Протирание (масх)

автор:

 

Протирание (масх) в случаях затруднения мытья ног

В основе данного вопроса (если говорить обо всем, кроме кожаных носков или обуви) лежит хадис от аль-Мугийра ибн Шу‘ба, в котором говорится, что пророк Мухаммад иногда при омовении «протирал [ноги влажными руками] поверх «джаврабейн» /1/» /2/. Условия, оговариваемые исламскими учеными в случае «протирания (масх) поверх «джаврабейн» вместо мытья ног», связаны с характеристикой того, что конкретно подразумевается под «джаврабейн». На этот счет было много суждений и нет однозначного определения /3/.

Богословы едины во мнении о разрешенности протирания носков в том случае, если они имеют кожаную подошву или полностью кожаные (хуффайн) /4/. Что касается обычных носков, то применение к ним «масх» также допустимо, если они плотные, не просвечивают и самостоятельно держатся на ногах /5/. Такое мнение разделяют не все, но большинство /6/.

Оговариваемое в некоторых теологических трудах условие о «возможности прохождения человеком в них (носках) порядка 2250 метров с тем, чтобы носки сохраняли при этом свою целостность», и о том, «чтобы они не пропускали воду», достаточно далеко от Сунны и нерационально в сегодняшней практике /7/.

Что важно знать

1. Протирание (масх) совершается тремя влажными средними пальцами руки, начиная с пальцев ноги и вверх к щиколотке /8/.
2. Плотные тканевые носки (джаврабейн) или кожаные (хуффайн) для последующего их протирания надеваются лишь после того, как совершено обычное омовение ступней ног, включая щиколотки.
3. Снятие носков после того, как было совершено омовение с протиранием их, делает это омовение недействительным.
4. Как бы ни нарушалось состояние ритуальной чистоты, протирание (масх) действительно в течение 24 часов, а для путника (мусафира) — в течение 72 часов. Исключением является только случай, когда человеку необходимо совершить полное омовение (гусль).

Думаю, нужно отметить, что, оставаясь убежденными в неизменности Закона Божьего до Конца Света, но принимая во внимание гибкость Его установлений, важно использовать канонические нормы, направленные на облегчение жизни верующего. Например, если человек в рабочее или иное время не имеет должных условий для совершения омовения, наиболее сложным элементом которого является промывание ног, то он, исходя из Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) и принимая во внимание толкования исламских ученых, может протирать ноги поверх носков (учитывая их плотность). Данное каноническое облегчение особенно применимо в тех странах и местностях, где крайне мало мечетей и мест для совершения омовения (как на рабочих предприятиях, так и в общественных местах). В то же время не нужно злоупотреблять этой нормой, помня о том, что чистоплотность является неотъемлемой частью жизни и веры мусульманина /9/.
 
/1/ В тексте хадиса употреблено слово «джаврабейн», которое характеризует все то, что надевается на ноги (кроме кожаных сапог, обуви или кожаных носков) высотой выше щиколотки. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 169; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 497.

/2/ См.: Своды хадисов Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и ат-Тахави. Ат-Тирмизи, например, говорил о достоверности данного хадиса («хасан сахих»). См.: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 1. С. 141; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 71, хадис № 346

/3/ См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 71.

/4/ См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 194–197, хадисы № 223—225; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 497.

/5/ См.: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 141, 142; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 498.

/6/ См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 72.

/7/ См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 215.

/8/ В дополнение к этому богословы-шафииты считают желательным протирание подошвы. Подробнее см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 202; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11т. Т. 1. С. 476.

/9/ Подробности по данной теме вы можете найти в аудио-лекции Ш. Аляутдинова «Протирание носков» (16.05.09 и 18.05.09) в двух частях на сайте www. umma. ru или на CD-диске проповедей.


Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов

Проповеди и хадисы:

ПЕРЕВОД КОРАНА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (ТАФСИР) Сура 58 «аль-Муджадиля» (Доказывающая [настойчиво добивающаяся своего])

(перевод смыслов 58 суры Священного Корана и ко...

ПОСТ 23. Культура поведения

Я совершаю пятикратный намаз, собираюсь держать предстоящий пост. Хочу узнать:

ВААЗЫ И ХУТБЫ ШАМИЛЯ АЛЯУТДИНОВА (АУДИО) Другая радость

Пятничная проповедь Ш. Аляутдинова

ТРИЛЛИОНЕР Триллионер и квантовая физика

«Его [Господа миров] повеление, когда пожелает Он что-то [все что угодно!], — лишь сказат...

Узнай об Исламе больше. Подпишись на рассылку

 
 Священный Коран. Смыслы. Первый богословский перевод. Автор Шамиль Аляутдинов