Гигиена и уход за собой

Гигиена и уход за собой

автор:

Что делать с остриженными ногтями или волосами? И в какой день недели их можно стричь?

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) закапывал в землю отстриженные волосы, ногти, а также испачканное кровью и уже не пригодное к использованию, например окровавленные повязки (сюда же относятся салфетки, вата и т. д.) /1/.

В условиях сельской местности это сделать легко, а вот в городских условиях — сложнее. Поэтому выбросить в мусорный контейнер равносильно тому, что закопать, так как мусор свозится на свалки, закапываемые в огромных котлованах.

Нет разницы, когда, в какой из дней стричь ногти. Наилучшим является, чтобы это происходило не реже одного раза в неделю, как и многие другие гигиенические процедуры.

***


Разрешается ли мусульманкам стричь волосы?

Разумеется.

***


Можно ли делать химическую завивку волос? Лана.

Да, можно.

***


Если я вживлю себе зубные имплантаты, могу ли после этого читать намаз? Можно ли вообще делать подобное по религии? Эльмира, 47 лет.

Зубная имплантация — это вживление искусственного корня зуба в кость на место отсутствующего. На наличие ритуальной чистоты или на действительность намаза это совершенно никак не влияет. С точки зрения Сунны верующий должен лечиться (если заболел), поддерживать свое здоровье, выглядеть аккуратно, ухоженно, чисто. Выбирая наиболее оптимальный вариант решения этого вопроса (лечение зуба), зубные имплантаты, конечно же, можно использовать.

***


Выщипывание бровей

Можно ли женщине выщипывать брови?

В Коране приводятся слова Дьявола, смысл которых следующий: «Я приложу все усилия, чтобы увести людей от верного пути [буду постоянно подталкивать к совершению ошибок, грехов и преступлений, ослепляя их, дабы не могли они предвидеть, чем все это может закончиться]; возбужу у них [пробужу] несбыточные желания, буду тешить надеждами [сделаю все, чтобы они забыли о том, что жизнь может в любой момент закончиться и что затем последует возмездие и ответ за поступки]... буду приказывать им, и они изменят творение Божье [запретное (харам) превратят в разрешенное (халяль), а разрешенное — в запретное; будут стараться изменить законы и закономерности в природе]!» Кто берет себе в покровители Дьявола (Сатану), помимо Бога [отвергая тем самым Творца, отстраняясь от Него], тот, без сомнения, [как ни крути, все равно] окажется в явном проигрыше» (Св. Коран, 4:119).

«...Буду приказывать им, и они изменят творение Божье». Здесь также имеются в виду изменения, затрагивающие внешний облик человека в тех случаях, когда нет на то острой жизненной необходимости или однозначных медицинских показаний, рекомендаций. Если же они имеются (острая необходимость, настойчивые медрекомендации или иная весомая причина), тогда возможны исключения, канонические послабления. В обычных ситуациях выщипывать брови, изменяя тем самым их форму, запрещено (харам) /2/.

Приведу смысловой перевод нескольких достоверных хадисов: «Господь проклял тех, кто (1) добавляет к имеющимся волосам другие, не свои [например, для придания дополнительного объема наращивает волосы], как тех из них, кто делает это для себя, так и тех, кто выполняет это для других; (2) кто делает татуировки, наколки /3/ на своем теле либо телах других людей; (3) кто выщипывает брови на лице, делает ли он это для себя сам, или просит другого, или помогает в этом другим, а также тех, кто (4) делает искусственные расщелины между зубов /4/, прихорашиваясь тем самым /5/ и изменяя Божье творение» /6/.

***


Правда ли, что мусульманке нельзя выщипывать брови? У меня есть слабая надежда на то, что это касается мужчин. Диана.

Правда. На этот счет есть достоверный хадис. Исключением могут быть только отдельно растущие большие волосинки, вносящие беспорядок во внешний вид.

***


Я знаю, что выщипывать брови — харам. А что делать, если они у меня слишком густые? Знаете, это придает неухоженный вид.

Хотелось бы узнать по поводу корректирования бровей.

Придать ухоженный вид канонически разрешается /7/. Необходимо уловить ту грань, при которой ваши брови будут аккуратны, но их форма не изменится.

***


От вас я узнала, что выщипывать брови — харам. Я очень жалею, что начала заниматься этим несколько лет назад, но, к сожалению, не могу прекратить, так как, если я перестану выщипывать брови, они уже не примут естественный вид (сейчас они очень тонкие) и будут выглядеть просто неэстетично. Я понимаю, что сама виновата, но как быть в данной ситуации?

Как быть? Не усложнять себе жизнь. Поступайте в соответствии с теми обстоятельствами, в которых вы оказались.

***


Вы пишете, что брови выщипывать запрещено. А недавно я прочитала в Интернете, что девушке после замужества можно выщипывать «нижнюю часть» бровей под основной массой, не меняя их формы. Правда ли это? Г.

Выщипывание лишних крупных или отдельно растущих волосинок возможно.

***


Как быть, если моя жена сделала татуаж себе на бровях и выщипывала их до того, как мы полностью приняли Ислам. А теперь если их не выщипывать, брови выглядят ужасно, так как есть четкие линии татуажа. E., 26 лет.

Учитывая смысл регламентирующего этот вопрос хадиса, постарайтесь найти некий оптимальный и реалистичный вариант между тем, что было, что стало, и тем, что вам следует делать впредь, сохраняя красоту лица и не игнорируя запрета.

***


У моей дочки сросшиеся брови, причем волоски бровей направлены во все стороны. Заросшая волосами переносица делает лицо похожим на мужское. Дети в школе обзывают ее, и она уже не верит, что она симпатичная девочка. Самооценка у ребенка снизилась настолько, что она не хочет выходить на улицу. Волосы не удаляет, так как это запрещено по нашей религии. А я считаю, что волосы на переносице — это не брови, это отклонение от нормы, и их можно удалить. Амина.

Я согласен с вами. Волосы на переносице — это не брови, а потому их можно удалить.

***


Удаление волос на теле

Можно ли женщине брить ноги? Приведите хадисы.

Можно ли женщине или мужчине сбривать волосы на теле?

Можно, если они растут в избытке, а порой и нужно. Брить ноги женщине можно /8/.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) оповестил: «К «фитре» /9/ относится следующее /10/: стрижка усов /11/, отпускание бороды /12/, чистка зубов палочкой «мисвак» /13/, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками /14/, стрижка волос на лобке /15/, подмывание водою и обрезание /16/ » /17/.

***


Можно ли женщине брить ноги? И где можно брить, а где нельзя? Фируза.

Можно. Запреты на этот счет отсутствуют. Как брить и где, определяется самой женщиной (девушкой).

***


Можно ли делать эпиляцию (удаление волос на длительный период) на ногах, под мышками и т. д.? Белла.

Можно.

***


Солнечные ванны

Можно ли мусульманкам загорать?

Можно, если вы пользуетесь солярием (индивидуально) или принимаете солнечные ванны на природе, где недоступны для посторонних глаз.

***


Можно ли мусульманке, совершающей намаз, ходить в солярий? Является ли это грехом? Дело в том, что мои подруги-мусульманки посещают солярий. Индира, 19 лет.

К совершению молитвы-намаза это никакого отношения не имеет и никакого влияния не оказывает. Если в солярии вам не приходится оголяться при посторонних, тогда с религиозной точки зрения это не возбраняется. Однако изучите данный вопрос с позиции медицины: насколько это полезно для вашего здоровья.

***


Вы отвечали, что загорать можно, но я знаю, что даже дома раздетой нежелательно ходить, в такой дом не зайдут ангелы. Объясните, пожалуйста.

Поймите, из самой простой ситуации при большом желании можно сделать проблему.

Вам нужно загореть — ну так загорайте! Главное, чтобы во время этого процесса никто вас не видел, кроме мужа, детей. Вы ведь можете выехать с семьей на природу и позагорать там, где никого нет.

Что касается ангелов, то это не ангелы-хранители, а ангелы проявления милости Всевышнего. Сколь быстро они могут удалиться, столь мгновенно могут и вернуться. К тому же Всевышний может прикрыть вашу наготу перед ними, и они не заметят ее, останутся рядом.

Недозволительно делать из разрешенных вещей проблему, а тем более без весомых причин возводить их в ранг нежелательного, не говоря уже о запретном.

/1/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 465.
/2/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 467–469.
/3/ В хадисе употреблено слово, которое подразумевает именно повреждение кожного покрова и введение специальных красок, чернил, которые после заживления кожи сохраняются практически на всю оставшуюся жизнь, изменяя тем самым кожный покров человеческого тела.
/4/ Лечение зубов или исправление прикуса к данному запрету не имеют никакого отношения. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 7. Ч. 14. С. 107.Лечиться и быть здоровым нужно и важно, о чем настоятельно говорится в других достоверных хадисах.
/5/ В древности у некоторых народов пожилые женщины делали себе такие процедуры на старости лет, преследуя цели некоего омоложения лица и внешнего вида.
/6/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Т. 13. С. 461, 462, хадис № 5939 и пояснение к нему; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. Ч. 14. С. 102-107, хадисы № 115 (2122) —120 (2125); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. С. 446, хадисы № 7272, 7273, оба «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 467.
/7/ См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Т. 1. С. 480, 481, а также т. 2. С. 344.
/8/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Т. 13. С. 462, пояснение к хадису № 5939.
/9/ Фитра (араб.) — естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога, Создателя. К «физической» фитре относится упомянутое в хадисе. Слово «фитра» некоторые богословы толковали как «сунна» (путь). Они говорили: «Фитра — это те действия, которые совершались пророками Всевышнего Творца». См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 2. Ч. 3. С. 148.
/10/ О том, что именно относится к «фитре», есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 147.
/11/ Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу.
/12/ Подробнее о бороде см., например: Аляутдинов Ш. Мужчины и Ислам. М.—СПб.: Диля, 2010.
/13/ Возможны и иные формы поддержания чистоты полости рта.
/14/ Допустима и другая форма удаления волос, например, бритье.
/15/ В соответствии с назиданием пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны проводиться не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны проводиться не реже, но могут и чаще. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 776, хадисы № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна [Начало в понимании Сунны]. С. 121.
/16/ Сподвижник Пророка, передававший данный хадис, сомневался относительно десятого пункта и предположительно назвал «полоскание рта». Однако, как упомянуто у имама ан-Навави, наиболее вероятно, что забытым пунктом в данном хадисе является «обрезание». См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 150.
/17/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 776, хадис № 2762.

Москва
Сегодня 26 мая
1
ДЕНЬ ДО РАМАДАНА
фаджр / есть до 2:17
шурук4:00
зухр12:28
аср16:53
магриб / начинаем есть20:54
иша/таравих22:34

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов