Бракосочетание

Бракосочетание

автор:

 

Требования, предваряющие заключение брака

 
Исходя из норм шариатского права и исламской традиции, юноша, имеющий намерение жениться, должен соблюсти следующие требования, предваряющие заключение брака:
 
— приглядеться к девушке, не привлекая ее внимания;
 
— если она произвела внешне благоприятное впечатление, то пообщаться с ней в людном месте;

— предварительно удостовериться в том, что к заключению данного брака нет никаких препятствий, предусмотренных исламским законодательством (например, кровное или молочное родство);
 
— если она подходит по мировоззренческим принципам и ценностным ориентирам, то намекнуть ей о своем намерении жениться на ней;
 
— если девушка согласна на брак, переговорить с ее родителями (или опекуном) для получения их согласия;
 
— при получении полного согласия на бракосочетание со стороны девушки и ее родителей (или опекуна) организовать сватовство и помолвку;
 
— оговорить определенный срок церемонии бракосочетания.
 
Помолвка есть акт публичного обещания сторон сочетаться супружескими узами, но она не дает жениху и невесте, будущим супругам, большего права, чем право общения в обществе родственников или людном месте. По мнению большинства богословов, во время и после помолвки юноше можно смотреть лишь на те части тела девушки, которые не являются ‘ауратом (лицо и кисти рук). Обниматься или целоваться категорически запрещено, так как до женитьбы молодые люди остаются еще чужими друг для друга.

Исламские богословы едины во мнении о том, что если на предложение юноши имеется явное согласие со стороны девушки, то в этом случае сватовство другого человека к этой девушке канонически запретно. При отсутствии явного согласия сватовство со стороны другого мужчины допустимо. Согласно хадису, мужчина «...не имеет права помолвки против [уже имеющейся] помолвки другого юноши (мужчины), кроме как после [его] отказа или с его позволения» /1/.
 
Если к девушке посваталось несколько юношей, не знающих о намерениях друг друга, то ничего предосудительного в этом нет.
 
Если человек дал обещание родителям девушки жениться и не выполнил его, то что в этом случае делать? Как он будет отвечать за это пред Богом?
 
С одной стороны, мусульманин должен выполнять свои обещания и исполнять те обязательства, которые он взял на себя. Об этом многократно говорится в Священном Коране и хадисах. Что касается вопроса помолвки, то женитьба или замужество после нее не являются категорически обязательными. Стороны могут передумать. Именно поэтому после помолвки и до женитьбы предполагаемые муж и жена не имеют права ходить под ручку, тем более в общественных местах, обниматься, целоваться, не говоря уже о чем-то большем. Все это допускается только после бракосочетания, когда утвердилось намерение быть мужем и женой на протяжении оставшейся жизни, когда произнесены перед людьми слова обоюдного согласия сторон, когда имеется благословение родителей и присутствуют свидетели.
 
А потому, если не срослось на этапе помолвки, поймите для себя и примите, что так оно лучше, то есть ведет к лучшему. Жизнь продолжается (без обид и претензий), и в ней нас ждет еще много интересного и неожиданного, главное — не стоять на месте.
 
Три года назад я встретил девушку, которую полюбил. Однако на тот момент я получал высшее образование и не мог содержать семью, поэтому ни о каких отношениях не могло быть и речи. По ряду причин я практически не видел ее два года. Все это время я думал о ней. Теперь у меня есть возможность создать семью. Но когда я созвонился с ней после разлуки, то выяснилось, что у нее уже есть жених. Допустимо ли мусульманину ухаживать, оказывать девушке, у которой есть жених, знаки внимания с намерением создать семью? Или следует дождаться разрыва их отношений (если таковой будет) и уже потом начать ухаживания? Эмин, 23 года.
 
С точки зрения мусульманских канонов категорически не допускается ухаживание за чужой невестой. Вам не следует беспокоить ее до тех пор, пока не определятся отношения с нынешним женихом. Если у них не сложится, тогда посватайтесь к ней.
 

Канонические условия, соблюдение которых необходимо при заключении мусульманского барка.

 
1. Отсутствие близких родственных связей или иных причин, препятствующих браку.
 
Препятствием к браку могут стать причины как (1) постоянного, так и (2) временного характера.
К числу первых относится кровное родство, то есть общность крови между лицами, ведущими происхождение от одного близкого родоначальника, независимо от того, состоялись ли эти отношения (зачатие ребенка) в законном браке или вне его. Исходя из этого, невеста не должна приходиться жениху сестрой, тетей по отцу, тетей по матери и т. д.
 
К числу препятствий второго рода относятся следующие: невестой не может быть сестра жены, супруга другого мужчины, женщина, находящаяся в послеразводном периоде (3 мес.) или траурном периоде по причине смерти мужа (4 мес. и 10 дней). Если женщина, разведенная или оставшаяся без мужа вследствие его смерти, беременна, то срок, в течение которого она не может выйти замуж, завершается с рождением ребенка, независимо от того, будет ли это один день или восемь месяцев.
 
«Не женитесь на тех, на ком были женаты ваши отцы /2/, кроме того, что уже произошло [то есть если подобные браки были заключены до данного запрета, то они по обоюдному согласию могут быть сохранены, но с момента коранического запрета и до Конца Света подобные браки недопустимы]. Это (женитьба на жене покойного отца или после развода его с ней) является развратом, скверным путем и вызывает гнев Творца. Запрещается вам брать в жены матерей ваших [бабушек, прабабушек], дочерей ваших [внучек, правнучек], сестер ваших [родных или сводных], теток по отцу и по матери, дочерей братьев и дочерей сестер ваших [то есть племянниц], тех, кто кормил вас своим молоком, а также сестер молочных /3/ и матерей ваших жен. [Запрещается брать в жены] приемных дочерей, оставленных на ваше попечение, от жен, с которыми вступили вы уже в супружескую связь, а если не вступили [и развелись] — нет греха на вас [взять их в жены]. [Запрещается брать в жены] супруг родных сыновей [то есть невесток, супруг внуков] и вместе — двух родных сестер [а также девушку с ее тетей или племянницей], кроме того, что уже произошло ранее. Воистину, Аллах (Бог, Господь) является Всепрощающим [может простить вам ошибки, совершенные ранее] и Всемилостивым» (Св. Коран, 4:22–24).
 
Если мужчина и женщина заключили брак, не дожидаясь истечения срока временного запрета или игнорируя запрет постоянный, то брак их незаконен и греховен пред Господом. В этом случае он должен быть расторгнут, а махр /4/ (свадебный подарок) остается у невесты или, если он еще не был передан, отдается ей. В этой ситуации выплачивается махр, который был назван при бракосочетании, а если он не был специально оговорен, то такой махр, который обычно выплачивается невестам. За супругой также закрепляется послеразводный срок, в течение которого она не имеет права выходить замуж — 3 месяца. Рожденный ребенок берет фамилию отца. При подобном незаконном браке муж и жена не могут участвовать в делах по разделу наследства, которое они могли бы получить в случае законности их брака /5/.
 
2. Заключаемый брак не должен быть ограничен временем.
 
Если при бракосочетании оговаривается его срок, то такой брак канонически полностью недействителен. Интимные отношения между супругами в таком случае квалифицируются как прелюбодеяние. С этим согласны все суннитские и некоторые шиитские факихи /6/.
 
3. Присутствие опекуна со стороны невесты.
 
Это условие строго оговаривается учеными всех мазхабов, кроме ханафитского. В качестве аргумента используется известный хадис: «Нет брака, кроме как с опекуном» /7/.
 
Супруга Пророка ‘Аиша свидетельствует с его слов: «Если какая-либо женщина выходит замуж без разрешения опекуна, то ее брак недействителен. Если после такого брака были близкие взаимоотношения, то мужчина обязан выплатить (передать) ей махр. Если произошел спор [недопонимание], то правитель является опекуном для тех, у кого его нет» /8/. Другой хадис гласит: «Не выдает замуж женщина женщину и не выдает замуж сама себя» /9/.
 
На основе этих хадисов, а также учитывая некоторые другие аргументы подавляющее большинство исламских богословов утверждают: «Без разрешения и присутствия опекуна брак недействителен».
 
А богословы ханафитского мазхаба высказывают мнение о том, что разумная, совершеннолетняя девушка или женщина может выходить замуж без согласия и присутствия опекуна.
 
Имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф считают присутствие опекуна при бракосочетании желательным. Имам Мухаммад аш-Шайбани же говорил, что брак без опекуна возможен, однако согласие его необходимо для действительности брака в дальнейшем.
 
В качестве аргументов, подтверждающих правоту своего суждения, теологи ханафитского мазхаба приводят следующие коранические аяты, в которых действующим лицом во время бракосочетания является женщина, а не опекун:
 
«Если муж развелся с женой, то они [бывшие муж и жена] уже больше не имеют права восстановить семейные отношения, пока она [по своему желанию и выбору] не выйдет замуж за другого...» (Св. Коран, 2:230);
 
«Если вы дали развод своим женам и наступил срок [когда они уже могут выйти замуж за другого мужчину], то пусть они [родственники жены] не препятствуют [новому] замужеству с бывшим мужем [желающим жениться, со всеми процедурами], если они [уже бывшие муж и жена] благочестиво пришли к обоюдному согласию [если имеют серьезные намерения стать на всю последующую жизнь любящими друг друга и уважающими мужем и женой» (Св. Коран, 2:232);
 
«Когда же этот срок завершится [после смерти мужа], то нет греха на ее родственниках, если она начнет готовиться к новому замужеству в соответствии с общепринятыми нормами поведения» (Св. Коран, 2:234).
 
Со слов Ибн ‘Аббаса известен следующий хадис: «Вдова, выходя замуж, имеет больше прав, чем ее опекун, и у девственницы [при выдаче замуж] получают согласие на брак. Согласие девственницы может быть выражено ее молчанием» /10/.
 
В другом хадисе от Абу Хурайры, приведенном в сводах хадисов аль-Бухари и Муслима, сказано: «Не выдается замуж вдова, пока не даст она согласия на брак. Не выдается замуж девственница, пока не будет получено на то ее согласие. Согласие ее — молчание».
 
Молчание, о котором говорится в хадисе, не является единственной формой согласия со стороны девственницы. Она может выразить свое согласие на брак как молчанием, так и словом. Молчание — лишь признак кротости и скромности, присущий благочестивым девушкам.
Суждение, явившееся срединным мнением по вопросу об опекуне, высказал один из ученых шафиитского мазхаба Абу Савр: «При бракосочетании необходимо согласие как самой девушки или женщины, так и ее опекуна. Если согласие обоих есть, то процесс бракосочетания может вести любой из них. В случае отсутствия согласия одной из этих сторон — брак недействителен, ибо женщина в Исламе имеет полные права».
 
4. Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания.
 
Мнение исламских богословов едино в том, что для канонической действительности брака, помимо опекуна, необходимы как минимум два свидетеля /11/. Данное условие основывается на словах Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), переданных ‘Аишей: «Не будет [заключен] брак иначе, как в присутствии опекуна и двух свидетелей» /12/. Ибн ‘Аббас передает следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Распутницами являются те [женщины], которые выдают себя замуж (выходят замуж), не объявляя об этом [т. е. без согласия опекуна и без участия свидетелей]» /13/.
 
Требования, предъявляемые к свидетелям:
 
1. Обладание здравым рассудком. Различные формы психических заболеваний, временные расстройства (воздействие алкоголя, наркотиков) делают невозможным участие человека в качестве свидетеля на церемонии.
 
2. Совершеннолетие. Согласно Исламу, оно наступает с достижением половой зрелости.
 
3. Минимальное количество свидетелей — два человека.
 
4. Свидетели должны быть мужчинами. Данное утверждение отражает мнение большей части ученых, за исключением ханафитов, которые считают, что свидетелями могут быть мужчина и две женщины.
 
5. Благочестие и справедливость свидетелей. Они должны соблюдать религиозную практику и быть далеки от явного распутства и неверия. В то же время ученые ханафитского мазхаба считают, что «явная праведность и справедливость не являются обязательными добродетелями свидетеля».

6. Свидетели должны быть мусульманами. Все исламские богословы говорят об обязательности этого условия. По мнению ханафитских теологов, в случае если невеста принадлежит к людям Писания (христианам или иудеям), то свидетелями могут быть и люди Писания.
 
7. Свидетели должны быть зрячими. Шафиитские ученые уделяют этому большое внимание и считают, что свидетели должны видеть весь процесс бракосочетания. Остальные ученые оговорили лишь способность свидетелей слышать.
 
8. Свидетели должны понимать язык, на котором ведется церемония бракосочетания /14/.
 
5. Обоюдное согласие и право свободного выбора жениха и невесты.
 
Добровольное и единодушное согласие сторон заключить брачный союз является одним из важных принципов исламского религиозного законодательства о браке и устоев мусульманского института брака, а также непреложной пророческой заповедью.
Бракосочетание, при котором имеет место принуждение жениха или невесты, является канонически недействительным.
 
Жена Пророка ‘Аиша рассказала: «Однажды к нам пришла девушка и пожаловалась на то, что отец выдает ее замуж за двоюродного брата, однако она не согласна с этим. Я сказала, чтобы она прошла в дом и подождала Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Придя домой, он внимательно выслушал девушку, затем приказал позвать ее отца, которому сказал, что право выбора супруга передается девушке. Услышав это, девушка воскликнула: «Я согласна с желанием отца и не пойду против его воли! Целью моей было показать всем девушкам, что отцы не имеют полного права распоряжаться их судьбами!» /15/.
 
6. Публичное оглашение брачного союза.
 
На церемонии бракосочетания жених и невеста должны быть выделены из числа присутствующих или указанием на них, или же упоминанием их имен. После бракосочетания необходимо оповестить об этом родственников, друзей, знакомых, соседей и т. д. В хадисе сказано: «Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью в браке является объявление [о нем]» /16/.
 
7. Отсутствие ихрама /17/ (во время хаджа или ‘умры) у обоих вступающих в брак, а также у опекуна невесты.

В хадисе от ‘Усмана, приведенном в своде хадисов имама Муслима, сказано: «Находящийся в ихраме не может жениться или женить кого-либо». Однако, по мнению богословов-ханафитов, «данное условие не является условием канонической действительности брака. Надевший ихрам может как жениться, так и женить. Доказательство тому — хадис, переданный Ибн ‘Аббасом: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) женился на Маймуне, находясь в состоянии ихрама» /18/.
 
Представляется, что первое мнение более близко к истине, так как в своде хадисов имама Муслима приводятся три хадиса от Маймуны, в которых говорится, что Пророк ко времени женитьбы на ней был уже вне ихрама. Что касается хадиса от Ибн ‘Аббаса, то под словом «мухрим», употребленном в тексте хадиса, может подразумеваться, что Пророк находился тогда на территории аль-Харама /19/, или то, что это происходило в один из запретных месяцев /20/.
 
8. Необходимость выплаты махра (свадебного подарка).
 
Махр — ценный свадебный подарок, безвозмездный дар жениха невесте, выплачиваемый при заключении брака или через какое-то определенное (заранее оговоренное сторонами) время. В Коране сказано: «Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара. И если они (жены) с легкой душою дают вам что-то из этого [тратят дарованное вами на ваши же семейные нужды], то вкушайте как приятную, здоровую пищу [то есть нет греха на вас принять это]» (Св. Коран, 4:4).
 
Во время бракосочетания наименование подарка и его стоимость должны быть оговорены при свидетелях. Этот дар является исключительно собственностью жены и сохраняется за ней в случае развода по инициативе мужа или его смерти. Свадебный подарок может представлять собой любую ценность, движимое или недвижимое имущество (деньги, золото, драгоценности, жилье, автомобиль и т. д.).
 
Замечу, что в Исламе нет такого понятия как «калым» /21/, хотя оно и встречается в традициях отдельных мусульманских народов, но есть «махр». Махр не символизирует «приобретение жены», это — лишь безвозмездный дар жениха невесте.
 
Размер махра: (1) минимальный — 10 дирхамов /22/ или 30 г серебра, (2) максимальный, по мнению всех богословов, не ограничен, но (3) желательно, чтобы он составлял нечто в пределах 500 дирхамов или 1500 г серебра.

Во многих исламских государствах ранее, как и сейчас, махр представляет собой значительную денежную сумму, дорогие ювелирные украшения либо дар недвижимого имущества, однако все это исходя из возможностей жениха и обоюдной договоренности брачующихся. Обоснован такой подход текстом Корана /23/ и является своего рода формой социальной защиты для женщины. В реалиях России и стран СНГ полноценный в соответствии с Сунной Пророка (эквивалент 1500 г серебра) /24/ и щедрый (все то, что более того) махр будет хорошим доказательством серьезности намерений и должного подхода к происходящему со стороны жениха, а непритязательность и бережливость невесты — признаком ее благородства и надежности /25/.
Случаи, когда отец или родственники жены оставляют махр себе, противоречат исламским канонам. Подобная практика, например у арабов, была до Ислама, когда женщина не имела должных прав и свобод.
 
Ученые-богословы считают, что махр важен, но он не является неотъемлемым условием заключения брака, условием, без оговоренности которого бракосочетание недействительно. Брак, при котором стороны не оговорили махр, возможен и допустим. Однако по завершении процесса бракосочетания обязанность передачи махра закрепляется за супругом автоматически. Его размер и форма в таком случае определяются в соответствии с местными традициями /26/.
9. Отсутствие тайного сговора между женихом и свидетелями о сокрытии и неразглашении брака.
Богословы-маликиты утверждают, что в случае тайного сговора между женихом и свидетелями о сокрытии заключаемого брака от родственников первой жены или в силу иных причин брак недействителен.
 
Ученые других мазхабов не согласны с таким мнением и считают, что такое условие не нарушает канонической действительности брака. Присутствия двух свидетелей и опекуна достаточно для заключения законного брака /27/.
 
10. Отсутствие у брачующихся смертельного заболевания или других препятствий медицинского характера /28/.
 
Соблюдение данного условия обязательно только согласно маликитскому мазхабу.
 
***
 
Что должна ответить вдова при согласии выйти замуж помимо слова: «Согласна»? О., 33 года.
 
Канонически — больше ничего.
 
Несколько дней назад я со своей невестой в мечети заключил никях. Церемония заключения никяха проходила стандартно. Так как свидетелей мы с собой не привели, мулла сказал, что свидетелем будет другой служитель мечети, который был в курсе нашего обряда, но находился не в помещении, в котором проходил обряд, а стоял за дверью. Мулла сказал, что предупредил о том, что тот свидетель. Таким образом, при заключении никяха в комнате присутствовал только мулла, я и моя невеста. Считается ли наш никях действительным?
 
Присутствие двух видящих и слышащих свидетелей необходимо. Возникшая проблема — результат вашего безответственного подхода к столь важному мероприятию. Вы должны были прийти со своими свидетелями. Отсутствие свидетелей влечет за собой отсутствие действительности брака.
 
Возможно ли в любой мечети и в любой день найти имама, который бы прочитал никях? То есть если я приду в мечеть, могу ли я быть уверенным, что через 15 минут я выйду оттуда женатым человеком? Мирза, 25 лет.
 
Женитьба — это не поход в кинотеатр, а серьезное и ответственное мероприятие, к которому готовятся заранее. Вам следует заблаговременно договориться с имамом о времени проведения бракосочетания, приехав в мечеть либо позвонив по телефону.
 
Я новообращенная мусульманка, все мои кровные родственники православные. Я собралась выйти замуж, кто может быть моим опекуном в таком случае?
 
Вы получаете родительское благословение, а опекуном вашим в процессе бракосочетания может быть местный имам или староста-мусульманин.

В опекунстве важно единство вероисповедания /29/. Также крайне желательно, чтобы опекуном был тот человек, который сможет заступиться за вас, помочь вам своим авторитетом или властными возможностями, случись что неладное. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Глава (местный руководитель), представители власти являются опекуном для того, у кого его нет» /30/.
 
Кстати, хорошим выходом из ситуации является регистрация брака в загсе, в результате которой государство становится защитником ваших прав. В России религия отделена от государства, но последнее (при верном устроении отношений) защищает ваши права как гражданина в соответствии с Семейным кодексом.
 
Мы с моей девушкой хотим заключить никях до регистрации в загсе. Как известно, на никяхе должны присутствовать свидетели-мужчины с обеих сторон. Однако у моей будущей супруги родственников-мужчин нет. Она живет с матерью христианской веры, а отца нет. Как поступить в таком случае? Благословение родителей с моей и ее стороны получено. Ильдар, 24 года.
 
Вам необходимо зарегистрировать брак в загсе и прийти с этим свидетельством в мечеть для заключения никяха — это наилучший вариант. Не исключена и предложенная вами последовательность. Касательно свидетелей: нет необходимости, чтобы они были именно родственниками и именно со стороны как жениха, так и невесты.
 
Я русский и хочу жениться на русской мусульманке. Но ее родители, считающие себя христианами, а нас иудами, против этого. И угрозами, упреками, шантажом удерживают ее от подобного брака. Она была замужем за христианином и родила ему сына, но 4 года назад приняла Ислам и ушла от него. Никто ей не ищет мужа из среды мусульман. А муж ее сестры, мусульманин-дагестанец, также против того, чтобы она сама решала, за кого выходить. Но за все это время он и палец о палец не ударил, чтобы найти ей супруга-мусульманина. Является ли он для нее опекуном, имеющим право выдавать ее замуж либо запрещать подобное? И нужно ли вообще здесь чье-либо согласие на брак, кроме самой девушки? Как нам поступить в этой ситуации?
 
Если она уже была замужем, имеет ребенка и оказалась в описанной вами ситуации, то может самостоятельно принять решение.
 
Я мусульманка, совсем недавно приняла Ислам, и мой парень мусульманин. Мы пошли с ним в мечеть, для того чтобы имам провел нам никях (бракосочетание), но имам отказался, аргументируя свой отказ необходимостью согласия родителей и т. д. Мы же пока не хотим об этом никому говорить, потому что боимся, что родители нам не дадут согласия. А нам очень надо сделать никях (бракосочетание), мы хотим быть вместе, мы любим друг друга, и он боится, что может получиться грех — зина (прелюбодеяние). Как быть? Джанета, 17 лет.
 
Вам все-таки нужно посоветоваться с родителями и прийти к обоюдному решению. Будьте осторожны, по молодости часто совершают необдуманные действия, за которые впоследствии долгое время расплачиваются. Думаю, если бы ваш жених был тем человеком, на которого можно положиться в жизни, то он бы познакомил вас со своими родителями и сам познакомился бы с вашими, а не оправдывался тем, что «нужно быстрее, а то боюсь совершить грех». Это выдает его незрелость и безответственность. Имам поступил правильно.
 
Я засватана, мы часто встречаемся, остаемся наедине, что по мусульманским канонам не допускается. Сыграть свадьбу в скором времени не получится. Можно ли без ведома родителей совершить мусульманский брак при свидетелях (подруга с моей стороны и друг с его стороны)?
 
Проведите мусульманское бракосочетание в присутствии родителей и с их благословения, и не будет никаких проблем. Свадьбу с приглашением родных и близких можете провести немного позже, по вашему общему с родителями усмотрению.

Не нужно усложнять себе и другим жизнь, тем более в столь ответственных и жизненно важных вопросах, как женитьба-замужество.
 
У меня одна подруга-мусульманка вышла за парня-мусульманина, они провели никях. А прошел он следующим образом: согласия родителей девушки на этот брак не было, никто из опекунов не присутствовал, никях проводил имам мечети при двух свидетелях (персонал мечети) — одного мужчины и одной женщины. После этого никяха у них была половая близость. Действительно ли их бракосочетание? Считается ли, что они прелюбодействовали? И если потом жениться на этой девушке, считать ли ее прелюбодейкой? J., 23 года.

Не стоит торопиться с записыванием того или иного человека в список «падших грешников». Безответственности в самых разных областях жизни хватает, тем более в молодые годы. Главное — если оступился, исправиться. Им, особенно невесте, необходимо родительское одобрение и новое бракосочетание со всеми требуемыми для этого каноническими условиями и наличием необходимого числа свидетелей.
 
Мы оба мусульмане, мои родители против того, чтобы мы поженились и провели никях. Они нам этого не позволят. Поэтому может ли мой старший двоюродный брат быть опекуном на никяхе вместо моего отца?
 
Нет, не может. Убедите своих и его (жениха) родителей в серьезности намерений, а помогут вам в этом жизненные успехи и достижения, то, что вы чего-то уже добились в жизни, а потому доказали свою состоятельность принимать верные решения.
 
Мы с мужем женаты несколько лет. Когда мы заключали брак, то присутствовали родители мужа, моя мама и двое свидетелей. Моего папы не было, так как он не захотел присутствовать. Действителен ли наш брак?
 
Если ваш отец дал согласие на брак (пусть даже после бракосочетания), то он действителен.
 
Я мусульманка, но не по рождению. Приняла Ислам 3 года назад. Человек, который помог мне всем сердцем принять веру, хочет жениться на мне. Он мусульманин из другой страны. Его мама одобряет его выбор, а отец (он оставил семью, когда моему избраннику было 3 года) не знает об этом. Можно ли нам пожениться? Не будет ли это грехом? Где в Москве мы можем совершить никях? Фатима, 42 года.
 
Вы можете пожениться. Ничего греховного в вашем случае нет. Никях можно совершить в любой из четырех мечетей Москвы.
 
1. Меня интересует, считается ли никях действительным, если на нем не присутствовали родители и даже не знали об этом, но узнали через 3 месяца и ничего против брака не имеют, а лишь поддерживают нас? 2. И если никяха супруги не проведут, считаются ли они супругами перед Всемогущим? Айша, 18 лет. Казахстан.
 
1. Главное во время бракосочетания — присутствие как минимум двух свидетелей. Это не исключает родительского благословения, но его, как я понял, пусть с опозданием, вы все-таки получили. Это хорошо.
 
2. Тогда — регистрация в загсе и наличие всех условий, необходимых для бракосочетания (свидетели, опекун невесты, обоюдное согласие брачующихся, намерение стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь и т. д.).
 
Я мусульманин по отцу. Почти год встречался с девушкой-христианкой (как это обычно бывает в нынешнее время). Но после разговора с одним знакомым мусульманином, я резко поменял свое отношение к такому виду общения. Я раскаялся и решился прочитать никях. Она тоже искренне раскаялась и решила принять Ислам. Ее родители (типичные христиане) знают меня хорошо и не против того, чтобы мы встречались, но не более того, так как ей 17 лет и она учится за их счет. Мне 22 года, имею высшее образование, работаю. Если она принимает Ислам без их ведома и становится соблюдающей мусульманкой, как и я, (мы прочитали никях и теперь, как я считаю, чисты перед Богом) и ее родители ничего не знают, считается ли канонически разрешенным наш брак и, если нет, то что нам делать? И можно ли сохранить тайну никяха? На загс мы надеемся чуть позже. Абдулгани.
 
Скрывать то, что вы стали мужем и женой, нельзя. Зарегистрируйте ваши отношения в загсе. Надеюсь, вы понимаете, что стали мужем и женой на всю оставшуюся жизнь, а это очень серьезно. Что вам делать? Пусть ее родители присутствуют на вашей регистрации брака в загсе.
 
1. Кто определяет размер махра (свадебного подарка)? Невеста, ее родственники? 2. И может ли невеста отказаться от махра?
 
1. Невеста вправе озвучить свое пожелание, но определяет жених. 2. Отказ неуместен.
 
После свадьбы муж и жена ведут совместное хозяйство: вкладывают средства в дом, в предметы быта, в воспитание детей. Как в этих обстоятельствах женщина может хранить махр или тратить его на себя?! Это же эгоизм.
 
Материальное обеспечение семьи — это первостепенная обязанность мужа, а не жены. Махром она распоряжается по своему усмотрению, это ее, Кораном установленное право, а не эгоизм.
 
Я — христианка, муж — мусульманин. Мы поженились в мечети, там мулла сказал моему теперь уже мужу, что он должен пообещать невесте что-то: квартиру или другую ценную вещь. Муж что-то назвал, но потом сказал, что это за жену должны давать, а он ничего не должен. Правда ли это?
 
По нормам Ислама за жену давать ничего не должны. Есть такое понятие, как «махр», — передача от мужа жене ценного свадебного подарка, не просто называние (что произошло в вашем случае), а передача, пусть даже с некоторой задержкой, отсрочкой. Это (озвучивание наименования свадебного ценного подарка жениха невесте) — важное условие для проведения бракосочетания (никяха).
 
Как смотреть на девушку, которая просит в качестве махра машину или, например, много денег?
 
Смотрите на нее как на смелого и целеустремленного человека.
 
Является ли махр истинной оценкой достоинств женщины? От чего зависит его размер — от красоты женщины, ее хозяйственности, молодости, здоровья? Что оценивается?
 
От чего зависит? От щедрости и материальных возможностей жениха, а также от местных традиций. С качествами и характеристиками невесты никак не связан.
 
Вы пишете, что махр должен быть ценным. Но по многим исламским книгам рекомендуется скромный махр. И если брак второй, махр должен быть еще более ценным? Лейла.
 
Это не я пишу, а текст Священного Писания повествует об этом: «Если пожелает кто-либо из вас (мужей) развестись с супругой и жениться на другой, тогда как был передан [в качестве свадебного подарка (махра)] жене кантар (примерно 44,928 кг) [золотом], то не имеет никто из вас [мужья] права забрать у [жены] даже малую часть этого! Желаете вы забрать это неправдой, совершая явный грех [притесняя и обижая жен]?!» (Св. Коран, 4:20). Махр, его размер, ценность, не зависит от того, какой это по счету брак у данных жениха и невесты.
 
Сторона невесты должна нести какие-нибудь расходы на свадьбу?
 
В зависимости от традиций народа и договоренностей родителей брачующихся. Канонические требования на этот счет отсутствуют.
 
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
 
/1/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 173, хадис № 2901, «сахих».
 
/2/ Здесь говорится не о матери данного человека, а, например, о молодой другой жене его отца, которая после смерти отца (то есть своего мужа) осталась вдовой.
 
/3/ Молочное родство приравнивается к кровному.
 
/4/ Подробнее о махре будет рассказано далее.
 
/5/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6551.
 
/6/ Читайте об этом подробнее в материале «Временный брак» данной книги.
 
/7/ Хадис от Абу Мусы аль-Аш‘ари; приведен в четырех из шести сводов достоверных хадисов, а также в св. х. Ахмада; часть ученых считает хадис достоверным, а некоторые — недостоверным.
 
/8/ Хадис приведен в трех из шести сводов хадисов, а также в св. х. Ахмада; многие ученые подтвердили достоверность этого хадиса.
 
/9/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа и ад-Дара Кутни.
 
/10/ Св. х. Муслима.
 
/11/ К примеру, в христианских Церквах, согласно предписаниям Тридентского Собора, действительным признается брак, заключенный в присутствии двух свидетелей. Однако от свидетелей не требуется каких-либо особых качеств: считается достаточным, чтобы они были способны заметить, что именно происходит на их глазах, понять, что совершаемое действие является бракосочетанием между мужчиной и женщиной, даже если им неизвестны имена и фамилии брачующихся. Для действительности брака достаточно даже случайных свидетелей (канон 1108, 1 Кодекса канонического права).

Согласно иудейским канонам на церемонии бракосочетания обязательно присутствие двух свидетелей — евреев старше 13 лет, соблюдающих законы Торы и не состоящих в родстве ни между собой, ни с женихом и невестой.
 
/12/ Св. х. аль-Байхакы, Ибн Хаббана и ад-Дара Кутни.
 
/13/ Св. х. ат-Тирмизи; достоверность хадиса подтвердил только ‘Абдуль-А‘ля.
 
/14/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6562–6565.
 
/15/ Св. х. ан-Насаи.
 
/16/ Хадис от ‘Аиши; св. х. ан-Насаи. См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т.3. С. 171; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т.9. С. 6618.
 
/17/ Ихрам (араб.) — специальное одеяние, надеваемое паломником во время основного (хаджа) и малого (‘умры) паломничества, а также намерение, символизирующее особое состояние ритуальной чистоты.
 
/18/ Св. х. аль-Бухари и Муслима.
 
/19/ Аль-Масджид аль-Харам — Священная мечеть в Мекке, на территории которой находится Кааба.
 
/20/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6569
 
/21/ Калым (тюрк.) — название выкупа за невесту у некоторых народов Средней Азии, Кавказа и Сибири. Большой энциклопедический словарь. С. 483.
 
/22/ Дирхам — серебряная монета, по весу равная примерно 3 граммам. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 208.
 
/23/ «А если пожелает кто-либо из вас (мужей) развестись с супругой и жениться на другой, тогда как был передан [в качестве свадебного подарка (махра)] жене кантар (примерно 44,928 кг) [золотом], то не имеет никто из вас [мужья] права забрать у [жены] даже малую часть этого! Желаете вы забрать это неправдой, совершая явный грех [притесняя и обижая жен]?!» (Св. Коран, 4:20). Аят явно указывает на то, что размер свадебного подарка жениха невесте может достигать и столь внушительных размеров (66 636 760, 32 руб.).

На февраль 2014 года 1 грамм золота оценивался в 1483, 19 руб.
 
/24/ На февраль 2014 года 1 грамм серебра оценивался в 22,98 руб., следовательно в нашем случае 1500 г серебра оцениваются в 33 000 руб.
 
/25/ Подробнее по теме см.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6758, 6768; 6762, 6763; 6763; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ли ахкям аль-кур’ан. Т. 5. С. 65–67; 85.
 
/26/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6570, 6571, 6761.
 
/27/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6571.
 
/28/ Препятствием медицинского характера, мешающим заключению брака, Католическая Церковь, например, признает только функциональную импотенцию. В Православных Церквах импотенция признается мотивом расторжения брака, но не препятствием к нему.
 
/29/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2993.
 
/30/ См, например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2987.

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов