Послабления в посещении пятничной молитвы

Послабления в посещении пятничной молитвы

автор:

Я из Таджикистана работаю в госучреждении. Мне запрещают ходить на пятничную молитву. Из-за этого мне сделали выговор, и я год не буду получать премию. И если еще раз поеду, уволят. Хотя все наши руководители мусульмане. Скажите, пожалуйста, как мне быть? М.
У вас вынужденная ситуация, так как работа и карьера крайне важны для мужчины-мусульманина. Жизнь — череда парадоксов и метаморфоз, особенно в отношениях между людьми. Поверьте, не вы один сталкиваетесь с подобными обстоятельствами, однако не стоит принимать это близко к сердцу, ведь все мы под Ним ходим, а Он-то ведает сокровенные устремления и намерения души...

Скажите, пожалуйста, [вопрошает возмущенный посетитель сайта umma. ru] а пятничная молитва разве не является крайне важной для мужчины-мусульманина?! Или ее, пятничную молитву, «не стоит принимать близко к сердцу?!»
Не забывай, мой брат, когда тебя спрашивают люди, то спрашивают как ученого (алима) в том, что касается их религии.
А не твое личное мнение, философское умозаключение. Помни и бойся Господа, когда отвечаешь! Ты говоришь от имени ислама, ответственность за это очень велика. Не поддавайся сиюминутным движениям души и настроениям. Когда спрашивали ученых прошлого о простых вещах, они не торопились с ответами. В своих ответах, брат, ты иногда заочно унижаешь и оскорбляешь мусульман. Это нехороший пример для других людей.
Пожалуйста, если надумаешь отвечать на это письмо, то отвечай прямо, кратко без намеков и без «замазок».
P. S. Бог оказал тебе великую милость. Дал тебе знание и сделал тебя одной из причин распространения Ислама и прихода к религии многих людей в Москве и России. Ты оказался в нужном месте в нужное время. Но все это только по милости Господа нашего. Не из-за личности, не потому что ты Ахмад или Мустафа, а только по милости Аллаха! Человек слаб и приходит шайтан с обольщением... Первая степень «толибульильм» [идущего по пути знаний] — высокомерие, потом — смирение, а затем — осознание своего невежества. А Аллах лучше знает.
С уважением и добрыми молитвами, выпускник из Хартума, Судан.
1. Полезно выходить из границ своего личного представления «истины». У каждого свое мироощущение, впечатления, восприятия, реакции на те или иные ситуации, исходя из которых, жизнь принимает индивидуальную форму и цвет, в зависимости от объема знаний, жизненного опыта и гибкости мышления.
2. Стараться понимать других, фактически ставя себя на их место. Изучать себя, свои реакции на практике бытия и приумножать познания, читая, общаясь, передвигаясь по странам и континентам, работая над лингвистическими тонкостями языка и его грамматикой (как родного, так и иностранного). Но не увязать в губительном буквоедстве. Именно тогда, проходя сквозь десятилетия кропотливого труда в своей сфере и по своей специальности, человек всеми фибрами души и глубинами сознания поймет, что испить океан знаний невозможно. Но утолить жажду из чистейших пресных источников, погрузиться в чарующий подводный мир сути бытия и любоваться его многообразием, гармоничной взаимосвязью всего и вся — реально для тех, кто этого жаждет. При этом периодами припоминая слова: «Мы не знаем, кто первым обнаружил воду, но можно не сомневаться, что это была не рыба». /1/
3. Минуя немалое количество аятов и хадисов, думаю, известных вам, о том, что религия и каноны ее даны людям в облегчение, а не в усложнение жизни, сразу процитируем хадис, непосредственно касающийся нашей темы. /2/ Надеюсь, что такие имена как «аль-Бухари», «Ибн ‘Аббас», «аль-‘Аскаляни» являются для вас достаточно авторитетными, чтобы остудить пыл и «убрать в выдвижной ящик» эмоции, часто мешающие нам рационально и последовательно думать.
«Ибн ‘Аббас [считающийся наиболее грамотным в вопросах богословия сподвижником Пророка] в дождливый день сказал муаззину, вознамерившемуся огласить азан [на пятничную молитву]: «Когда скажешь «ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах», то не говори [обычное] «хайя ‘аляс-саляя» (спешите на [коллективную] молитву), а вместо этого скажи «саллю фи буютикум» (молитесь в своих домах). Люди, явившиеся свидетелями этих слов, проявили явное недоумение, недовольство, на что Ибн ‘Аббас ответил: «Так поступал тот, кто лучше меня [так поступал Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует)]. Пятничная молитва и проповедь обязательны, но я не хотел бы ввергать людей в затруднения идти в мечеть по грязи [появившейся в результате проливного дождя]». /3/
Имам аль-Бухари поставил этот достоверный хадис в главу под названием «Дозволенность не посещать пятничную молитву по причине дождя». /4/ И если сравнить дождь (переводящий » ‘азиму» в «рохсу») /5/ с тем, что человек лишился премии на год, может лишиться работы, работает в регионе, где заработки крайне низкие, трудно найти работу, а семьи — многодетные, то наверное, это является значительно более весомой причиной, переводящей " ‘азиму" в «рохсу».
«Большая часть (джумхур) мусульманских богословов говорили о том, что [проливной, обильный] дождь [размывающий дороги] является веской причиной, из-за которой допускается не посещать пятничную молитву. [К примеру, в северных регионах России подобной веской причиной может быть снежная метель]». /6/
4. Считаю полезным также напомнить канонические правила, имеющие непоколебимую обоснованность в мусульманском богословии и применяющиеся в повседневной практике:
— «затруднительность ситуации влечет за собою соответствующие послабления» /7/;
— «сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным» /8/;
— «вынужденность (к примеру, не посетить мечеть на пятничную молитву) определяется сложностью обстоятельств» /9/, что анализируется и сопоставляется каждым индивидуально, принимая во внимание аят и нижеследующие хадисы.
«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это — наилучшее для вас. О, если бы вы только знали!» (см., Св. Коран, 62:9).
«Пятница — это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам)». /10/
«Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею /11/, сердце того будет запечатано Господом». /12/
Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники /13/ и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, то совершают пятничную молитву (Джум‘а), которая будет им засчитана вместо полуденной (Зухр).
5. «И не сделал Он (Господь) затруднительность (стесненность) для вас в религии» (см., Св. Коран, 22:78). Сподвижник Пророка, Усама ибн Шарúк передал: «Мы сидели рядом с Пророком и чувствовали себя так, будто на наших головах разместились птицы, которых мы боимся спугнуть (т. е. без единого движения и шороха очень внимательно слушали Пророка). Пришла шумная толпа бедуинов со своими вопросами. Некоторые из них касались затруднений в религиозных обязанностях. Посланник Всевышнего ответил: «О люди! Аллах снял с вас затруднения [и многое может вам простить]. Исключением же является случай, когда один задел честь и достоинство другого. Это — [очень тяжелый и проблемный] грех и погибель». /14/
/1/ Это — мудрое высказывание канадского культуролога Маршалла Маклуэна (1911-1980), основная часть работ которого касалась психологических характеристик электронного общения.
/2/ Можно было бы написать развернутое богословское исследование на эту тему, но, предполагаю, что согласитесь со мной, нет в этом рациональности и необходимости.
/3/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]: В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997, т. 1, с. 268, хадис № 901.
/4/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1, с. 268; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000, т. 3, с. 488.
/5/ Великий мухаддис имам аль-‘Аскаляни, комментируя хадис, говорил о том, что дождь, упомянутый в достоверном хадисе, является одной из причин, посредством которых «непоколебимо обязательное (‘азима) превращается в дозволенное (желательное по мере возможности) (рохса)», то есть, в основе своей посетить пятничную молитву является обязательным для мужчины, но категоричность этого требования снимается по результату ухудшения климатических условий, что затрудняет сам приход и посещение мечети. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3, с. 488; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988, с. 221, 311; Са‘ди А. Аль-камус аль-фикхи люгатэн ва истыляхан. [Лингвистический и канонический словарь исламского права]. Дамаск: аль-Фикр, 1988, с. 146.
/6/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3, с. 488; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари: В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001, т. 6, с. 281-283; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар: В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966, т. 2, с. 154, 155.
/7/ См., например: Ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. Рияд: Адва’ ас-саляф, 2002, с. 71-73.
/8/ См., например: Ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. С. 74, 75.
/9/ Подробнее см., например: Ан-Назави А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991, с. 270, 271.
/10/ Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001, ч. 2, с. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994, т. 11, с. 447.
/11/ То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной. Или — не имея на то весомых причин.
/12/ Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8, с. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002, с. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992, т. 3, с. 1024, хадисы № 1371-1373, «хасан», «сахих».
/13/ По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т. д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре дня и более. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится в пути или на новом месте пребывания менее указанных сроков.
/14/ Хадис от Усамы ибн Шарика; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Табарани и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]: В 6 т. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1985, т. 4, с. 278; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991, т. 2, с. 236, 237, хадис № 486, «сахих»; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир: В 25 т. Каир: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1985, т. 1, с. 184, хадис № 482; аль-Хатыб аль-Багдади А. Тарих багдад [История Багдада]: В 19 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, [б. г.], т. 9, с. 197.

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов