О ношении никаба

О ношении никаба

автор:

В моем городе, как, может быть, и в других, я иногда вижу девушек с никабом на лице, с перчатками на руках и зимой и летом. Честно говоря, я испытываю чувство неприязни. И наверное, другие испытывают тоже самое. Я понимаю, что ношение никаба разрешено, но не лучше ли носить красивые платки с открытом лицом и тем самым показывать окружающим красоту женского одеяния по канонам Ислама? И может быть, с благословения Всевышнего, некоторые женщины (в том числе этнические мусульманки, не соблюдающие религиозные нормы) задумаются о покрытии себя. Никаб же здравомыслящего человека в Ислам не привлечет да и самих этнических мусульман оттолкнет. Быть может, в женщинах, которые носят никаб, вера намного сильнее моей, но я был бы рад видеть на улице стильно одетых женщин в платках и гордиться тем, что наша религия лишь украшает жизнь, а не превращает ее в траурную процессию. А., 25 лет. Казахстан.
Вопрос об использовании никаба /1/ не однозначен. Причиной разногласий среди ученых послужило отсутствие в Священном Коране и в Сунне ясных указаний относительно данного вопроса /2/, что, в свою очередь, позволило богословам при научном анализе (иджтихаде) исходить из тех или иных намеков, косвенных аргументов, содержащихся в коранических аятах и хадисах. В каждом конкретном случае мусульманская экзегетика оставляет возможность для ограничительного или расширительного толкования канонического текста. В то же время необходимо помнить, что при изучении подобного рода второстепенных религиозно-правовых вопросов ученые — как высказывающие ошибочное суждение (менее верное), так и более верное мнение — будут вознаграждены за старания свои и искренность намерений пред Творцом, о чем свидетельствует одно из высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) /3/.

Очень важно отметить, что, согласно нормам шариата, ношение никаба не является обязательным (ваджиб), и для женщины-мусульманки допустимо (джаиз) открытие лица и кистей рук перед чужими мужчинами. Это общеизвестно в мусульманском богословии и таково заключение подавляющего большинства ученых со времен сподвижников Пророка /4/.

Обратимся к мнениям авторитетных богословов-муджтахидов всех четырех мазхабов.
Ученые-ханафиты считают, что «запрещается смотреть на оголенные части тела чужой женщины, за исключением ее лица и кистей рук». Имам Абу Ханифа добавляет, что «исключением являются также ступни ног /5/, ибо постоянно прикрывать их крайне затруднительно».

Также в книгах ученых ханафитского мазхаба оговаривается, что «если взгляд на лицо и кисти рук посторонней женщины приводит к сладостному наслаждению (шахва), то смотреть на них запрещено. Что касается дотрагивания до кожи лица и рук посторонней женщины, то это непозволительно, даже если и не возникнет при этом ощущения сладостного наслаждения. Исключением из последнего являются пожилые люди /6/ и маленькие дети» /7/.

Теологи маликитского мазхаба пишут: « ‘Ауратом (то есть частями тела, которые, согласно каноническим предписаниям, должны быть обязательно прикрыты) женщины перед взором чужого для нее мужчины (то есть человека, за которого она может выйти замуж по причине отсутствия кровного родства) является все ее тело, за исключением лица и кистей рук. Они (эти части тела) не являются ‘ауратом» /8/. С таким мнением согласны также ученые шафиитского мазхаба /9/ и ханбалитского /10/. Известный богослов маликитского мазхаба ас-Сави комментирует: «На эти две части тела — лицо и кисти рук — разрешается смотреть при условии отсутствия сладостного наслаждения у смотрящего. В противном случае такой взгляд запретен (харам) /11/» /12/.

Основанием для упомянутых заключений первостепенным является аят: «...и чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно» (см. Св. Коран, 24:31). Подавляющее большинство сподвижников Пророка (среди них Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, ‘Аиша), а также богословы первых веков утверждали, что в последних словах аята подразумеваются «лицо и кисти рук» /13/, некоторые добавляли «одежда» /14/, а также «то, что женщина вынуждена /15/ оголить» /16/. Учитывая смысл аята, замечу: лицо, кисти рук и одежда относятся к красоте женщины, это говорит и о том, что она должна быть одета симпатично и со вкусом, а не в черный мешок, отпугивающий прохожих.

При описании совершения молитвы-намаза женщиной в достоверном хадисе сказано о покрытии головы, но ничего не сказано о покрытии лица /17/. А из достоверного хадиса от Ибн ‘Умара мы знаем, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) «запретил женщинам-мусульманкам, совершающим паломничество, надевать никаб и перчатки» /18/. Приведенные хадисы доказывают, что лицо и кисти рук не являются ‘ауратом. Да, в редких случаях некоторые женщины во времена Пророка практиковали прикрытие лица и кистей рук, но ни аяты, ни хадисы не указывают на каноническую необходимость этого. Наоборот, из аятов /19/ и хадисов, а также из описаний отдельных событий времен Пророка мы видим, что женщины-мусульманки не прикрывали лица никабом /20/.

В дополнение к изложенному приведу два хадиса, касающихся данной темы.
Супруга Пророка ‘Аиша передает: «Однажды ко мне зашла моя племянница. Увидев ее, Пророк отвернулся. Я сказала: «Это моя племянница!» Пророк ответил: «Если девушка достигает совершеннолетия и у нее появляется менструация, ей недопустимо выставлять напоказ какие-либо части тела, кроме лица и вот этого (тут Пророк обхватил кистью свою другую руку так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата)» /21/. Известный ученый имам ан-Навави на основе данного хадиса заявил: «Не являются ‘ауратом кисти рук вместе с запястьем».

«Асма’, дочь Абу Бакра, однажды зашла в жилище пророка Мухаммада. На ней была одежда из тонкой просвечивающейся ткани. Увидев ее, Пророк сразу отвернулся и сказал: «Асма’! Когда девушка достигает совершеннолетия, ей недопустимо выставлять напоказ какую-либо часть тела, кроме этого и этого (тут он указал на лицо и кисти рук)» /22/.

Из всего вышесказанного следует, что канонической обязательности и необходимости в использовании никаба нет.
В условиях современных государств, особенно там, где мусульмане составляют конфессиональное меньшинство, крайне важно быть олицетворением ценностей и свобод своей религии; важно не подстраиваться под других, а наводить мосты взаимопонимания, участвовать в здоровом обмене мнениями, взглядами, причем не только теоретически, но и на деле показывая, как религия помогает тебе стать и оставаться быть счастливым в этой жизни, собранным, обретая при этом и вечное благополучие. Живя в таком ритме более правильным для социально активных женщин-мусульманок, способных что-то делать не только для семьи, но и для общества, а также будущих поколений, будет ношение соответствующей канонам одежды без использования никаба. Однако замечу, что если женщина отдает предпочтение никабу и видит в этом форму проявления своей веры и скромности, то это ее личный выбор, который должен быть поддержан современными демократическими свободами и ценностями.
/1/ Никаб (араб.) — один из атрибутов мусульманской женской одежды, представляющий собой тонкую ткань с прорезью для глаз, прикрывающую лицо женщины. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 486.
/2/ См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 1. С. 482.
/3/ «Если ученый прав пред Господом, он получает за свои старания две степени вознаграждения; если же богослов сделал все от него зависящее, но ошибся, то он получает одну степень вознаграждения». Хадис от ‘Амру ибн аль-‘Аса, Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 40, хадис № 565, «сахих».
/4/ См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 482; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 2. С. 313.
/5/ Такого же мнения были и другие ученые, например ас-Саури.
/6/ Известно, что Абу Бакр иногда здоровался за руку с пожилыми женщинами.
/7/ См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 5 т. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 4. С. 156, 157.
/8/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 747.
/9/ См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 353, 354; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 74; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 749, 750.
/10/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 753.
/11/ Обращу ваше внимание на то, что это касается как случая, когда мужчина смотрит на постороннюю женщину, так и когда женщина смотрит на постороннего мужчину. А потому упомянутое богословское заключение («смотреть на женщину с вожделением и страстью запрещено») не говорит о необходимости закрытия женщиной лица от взоров посторонних мужчин, а указывает лишь на то, что мужчины обязаны не заглядываться на чужих женщин. В противном случае (если обязывать женщину закрывать лицо от взоров мужчин под предлогом того, что она красива и это их соблазняет) придется и мужчин обязать закрывать свое лицо, да и многие другие части тела, которые пробуждают в посторонних женщинах чувство сексуального желания. Канонически нет разницы между тем, когда мужчина с вожделением разглядывает постороннюю для него женщину, и тем, когда женщина любуется посторонним ей мужчиной. А потому исходить из логики симпатии противоположных полов друг к другу в установлении того, что они должны прикрывать, а что нет, не представляется возможным (мужчине, а тем более красивому и с хорошим атлетическим телосложением, также придется надеть паранджу), а требует прямого и однозначного аргумента из Корана или Сунны.
/12/ См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 2. С. 314, 315.
/13/ Учитывая нижеследующий достоверный хадис от ‘Аиши, многие относили к этому и запястье.
/14/ См., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 152.
/15/ Аяты и достоверные хадисы легли в основу следующих богословских правил:
(1) «затруднительность ситуации влечет за собой соответствующие послабления»;
(2) «сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным»;
(3) «вынужденность определяется сложностью обстоятельств».
См.: Ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. Рияд: Адва’ ас-саляф, 2002. С. 71–73 и 74, 75; ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 270, 271.
/16/ См., например: Аль-Куртуби М. Аль-джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 12. С. 152; Ибн аль-‘Араби (468–543 по хиджре). Ахкям аль-кур’ан. В 4 т. Бейрут: аль-Джиль, [б. г.]. Т. 3. С. 1368, 1369; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 355; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 744.
/17/ См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 92, хадис № 641, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 612, хадис № 1711, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 68, хадис № 525.
/18/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 545, хадис № 1838; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 64, хадис № 1838 и пояснение к нему; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 313.
/19/ Например, следующие аяты: «Скажи верующим мужчинам, чтобы опускали свои взоры [не смотрели с вожделением на представительниц противоположного пола] и берегли свою плоть [не прелюбодействовали]... Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры [не смотрели с вожделением на представителей противоположного пола] и берегли свою плоть [не прелюбодействовали]... (см. Св. Коран, 24:30, 31).
/20/ Ряд достоверных хадисов по этому поводу приведен в подробном исследовании имама Юсуфа аль-Кардави о никабе. См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 2. С. 312–336.
/21/ См., например: Аль-Куртуби М. Аль-джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 12. С. 152.
/22/ См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 448, хадис № 4104, «сахих».

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов