Главная цель миссии — высоконравственность

Главная цель миссии — высоконравственность

автор:

Мусульмане часто говорят о высоконравственности, которая не всегда им присуща. Наиболее вероятно, что отсутствие ее у отдельных мусульман не имеет отношения к их религиозной принадлежности, а происходит по причине слабости самих людей. Приведите, пожалуйста, несколько религиозных цитат о том, что есть высоконравственность с точки зрения Ислама.
У Пророка Мухаммада спросили о высокой нравственности, и он процитировал [из Корана]: «Возьми [себе на вооружение] умение прощать [быть снисходительным]; приказывай [следовать, а также учитывать] общепризнанные нормы [благородства и праведности] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим]» (см., Св. Коран, 7:199) /1/, а затем добавил: «[Высокие нравы] — это когда ты налаживаешь связь с тем, кто порвал ее с тобой [восстанавливаешь дружеские или, например, родственные отношения с тем, кто оборвал их в одностороннем порядке]; когда даешь тому, кто [в свое время] лишил тебя или не дал; когда ты прощаешь того, кто обидел и притеснил тебя». /2/

Пророк Мухаммад подчеркивал: «Воистину, основной частью и целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства». /3/

Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оповещал: «Самым тяжелым на чаше благих дел в Судный День будет: набожность и высокие нравы, благонравие [то есть, например, десять единиц, приобретенные по результату высоконравственного, благородного поступка, будут значительно более весомыми и тяжелыми, нежели десять единиц вознаграждения, зафиксированные ангелами по результату подаяния милостыни или совершения дополнительной молитвы]». /4/

Посланник Всевышнего также говорил: «Воистину, самыми любимыми из вас и самыми близкими ко мне в Судный День будут наилучшие из вас по моральным и нравственным качествам». /5/

Передается, что однажды сын мудрого Лукмана спросил своего отца: «О папочка! Какие человеческие качества являются наилучшими?» «Религиозность», — ответил Лукман. «А если говорить о двух», — продолжал сын. «Религиозность и материальный достаток». «А если говорить о трех?» — снова поинтересовался сын. «Религиозность, материальный достаток и скромность». «А если говорить о четырех?» — продолжал интересоваться сын. «Тогда: религиозность, материальный достаток, скромность и высоконравственность». «А если говорить о пяти?» — вопрошал тот. «Религиозность, материальный достаток, скромность, высокие нравы и щедрость, великодушие». А если говорить о шести?« — продолжал настойчиво интересоваться сын мудрого Лукмана. Отец ответил: «О сыночек мой! Если в человеке будут [присутствовать, применяться, станут неотъемлемыми для него] упомянутые пять, то этот человек — истинно набожный, кристально-чистый, приближенный к Всевышнему и отдаленный от Сатаны». /6/

Я живу в стране, где мало мусульман. Люди не очень хорошо относятся к нам. Без уважения. Иногда я слышу неприятные слова в мой адрес. Некоторые соседи принципиально не здороваются и пытаются показать всем своим видом, как я им неприятна. Я хочу спросить вас о том, как мне относиться к таким людям?
Понимаете, мой муж всегда злится на меня когда я рассказываю очередную не очень приятную историю. На какие-нибудь колкости в свой адрес или в адрес мусульман он тут же находит что сказать, ставя людей на место. Я так не умею. Мне не хочется отвечать грубо. Или всё-таки надо научиться? Хотя я не веду себя как овечка, просто мне не хочется грубить. Муслима.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) проходил через значительно бòльшие унижения и оскорбления в свой адрес, но вел себя в этих ситуациях очень благородно и величественно. Те, кто испытывал к нему неприязнь, или проедались своей же желчью (так как Пророк не реагировал на их грубости) или, если были разумны, становились его друзьями, а впоследствии — мусульманами. Такова культура поведения посланников Творца, к которой нам, следующим их заветам, нужно стремиться.

Разумный человек не отвечает на слова глупца и невежды, тем более, если этот разумный и воспитанный человек является мусульманином. Даже умно «поставить на место» — значит, пробудить неприязнь и большее недовольство в душе собеседника. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) никогда, подчеркиваю, никогда не грубил, даже в ответ на самые неприятные оскорбления в свой адрес. Об этом есть несколько достоверных хадисов. Например, следующий: «Однажды [не очень воспитанные] представители людей Писания [несколько иудеев /7/] попросили Пророка Мухаммада о встрече. Придя, они поприветствовали его словами: «Ас-саму /8/ ‘алейкум!» ‘Аиша, которая в данный момент оказалась рядом, не удержав эмоций, воскликнула: «И вам «ас-сам» и Господне проклятие!» Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) спокойно возразил: «О ‘Аиша! Поистине, Всевышнему Творцу присущи доброта и мягкость (рифкъ). И Он во всех делах любит доброту и мягкость [то есть особенно любит в верующих именно эти качества]». ‘Аиша воскликнула: «А разве ты не слышал сказанное ими?!» Пророк ответил: «Я произнес в ответ им: «И вам (ва ‘алейкум)». /9/

Также, например, у великого имама аш-Шафи‘и есть несколько красивых стихов о ситуациях, подобных вашей. Он четко говорит, что не к лицу мудрому мусульманину (а тем более мусульманке) опускаться на уровень невоспитанного невежды, отвечая ему чем-либо. Помните ведь про льва и собаку? Льва боятся, а собаку — нет. Согласен, «львом», обладателем красивой речи, набожности, спокойного не надменного, но величественного взгляда, может быть не каждый. Но не отчаивайтесь. «Путь одолеет идущий», тем более, если в его сердце набожность, а в поведении очень уважаемая Всевышним Аллахом скромность.
/1/ См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]: В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991, т. 9, с. 217, 218.
/2/ Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин [Сокращенный вариант книги имама аль-Газали «Воскрешение наук о вере»]. Каир: ат-Тавзи‘ ва ан-нашр аль-исламия, 1997, с. 307; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 9, с. 218. Также см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 9, с. 195, хадис № 4642.
/3/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 155, хадисы № 2583, «сахих», № 2584 «сахих», № 2585 «хасан».
/4/ См.: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997, с. 274, хадисы № 2003, «хасан, сахих», № 2004, № 2005, «сахих». Тахридж по всем св. х. см.: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991, т. 2, с. 230, хадис № 481.
/5/ См.: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 276, хадис № 2019, «хасан»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2, с. 231, 232, хадис № 482, «сахих».
/6/ См.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин. С. 307.
/7/ Но замечу, что по результату этого хадиса не нужно с недоверием, а тем более с неприязнью, смотреть на всех иудеев, из-за тех нескольких. Если в вас пробудятся именно такие чувства, значит вы не поняли данный хадис.
/8/ Слово «ас-сáм» переводится с арабского языка как «смерть». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]: В 15 т. Бейрут: Садир, 1994, т. 12, с. 313. То есть они поприветствовали Пророка, желая ему смерти.
/9/ См.: Аль-муснад аль-джами‘. Т. 20, с. 204, хадис № 17043; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 14, с. 283, хадис № 6927.

Google

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов