Шамиль Аляутдинов: Можно ли бить жену?

Шамиль Аляутдинов: Можно ли бить жену?

автор:

 
Вопрос. В каком случае муж может ударить жену и имеет ли он вообще такое право?
 
Ответ. Смысл коранических строк, напрямую касающихся этого вопроса, таков: «Мужья являются главами /1/ семьи [они — миротворцы в семье, руководители, ведь семья как любая другая общественная, социальная структура нуждается в том, кто будет давать направление и отвечать за благополучие и спокойствие]. [Являются главами семьи] благодаря тому, чем дополнительно наделил их Всевышний [мужчины обычно физически более сильны, выносливы, эмоционально сдержаны] и по причине тех материальных затрат, что они несут [обеспечивая семью]. Благонравные [жены] — это те, которые покорны [Всевышнему и своим мужьям], оберегают неведомое [другим, то есть не разглашают внутрисемейные тайны и секреты] /2/ подобно тому, как Всевышний оберегает их [возлагая определенные обязанности на их мужей перед ними]. Если вы [мужья, являющиеся управленцами в семье] опасаетесь непокорности [жен своих, например если жена не следит за домашним порядком, за воспитанием детей, тратит очень много времени на разговоры по телефону; на замечания мужа отвечает грубостями и колкими словами], то вам необходимо:
 
(1) поговорить с ними об этом [постараться пробудить в жене чувство ответственности в ведении домашнего хозяйства, пробудить набожность и порядочность];
 
(2) [если не подействует], то спите раздельно /3/ [то есть по возможности дистанцируйтесь];
 
(3) [а если и это не поможет] то стукните /4/ (отшлепайте) их [пробудите в них совесть силой, подобно крайней мере, применяемой в воспитании непослушных детей] /5/.
 
Если же они послушны, то вы [мужья] не имеете никакого права несправедливо относиться к ним [женам вашим]. Воистину, Господь — Наивысший [во всем], Огромный [пред Которым все ничтожно. Мощь Его безгранична, Он оберегает жен от притеснений мужей, наказывает притесняющего в соответствии с величием Своим и мудростью]» (Св. Коран, 4:34) /6/.
 
Вопрос. Как вести себя мусульманину, если супруга непокорна ему, не прислушивается и не выполняет религиозные предписания?
 
Ответ. В этой ситуации важно проявлять тактичность и деликатность, ведь человек не может измениться в одночасье. Будьте для своей супруги примером постоянства во всем обязательном, чаще общайтесь, и, возможно, вы придете к согласию.
 
Вопрос. Как понять кораническое «вадрибуухунна» (стукните их)? Есть ли в Сунне Пророка какие-нибудь практические пояснения по этому поводу?
 
Ответ. Начнем с известного и достоверного факта о том, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) ни разу не ударил /7/ ни одну из своих жен /8/.
 
Канонический предельно допустимый уровень применения «стукните их» четко и ясно был оговорен Пророком: «И [если уж не видите иного способа внутрисемейного урегулирования], то стукните их «дарбан гайра мубаррих» (ударьте слегка, не жестоко) /9/ » /10/.
 
Мусульманские ученые, сопоставляя всю каноническую информацию касательно данного аспекта, говорили о допустимости такого рода формы положительного влияния на супругу, но при этом подчеркивали крайнюю нежелательность применения подобного на практике (макрух тахриман) /11/. Необходимо еще отметить, что бить по лицу однозначно запретно /12/.
 
Важно и уместно упомянуть, что сначала Пророком был оговорен полный запрет относительно ударов /13/. Затем через некоторое время /14/ был ниспослан вышеупомянутый аят, допускающий битье в качестве последнего способа повлиять положительно на супругу /15/Именно положительно! Ученые однозначно высказывались о недопустимости ударов, которые порождают внутрисемейную неприязнь, ненависть. Явным доказательством тому является: (1) поведение самого Пророка (он никогда не поднимал руку на другого человека, кроме как вынужденно на поле битвы) /16/ ; (2) ясное и однозначное пояснение посланника Божьего — «(если и допускается, то только) «ударом, который не будет жесток!»; (3) пророк Мухаммад говорил: «Лучшие из вас (мусульмане) не бьют своих жен!» /17/
Отмечу, что цитируемые некоторыми слова о том, что «мужчина (муж) не отвечает за удары, нанесенные женщине (жене)» не имеют канонической достоверности (да‘иф) /18/.
 
Вопрос. Недавно в Интернете видел видеоролик, как в какой-то мусульманской стране была жестоко избита женщина. Как вы можете это объяснить?
 
Ответ. Зачастую именно мусульманские семьи связывают с образом агрессивно настроенного мужа, бьющего свою жену по поводу и без. Но нужно разграничивать то, к чему призывает Ислам, и то, как воплощают (или не воплощают) в жизнь религиозные каноны отдельные его представители.
 
К слову, «свыше 90% женщин в России изо дня в день страдают от различных форм семейного насилия. Более того, каждые 35 минут в России умирает женщина от рук мужей или партнеров. Представленное исследование по проблеме домашнего насилия было проведено в июле—декабре 2006 года Женским информационно-образовательным центром «Стимула» по инициативе Гендерной тематической группы организаций системы ООН. Согласно полученным данным, исследователи пришли к выводу, что уровень домашнего насилия поразительно высок. В частности около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, что для многих жертв заканчивается смертью. Более того, 50 тысяч детей в течение года убегают из дома, спасаясь от семейного насилия в России, а 7 тысяч становятся жертвами сексуальных преступлений.
 
Как показывают социологические опросы, почти половина жертв насилия не обращается в правоохранительные органы, боясь морального осуждения и не доверяя милиции. Домашнее насилие часто воспринимается населением как частная внутрисемейная проблема, которая не должна быть предметом общественного внимания» /19/.
 
Уверен, в США и Европе не менее ужасающая статистика /20/, в то время как в странах, где преобладает мусульманская культура, подобные страсти — исключение. Думаю, следует перестать искать корень зла где-то вовне, а обратиться каждому к своему сердцу и спросить: «А что лично я сделал для умножения в мире добра? Отозвался ли на чужую беду?» Когда люди перестанут указывать на проблемы пальцем, а начнут думать о путях их решения и действовать, понимая свою полную сопричастность миру, тогда и будет вырван корень зла. Бог в помощь.
 
 
Ссылки на богословские первоисточники:
 
/1/ В тексте Священного Писания употреблено слово «каввам», которое переводится с арабского языка как «оберегающий, охраняющий, заботящийся; исправляющий, улучшающий». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 18 т. Бейрут: Ихьйа ат-турас аль-‘араби, 1993. Т. 11. С. 355.

То есть муж, глава семьи в первую очередь должен быть обладателем именно упомянутых качеств.
 
/2/ Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «В наихудшем положении в Судный День пред Всевышним будут те муж или жена, кто разглашал внутрисемейные тайны, секреты, переданные одним из них другому» (хадис от Абу Са‘ида; св. х. Муслима). См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 150, хадис № 2491, «сахих»; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. В 3 т. Т. 1. С. 253.
 
Бывают внутрисемейные темы или вопросы, касающиеся, например, здоровья, интимных отношений, деловых качеств и т. п., которыми делятся друг с другом муж и жена и которые не предназначены для огласки. Так вот, если муж или жена сделают достоянием других такого рода внутрисемейные откровения, то это расценивается как очень пагубный грех, с которым данный человек предстанет в Судный День пред Всевышним далеко не в лучшем виде.
 
/3/ Некоторые ученые, среди которых сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас, поясняли это как «спать спиной к жене и не иметь с ней интимных отношений». Другие ученые растолковывали это как «не разговаривать с женой». См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. В 4 т. Т. 1. С. 466.
 
/4/ «Вадрибуухунна» — стукните, (слегка) ударьте, отшлепайте их. См.: Баранов Х. Арабско-русский словарь. В 2 т. Т. 1. С. 446; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси. С. 767; Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 1283; Александрова З. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1995. С. 431, 454.

/5/ Само собой разумеется, что в аяте имеются в виду мужья, воплощающие кораническое благородство и мягкость. Кто же не является таковым по причине, например, жестокости и несдержанности, пристрастия к выпивке, сигаретам, кто прелюбодействует и безответственен в выполнении семейных обязательств — такой «муж» сам заслуживает или уголовного, или административного преследования со стороны соответствующих органов и общественности.
Вот один из жизненных примеров: «Я замужем почти 13 лет, у нас двое детей. Они очень любят своего отца и отец их тоже. Но он из столпов Ислама может быть выполняет только первый. Часто пьет и вдобавок у него очень тяжелый характер. Чуткость, жалость ко мне просто отсутствуют. Я долго надеялась на его исправление, но, увы, я уже в отчаянии».
 
/6/ Подробнее пояснения к аяту см., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 5. С. 112, 113; Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1. С. 445, 446; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 1. С. 252–254.
 
/7/ «Воистину, [для любого верующего] именно в посланнике Божьем — наилучший пример» (см.: Св. Коран, 33:21).
 
/8/ Слова ‘Аиши, приведенные в своде хадисов имама ан-Насаи. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11. С. 379; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 4. С. 378; Ибн Маджа М. Сунан. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 215, хадис № 1984, «сахих».
 
/9/ «Дарбан гайра мубаррих» — ударом, который не будет жесток. См.: Баранов Х. Арабско-русский словарь. Т. 1. С. 53; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси. С. 143, 144.

Великий ученый имам аль-Хасан аль-Басри говорил: «В аяте упомянута допустимость такого удара, который не оставляет следов, после которого не появляются синяки». См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 20. С. 272.
 
/10/ Св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 361, хадис № 1165, «хасан, сахих»; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 5. С. 113; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11. С. 377–379.
 
/11/ См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 20. С. 272; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11. С. 378.
 
/12/ Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) в повелительном наклонении подчеркивал: «...И не бейте (жену) по лицу! Не оскорбляйте ее! [И если вы в воспитательном порядке спите с ними раздельно] то не покидайте их, кроме как оставаясь дома!» См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 243, хадис № 2142, «хасан, сахих». Там же. С. 243, хадис № 2143, «хасан, сахих»; там же. С. 244, хадис № 2144, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11. С. 378.

/13/ Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11. С. 378; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 244, хадис № 2146, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 581, хадис № 9819, «сахих».

/14/ Такая последовательность предположительно наиболее верна. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11. С. 379.
 
/15/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11. С. 379.
 
/16/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11. С. 379.
 
/17/ См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 244, хадис 2146, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 215, хадис № 1985, «хасан, сахих».
 
/18/ См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 244, хадис 2147, «да‘иф»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 215, хадис № 1986, «да‘иф».
 
/19/ 13 марта 2008 г. http://www.rambler.ru/news/misc/0/560146162.html
 
/20/ Для более наглядного представления о положении дел настоятельно советую посмотреть две серии фильма «Эксперимент» («Эксперимент» 2000 г., режиссера О. Хиршбигеля и «Эксперимент 2: Волна» 2008 г., режиссера Д. Ганзеля).

Google

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов