Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Мольба-ду‘а в земном поклоне молитвы-намаза

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будьте умерены в земном поклоне [излишне не расстилайтесь и не зажимайтесь]. И пусть никто из вас не кладет локти [не опускает их на землю], подобно как это делает собака»[1].

*

Абу Хурайра передал, что, совершая земной поклон, пророк Мухаммад говорил:

Транслитерация: «Аллахумма-гфир ли занби куллях, диккаху ва джиллях, авваляху ва ахырах, ва ‘аляниятэху ва сиррах»

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي ذَنْبِي كُلَّهُ ، دِقَّهُ وَ جِلَّهُ ، أَوَّلَهُ وَ آخِرَهُ ، وَ عَلاَنِيَتَهُ وَ سِرَّهُ.

Перевод: «О Аллах, прости мне все мои грехи! Малые и большие, давние и последние, явные и сокрытые»[2];

*

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из своих последних обращений к сподвижникам, когда из-за его недомогания Абу Бакр выполнял обязанности имама в коллективной молитве, сказал: «О люди! Воистину, не осталось [ныне в мире] истинного пророчества [предсказания], кроме вещего сна, что снится мусульманину[3]. Прислушайтесь, воистину, запрещено читать Коран в поясном и земном поклонах. Но возвеличивайте Господа в поясном поклоне[4], а в поклоне земном проявляйте усердие в мольбе-ду‘а[5]: велика вероятность того, что [Он] ответит вам»[6].

Преследуя цель сохранить целостность ежедневной пятикратной молитвы, трепетно относясь к ее «классической» форме, заповеданной Пророком, боясь нарушить ее различными словесными излишествами, богословы ханафитского мазхаба считают возможным использование дополнительных ду‘а при земном поклоне в дополнительных молитвах (нафиля), но не в обязательных (фард) молитвах, несмотря на некоторые свидетельства из Сунны о допустимости этого[7].

Шафиитские ученые допускают даже во время обязательного намаза обращение с мольбой (ду‘а) в состоянии земного поклона. Здесь важно упомянуть, что все исламские богословы едины во мнении относительно того, что мольба-ду‘а в намазе может быть только на арабском языке[8].

Часто спрашивают: «А можно просить в молитвах о земном или только о потустороннем, вечном?» На основе упомянутого хадиса имам ас-Сан‘ани[9] относительно этого писал: «Хадис является аргументом в пользу допустимости мольбы-ду‘а в земном поклоне, независимо от того, какая это мольба: из категории ли прошения блага земного или вечного либо удаления от зла в обоих мирах»[10].

Касательно хадисов, в которых говорится о том, что именно в положении земного поклона раб Божий находится в наибольшей близости к Господу своему[11], то смысл, заключенный в этих хадисах, не ограничивается только молитвой-намазом. Различные мольбы (ду‘а) можно и лучше возносить не в обязательных (фард) молитвах, а в дополнительных (нафиля). А еще лучше — читать ду‘а в земном поклоне не во время намазов, а в любое другое подходящее и удобное для этого время, что позволит обратиться ко Всевышнему на любом языке, прося благ в этой жизни и в жизни вечной для себя, своих родных и всех верующих.

*

Посланник Господа (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: «Воистину, это — молитва[-намаз], в которой не допускается все то, что подобно словам человеческим. Она [молитва] — прославление [Господа] (тасбих), восхваление [Его] (такбир, тахмид) и чтение Корана»[12].

С учетом мнений авторитетных богословов, наиболее оправданным представляется использование в намазе только тех молитвенных формул, которые применялись самим пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), и только на арабском языке[13].

Дополнительные дуа в земном поклоне

Хадис 1.

Посланник наставлял своего сподвижника: «О Му‘аз! Когда опускаешь ты лик свой в земном поклоне, говори:

Транслитерация: «Аллахумма, а‘инни ‘аля зикрикя ва шукрикя ва хусни ‘ибадатикь»

اللَّهُمَّ أَعِنيِّ عَلىَ ذِكْرِكَ وَ شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِباَدَتـِكَ

Перевод: «О Аллах, помоги мне помнить о Тебе, быть благодарным Тебе и наилучшим образом поклоняться Тебе».

Хадис 2.

Имам ‘Али говорил: «Наибольшее довольство Господа вызывают сказанные во время земного поклона слова молящегося:

رَبِّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي ، فَاغْفِرْ لِي.

Транслитерация: «Рабби, инни залямту нафси, фа-гфирлии».

Перевод: «О Господи, я согрешил (у меня есть промахи). Прости меня!»[14].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 250, хадис № 822; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 203, хадис № 233–(493); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 383, хадис № 822 и пояснение к нему.

[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и Абу Дауда.

[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 250, хадис № 822; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 203, хадис № 233–(493); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 383, хадис № 822 и пояснение к нему.

[4] В поясном поклоне во время намаза трижды проговариваются слова «Субхана раббияль-‘азым» (Хвала Великому Господу моему).

[5] Все богословы единодушны в том, что данный призыв означает возможность (мандуб) совершения этого, но никак не обязательность (ваджиб, фард). См., например: аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 259.

[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и Абу Дауда.

[7] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 896.

[8] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 910.

[9] Мухаммад ибн Исма‘иль ас-Сан‘ани (1099-1182 по хиджре) – историк и крупный мусульманский богослов. Автор порядка ста книг.

[10] См.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 1. С. 265, 266, пояснение к хадису № 276; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 414, пояснение к хадису № 276.

[11] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Наиболее близок раб Божий к Господу в положении земного поклона. Больше молитесь [взывайте к Нему с мольбою-ду‘а, находясь в земном поклоне]!» Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 84, хадис № 1348, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 200, хадис № 215–(482).

[12] Хадис от Му‘авии; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи, Абу Дауда, Ибн Хаббана и аль-Байхакы. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 216, хадис № 33–(537); аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 335, хадис № 824.

[13] Исламские богословы едины во мнении относительно того, что мольба-ду‘а в намазе может быть только на арабском языке. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 910.

[14] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 896.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1