Хадисы о зависти

Хадисы о зависти

автор:

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Зависть поедает благие дела [завистника] подобно тому, как огонь сжигает дрова” /1/.

*

 “Зависть отрицательно влияет на веру, подобно тому, как алоэ портит вкус меда” /2/.

*

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: “Проникла /3/  в вас [в среду моих последователей] болезнь прошлых цивилизаций (народов) – зависть и злоба (ненависть). Эта болезнь – лезвие. Но оно не бреет волосы, а “бреет” набожность [убивает веру в человеке]. Клянусь тем, в Чьей власти моя душа [клянусь Господом миров]! Вы не войдете в Рай, пока не уверуете. [Если до наступления смерти не станете осознанно верующими, вам Рая не видать.] И вы не сможете стать верующими [не будет полной ваша вера], пока не начнете испытывать чувство любви и уважения друг к другу. Сказать вам о том, что поспособствует этому? Желайте друг другу мира [не столько механически на словах, сколько на уровне души, искренними и глубокими теплыми чувствами друг к другу, это растопит сердца и удалит неприязнь, ненависть, злобу]” /4/.

*

“Не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу, не враждуйте и будьте же, о люди, братьями. [Если уж поссорились] то пусть не продолжается ссора (состояние вражды) больше трех дней [как можно скорее помиритесь, максимум на примирение – три дня]” /5/.

*

Пророк Мухаммад предупреждал: “Не радуйся несчастью (сложностям, затруднениям, проблемам) единоверца /6/ [не злорадствуй]. Господь проявляет [проявит] к нему милость [избавит его от этого], а тебя испытывает [будешь ли радоваться чужому горю или искренне посочувствуешь, в чем-то поможешь]” /7/.

*

“Для удовлетворения своих нужд, потребностей [для достижения поставленных перед собою благородных целей] просите помощи (у Всевышнего) через сокрытие (неразглашение). [Особенно это касается того, что намечено, но еще не достигнуто.] [И это] потому, что любой обладатель блага находится под влиянием зависти” /8/.

*

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) однажды сказал: “[В человеческой сути имеются] три качества, которые очень сложно /9/ поставить под контроль (сложно победить, сложно обезопасить себя от них) /10/ [но работать над ними, прося помощи у Творца и делая все от себя зависящее, необходимо]. Это – (1) обращение внимания на плохие приметы (предзнаменования) [зависимость от них на уровне мысли]; (2) дурные размышления о других [людях] (приписывающие им что-то плохое); (3) зависть [именно черная зависть]”. У посланника Божьего спросили: “А как же нам быть, где выход?”, на что он ответил: “(1) Если увидели плохое [по народной традиции] предзнаменование, то не сворачивайте с пути [не обращайте внимания, продолжайте свой путь]. (2) Если появляются плохие мысли о ком-то, то не превращайте их в истину [не проверяйте, не производите расследование, не оправдывайте свои предположения]. (3) А если появилось чувство зависти, то не давайте ему хода (не делайте что-либо грешное в адрес того, кому вы позавидовали)” /11/.

*

Сподвижник пророка Мухаммада Анас рассказал: “Мы [несколько сподвижников] сидели однажды вместе с Пророком. Посланник Всевышнего вдруг сказал: “Сейчас зайдет человек, который станет обитателем Рая” /12/. И зашел человек из жителей Медины, с бороды [с лица] которого стекали капельки воды после совершенного омовения. В левой руке он держал обувь. [Анас, присутствовавший там, постарался увидеть в человеке нечто особенное и заметил только упомянутое]. На второй и третий день все повторилось. [На третий день] Пророк, через некоторое время [после сказанного об этом человеке в очередной раз], поднялся [и удалился]. ‘Абдулла ибн ‘Амру ибн аль-‘Ас (сын ‘Амру ибн аль-‘Аса) последовал за этим человеком /13/. Догнав его, юноша воскликнул: “Я не поладил с отцом и поклялся, что не приду домой на протяжении трех суток! Не мог бы я погостить эти три дня у вас?” Человек ответил: “Конечно”.
Анас продолжал: “В последующем ‘Абдулла рассказал нам, что провел у этого человека три ночи и ни разу не увидел, чтобы он встал на ночную молитву (Тахаджуд) /14/. Единственное [более-менее примечательное] так это то, что, просыпаясь среди ночи и переворачиваясь в постели, он упоминал Всевышнего и возвеличивал Его. С появлением зари он просыпался на утреннюю молитву (Фаджр). ‘Абдулла также заметил, что этот человек ни разу (за эти дни) ничего плохого не сказал (говорил только благое). Когда прошло трое суток, юноша, разочаровавшись (не отметив для себя ничего особенного), решил покинуть радушного хозяина и, прощаясь, признался: “Меж мною и моим отцом не было размолвки (ссоры), но дело в том, что посланник Всевышнего причислил вас (утвердительно и без сомнений) к обитателям Рая. Поэтому я решил понаблюдать за вами и последовать вашему примеру. Но ничего особенного [например, поста через день или большого количества дополнительных молитв] я не увидел. Что же могло послужить столь высокой награде?” Мужчина ответил: “Все так, как ты видел”. Когда ‘Абдулла собрался было уже уходить, этот верующий окликнул его: “Все так, как ты видел, но прибавить к этому можно еще и то, что я никогда не имею в душе желания обмануть другого (совершить мошенничество) /15/ и не завидую людям из-за тех благ, которые им даровал Аллах (Бог, Господь)”. ‘Абдулла воскликнул: “Именно данные качества подняли тебя на такой уровень! Ведь это неописуемо сложно для нас [людей]” /16/.

/1/Хадис от Анаса; св. х. Ибн Маджа; от Абу Хурайры; св. х. Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 232, хадис № 3817, “хасан”; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 454, хадис № 4210, “да‘иф”.

/2/Хадис от Му‘авия; св. х. ад-Дайлями. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 232, хадис № 3819, “сахих”.

/3/Глагол, употребленный в хадисе, переводится как “ползти на четвереньках”, “медленно двигаться”, “проникать”, “стучать”.

/4/Хадис от аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 254, хадис № 4170, “сахих”; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 713, хадис № 2515.

/5/Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1915, хадис № 6065; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 589, хадис № 6065. Также см.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 238, 239, хадисы № 110–117.

/6/Как и не радуйся проблемам любого другого человека. И даже если несчастье постигает явного преступника и злодея, убавляя его пыл и желание вершить преступления, в этом случае истинно верующий также не будет радоваться чужой беде, но подчеркнет для себя Божье правосудие, которое настигает некоторых уже и в этой жизни.

/7/См.: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 365, хадис № 2508, “хасан”.

/8/См., например: Аль-Байхакы. (384–458 гг. по хиджре). Шу‘аб аль-иман [Ветви (грани) веры]. В 9 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 5. С. 277, хадис № 6655; аль-Хатыб аль-Багдади А. (умер в 463 г. по хиджре). Тарих багдад [История Багдада]. В 19 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, [б. г.]. Т. 8. С. 56, 57; ат-Табарани С. (260–360 гг. по хиджре). Аль-му‘джам аль-кябир. В 25 т. Каир: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1985. Т. 20. С. 94, хадис № 183; ат-Табарани С. Муснад аш-шамийин. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1996. Т. 1. С. 228–229, хадис № 408. В иснаде нескольких риваятов данного хадиса имеются передатчики, степень доверия к которым очень мала, что оговаривали мухаддисы, цитируя данный хадис. Но один из риваятов (от Абу Хурайры) явно достоверен, поэтому наличие слабых риваятов не дает основания утверждать о полной недостоверности хадиса. К тому же риваятов немало и имеются достоверные свидетельства в пользу данного хадиса. Как минимум он может быть принят в качестве мудрого назидания, имеющего некоторое основание в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Подробнее см., например: Ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 20. С. 94, пояснение к хадису № 183; ат-Табарани С. Муснад аш-шамийин. С. 228–230, пояснение к хадису № 408.

/9/В другом риваяте сказано, что вообще “невозможно победить” (поставить под полный и постоянный контроль), а также – “мало кому удастся”.

/10/В разных риваятах используются разные глаголы.

/11/См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 591; аль-Газали М. (450–505 гг. по хиджре). Ихья ‘улюм ад-дин [Воскрешение наук о вере]. В 6 т. [б. м.]: Нахр ан-нил, [б. г.]. Т. 3. С. 177. Хадис имеет недостоверность в иснаде, но известные имамы, например такие, как Ибн Хаджар, аль-Газали и др., упоминали этот хадис в данной теме, используя его не как однозначное пророческое повествование, а как то, что имеет основу (так как не относится к выдуманным-мавду‘) и может применяться как полезная и практичная мудрость.

/12/Такая информация может быть получена только пророком или посланником на уровне Божественного Откровения.

/13/Из уважения к Пророку юноша не стал вставать раньше посланника Божьего (да благословит его Творец и приветствует).

/14/ Тахаджуд – дополнительная, значительно вознаграждаемая пред Богом молитва-намаз, которая совершается глубокой ночью до зари, до обязательной утренней молитвы Фаджр. Подробнее об этой молитве читайте в моей книге “Мусульманское право 1–2”.

/15/В другом риваяте (варианте хадиса) сказано: “Ложась спать, не испытываю в душе злобы или ненависти к кому-либо”. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 238.

/16/См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 237, 238, хадис № 109; аль-Газали М. (450–505 гг. по хиджре). Ихья ‘улюм ад-дин. Т. 3. С. 176, 177.

Москва
Сегодня 24 июня
29
ДЕНЬ РАМАДАНА
фаджр / есть до 1:52
шурук3:45
зухр12:33
аср17:04
магриб / начинаем есть21:19
иша/таравих23:12

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов