Дополнительное поднятие рук в молитве

Дополнительное поднятие рук в молитве

автор:

Скажите, пожалуйста, нужно ли по шафиитскому мазхабу поднимать руки в начале 3-го ракяата так же, как и в начале молитвы?
При ответе на ваш вопрос был использован один из основополагающих трудов по фикху в шафиитском мазхабе/1/ — книга «Мугни аль-мухтадж иля ма‘рифати ма‘ани алфаз аль-минхадж». Там упоминается только поднятие рук в самом начале молитвы, перед поясным поклоном и после него/2/.

В книге «Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух», которая является одной из самых крупных современных энциклопедий по фикху, где содержатся мнения богословов четырех мазхабов с аргументацией, при подробном описании 36 желательных действий (сунн) в молитве-намазе в шафиитском мазхабе, наряду с упоминанием поднятия рук в самом начале молитвы, перед поясным поклоном и после него (пункт № 1), есть упоминание и о поднятии рук, когда встаешь на третий ракяат после первого ташаххуда (пункт № 23). В сноске, поясняющей этот пункт, не дается богословского источника шафиитского мазхаба, а оговаривается, что об этом есть упоминание в хадисах /3/.

Если ставить вопрос о том, есть ли вообще в Сунне упоминание о поднятии рук с такбиром, когда встаешь на третий ракяат после первого ташаххуда, то оно в Сунне есть. Для ознакомления обращаемся к книге «Нэйль аль-автар» известного богослова прошлого аш-Шавкяни /4/. Она содержит практически все хадисы, содержащие в себе канонические положения (ахкям). При этом оговариваются подробности по достоверности-недостоверности каждого хадиса на основе мнений авторитетных хадисоведов и заключения канонического порядка, которые были сделаны факихами-богословами прошлого.

Из нее мы видим, что среди трех положений поднятия рук в молитве наиболее часто упоминаемым в Сунне и, по мнению богословов, однозначно нужным является поднятие рук с такбиром в начале молитвы-намаза /5/. «Когда пророк Мухаммад вставал на молитву, он протяжно /6/поднимал руки» (хадис от Абу Хурайры; в пяти сводах хадисов, кроме ан-Насаи).

Приведу некоторые высказывания ученых по данному хадису:

— аш-Шавкяни: «Нет никакого упоминания относительно его хотя бы частичной недостоверности»;
— ан-Навави: «Нет разногласий между богословами относительно поднятия рук в начале молитвы»;
— аш-Шафи‘и: «Наверное, нет больше положения, которое было бы передано столь значительным количеством сподвижников Пророка»;
— аль-Бухари: «Девятнадцать сподвижников Пророка передали информацию об этом (о поднятии рук в начале молитвы)»;
— аль-Байхакы говорил об около тридцати передавших это сподвижниках пророка Мухаммада;
— аль-Хаким: «Поднятие рук в начале молитвы-намаза является бесспорной сунной Пророка. Среди свидетельствовавших есть десять человек, которым уже при жизни Пророком была обещана райская обитель в вечности»;
— аль-‘Иракы: «Около пятидесяти сподвижников Пророка говорили о необходимости поднятия рук в начале молитвы, среди них и десять тех, которым была обещана еще при жизни райская обитель в вечности».

После перечисления всех упомянутых цитат и многого другого, подтверждающего достоверность данной сунны, имам аш-Шавкяни заключает: «Поднятие рук в начале молитвы-намаза является одним из тех положений, относительно которых иджтихад /7/ недопустим».

На втором месте идет «поднятие рук перед поясным поклоном и после него». Данное положение не имеет столь высокой и непоколебимой достоверности, как «поднятие рук в начале молитвы». Именно поэтому такие богословы, как аш-Шафи‘и и Ахмад ибн Ханбаль, говорили о желательности этого, а, например, Абу Ханифа говорил, что руки нужно поднимать только в начале молитвы.

Что касается «поднятия рук с такбиром, когда встаешь на третий ракяат после первого ташаххуда» (о чем говорил имам аш-Шафи‘и), то желательность этого не столь категорична. Ан-Навави, например, отмечал, что наиболее известным мнением имама Малика была желательность совершения этого.

По всем вышеупомянутым положениям есть хадисы, но степень категоричности повествований и их достоверность различны. Мнение о том, что желательно поднимать руки, вставая с первого ташаххуда на третий ракяат, в шафиитском мазхабе есть, но оно не столь важно, как поднятие рук до и после поясного поклона /8/.

В любом случае, это относится к дополнительному (мустахаб). Сунной муаккядой (обязательной сунной), по мнению всех богословов, однозначно не является.
/1/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 62, 63.
/2/ «Мугни аль-мухтадж иля ма‘рифати ма‘ани алфаз аль-минхадж». В 6 т. Т. 1. С. 247–352.
/3/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 8 т. Т. 1. С. 743.
/4/ Умер в 1255 году по хиджре.
/5/ По мнению богословов-ханафитов, мужчины поднимают руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины — на уровень плеч, и произносят такбир: «Аллаху Акбар» («Аллах велик»). Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам — сомкнуть. Богословы-шафииты считают, что и мужчины и женщины поднимают руки на уровень плеч и такбир произносится одновременно с поднятием рук. См. также: Аляутдинов Ш. Мусульманская молитвенная практика. М., 2001. С. 68.
/6/ Ибн ‘Абдуль-Барр прокомментировал это как «поднятие рук выше ушей», т. е. на уровень ушей.
/7/ То есть данное положение столь достоверно, что сомневаться в необходимости его или трактовать как-то по-иному невозможно и недопустимо.
/8/ См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. Ч. 2. С. 181–189, хадисы № 666—672; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 247–352.
Москва
Сегодня 26 мая
1
ДЕНЬ ДО РАМАДАНА
фаджр / есть до 2:17
шурук4:00
зухр12:28
аср16:53
магриб / начинаем есть20:54
иша/таравих22:34

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов