«Должностные обязанности» жены и мужа. Женщина должна или не должна?..

«Должностные обязанности» жены и мужа. Женщина должна или не должна?..

автор:

Хочу вас попросить объективно раскрыть один спорный вопрос. Правда ли, что по Исламу на женщине не лежит обязанность заниматься домашними делами, такими как стирка, уборка, приготовление еды и т. д., и что если она желает, то может попросить мужа нанять помощницу? Я читала об этом у одного из ханафитских ученых.
Известно очень много хадисов о том, что жена должна слушаться мужа. Скажите, а есть ли хадисы о том, что муж должен помогать по дому и быть аккуратным? Регина.
Прежде чем ответить непосредственно на заданные вопросы, считаю необходимым ознакомить спрашивающих с устоями в мусульманской семье, говоря о том, как должно быть и к чему следует стремиться.
1. «И из Его знамений [указывающих на силу и могущество Бога] сотворение Им из вас же самих [из той же квинтэссенции] вам пары [для мужчин — женщин, для женщин — мужчин]. [Наличие пары] дает вам возможность отдохнуть (успокоиться). Он установил между вами [между полами] чувства любви и милосердия [особенно когда это касается супружеских взаимоотношений]. Поистине, в этом есть знамения для людей думающих (размышляющих)» (Св. Коран, 30:21). Крайне важным является сохранение этих чувств и развитие их, дабы внутрисемейная гармония имела возможность все в большей мере раскрываться и расцветать. Предъявление требований друг к другу лишь разрушает упомянутые в аяте грани (виды) проявления Божественной милости (чувство любви друг к другу и милосердия).

2. «Мужья являются главами /1/ семьи [они — миротворцы в семье, руководители]. [Являются главами семьи] благодаря тому, чем дополнительно наделил их Всевышний [мужчины обычно физически более сильны, выносливы; эмоционально сдержанны] и по причине тех материальных затрат, что они несут [обеспечивая семью жильем, питанием и всем необходимым /2/].
Благонравные [жены] — это те, которые покорны [Всевышнему и своим мужьям], оберегают неведомое [другим, то есть не разглашают внутрисемейные тайны и секреты] /3/ подобно тому, как Всевышний оберегает их [возлагая определенные обязанности на их мужей перед ними].
Если вы [мужья, являющиеся главами в семье] опасаетесь непокорности (строптивости /4/) [жен своих, например, если жена не следит за домашним порядком, не смотрит за детьми, праздно тратит свое время и семейный бюджет; на пожелания мужа отвечает грубостями и колкими словами], то вам необходимо:
(1) поговорить с ними об этом [постараться пробудить в жене чувство ответственности в ведении домашнего хозяйства, пробудить чувство набожности и порядочности];
(2) [если не подействует], то спите раздельно /5/ [то есть по возможности дистанцируйтесь];
(3) [а если и это не поможет] то стукните /6/ (отшлепайте) их [пробудите в них совесть силой, подобно крайней мере, применяемой в воспитании непокорных детей] /7/.
Если же они послушны [не проявляют строптивости, прислушиваются к вам], то вы [мужья] не имеете никакого права несправедливо относиться к ним [женам вашим]!
Воистину, Аллах — Наивысший [во всем], Огромный [пред Которым все ничтожно. Мощь Его безгранична, Он оберегает жен от притеснений мужей, рано или поздно наказывая притесняющего в соответствии с величием Своим и мудростью]» /8/ (Св. Коран, 4:34).

3. Есть хадисы, в которых подчеркивается важность покорности жены своему мужу. Например: «Если пред кем-либо, помимо Всевышнего Творца, и было бы позволено совершить земной поклон, то жене — своему мужу» /9/. В буквальном смысле такое недопустимо, имеется в виду, что жена для полноценности внутрисемейной гармонии должна искренне уважать, почитать своего супруга, который, в свою очередь, должным образом заботится о ней и опекает ее.

4. В одном из достоверных хадисов сказано: «Наиполнейшей вера будет у того, кто явится наилучшим по нравам и характеру. А наилучшие из вас — это те, кто являются наилучшими к супругам своим (к своим семьям)» /10/. Имам аш-Шавкяни /11/ заметил: «Данный хадис явно дает понять, что обладателями высочайшей степени праведности, по-настоящему благочестивыми, являются именно такие мужья. К сожалению, очень часто можно встретить мужей, которые вежливы и воспитаны с чужими людьми где-то на улице, на работе, и при этом крайне грубы, скупы на доброе слово и хороший поступок в кругу своей семьи. Нет сомнений в том, что такие люди далеки от Божественного благословения, они — сошедшие с правильного пути» /12/. Безусловно, этот упрек касается и женщин. Обращу ваше внимание, что предъявление друг другу ультимативных требований трудно отнести к наилучшим нравам.

5. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) в проповеди во время прощального паломничества, упомянув несколько социально важных аспектов, обратился к верующим со словами: «Внемлите! Я призываю вас быть хорошими к женам своим. Будьте же таковыми! Жены находятся под полным руководством мужей, и вы (мужья) не вправе проявлять жесткость, кроме как в случае, когда они совершат что-то явно и однозначно скверное. Если они (жены) все же совершат нечто подобное, тогда спите с ними раздельно. [Если не поможет], тогда (в качестве очередного воспитательного маневра /13/, способа воздействия) ударьте их слегка (как бы пробуждая), не жестоко. Если же они послушны, то категорически не обижайте их!
Внемлите! У них (жен) есть обязанности перед вами (мужьями), а у вас — обязанности перед ними. Их обязанность [одна из основных] — не приглашать тех, кого вы не хотели бы видеть у себя дома. Ваша обязанность [одна из основных] — быть благосклонными /14/ к ним в пропитании и одежде [по мере возможности содержать их и одевать]» /15/.

6. Один из ученейших сподвижников пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Перед своей женой я стараюсь выглядеть столь же красиво и быть столь же аккуратным, как и она передо мной», цитируя при этом аят: «На них [женах ваших] есть определенные обязанности [пред вами], подобно как и у них [жен ваших] имеются права [которые лежат обязанностью на ваших плечах, плечах их мужей /16/], и все это — биль-ма‘руф [то есть в соответствии с местными традициями, нормами нравственности, морали и этики]» /17/ (см. Св. Коран, 2:228).
Ибн ‘Аббас, реализуя на практике Божественное наставление, понял и применял текст аята именно так — быть и оставаться красивым, опрятным и желанным для своей супруги. Ученые поясняли его слова: «Под красотой мужчины можно подразумевать самое разное, в зависимости от обстоятельств, возраста, главное, чтобы это было уместно, своевременно и подходило для данного человека». Замечу, что здесь не имеются ввиду элементарные нормы гигиены, чистота полости рта /18/, а говорится о чем-то большем, над чем мужчине следует целенаправленно работать, уделяя этому должное внимание. И все это в том числе для того, чтобы жена не заглядывалась на других мужчин, имея рядом образец мужской красоты и опрятности.
Комментируя упомянутые в аяте обязанности, ученые говорили разное: мужья должны не причинять вреда своим женам, как и жены обязаны не причинять вреда своим мужьям; мужья должны страшиться Всевышнего, налаживая отношения с женами, как и жены обязаны испытывать трепет пред Богом, выстраивая отношения с мужьями /19/.

7. Одному из крупных богословов нашего времени, египетскому ученому Мухаммаду ‘Али Джум‘а задали примерно такой же вопрос. Вкратце его ответ звучит так: «Семейная жизнь людей должна строиться на любви и согласии, когда один относится к другому так же, как хотел бы, чтобы относились и к нему, когда такие качества, как милость и щедрость, присущие Богу в беспредельных и бесконечных проявлениях, реализовывались бы людьми в границах их человеческих возможностей. Мусульманин не должен смешивать упомянутые основополагающие ценности с богословскими заключениями или мнениями, которые призваны разрешать спорные ситуации в судебном порядке. Если судья и вмешивается в личную жизнь людей, то лишь для снятия проблемы, которая возникла в результате спора между мужем и женой.
Если говорить о женщинах-мусульманках, живущих в самых разных уголках нашей планеты, начиная со времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), то они всегда занимались домашним хозяйством в доме своего мужа /20/. Забота о домашнем очаге и детях — это хорошая традиция (суннатун хасана) /21/, как говорил имам ан-Навави. ...Жена не обязана, но ей следует этим заниматься, а муж, в свою очередь, должен быть благодарен ей за это, выполняя свои обязанности и стараясь быть для нее лучшим, ведь в достоверном хадисе сказано: »...Наилучшие из вас [мужчин-мусульман] — это те, кто являются наилучшими по нраву к женам своим" /22/, а пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) был в этом наилучшим примером.

Ислам канонически не обязывает жену кормить ребенка своим материнским молоком. И в случае развода, например, когда жена является кормящей матерью, она имеет право потребовать от мужа плату за то, что кормит его сына или дочь. Суд в такой ситуации будет на ее стороне /23/. Также мусульманские каноны не обязывают жену заниматься домашним хозяйством, ухаживать за мужем и детьми, это для нее не фард /24/, но платы за ведение домашнего хозяйства она требовать у мужа не может /25/. Имеет право обязать мужа нанять домработницу. Все-таки теоретические богословские положения, призванные разрешать споры и проблемы, не стоит буквально применять на практике в любой ситуации, вызывая тем самым эмоциональное напряжение и создавая конфликты. Входя в состояние «канонически обоснованных» споров и препирательств, мы теряем дух веры, четко сформулированный Пророком: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства» /26/, /27/.

Итак, узаконив добровольный, ненасильственный, основанный на взаимном согласии и любви, осознанный и свободный брак между мужчиной и женщиной, Мудрый и Справедливый Творец, Дарующий благо, заповедал супругам основополагающие принципы семейной жизни — веру в Бога, покорность Ему и упование на Него /28/, любовь и согласие меж собой /29/, уважение к родителям /30/, воспитание благородного потомства /31/. Именно на таком фундаменте должен зиждиться мусульманский семейный очаг.

Теперь непосредственно по заданным в самом начале вопросам:
(1) Правда ли, что по Исламу на женщине не лежит обязанность заниматься домашними делами, такими как стирка, уборка, приготовление еды и т. д., и что если она желает, то может попросить мужа нанять помощницу? Я читала об этом у одного из ханафитских ученых.
В аятах Корана или достоверных хадисах нет прямых аргументов в пользу верности и правильности такого рода суждений. В богословской литературе упомянутое вами мнение присутствует.
Когда нет прямых аргументов, богословы использовали и используют косвенные, но подходы порой настолько разнятся, что выводы по одному и тому же вопросу могут быть диаметрально противоположными.


(2) Известно очень много хадисов о том, что жена должна слушаться мужа.
Этих хадисов очень мало, но их много цитируют.


(3) Скажите, а есть ли хадисы о том, что муж должен помогать по дому?
Не должен, но может это делать, следуя примеру /32/ пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Когда выпадало свободное от общественных дел и забот время, он помогал по домашнему хозяйству: «мог надоить молока, зашить одежду, починить обувь и делал все то, что делают мужчины по дому» /33/. Также поступали и сподвижники, например, такие известные как ‘Али ибн Абу Талиб и Джабир ибн ‘Абдулла /34/.


(4) А есть ли хадисы о том, что муж должен быть аккуратным?
По возможности. Разные могут быть обстоятельства. Но мусульманская культура учит человека тому, чтобы он стремился не только к чистоте своей души, но и чистоте тела, одежды, жилища, личного транспорта и т. п. Стремление поддерживать внешнюю чистоту указывает на то, что у человека имеется чистота внутренняя, есть вера. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Предельная чистота (не просто чистота, а именно чистоплотность /35/, стремление быть чистым) /36/ — часть веры» /37/.
/1/ В тексте Священного Писания употреблено слово «каввам», которое переводится с арабского языка как «оберегающий, охраняющий, заботящийся», «исправляющий, улучшающий». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 18 т. Бейрут: Ихьйа ат-турас аль-‘араби, 1993. Т. 11. С. 355.
То есть муж для соответствия Божественному устройству семьи в первую очередь должен обладать упомянутыми качествами.
/2/ «Человек с достатком пусть тратит (расходует) согласно своему достатку! У кого же удел ограничен, тот пусть тратит из того, что предоставлено ему Богом [то есть из имеющегося]. Господь не вменяет душе в обязанность то, что больше предоставленного ей [на временное, земное пользование из сил, средств и материальных благ]. Через некоторое время после трудности [которую важно умно и мудро преодолеть] Он дает легкость. [Обстоятельства изменчивы. Если умеете верно распоряжаться малым, добропорядочно и сообща с мужем (женой) преодолеваете появляющиеся на вашем пути трудности, тогда Божья милость и щедрость не заставят себя долго ждать, если есть в новом повороте судьбы благо для вас и польза]» (Св. Коран, 65:7).
/3/ Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «В наихудшем положении в Судный День пред Всевышним будут те муж или жена, кто разглашал внутрисемейные тайны, секреты, переданные, раскрытые одним из них другому» (хадис от Абу Са‘ида; св. х. Муслима). См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 150, хадис № 2491, «сахих».
Бывают внутрисемейные темы или вопросы, касающиеся, например, здоровья, интимных отношений, деловых качеств и т.п., которыми делятся друг с другом муж и жена и которые должны оставаться только между ними. Так вот, если муж или жена сделают достоянием других такого рода сведения, то это расценивается как весьма пагубный грех, с которым человек предстанет в Судный День пред Богом далеко не в лучшем виде. Исключением являются медицинские или иные консультации.
/4/ Строптивый — упрямый, своевольный, намеренно действующий наперекор.
/5/ Некоторые ученые, среди которых сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас, поясняли это как «спать спиной к жене и не иметь с ней интимных отношений». Другие ученые растолковывали это как «не разговаривать с женой». См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 1. С. 466.
/6/ «Вадрибуухунна» — стукните, (слегка) ударьте, отшлепайте их. См.: Баранов Х. Арабско-русский словарь. В 2 т. Ташкент: Камалак, 1994. Т. 1. С. 446; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 767; Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 1283; Александрова З. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1995. С. 431, 454.
/7/ Само собой разумеется, что в аяте имеются в виду мужья, являющиеся носителями коранического благородства и мягкости. Те же, которые не являются таковыми по причине, например, жестокости и несдержанности, пристрастия к выпивке, сигаретам, которые прелюбодействуют и безответственны в выполнении семейных обязательств, то такие «мужья» сами заслуживают или уголовного, или административного преследования со стороны общественности.
/8/ Подробные пояснения к аяту см., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 5. С. 112, 113; Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1. С. 445, 446; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 1. С. 252–254; Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 3. С. 55–65.
/9/ Хадис от Кайса ибн Са‘да; св. х. Абу Дауда и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 458, хадис № 7482, «сахих».
Такие же по содержанию хадисы передавались Абу Хурайрой (св. х. ат-Тирмизи) и Анас ибн Маликом (св. х. Ахмада). См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 218, хадисы 2806, 2807; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 360, хадис № 1161, «хасан».
/10/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и Ибн Хаббана. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 89, хадис № 1441, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 6. С. 217, хадисы 2802, 2803.
/11/ Мухаммад ибн ‘Али аш-Шавкяни (1760–1834) — йеменский ученый-богослов, судья (кадий) города Сана. Автор более ста научных трактатов.
/12/ См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 218.
/13/ Именно как воспитательный маневр (урок), а не всплеск эмоций, не проявление грубости и жестокости, что канонически недопустимо и греховно. См., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 5. С. 114.
/14/ Глагол, приведенный в хадисе, переводится как «делать превосходно, отлично», «совершать благодеяние, делать добро».
/15/ Св. х. Ибн Маджа и ат-Тирмизи. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 361, хадис № 1165, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 221, хадис № 2810.
/16/ То есть в наличии прав и обязанностей вы, жены и мужья, равны, одинаковы. Единственное — обязанности у вас разные.
/17/ См.: Ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: ас-Салям, 1996. Т. 1. С. 131.
/18/ Общеизвестно, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), заходя домой, первым делом чистил зубы. ‘Аиша передавала, что «посланник Всевышнего, когда возвращался домой, в первую очередь чистил зубы». См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 118, хадис № 121.
/19/ Все приведенные в данном пункте пояснения даны мною без преувеличения. Оригинал высказываний и большие подробности см.: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 3. С. 82.
/20/ Примеры из жизни пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), а также его сподвижников см., например: Аль-Ва‘и Т. Истратиджият фи тарбия аль-усра аль-муслима [Стратегии в воспитании мусульманской семьи]. Мансура: Шурук, 2005. С. 153–156.
/21/ То есть аята или хадиса, которые в повелительной форме обязывали ли бы женщину заниматься домашними хлопотами, нет, но традиционно, начиная со времен сподвижников, эта практика была, никто ее не отрицал, и она стала частью мусульманской культуры, само собой разумеющимся положением дел.
/22/ См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 361, хадис № 1164, «хасан сахих».
/23/ «Если они [жены, с которыми вы развелись] беременны, тогда обеспечивайте их материально на протяжении всего периода беременности, пока не родят. Если они [жены] согласятся кормить ребенка грудью, то передайте им за это соответствующие вознаграждения. Договаривайтесь между собою в соответствии с общепринятыми нормами. [Не обижайте друг друга и не завышайте требования; будьте взаимоуважительны и великодушны.] Если возникнут трудности [в нахождении общего языка и взаимопонимания], тогда ребенка будет кормить другая женщина [переговоры с которой пройдут успешно]» (см. Св. Коран, 65:6).
/24/ Фард — то, что канонически предписано выполнять в обязательном порядке, за исключением лишь крайне затруднительных ситуаций.
/25/ Смысл в том, что жена с точки зрения мусульманской культуры не является рабыней или прислугой для своего мужа, она на равных с ним правах, и у каждого из них свои обязанности, но регулируются они на основе взаимопонимания и обоюдного согласия, а также с учетом местных традиций. Когда взаимопонимание потеряно, каноны могут им помочь урегулировать ситуацию, но когда все это приобретает характер сухих, бесчувственных требований, перспектива счастливого сохранения и развития супружеского союза обычно улетучивается.
/26/ Три хадиса с таким смыслом от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари (ат-тарих), аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), аль-Хаким, аль-Байхакы и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 155, хадисы № 2583, «сахих», № 2584 «сахих», № 2585 «хасан».
/27/ См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 233–235.
/28/ «Поистине, покорные Богу мужчины и женщины [делающие первые и последующие шаги в практике наставлений и предписаний], уверовавшие мужчины и женщины [когда вера из формальности стала сутью человека, проявляется в его воспитанности и нравственности в повседневных делах и заботах]; те мужчины и женщины, которые стали покорны Богу постоянно [для них это естественно и неотъемлемо], правдивые [в словах и делах] мужчины и женщины, терпеливые [выполняющие обязательное и сторонящиеся запретного] мужчины и женщины, трепетные [скромные; спокойные, уравновешенные] пред Богом мужчины и женщины, дающие милостыню мужчины и женщины, соблюдающие пост [в первую очередь в месяц Рамадан] мужчины и женщины, оберегающие свою плоть [от прелюбодеяния] мужчины и женщины, часто упоминающие Бога мужчины и женщины... Господь уготовил им прощение и огромное [в масштабах вечности] воздаяние» (Св. Коран, 33:35).
/29/ «Он (Всевышний) установил между вами [между полами] чувства любви и милосердия [особенно когда это касается родственных связей и супружеских взаимоотношений]. Поистине, в этом есть знамения для людей думающих (размышляющих)» (Св. Коран, 30:21).
/30/ «Господь повелел, чтобы вы никому не поклонялись, кроме Него, и были добры к родителям [относились к ним лишь хорошо и по-доброму]. Если один из них или оба [родителя] достигнут преклонных лет, не смей говорить им [даже] «уф!» [проявляя эмоции, выказывая недовольство; пренебрегая их словами и советами], не повышай на них голоса [не кричи, о сын или дочь своих родителей], а обратись к ним с добрым словом [будь щедр с ними на доброе слово, вежлив]» (Св. Коран, 17:23).
/31/ Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Лучшее, что может дать, безвозмездно даровать родитель своему ребенку, — это хорошее воспитание». Хадис от Са‘ида ибн аль-‘Аса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Байхакы, ат-Табарани, аль-Хакима и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1985. Т. 4. С. 77; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 268, хадис № 1953; аль-Хаким ан-Нисабури. Аль-мустадракь ‘аля ас-сахихайн. В 5 т. Бейрут: аль-Ма‘рифа, [б. г.]. Т. 4. С. 263, глава «аль-адаб», «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 9. С. 315, 316; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]. В 11 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1999. Т. 2. С. 28, хадис № 2273; ат-Табарани С. (260–360 гг. по хиджре). Аль-му‘джам аль-кябир. В 25 т. Каир: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1985. Т. 12. С. 247, хадис № 13234; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф [Побуждение (к благому) и удержание (от греховного) в пророческом наследии]. В 4 т. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1968. Т. 3. С. 72.
/32/ «Поистине, в посланнике Божьем [в его поведении, поступках] для вас хороший пример» (см. Св. Коран, 33:21).
/33/ Св. х. Ахмада и аль-Бухари. См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 5. С. 292, 293, хадис № 676; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 207, хадис № 676; аль-Ва‘и Т. Истратиджият фи тарбия аль-усра аль-муслима. С. 156.
/34/ См., например: Аль-Ва‘и Т. Истратиджият фи тарбия аль-усра аль-муслима. С. 157.
/35/ Чистоплотный — содержащий себя в чистоте, аккуратный, опрятный.
/36/ В хадисе употреблено слово в превосходной степени.
/37/ Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5343, «сахих».
Москва
Сегодня 23 июня
28
ДЕНЬ РАМАДАНА
фаджр / есть до 1:51
шурук3:45
зухр12:33
аср17:04
магриб / начинаем есть21:19
иша/таравих23:12

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов