Брачный договор в Исламе

Брачный договор в Исламе

автор:

Брачный договор может быть заключен между женихом и невестой в мусульманском браке. Но диктуемое договором должно быть в пределах разумного и канонически допустимого.
 
Заключение брачного договора практиковалось с давних времен. Ученые-богословы письменно фиксировали свои комментарии по этому поводу и очерчивали границы возможного. Некоторые расхождения во мнениях имели место быть.
 
Если дополнительные условия, оговариваемые при бракосочетании, соответствуют духу и культуре мусульманской семьи, не противоречат канонам, то выполнение их в последующем является обязательным. Например, будущая супруга может выразить желание жить отдельно от родственников мужа. Или, к примеру, подчеркнет, что муж будет брать ее в продолжительные командировки только с разрешения ее родителей и т. д. Также супруга может поставить условие не принуждать ее посещать мероприятия, обстановка которых не соответствует мусульманским канонам (бары, дискотеки и т. д.).

В случае, когда поставленное условие (оговоренное при свидетелях или прописанное в договоре) не соответствует мусульманским канонам и этике, бракосочетание все равно действительно, но поставленное условие автоматически аннулируется.
 
И все же главное — понимать суть бракосочетания, а это ответственность мужа и жены, супружеские обязательства, сохранение взаимоуважения.
 
В Священном Коране сказано:
 
«Живите с женами своими в соответствии с общепринятыми морально-нравственными нормами (аль-ма‘руф). А если что-то вам не понравится в них /1/ [например, тяжелый характер, вредные привычки, наклонности], то [примите во внимание], что в том или ином, порицаемом вами, Всевышний может заложить много блага» (Св. Коран, 4:19).
 
Любому мужу, главе семьи, важно помнить слова Пророка (да благословит его Господь и приветствует):
 
«Наиполнейшей вера будет у того, кто явится наилучшим по своей воспитанности. А наилучшие из вас — это те, которые являются наилучшими к своим супругам (к своим семьям)» /2/. А жене, хранительнице очага, важно помнить следующий хадис: пророк Мухаммад говорил: «Есть три категории людей, молитва-намаз которых не поднимется выше их голов: (1) имам-предстоятель, который нелюбим прихожанами, молящимися за ним, (2) жена, которая прогневала своего мужа и не исправила такое положение дел до утра, и (3) два брата, которые порвали между собой отношения» /3/.
 
Что касается того, кто заключает, оформляет брачный договор документально, то в условиях нашего государства правильнее будет, если сделает это юрист, дабы документ имел юридическую силу для фактической полезности в последующем. По вопросу же канонической верности документа для консультации можно обратиться к грамотному местному имаму, муфтию.
 
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
 
/1/ Как мужьям в женах своих, так женам в мужьях своих.
 
/2/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 89, хадис № 1441, «сахих».

Думаю, что мужья также хорошо знают слова ‘Аиши, приведенные в своде хадисов имама аль-Бухари, о том, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) ни разу не ударил ни одну из своих жен (не поднял руку ни на одну).
 
/3/ См.: Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 17. С. 21, хадис № 293–6280, «сахих».
Москва
Сегодня 23 июня
28
ДЕНЬ РАМАДАНА
фаджр / есть до 1:51
шурук3:45
зухр12:33
аср17:04
магриб / начинаем есть21:19
иша/таравих23:12

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов