Хадисы: Ученые

<

автор:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если ученый прав пред Господом, вынося решение (богословское заключение), он получает за свои старания две степени вознаграждения; если же богослов сделал все от него зависящее, но ошибся, то он получает одну степень вознаграждения» /1/.

«Ученые — наследники пророков» /2/.


У нас с братьями разногласия по поводу хадиса: «ихтиляфу уммати рахматун» («разногласие в моей умме являются милостью»). Достоверен ли этот хадис и есть ли он в сборниках аль-Бухари, Муслима и т. д.?

Скажите, пожалуйста, какова степень достоверности следующих двух хадисов: 1. «Мои сподвижники как звезды, за кем последуете — наставитесь». 2. «Разногласия ученых — милость для миров».

Нет достоверных сведений о том, что оба данных повествования являются именно словами заключительно пророка и Божьего посланника Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Однако слова эти можно встретить в серьезной богословской литературе. Причина в том, что они не являются чем-то неверным по своему смыслу и имеют косвенные подтверждения в достоверной Сунне. Появились в обиходе уже в первые века после смерти Пророка и не были отнесены строгими учеными-хадисоведами, а тем более учеными-проповедниками, к чему-то отвергаемому или опасному. Но среди достоверных хадисов их нет.

Более точный перевод и тахридж:

1. «Сподвижники мои как звезды: за кем бы из них вы не последовали, найдете правильный путь». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Байхакы, ат-Табарани, ад-Дайлями и др. См., например: Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]. В 15 т. Каир: Хаджр, 1992. Т. 5. С. 402 (Ибн Кудама цитирует эти слова как высказывание Пророка); аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 1. С. 118, хадис № 381; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 553.

2. «Разногласия моих последователей [во второстепенных вопросах] — милость [Божья для людей]» или «Разногласия моих сподвижников [во второстепенных вопросах] — милость [Божья для людей]». Хадис от Ибн ‘Аббаса и других; св. х. аль-Байхакы, ат-Табарани, ад-Дайлями и др. См., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 1. С. 56–58, хадис № 153; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 173; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 24, хадис № 288 (указано, где упоминается, но нет степени достоверности); Аль-Муттакы А. Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1985. Т. 10. С. 136, хадис № 28686 (достоверной цепочки передатчиков по нему не найдено, относительно иснада — недостоверен).

Последнее высказывание очень часто цитировалось в книгах по мусульманскому богословию, начиная с первых веков его становления. Известный имам Ибн Хаджар говорил: «Это повествование (хадис) обрело значительную популярность на устах (оно часто цитируемо людьми)», а крупный богослов аль-Хаттаби пояснял: «Разногласия (с соответствующими обоснованиями) могут быть только в тех вопросах, которые предполагают различные способы решения (различные подходы, акценты; смыслы, значения), и в этом — милость Творца, проявленная к ученым» /3/.

Оба повествования упоминаются (например, у имама аль-Байхакы) как одно общее высказывание от Ибн ‘Аббаса /4/.

В шести основных сводах хадисов этого нет.

Основной смысл, прослеживающийся во многих книгах, где имеется упоминание приведенных цитат, заключается в том, что назидательное применение двух рассмотренных изречений возможно, но однозначно относить их к достоверной Сунне Пророка — неправомочно.

/1/ Хадис от ‘Амру ибн аль-‘Аса, Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 40, хадис № 565, «сахих».
/2/ См., например: аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]: В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 169, хадис № 1448.
/3/ См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 1. С. 57.
/4/ Ибн ‘Аббас — известный сподвижник пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).

Twitter

Проповеди и хадисы: