). Во-первых, собаки чистят свое тело языком (в том числе и «подмываются»), то есть слюна периодически соприкасается с остальными частями тела, делая их нечистыми. А во-вторых, ротовая полость (пасть собаки) отнюдь не самая грязная часть тела данного животного. Отнесение ее текстом хадиса к нечистотам (наджаса) косвенно указывает на нечистотность всего тела собаки. /8/

Ученые-ханафиты и те, кто согласился с ними в данном вопросе, ограничились текстом хадиса, то есть к каноническим нечистотам отнесли только слюну (язык, полость рта), ну и, конечно же, помет (экскременты). /9/

Кстати сказать, даже если следовать более строгому мнению (мнению ученых-шафиитов) в данном вопросе, то сам процесс соприкосновения одежды и шерсти не говорит о том, что одежда теряет ритуальную чистоту и непригодна для совершения очередной обязательной молитвы. О непригодности и канонической загрязненности можно говорить только в том случае, если что-то осталось на одежде или теле по результату соприкосновения шерсти и, например, тела, одежды. Это «что-то», то есть оставшийся след, необходимо соответствующим образом смыть и только.

Имам ан-Навави, в религиозной практике следовавший шафиитскому мазхабу, в комментариях к своду хадисов имама Муслима дал следующее практическое разъяснение слов ученых шафиитского мазхаба: «Знай же, что у нас (в шафиитском мазхабе) нет разницы между слюной (оговоренной в тексте хадиса), кровью, шерстью, пометом, мочой иль какой-либо другой частью тела собаки. Если любое из перечисленного соприкоснется с чем-то чистым в тот момент, когда одно из них (то, что касается собаки, или предмет, соприкоснувшийся с ней) влажно, мокро (посредством чего нечистотность собаки переходит на данный предмет), тогда для восстановления канонической чистоты потребуется в обязательном порядке промыть это семь раз, один из которых — землей». /10/

В то же время все богословы единодушны, что случаи, когда та или иная форма попадания нечистот повсеместна, и сложно обезопасить себя от нее (‘умумуль-бальва), относятся к ма‘фуввун ‘анху, то есть канонически допускаются и прощаются. Нечистоты, которые практически не видны или присутствуют на одежде в форме не удаляемых пятен (например, не отстирывающееся пятно крови), не заслуживают внимания и с богословской точки зрения не рассматриваются.

Щепетильность в таких вопросах излишня и неуместна. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) трижды и настоятельно повторил: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут». /11/Также Посланник Творца предостерегал: «Бойтесь чрезмерности в вопросах веры, религии! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого»./12/

Вопросы по теме

Прежде, прошу прощения, но хочу Вас поправить относительно собак. В одном из ответов Вы пишите, что наджас это не только слюна, но и пот животного. Если не ошибаюсь, собаки не имеют потовых желез и не могут потеть. Избыток влаги выводится из организма (и регулируется вообще) исключительно через рот. По поводу собак у меня к Вам еще один вопрос. Скажите, пожалуйста, является ли наджаса ее шерсть? В Дагестане, где я живу, говорят, что к наджас относится все, что от собаки исходит, и ее прикосновения портят и намаз, и омовение. Тимур.
Ответ напрямую связан с вашей репликой относительно отсутствия у собак потовых желез. В хадисе оговорена нечистотность (наджаса) слюны собаки. Что же касается пота и, как следствие, шерсти (нечистотности их), то это уже богословское предположение некоторых мусульманских ученых. Но! Важно отметить, что слюна собаки и прикосновение к ней никак не нарушают состояние ритуальной чистоты и уж тем более не связаны с ранее выполненными намазами.

Заново совершать омовение нет необходимости. Нужно лишь промыть место соприкосновения, учитывая ранее упомянутые разъяснения.

Если говорить о поте собаки, то упоминание его имеется в богословских книгах, написанных восемьсот и более лет назад.

Но наука, обоснованное мнение которой всегда принималось и принимается мусульманскими учеными к сведению, особенно в вопросах, не имеющих прямого объяснения в тексте Корана и Сунны, доказала нам следующее: «в коже собак есть сальные, потовые и ароматические железы. Потовые железы недоразвиты и имеются лишь на коже лап, поэтому собака не потеет. Охлаждение организма достигается за счет ускоренного дыхания через открытую пасть и испарения жидкости из пасти». /13/ Тем самым вопрос потовыделения собак и попадание пота на шерсть, а затем и на одежду иль тело прикоснувшегося к ней, отпадает сам собой.

У меня в квартире живет собачка. Я знаю, что по мусульманской этике дома собак не держат, но она появилась у нас намного раньше, чем я приняла Ислам, и к тому же ее очень все любят. Родители не позволят мне ее отдать кому-либо. Так вот, меня интересует, нужно ли мне стирать одежду, если она меня лизнула, можно ли мне надевать такую одежду на намаз? Большое спасибо! Нина.
Если лизнула, то придется постирать. До стирки такую одежду нельзя одевать во время совершения намаза.

Практичным в вашей ситуации было бы держать молитвенный коврик и отдельную одежду, которую вы одевали бы только при совершении молитвы-намаза, подальше от собаки (в шкафу).

В одной из телевизионных передач, показали Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина, так вот, каково было мое удивление, когда увидел, что он дома содержит собак. Адлан.
В доме он собак не держит. В передаче во дворе его дома была показана сторожевая собака, которую он погладил рукой, предварительно надев перчатку.

К сожалению, публичные люди находятся под очень пристальным, часто недоброжелательным, взглядом. Расти нам еще и расти, прививая себе нормы мусульманской морали и этики (имею в виду нас с вами, больше видящих отрицательное в других, нежели положительное).

Почему собака считается грязным животным и вследствие этого мусульманин не должен к ней прикасаться?
Собака не является грязным животным, она такое же творение Всевышнего, как все остальные. Суть в том, что слюна собаки канонически нечиста и ее попадание на одежду делает невозможным совершение молитвы в данной одежде.

За исключением тех случаев, когда количество слюны, попавшей на одежду, крайне незначительно. Есть некоторые оговорки и относительно шерсти собаки.

Можно ли держать дома собаку? Рита.
Наличие в доме собаки делает крайне затруднительным сохранение ритуальной чистоты одежды, места совершения молитвы и т. д., так как слюна ее относится к каноническим нечистотам, попадание которых на тело, одежду или место совершения молитвы делает последние непригодными и требует мытья или стирки.

Кроме того, находящаяся в доме собака препятствует проникновению в данное жилище ангелов проявления милости Всевышнего, которые низводят Божественную благодать и возносят к Всевышнему наши молитвы, а также молятся за нас. Сказанное мною четко оговорено в достоверных хадисах.

Кстати, допускается, в случае необходимости, использование собак для охраны и охоты.

Настоятельно советую не держать дома собаку.

Почему собаки греховнее, чем кошки, я имею в виду дотрагиваться до них, гладить? Тахир.
Они (собаки) никак не «греховнее» кошек. Просто слюна собак текстом хадиса отнесена к нечистотам (наджаса). А слюна кошки таковой не является.

Зачем Аллах посылает испытание животным? С людьми всё понятно, но почему столько бездомных и голодных собак на улице, которым даже негде укрыться от дождя? Чем они заслужили такую участь? Извините за глупый вопрос. Nargis.
Животные в этом мире, как неотъемлемая часть его, существуют по определенным законам, формам взаимодействия, сосуществования. Всевышний не испытывает животных, а сделал их определенным элементом постоянно меняющихся декораций мирского бытия, где происходит самое главное земное действо — испытание че-ло-ве-ка. Если люди сами не такие, то и в местах, где они живут, не бегают бездомные, голодные и кусающие других собаки, они как минимум располагаются в теплых и сытых приютах для животных.
/1/ Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург: Норинт, 2000, с. 1224.
/2/ К примеру, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал одному из своих сподвижников: «Отправляя обученного пса за дичью (упоминая при этом имя Творца), смотри: если собака убьет дичь (более не трогая ее), то можешь использовать в пищу (добычу), а если собака сама начнет кушать дичь, тогда не тронь, она (собака) предназначила это для себя». См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000, т. 2, с. 370, хадис № 175.
Также см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]: В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995, т. 1, с. 47, хадис № 20; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.], т. 2, ч. 3, с. 183.
/3/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 368, хадис № 173.
/4/ С учетом тонкостей грамматики арабского языка, здесь подразумевается именно любая собака. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 367.
/5/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 366; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1, с. 48.
/6/ В данном случае напрашивается вопрос: возможно ли использовать вместо земли какое-либо из современных моющих средств? По этому поводу большая часть мусульманских богословов сказала о допустимости, особенно, когда человек живет в городских условиях или есть вероятность загрязнения поверхности, например, одежды, использованием земли.
/7/ Хадис от Абу Хурайры и др.; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Хаббана и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 364, хадис № 172; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1, с. 44, хадис № 16; с. 47, хадис № 19.
/8/ Подробнее аргументацию богословов-шафиитов см., например: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]: В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.], т. 1, с. 160, 172.
/9/ Подробнее по упомянутым двум мнениям см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 365; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1, с. 45; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997, т. 1, с. 305, 306; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]: В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998, т. 1, с. 26-29; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2, ч. 3, с. 184-186.
/10/ См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2, ч. 3, с. 185.
Подробнее по теме см., например: ‘Али Ахмад Мар‘и. Аль-бидая фи фикх ас-сира. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995, с. 195-213.
/11/ Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, с. 569, хадис № 9594.
/12/ Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хаким. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 174, хадис № 2909.
/13/ Сергеева О. В. Собаки и кошки. Справочник для владельцев. Челябинск: Аркаим, 2003, с. 22.

Google

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов
 
Также см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]: В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995, т. 1, с. 47, хадис № 20; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.], т. 2, ч. 3, с. 183.