Одежда и внешний вид

Одежда и внешний вид

автор:

7:31 — 33

«О дети Адама [и Евы]! Будьте красивы, заходя в какую-либо из мечетей. [Вся Земля — это также мечеть, то есть место, где можно молиться, поэтому будьте по возможности красивы всегда, везде и во всем.]
Ешьте, пейте и не расточительствуйте [употребляйте еду в меру; не тратьтесь на то, что бесполезно, а тем более вредно; старайтесь придерживаться во всем «золотой середины»]. Воистину, Всевышний не любит расточительных.
Скажи, кто запретил украшения Господа [все радующее глаз и сердце, добротное, изящное, изысканное], которые Он вывел для людей, и хорошее из благ (из продуктов питания)?! Это [умение пользоваться красотами жизни] в полной мере [дозволено] людям верующим [как и всем остальным, хотя некоторые необоснованно выдумывают для себя запреты], а вот в Судный День [и после него] райская красота, благодать — только лишь для верующих.
Подобным образом Мы [говорит Господь миров] разъясняем знамения для людей грамотных.
Скажи: «Господь [раскрыл вам жизнь во всей красе, но] запретил (1) все скверное (непристойные поступки, разврат), как являющееся явным, так и скрытым [что выявляется, к примеру, в результате исследований, экспертиз, опытов] /1/, запретил (2) все греховное [что является очевидным грехом для любого здравомыслящего] и (3) покушение [на честь, имущество, жизнь другого человека или людей, общество; притеснение, проявление несправедливости], не имея на то права. Также запретил (4) все формы язычества, поклонения земному и (5) высказывание в адрес Творца того, о чем вы [люди] не знаете».
В своде хадисов имама Абу Дауда приводятся слова Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует): «Воистину, вы предстаете пред своими братьями! /2/ Пусть же будет хорошим ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы были примером /3/ для других. Воистину, Господь не любит непристойность, неприличие, неряшливость» /4/.
***
Какими должны быть шорты? Выше колен или ниже? Каково мнение ученых?
Богословы-ханафиты говорят, что шорты у мужчин должны быть ниже колен. Богословы-шафииты — до колен, но, так как при движении они задираются, лучше, если будут закрывать колени. Поэтому прикрытие колен более верное решение.
‘Аурат (та часть тела, которая подлежит обязательному прикрытию) у мужчин: от пупка (ниже пупка, сам пупок не входит) и до колена включительно. Таково на этот счет мнение богословов-ханафитов.
Богословы-шафииты считают: ‘аурат мужчины — это та часть тела, которая между пупком и коленом. Пупок и колени к ‘аурату не относятся, но желательно их прикрывать во избежание случайного оголения ‘аурата /5/.
Мне неоднократно говорили, что по маликитскому мазхабу можно носить короткие шорты, которые значительно выше колен. Есть ли такое положение?
Большинство ученых так не считают, ну так зачем вам это?
Я живу в Ингушетии, и наши соседи, односельчане, родственники, друзья ездят на море семьями, да и мы сами собирались туда. Вопрос в том, можно ли семьям ездить на море, где всем все видно как на ладони? Расул, 34 года.
Семьям ездить на море можно и полезно. Однако важно соблюдать нормы мусульманкой одежды: мужчинам следует надевать плавки от пупка до колен, а женщинам — купальники, закрывающие все тело, кроме лица и кистей рук. Таких купальников на сегодняшний день огромное разнообразие, любые цвета и модели. Для детей-подростков также имеются соответствующие мусульманские купальники.
А на то, что видно как на ладони, можно и не смотреть.
Море и солнце — это хорошо и полезно, когда есть такая возможность /6/.
Нарушается ли молитва-намаз, если во время ее совершения у мужчины случайно оголилась поясница?
Если ‘аурат во время совершения молитвы случайно и непреднамеренно оголится (например, из-за ветра), то молящийся должен сразу прикрыть оголившуюся часть тела. Если это произошло из-за неряшливости верующего, а тем более повторилось в одном намазе несколько раз, то молитва нарушается, становится недействительной и ее необходимо совершить повторно /7/.
Можно, конечно, предположить, что оголилась та часть тела, которая выше пупка или на его уровне, но лучше, дабы быть уверенным в полноценности молитвы-намаза, заправлять рубашки и майки в брюки так, чтобы поясница не оголялась.
Как Ислам смотрит на ношение мужчиной серьги в ухе? Малик.
Можно ли мусульманину проколоть ухо? Азиз, 18 лет.
Запретно, когда мужчины стараются походить на женщин, а женщины — на мужчин. Это противоречит как религиозным, так и природным канонам, которые, в общем-то, едины и четко взаимосвязаны.
Мой друг спросил меня про ношение ушных серег мужчинами. Насколько я знаю, мужчинам носить серьги не только с точки зрения Ислама, но и с культурной точки зрения нельзя. Другу моему сказали, что имам Бухари носил серьги в носу. Правда ли это?
Если посмотреть на подобное с точки зрения нашего российского менталитета и современной культуры, то это выглядит вызывающе, а где-то и неуместно. Верующему человеку не к лицу привлекать таким «крутым» атрибутом внимание других. Что касается имама аль-Бухари, то я не знаю, не встречал информации об этом, но если бы он жил в наше время, то точно не стал бы носить серег.
Я стал мусульманином, но до принятия Ислама я сделал татуировки. На плече написано «Аллах», а на спине — «Мухаммад» (да простит меня Всевышний). Что теперь с ними делать? Можно ли их свести или это будет причинением вреда телу? Ильдар, 32 года.
Делать татуировки с точки зрения исламских канонов запретно (харам) /8/. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) упомянул тех, кто занимается этим ремеслом, а также тех, кто делает себе татуировки, в числе проклятых /9/. Это действие относится к «изменению человеком своего настоящего облика, данного ему Самим Творцом». Запрет на такого рода действия также оговорен в Священном Коране /10/.
Лучше будет их свести. Но если это сложно и есть опасность для здоровья, тогда оставьте все как есть.

Ношение бороды

Нужно ли мусульманину носить бороду? Насколько это обязательно?
Обязательным (фард) это категорически не является. Одно из проявлений неграмотности, присущей немалому числу людей, — возведение желательного (мустахаб, сунна, сунна муаккяда) до уровня обязательного (фард) и вместе с тем пренебрежение последним.

Приведу хадисы по данной теме:
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) оповестил: «К «фитре» /11/ относится следующее /12/: стрижка усов /13/, отпускание бороды, чистка зубов палочкой «мисвак», промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками /14/, стрижка волос на лобке /15/, подмывание водой и обрезание /16/» /17/.

‘Умаром ибн Харуном было передано, что «пророк Мухаммад подстригал бороду как по ширине, так и по длине» /18/.

Посланник Божий говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду» (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. ат-Тирмизи и др.); «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду» (хадис от Ибн ‘Умара); «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!» (хадис от Абу Хурайры) /19/.
Имам ат-Табари пояснил: «Отпускание бороды», упомянутое в хадисах, не может пониматься буквально. Ведь если человек беспорядочно ее отпустит, то покажется неряшливым, о нем будет ходить молва как о неопрятном человеке, что никак не присуще мусульманину».

Однажды второй праведный халиф ‘Умар увидел человека с длинной и неухоженной бородой. Он приказал подарить ему новую одежду и подстричь бороду на длину сжатого кулака /20/. Затем сказал: «Иди и поступай как тебе заблагорассудится!» И, обращаясь ко всем, воскликнул: «Некоторые из вас совсем не смотрят за собой и ходят как дикари!» /21/

Наш современник, доктор богословия ‘Али Ахмад Мар‘и, говорит: «С учетом хадисов и мнений богословов по данной теме, считаю, что важным фактором в отпускании бороды является аккуратность и внешняя опрятность. Если борода становится главной отличительной чертой человека, а порой и причиной насмешек над ним, то это ненормально, то есть теряется смысл обязательной опрятности, аккуратности и солидности мусульманина. Он перестает быть примером для подражания, превращаясь в предмет насмешек, и олицетворяет неряшливость. Сподвижники Ибн ‘Умар и Абу Хурайра, передававшие хадисы от пророка Мухаммада об отпускании бороды, раскрывали смысл пророческого повествования своими действиями. Они стригли и ровняли бороды, длина которых не превышала размеров сжатого кулака» /22/.

Наряду со многими аятами и хадисами, в которых прямо или косвенно говорится о необходимости опрятного внешнего и внутреннего облика верующего, в Священном Писании имеется явный призыв к красоте внешнего вида: «О дети Адама! Будьте красивы, заходя в какую-либо из мечетей» /23/ (Св. Коран, 7:31). Также в своде хадисов имама Абу Дауда приводятся слова Пророка: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями! /24/ Пусть же будет хорошим ваше средство передвижения, пусть будет хорошей ваша одежда, чтобы вы были примером /25/ среди людей. Воистину, Господь не любит непристойности, неприличности, неряшливости» /26/.

Одним из имен Всевышнего Творца является имя «аль-Джамиль», то есть Тот, Кому присуща безграничная красота. И Он, Господь, любит красивое.

Теперь немного о том, что говорят ученые об уровне обязательности ношения бороды мужчинами. Во-первых, важно заметить, что мнения большинства ученых расходятся лишь в том, насколько данная сунна желательна, не переходит ли данное положение на уровень обязательности (ваджиб) и не грешен ли тот, кто бреется и не отпускает бороду. Основное мнение таково: отпускание бороды является тем действием, которое было присуще Пророку постоянно, поэтому классифицируется как «сунна» /27/. Беспричинно сбривать отпущенную бороду, по мнению многих богословов, является крайне порицаемым и греховным деянием. Богословы-ханафиты говорили о крайней нежелательности сбривания бороды (макрух тахриман). Ученые шафиитского мазхаба говорили о нежелательности этого (макрух танзихан) /28/.

Только Всевышнему Аллаху ведома истина, но считаю уместным заметить, что в свете событий последних десятилетий (конец XX — начала XXI века), когда борода с подачи российских и зарубежных СМИ стала ассоциироваться с образом террориста или бандита, лучше воздерживаться от ношения бороды. Воздержаться от соблюдения того, что желательно, в пользу того, что обязательно /29/.

К сожалению, люди часто предпочитают то, сделать что полегче и побыстрее, взамен кропотливой работы над собой как личностью, как последователем заветов заключительного Посланника. Над собой как полноценным и примерным гражданином своего общества. Людей, чаще молодых, привлекает нечто, дающее им возможность быстро (особенно по внешнему виду) сформироваться /30/, а вот на суть и нутро, религиозное благородство и воспитанность, которые требуют постоянной, кроткой пред Богом и терпеливой работы, они обычно не обращают внимания. Порой многие «слепы» в видении мудрости, Божественного замысла во всем. А политологи, работники СМИ по внешним атрибутам, сказанным кем-то громким словам или совершенным неординарным действиям делают умозаключения, не стараясь понять внутреннего содержания, не утруждая себя анализом того, что же за этим стоит, каковы истинные причины и мотивы произошедшего.

Ношение бороды — это сунна (путь и пример к подражанию) последнего Божьего посланника. Поэтому те, кто ее носит, должны понимать, что через этот бросающийся в глаза (так как находится на лице) атрибут окружающие смотрят на сподвижников Пророка и самого пророка Мухаммада, а через них — на огромное количество предшествовавших посланников Творца, которые тоже носили бороды... Смотрят на многих иудейских, христианских и мусульманских праведников. Все это требует неослабного внимания к себе и значительной ответственности. Быть причиной плохого мнения о простом человеке — грешно, а причиной плохого мнения или умозаключения о пророках и праведниках — особо греховно. И только Всевышнему ведомо, сколь это наказуемо.
***
«Хорошие ноги рано или поздно станут спотыкаться; гордая спина согнется; черная борода поседеет; кудрявая голова облысеет; прекрасное лицо покроется морщинами; глубокий взор потускнеет; но доброе сердце подобно солнцу и луне; и даже скорее солнцу, чем луне; ибо оно сияет ярким светом, никогда не изменяется и всегда следует верным путем» У. Шекспир

Укорачивание и подворачивание брюк

Как понимать хадис о том, что надо укорачивать брюки? Если можно, объясните (а то некоторые говорят «харам» и все!) Abdulahad
В хадисе, который обычно в этой связи приводят, говорится о том, чтобы человек не волочил подол своей одежды из гордости и высокомерия. Мусульманские ученые, комментируя его, хадис, подчеркивали важность намерения, как оговорено в самом хадисе, а не формы (длины, ширины и т. п.).

У арабов в те давние времена длинная одежда символизировала собой величавость, человек в такой одежде ощущал свое превосходство, что было пресечено Пророком (да благословит его Всевышний и приветствует). Из другого же достоверного хадиса мы знаем: надменный, высокомерный человек не войдет в Рай.

Сегодня же укорачивание брюк для каких-то народов стало традицией, а для кого-то — формой показать свою индивидуальность и особость (зачастую это присуще молодым людям, некоторые из них подворачивают брючины штанов непосредственно перед молитвой-намазом, что можно отнести к очевидному нововведению-бид‘а). Есть и те, кто придерживается текста хадиса буквально, не обращая внимания на замечание о высокомерии. Это их право.

Далее приведем хадисы по теме и пояснения ученых:
«Кто опускает одежду до такой степени, что она волочится по земле (одежда его настолько длинна, что волочится по земле) /31/, и проявляет через это высокомерность (надменность, будто он — король, а все остальные — пешки), на того Бог не посмотрит в Судный День [не проявит к нему Свою милость]» /32/. Во время произнесения Пророком вышеупомянутых слов Абу Бакр уточнил: «О посланник Всевышнего, порой моя одежда растягивается (начинает некоторым образом свисать и волочиться по земле), избежать этого можно, только постоянно подтягивая ее (как мне быть)?» Пророк ответил: «Ты не из тех, кто делает это, проявляя тем самым надменность и высокомерие» /33/;

«Всевышний не взглянет [не проявит Свою милость и прощение] в Судный День на того, кто волочил свою одежду из заносчивости и высокомерия (проявляя надменность и кичливость)» /34/.

Ученые говорили: «Носить длинную, волочащуюся по земле одежду является грехом в том случае, если этим человек демонстрирует свое превосходство над окружающими» /35/. То же самое касается и тех, кто в качестве вызова или «исключительной набожности» укорачивает брюки. Во всем должна быть золотая середина, где в параллель с религиозными рекомендациями идет понимание их сути (через те же самые хадисы и аяты) и учет народных традиций, культур. Ислам не призывает человека облачаться непременно в традиционную арабскую, индонезийскую или шотландскую одежды. Не столько важен стиль, сколько покрытие ‘аурата (частей тела, обязательных для сокрытия), а также умеренность, чистота, эстетичность и отсутствие чувства превосходства над другими по причине дороговизны, экстрамодности или вызывающей необычности одеяния.

Хадис же «а что ниже щиколоток, то — в Аду» /36/ мусульманские ученые единодушно прокомментировали следующим образом: «Буквальное понимание данного хадиса неуместно, так как ряд достоверных повествований Пророка по данной теме (приведенных нами выше. — Ш. А.) четко и недвусмысленно объясняет суть вопроса, то есть — проявление высокомерия и надменности посредством волочащейся по земле одежды является греховным, ведущим человека к адскому наказанию. Упомянутый хадис растолковывается именно в таком ракурсе /37/. А в общем, одежда должна быть в меру необходимости и потребности, а также в соответствии с местным климатом, традициями практичной, удобной, модной и нужного размера по длине, ширине и т. п. И только Всевышнему ведома истина» /38/.

Одежда из чистого шелка

Можно ли носить шелковые галстуки? Расскажите, пожалуйста, подробнее о запрете ношения мужчинами шелковой одежды.
По вопросу ношения шелковой одежды в Сунне пророка Мухаммада присутствуют четкие и достоверные пояснения, на основе которых практически все исламские богословы давали категоричные заключения.

Пророк (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Золото и шелк разрешаются для женщин из числа моих последователей и запрещены для мужчин» /39/.

«Посланник Всевышнего запрещал носить шелк, кроме как в ширину двух пальцев, среднего и указательного» /40/, а также «запрещал надевать шелк, кроме как в ширину двух, трех или четырех пальцев» /41/. В сводах хадисов Ахмада и Абу Дауда добавлено: «...и показал (да благословит его Творец и приветствует) кисть» /42/.

В сводах хадисов Муслима, Ахмада и других передается, что Асма’ однажды вытащила накидку Пророка, сшитую из грубой ткани, на которой был узор из шелка в одну пядь (22,5 см), а передняя часть накидки была прошита им (шелком). Она сказала: «Когда ‘Аиша умерла, накидка была передана мне. Пророк надевал эту накидку» /43/.

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас, считающийся одним из самых грамотных в вопросах богословия, говорил: «Пророк запретил нам [мужчинам-мусульманам] одежду из чистого шелка. Что же касается той одежды, основой ткани или фрагментом которой является шелк, то она не запретна» /44/.

Мнение исламских богословов едино относительно разрешенности применения в мужской одежде фрагментов тканей из чистого шелка не шире четырех пальцев. Также большая часть ученых /45/ допускала ношение одежды, в состав ткани которой входит шелк наряду с другим материалом, например хлопком или льном, и где шелк составляет менее пятидесяти процентов /46/.

Были и другие мнения по поводу ношения мужской одежды, в ткани которой присутствует чистый шелк и составляет менее пятидесяти процентов, так как прямого пророческого указания на это нет. Однако большинство авторитетных богословов допускали использование такой ткани для шитья мужской одежды, обосновывая это тем, что «достоверно известно о ношении сподвижниками Пророка и праведниками первого поколения одежды из ткани «хазз» /47/, которая состояла из шерсти и натурального шелка», а также упомянутыми словами Ибн ‘Аббаса /48/.

Итак, можно сделать вывод: что явно запретно для мужчин-мусульман в одежде — так это элементы гардероба из чистого натурального шелка, где шелк шире четырех пальцев, а также то, что сшито из ткани, на пятьдесят и более процентов состоящей из натурального шелка /49/.

Такого рода пророческое пояснение относится только к шелку и не распространяется, например, на ношение ювелирных изделий с небольшим содержанием золота или употребление слабоалкогольных напитков. Как ношение мужчинами золотых украшений, так и употребление спиртного категорически запретно (харам).
И только Всевышнему ведома истина.
Можно ли носить одежду, если знаешь, что какая-то часть ее из шелка, но не знаешь точно, сколько процентов? Как можно определить, есть ли шелк в одежде, если одежда без этикетки?
Натуральный шелк в сегодняшней текстильной индустрии применяется редко. А если и применяется, то одежда из него очень дорога, на ней обязательно присутствует бирка, где сказано о наличии в одежде натурального шелка.
Если вы не одеваетесь в дорогих бутиках, а тем более когда и этикетки нет, то беспокоиться не стоит.

Золото

Можно ли мужчине-мусульманину носить золотое обручальное кольцо?
Использование того, что внешне украшает мусульманина, является поощряемым: «Скажи, кто запретил украшения Господа [все радующее глаз и сердце], которые Он вывел для людей, и хорошее из благ?!» (Св. Коран, 7:32).
Однако есть две вещи, которые разрешены женщинам-мусульманкам, но запрещены мужчинам-мусульманам. Это — золотые украшения и одежда из чистого шелка.

Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), подняв в правой руке шелк, а в левой — золото, сказал: «Поистине, эти две вещи являются запретными [харам] для мужчин из числа моих последователей» /50/.

Известен следующий случай времен пророка Мухаммада: увидев золотое кольцо на руке одного из сподвижников, посланник Господа снял кольцо с руки этого человека и промолвил: «Некоторые из вас опираются на уголек Ада и помещают его на руке своей» /51/.

Золотые запонки, ручки, часы и другие подобные вещи определены исламскими богословами как подпадающие под данный запрет.

Запрет на ношение золотых украшений и одежды из чистого натурального шелка для мужчин-мусульман по степени важности соответствует каноническому запрету на спиртное. И этот запрет касается любого времени, особенно времени совершения молитвы.
Что же касается обручальных колец для мужчин, то им рекомендованы серебряные кольца.
Можно ли мусульманину носить серебряный полумесяц в качестве украшения?
Лучше не носить. Пусть олицетворением вашей веры будут ваши поступки.
Можно ли носить мужчинам кольца из платины? Какие камни разрешены? Анвар.
Кольцо из платины — можно /52/. Камни — по вашему желанию и усмотрению.
Нужно ли мусульманину после брака носить кольцо и можно ли носить белое золото? Фаик.
Каноническая обязательность или желательность ношения обручального кольца отсутствует. Но в реалиях нашего общества крайне желательно для мужчины ношение обручального кольца, которое защищает его от внимания посторонних женщин, являясь явным и всем понятным признаком его семейного положения. Украшения из любого золота мужчине носить запрещено.
Можно ли носить позолоченные часы? Эти часы мне подарили. Бахром.
Не стоит. Передарите человеку немусульманской культуры.

Данный материал является итоговой версией. Присылайте ваши вопросы и уточнения по данной теме на электронный ящик Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с пометкой «Одежда и внешний вид».

/1/ Или: «Как публичное, так и тайное, скрываемое».
/2/ Братство бывает кровным, религиозным и общечеловеческим.
/3/ При подстрочном переводе: «подобно родинке», то есть будьте украшением, важной дополняющей любого общества.
/4/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994 (1989). Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. В 25 т. Каир: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1985. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.
/5/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 738, 743, 748.
/6/ «Витамин D когда-то называли «витамином, порождаемым светом». Другое, более прозаическое его название — кальциферол, то есть несущий кальций... Витамин D образуется в коже под действием солнечных лучей из предшественников витамина D — провитаминов. Провитамины, в свою очередь, частично поступают в организм в готовом виде с пищей, а частично образуются в тканях из холестерина. Витамин D обеспечивает нормальный рост и развитие костей, предупреждает развитие рахита и остеопороза. Однако роль витамина D не ограничивается защитой костей. От него зависит восприимчивость организма к кожным заболеваниям, болезням сердца и раку. В регионах, где пища бедна витамином D, повышен уровень заболеваемости атеросклерозом, артритами, диабетом, особенно юношеским. Этот витамин предупреждает слабость мускулов, повышает иммунитет, необходим для функционирования щитовидной железы и нормальной свертываемости крови, препятствует росту раковых клеток... При условии, что организм получает достаточное количество ультрафиолетового облучения, потребность в витамине D компенсируется полностью». См.: Витамин D (кальциферол), http://subscribe.ru/archive/home.child.beremenna/201003/08140759.html.
/7/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 742.
/8/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 467.
/9/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 446, хадис № 7272, «сахих».
/10/ См.: Св. Коран, 4:119.
/11/ Фитра (араб.) — естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога, Создателя. К «физической» фитре относится упомянутое в хадисе. Слово «фитра» некоторые богословы толковали и как «сунна» (путь). Они говорили: «Фитра — это те действия, которые совершались пророками Всевышнего Творца». См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 148.
/12/ О том, что именно относится к «фитре», есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 147.
/13/ Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу.
/14/ Допустима и другая форма удаления волос, например бритье.
/15/ В соответствии с назиданием пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны производиться не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны выполняться не реже, чем в указанный период, но могут быть чаще. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 776, хадис № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна [Начало в понимании Сунны]. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 121.
/16/ Сподвижник Пророка, передававший данный хадис, сомневался относительно десятого пункта и предположительно назвал «полоскание рта». Однако, как упомянуто у имама ан-Навави, наиболее вероятно, что забытым пунктом в данном хадисе является «обрезание». См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 150.
/17/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 776, хадис № 2762.
/18/ См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 777, хадис № 2767.
/19/ См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 776, хадис № 2768; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 146, 147.
/20/ Наибольшая часть авторитетных ученых считает, что сунной в длине отпускаемой бороды является размер сжатого кулака. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2659.
/21/ См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 128.
/22/ См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 130, 131.
/23/ Здесь не имеется в виду наличие опрятности и красоты внешнего вида только при входе в мечеть, а подчеркивается, что «особенно там, где вы молитесь».
/24/ Братство бывает кровным, религиозным и общечеловеческим.
/25/ При подстрочном переводе: «подобно родинке», то есть будьте украшением, важной составляющей любого общества.
/26/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994 (1989). Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. В 25 т. Каир: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1985. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.
/27/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 465; Т. 4. С. 2659.
/28/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 462. О запретности (харам) сбривания бороды говорили богословы ханбалитского и маликитского мазхабов. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2659.
/29/ Есть богословско-правовое правило: «Если стоит выбор между сунной (желательным) и фардом (обязательным), то приоритет отдается фарду (обязательному)». См., например: Бешер Ф. Фетвелер [Фетвы]. Измир: Ниль, 1991. С. 103.
/30/ Обычно желание молодых людей «спрятаться» за вещи вызывается неуверенностью в себе, им необходимо утвердиться, выразить свою уникальность «через внешние атрибуты (одежды), но по мере взросления самооценка растет, развивается самоуважение и интерес к вещам падает». См.: Psychologies, март 2008 (№ 25). С. 46.
/31/ В хадисе употреблен глагол «джерра», который переводится как «тащить, тянуть, волочить», «влечь за собой».
/32/ Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 523, хадис № 8614, «сахих».
/33/ Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 312, хадис № 5784; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 548, хадис № 791.
/34/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 316, хадис № 5788; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 548, хадис № 792.
/35/ См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 548–550, хадисы № 791, 792 и 795, а также пояснения к ним; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 60–63, хадисы № 2085 (42–46), а также пояснения к ним.
/36/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и ан-Насаи. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 315, хадис № 5787.
/37/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 316, 318.
/38/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 462.
/39/ Хадис от Абу Муса; св. х. Ахмада, ан-Насаи, ат-Тирмизи и др. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 266, хадис № 4357, «сахих».
/40/ Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 11. С. 462, хадисы № 5828, 5829; аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 403, хадис № 1338.
/41/ Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима и др. См.: Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 403, хадис № 1339; Абу Дауд. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. В 4 т. Египет: ас-Са‘ада, 1950. Т. 4. С. 68, 69, хадис № 4042.
/42/ В св. х. Ахмада упоминается, что ‘Умар, давая пояснения людям о запрете в одежде чистого шелка, сказал: «...кроме двух, трех или четырех пальцев, и показал кисть». См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 274, 275.
/43/ См.: Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 404, хадис № 1342; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 275, хадис № 142.
/44/ Св. х. Ахмада, Абу Дауда, Хакима и ат-Табарани. См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 275.
/45/ Некоторые богословы говорили, что и по данному вопросу имеется иджма‘, то есть единое согласие мусульманских ученых начальных веков.
/46/ См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 90, 91, хадис № 555 и комментарий к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 2. Ч. 4. С. 45, хадисы № 4038, 4039; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 923, хадис № 3333.
/47/ См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 195.
/48/ См., например: Абу Дауд. Сунан аби дауд, (1950). Т. 4. С. 67, хадис № 4038, а также С. 68; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 274, 275.
/49/ См. об этом: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1859, хадисы № 5828, 5829; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 18. С. 33, 34; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 85, 88, 90, 91, 92, хадисы № 546, 551, 552, 555, 556; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14. С. 43, 44, 46–48; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 3. С. 549, 550; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2637–2640; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 274–276.
/50/ Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Хаббана и Ибн Маджа.
/51/ Св. х. Муслима. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 563, хадис № 9463, «сахих».
/52/ См., например: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Беседы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 64.

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов