Женитьба-замужество: рекомендации духовного порядка

Женитьба-замужество: рекомендации духовного порядка

автор:

Согласно Священному Корану брачный союз между мужчиной и женщиной является одной из важнейших заповедей Творца.

«Всевышний из вас же самих [из той же квинтэссенции /1/] сделал для вас представителей противоположного пола, при участии которых [для женщин — мужья; для мужчин — жены] у вас рождаются дети [а затем] и внуки. И даровал Он вам столько хороших, приятных благ! Следует ли верить в ложное, отрицая при этом Божьи дары (или: «Что же это они (люди) веруют в ложное и Божьи дары отрицают»)?!» (Св. Коран, 16:72).

В будущей жене или предполагаемом муже необходимо обратить внимание на здоровье, морально-нравственные качества и материальный достаток. Однако самым главным является духовно-религиозная грамотность и благочестие, хотя бы в размере «прожиточного минимума», то есть чтобы духовно не умереть, а это значит быть духовно и морально живым и дееспособным.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «О юноши! Кто из вас имеет возможность жениться — пусть женится. А кто не имеет такой возможности — пусть постится» /2/. Исламские богословы считают, что под «возможностью» подразумеваются физическое и психическое здоровье, моральная готовность, материальный достаток и религиозная грамотность как условия для полноценной семейной жизни /3/.

Приведем еще одно высказывание заключительного Божьего посланника: «Выбирайте супругу по четырем критериям: по материальной обеспеченности, воспитанности [в первую очередь — в отношении супруга и его родственников], красоте и религиозности. Но особое внимание обратите на религиозность» /4/.

В другом хадисе пророк Мухаммад предостерегает: «Не женитесь на девушке [только] из-за ее красоты, ибо это может погубить ее; и не женитесь [только] из-за ее богатства, ибо это сделает ее непокорной. Женитесь на девушке из-за ее религиозности!» /5/. То есть главным фактором, побуждающим совершить столь ответственный шаг, каким является женитьба, должно быть не богатство или красота, а именно религиозность будущей супруги, выраженная не столько в арабской лексике и черных одеяниях /6/, сколько в наличии основных норм религиозной практики, а также — в делах и поведении.

«У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) спросили: «Какая женщина наилучшая [наиболее подходящая для женитьбы]?» Он ответил: «Та, при взгляде на которую супруг радуется, которая покорна ему в просьбе или приказе. И если он относится к чему-то отрицательно, то и она с порицанием относится к этому» /7/.

Две главные цели, которые преследуются при выборе супруги: 1) чтобы она принесла в дом счастье и спокойствие; 2) чтобы она могла воспитать будущих детей в духе высокой морали, религиозной нравственности и богобоязненности.

Исходя из исламских религиозных канонов, можно назвать качества, наличие которых в будущей супруге желательно:
— религиозность;
— способность родить более одного-двух детей /8/;
— девственность;
— благородное происхождение (принадлежность к семье, известной своей религиозностью) /9/;
— красота;
— наибольшая отдаленность по линии кровного родства.

Безусловно и само собой разумеется, что у мужа все эти качества также должны быть в наличии, причем в большей мере и степени, ведь он в мусульманской семье является тем, кого уважают и за кем следуют.

Важно также исходить из того, что будущая супруга станет единственной, в ином случае велика вероятность, что муж не сможет исполнить строжайший коранический завет — проявлять справедливость в отношении всех жен. В Священном Коране сказано: «... а женитесь на тех женщинах, что приятны вам (которые вам по душе), — двух, трех или четырех. [Четыре — предельный максимум. У одного мужчины одновременно не может быть больше четырех жен.] А если боитесь вы [благоразумно осознаете], что не будете одинаково справедливы [к ним во всем, то есть в достаточном материальном обеспечении, идентичном жилье, равном внимании и благородном отношении /10/], то — [только] на одной...» (Св. Коран, 4:3). Однако, зная Свое творение и желая ему блага в обоих мирах, Господь говорит: «Вы никогда не сможете быть [во всем и полностью, особенно касательно ваших чувств] справедливы к нескольким женам, даже если очень постараетесь» (см. Св. Коран, 4:129). В хадисе также содержится предупреждение: «У кого будут две жены и он не станет явно одинаково относиться к ним (отдаст одной из них предпочтение в том или ином), то в Судный День такой человек отправится [на площадь Суда] с волочащейся за ним половиной [тела]» /11/.

Моногамный брак является наиболее соответствующим исламским представлениям о богобоязненности и благочестии /12/. Наличие второй, третьей или четвертой жены — каноническое исключение, которое допускается исламским брачным правом, но имеет ряд условий. Шариат не содержит призывов к полигамии и не считает ее обязательной /13/.

Исходя из принципов исламского права (фикха) и исторической практики, правоведы (факихи) определили условия, при которых возможно заключение нового, повторного брака. К ним относятся:

— бесплодие или неспособность первой супруги к деторождению;

— условия военного или послевоенного времени, когда число незамужних женщин и вдов (нуждающихся в обустройстве семейного очага, заботе и уходе) превосходит число мужчин;

— физиологические особенности мужчины, выраженные в излишней сексуальной активности (при условии достаточного материального обеспечения двух или нескольких семей), что может создать почву для прелюбодеяния, которое есть великий грех перед Богом и семьей.

***


 

Какую молитву должны читать молодые, вознамерившись создать семью?

Существует молитва намеревающегося жениться: «Аллаахумма иннакя такдир ва ля акдир ва та‘лям ва ля а‘лям ва антэ ‘алляямуль-гуююб, фа ин ра’айта анна (называется имя девушки) хайрун лии фии диинии ва дунья-я ва аахыратии факдурхаа ли, ва ин кяянэт гайрухаа хайран лии минхаа фии диинии ва дунья-я ва аахырати факдурхаа лии». Перевод: «О Господи! Все в силах Твоих, я же не в состоянии что-либо сделать. Ты все знаешь, а я — нет. Ты знаешь все, что скрыто от нас. И если Ты считаешь, что (называется имя девушки) является наилучшей для сохранения моей религиозности и благополучия как в этом, так и в будущем мирах, то помоги мне в том, чтобы она стала моей женой. А если другая является наилучшей для сохранения моей религиозности и благополучия в обоих мирах, то помоги мне, чтобы другая стала моей женой» /14/.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто из вас женится, тот пусть скажет: «Аллаахумма инни ас’элюкя хайрахаа ва хайра маа джабальтахаа ‘аляйхи ва а‘уузу бикя мин шаррихаа ва шарри маа джабальтахаа ‘аляйхь». Перевод: «О Господи, я прошу у Тебя блага ее [невесты] и лучшего из того, ради чего Ты сотворил ее. Я прошу у Тебя защиты от зла ее и зла, [возможно] заложенного при сотворении ее» /15/. Молитвы с такого рода смыслами на любом языке может проговаривать и девушка касательно своего жениха. Абу Хурайра передает: «Когда Пророк поздравлял новобрачных, он говорил: «Бааракял-лааху лякь, ва бааракял-лааху ‘аляйкь, ва джама‘а байнакумаа фии хайр». Перевод: «Пусть Всевышний ниспошлет вам во всем Божественную благодать и объединит вас в благом».

***


Может ли незамужняя девушка знакомить сестер с братьями по вере только для вступления в брак?

Может, тем более в реалиях России, где очень сложно найти верующего спутника или спутницу жизни. Общение между мужчинами и женщинами, юношами и девушками возможно «в необходимых ситуациях просто как с людьми».

Каноническое предостережение вступает в силу, когда общение становится «общением между противоположными полами». Желающие жениться или выйти замуж могут общаться и смотреть друг на друга как представители разных полов, но как только они понимают, что в данном знакомстве нет перспектив брачного союза, им необходимо намекнуть об этом друг другу и прекратить общение, чтобы не перейти границы греха и в то же время дать другим возможность познакомиться с намерением женитьбы или замужества.

***


Есть хадис, что при выборе жены нужно смотреть на ее богобоязненность, красоту, знатность. А что делать молодой девушке, которая имеет врожденный (либо оставшийся после аварии) внешний физический недостаток. Это отталкивает парней.

«Мы часто видим, что мужчина кое-какой, а женщина превосходная. Это значит, мы не знаем скрытого достоинства этого мужчины, оцененного женщиной: это любовь избирательная, и, вероятно, это-то и есть настоящая любовь» (М. Пришвин). То же самое и наоборот.

И еще вам на заметку. Есть люди в чем-то некрасивые внешне, но привлекающие своей энергетикой, чувством юмора, уверенностью, умением себя вести, элегантно одеться, красноречиво говорить, к таким людям обычно тянутся. Но не пытайтесь выдавить из себя все эти качества, просто будьте самой собой, не комплексуйте из-за физического недостатка, меньше обращайте на него внимания /16/. Когда забудете о нем, откроются другие, хорошие стороны вашего тела, души, натуры. Развивайте свои достоинства, а они у вас есть, и многие из них еще не раскрыты. Нужный человек обязательно найдется, и он полюбит вас такой, какая вы есть. Но первым делом вы сами должны полюбить себя и всей душой возблагодарить Всевышнего за то, что имеете.

***


Я родилась с недостатком на теле. Врачи мне помогли, я уже сделала операцию, но кое-что осталось заметным! Теперь нужно думать о будущем, я должна когда-нибудь выйти замуж. И я боюсь сделать этот шаг, не знаю, как отреагирует будущий муж. Если он не поймет мою беду, я сгорю от стыда! Я не смогу жить! Я буду всегда думать, что не такая, как все. Посоветуйте что-нибудь? Как мне с этим жить? Marha, 20 лет.

Вы говорите, что не такая, как все, а ведь каждый из нас не такой, как все остальные, в каждом — свой набор плюсов и минусов, достоинств и недостатков, прекрасного и ужасного. Мы живем в определенных взаимодействующих между собою пропорциях плохого и хорошего. Подавленность в душевных состояниях и растерянность периодически посещают даже очень здоровых людей, не думайте, что вы одна такая. Состояние души, диалог с самим собою, устранение страхов и работа над тем, что имеем (душа, тело, интеллект), помогают организовать себя и снять противоречия. Системный труд над имеющимся и внимательный подход к учебе, работе — это, думаю, одно из главных направлений вложения ваших жизненных сил на данном этапе. Предложение о замужестве появится вдруг, если не будете его бояться либо страстно ожидать /17/.

***


В раннем детстве я перенесла 3 операции, после которых не могу иметь детей. Была замужем 3 года. Хотя муж узнал о моих проблемах еще до свадьбы, он не смог удержаться, хотелось полноценной семьи, и мы развелись. Вот уже 10 лет я не замужем. С каждым годом отчаяние все больше возрастает. Хочется крепкой, здоровой семьи и детишек. Надежда, что встретится человек, который сможет понять меня, тает. Сможет ли когда-нибудь мужчина-мусульманин принять меня такой, какая я есть? Обманывать не могу и не хочу. Может, усыновить и растить детей одной? Как принять правильное решение? F., 33 года.

Следует не исключать возможность найти подходящего спутника жизни, ведь у многих есть печальный опыт прошлого и желание найти понимающего человека. Вы также можете усыновить ребенка. Но, предполагаю, главным является то, чтобы вы не мучили себя мыслями о плохом, а поддерживали позитивный настрой, чтобы не иссыхали, а цвели, работая над собою в духовном плане и физическом (спорт, здоровый образ жизни). Профессиональные навыки, карьера также, думаю, помогут вам поддерживать дух и положительный взгляд на жизнь.

***


Должна ли девушка говорить парню, который хочет на ней жениться, о каких-то своих увечьях, например если у нее искривление позвоночника? Нужно ли его о чем-то таком предупреждать с точки зрения религии? Asya.

О том, что у вас искривление позвоночника, можно и не говорить /18/.

Необходимо оповестить жениха (невесту) в том случае, когда есть препятствия для создания полноценной семьи.

***


Скажите, пожалуйста, необходимо ли сообщать (девушке, молодому человеку) о наличии каких-либо значительных физических недостатков (шрамы и т. д.) до свадьбы?

Нет такой канонической необходимости, кроме случая, когда это однозначно повлечет за собой невозможность выполнения той или иной супружеской обязанности.

***


У меня немного слабое сердце и врачи не советуют беременеть. Сейчас меня хотят сватать. Скажите, пожалуйста, следует ли мне сообщать им об этом?

Способность родить и вырастить ребенка (или нескольких) — одна из важнейших функций родителей, но не ценой искалеченного здоровья одного из них. Безусловно, будущий супруг должен знать о состоянии вашего здоровья. Сокрыв это, вы можете попасть в очень неприятную ситуацию, когда об этом станет известно после бракосочетания. Брак и рождение детей — это нормальное, закономерное продолжение жизни. В браке супруги становятся единым целым, в котором нет скрываемых тем и вопросов, особенно когда это касается здоровья и жизни. Все должно быть естественно, честно и по обоюдному согласию супругов.

Для полной уверенности проконсультируйтесь и обследуйтесь у других квалифицированных врачей. Возможно, что в первый раз вам поставили неточный диагноз. Но если и другие специалисты подтвердят нежелательность беременности, то в обязательном порядке, до начала каких-либо брачных мероприятий проинформируйте об этом человека, желающего на вас жениться, или представителей жениха. Если мужчина питает к вам действительно искренние чувства, то он не станет оставлять вас наедине с предполагаемыми трудностями и сложностями, а, наоборот, будет полон надежды на благополучный исход по милости Творца.

Кстати, я знаю людей, которым в 30 лет ставили страшные диагнозы, в том числе и по части сердечной недостаточности. Им тяжело было даже ходить. Они, понимая, что надеяться можно только на себя и Бога, изучили свое заболевание, изменили питание, стиль и образ жизни, дисциплинированно занимались спортом и даже в 60 (!) лет сохраняли отличную физическую форму, имели и имеют много детей. Возможности человеческого организма огромны, но следует включать мозг и много и неустанно трудиться. Под лежачий камень вода не течет.

***


Я собираюсь жениться. Моя избранница этническая мусульманка. Она верит в Бога и заключительного Его посланника (мир ему), хочет научиться читать намаз, и меня это безумно радует. Я осознаю, что, если мы будем жить вместе, она постепенно последует моему образу жизни (не пить, не курить, не прелюбодействовать, не сквернословить) и будет соблюдать религиозную практику. Но сейчас она заявляет, что не собирается покрывать свое тело, и даже не может понять, что носить брюки женщине не подобает. Я пытаюсь объяснить ей: без религиозной практики Господь не изменит ее сердце. Ведь для того, чтобы понять вкус яблока, надо его надкусить. После таких бесед у меня появляется чувство неуверенности. Мне кажется, что ее мировоззрение и взгляд на жизнь не изменятся. Она видит красоту в прозрачных кофточках, декольте и т.д. Я несколько раз делал «Истихару», прося помощи у Всевышнего в вынесении верного и окончательного решения, но так и не понял своего сердца.

В общем, в ней есть все, кроме религиозной практики. А это, согласно хадису, — основа! Как мне поступить? Радик.

«Носить брюки женщине не подобает» — в этом вы не правы. Необлегающие брюки женского покроя женщина может носить.

Как поступить именно вам? Думаю, найти другую, как бы эти декольте и прозрачные кофточки вас ни соблазняли на «авось изменится». Есть немало девушек, современно и красиво придерживающихся норм религиозной практики в стиле одежды, которые нуждаются в надежном и верном спутнике жизни, каковым вы, надеюсь, и можете стать.

***


Я совсем наших парней-мусульман не понимаю. Одни говорят, что жена должна сидеть дома и не работать. Некоторые вообще утверждают, будто лучше не жениться на тех, которые имеют высшее образование, потому что они стабильно будут капать на мозги: типа училась столько лет, а теперь сижу дома и все такое. Другие, наоборот, не хотят, чтобы жена сидела на шее мужа. Ну почему бы им не спросить девушку, чего она сама хочет? Aika, 22 года.

Вы намекните, побудите, и они спросят.

***


Я крещеная христианка, очень люблю мусульманина. Любовь взаимна уже почти 5 лет, но не получается нам создать семью, так как мой молодой человек никак не может решиться на никях из-за того, что я не принимаю Ислам. Его мама не против меня. Мы вместе читали с вашего сайта материал «Женитьба на женщинах из людей Писания», но он постоянно ищет какие-то новые причины. Недавно он обратился за советом к своему родственнику-мулле, который сказал, что я обязательно должна принять Ислам.

К Исламу я отношусь очень хорошо, зная, что Бог Един. Хочу, чтобы будущие наши дети были мусульманами. Да и я, возможно, приму Ислам, если приду к этому сама. Считаю неправильным делать такой ответственный шаг, как принятие иной веры, практически ничего не зная о ней. Дайте, пожалуйста, совет. И греховно ли, если я приму Ислам из-за того, что очень люблю мужчину, а он хочет жениться на мусульманке? Ирина, 27 лет.

Вы говорите, что чувства вот уже 5 лет взаимны, но если ваши намерения серьезны, почему же за столь продолжительный срок вы не определились, нужны ли вам в вашей жизни мусульманские духовные ценности или нет?! И еще: если ваш знакомый сожительствует с вами (живет как с женой) все эти годы, то непонятно, какими ценностями руководствуется и чему следует он. Получается, что Ислам — это некий формальный статус, а в остальном — живи как тебе угодно, главное, чтобы на языке временами прокручивались такие слова, как «жить по Корану и Сунне», «а как это по шариату» и т. п. Странно, не правда ли?

***


На сегодняшний день для сестер-мусульманок очень актуален такой вопрос, как поиск второй половинки. Так как наши родители в большинстве случаев не придерживаются столпов Ислама, не знают мусульманских канонов, то вопрос о поиске супруга возлагается только на нас самих.

После одной встречи с братом-мусульманином очень сложно судить о человеке. Но наша религия ограничивает свободное общение с противоположным полом. Зачастую сестры выходят замуж, даже не зная хорошо своего избранника. Родители в этом вопросе не могут помочь. В итоге большинство разочаровываются. Что вы можете посоветовать, учитывая реалии современного мира. Н.

Прочитайте книгу С. Уэлч «10-10-10».

/1/ Квинтэссенция — основа, самая сущность чего-либо. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 425.
/2/ См.: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 9. С. 335, хадис № 4026, «сахих».
/3/ Исламское право не называет точного возраста вступления в брак. Брачный возраст подразумевает достижение половой зрелости. К примеру, современный Кодекс канонического права Римско-католической Церкви определяет брачный возраст для мужчин 16 лет, для женщин — 14 лет (канон 1083, 1). В регионах, где половая зрелость наступает раньше, Церковь разрешает браки и в более раннем возрасте. (См.: Codex Iuris Canonici. Tit. VIII. Cap. III. De impedimentis dirimentibus in specie. — Civitas Vaticana, 1983.) Православные Церкви исходили из установленного Кодексом императора Юстиниана брачного возраста: для мужчин — 14 лет, для женщин — 12. В настоящее время в церковной практике, как правило, исходят из возрастной границы, установленной для брака в гражданском законодательстве.
/4/ Хадис от Абу Хурайры; приведен во всех шести сводах достоверных хадисов, а также в св. х. Ахмада. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 202, хадис № 3372, «сахих».
/5/ Хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Умара; св. х. Ибн Маджа, аль-Барраза, аль-Байхакы. Ср.: «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Притч., 31:10, 11, 30).
/6/ А ведь, к сожалению, именно внешние атрибуты стереотипно воспринимаются людьми как главный отличительный признак глубокой религиозности и набожности.
/7/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. ан-Насаи, Ахмада. Вышеприведенным хадисам созвучны наставления апостола Петра христианским женам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1 Пет., 3:3–6).
/8/ Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) советовал: «Женитесь на [женщинах] преданных [мужу] и часто рожающих [плодовитых]! Поистине, я буду гордиться многочисленностью вашей в Судный День». См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 3. С. 162, хадис № 912.
/9/ Ср.: «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч., 22:1).
/10/ Хотя сердечные чувства вы все равно не сможете поделить поровну между своими женами.
/11/ Хадис от Абу Хурайры; содержится в четырех из шести сводов хадисов и в св. х. Ахмада. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 213, хадис № 1969, «сахих». Возможно, выражение это аллегорично, но суть его ясна. И лишь Господь Всеведущ.
/12/ К сведению, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) был женат лишь на одной женщине на протяжении двадцати пяти лет. На момент женитьбы Мухаммаду было двадцать пять, а Хадидже — сорок. Они прожили двадцать пять лет нелегкой, особенно после начала пророческой миссии, но очень счастливой супружеской жизни. В возрасте шестидесяти пяти лет Хадиджа скончалась. Пророк остался один с детьми. См.: Ас-Салихий М. Китаб азвадж ан-набий [Книга о женах Пророка]. Дамаск: Ибн Кясир, 2001. С. 84; аль-Истанбули М. и аш-Шаляби М. Ниса’ хавля расуль [Женщины, которые были рядом с Пророком]. Дамаск: Ибн Кясир, 2001. С. 49–52.
/13/ См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 2. С. 567, 575–577.
/14/ Подобную по смыслу молитву может читать невеста относительно своего жениха на любом языке.
/15/ Невеста также может молить Всевышнего касательно ее жениха, проговаривая смысл приведенной молитвы на любом языке.
/16/ Кстати, возможно, что путем серьезных регулярных физических нагрузок этот изъян удастся исправить и тем самым доказать себе, что вы — человек, который на многое способен. Это придаст вам уверенности, зарядит оптимизмом и повысит самооценку.
/17/ Советую вам прочитать книгу: Бен-Шахар Т. Научиться быть счастливым.
/18/ Тем более что это можно и нужно исправить, получив хорошую консультацию и почитав соответствующую литературу, после чего вы подберете себе комплекс упражнений, которые помогут вам накачать необходимые мышцы и ежедневно поддерживать их в хорошем тонусе. Высококлассный специалист по позвоночнику поможет вам поставить на место позвонки, а накаченные мышцы спины, живота (внутренние мышцы) итогово все выровняют, закрепят осанку и навсегда решат проблему, если вы каждодневно будете уделять им 30 минут своего времени. Пола и турника вам для этого будет достаточно. Ну и, конечно же, должно присутствовать сильное желание, упорство и самодисциплина. Хорошо сказал философ бизнеса Джим Рон: «В жизни есть две самых сильных боли: боль дисциплины и боль сожаления».
Москва
Сегодня 23 июня
28
ДЕНЬ РАМАДАНА
фаджр / есть до 1:51
шурук3:45
зухр12:33
аср17:04
магриб / начинаем есть21:19
иша/таравих23:12

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов