Мед

Мед

автор:

Пророк Мухаммад говорил: «Целительная сила [находится] в трех /1/ вещах: в глотке [питье] меда, в надрезе пиявки (кровопускании) и прижигании. Но я запрещаю /2/ своим последователям использование прижигания». /3/

Значительная часть исламских ученых-богословов /4/ еще около тысячи лет тому назад поясняла этот хадис следующим образом:
«Заболевания человека, как и его состояния, темперамент можно условно поделить на четыре категории: сангвинические (кровь) /5/, холерические (желчь) /6/, флегматические (флегма) /7/ и меланхолические (черная желчь) /8/. При сангвиническом состоянии наиболее полезно кровопускание. Во всех остальных состояниях наиболее предпочтительны лекарства, очищающие организм изнутри, первым среди которых является именно мед. Применение его многогранно: общеукрепляющее, витаминное, противопростудное, слабительное, выводящее из организма вредоносные отложения и пр. Мед очищает пищеварительный тракт, способствует лучшей работе печени, почек и мочевого пузыря, улучшает кровообращение».

Пить мед лучше натощак, разбавляя его в теплой воде, как это делал Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). /9/

Некоторые исламские ученые резюмировали пользу меда следующими словами: «Мед выводит и удаляет отложения, шлаки, грязи и нечистоты из кишок, а также вен и артерий. Промывает ворс желудка и, некоторым образом, нагревает его. Укрепляет желудочно-кишечный тракт, печень, почки, мочевой пузырь. Облегчает употребление внутрь неприятных на вкус лекарств. Нормирует мочеиспускание и рèгулы. Помогает при кашле. Очень полезен для людей с холодной натурой, флегматиков. Если пить его, смешивая с уксусом, то — для холериков.

Мед — это еда, сладость, напиток и в то же время лекарство. А порой — косметическое средство. Если пить его горячим, перемешав с розовым маслом, то это помогает при укусах вредоносных насекомых и животных. Мед, разбавленный в воде, помогает при укусе бешеной собаки...» /10/

Обращаю ваше внимание, что сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не акцентировал внимания на том, какова польза меда, а лишь сказал, что в меде — целительная сила, исцеление. В каких формах мед наиболее целителен, в каком количестве, в сочетании с чем и при каких заболеваниях особенно незаменим, раскрытие всего этого и подробное разъяснение людям — обязанность ученых, народных целителей, медиков. Пророки проставляли акценты в каждой области жизнедеятельности человека. Видеть это или не замечать, применять или оставить без внимания — свободный выбор человека, особенно представителей науки.

Считаю уместным упомянуть в данной теме один интересный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) призывал: «Будьте особенно внимательны к двум лекарствам: меду и Корану» (хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа (№ 3452) и аль-Хакима). /11/ Этот хадис дает знание о двух наиглавнейших лекарствах: первое — ближе к людям, второе — к Богу. Это короткое повествование Пророка объединило воедино врачевание тела и души, земное целительство и небесное...

Важно заметить, что упомянутые две вещи действительно целительны для того, кто принимает их своей душой, с верой и покорностью пред Всевышним, черпает из них живительную силу. Тела должны быть благородны поступками своими, а души — высоконравственны и чисты. В противном случае эффект может быть нулевым или прямо противоположным ожидаемому. /12/

Отмечу, что всегда при подробном пояснении данной темы исламские богословы оговаривались, что мед не является панацеей, то есть лекарством от всех болезней. Это явно и очевидно профессиональному взгляду, умеющему видеть и определять тонкости арабской грамматики, особенно в кораническом тексте. /13/

Некоторым образом примитивно, но в то же время очень оригинально и почти сакрально выглядит рецепт четвертого праведного халифа, одного из самых набожных последователей Пророка Мухаммада, рецепт имама ‘Али:

«Если желает кто-либо из вас излечиться, то пусть напишет на листе строки из Священного Корана, растворит их в дождевой воде. Затем попросит у супруги своей деньги для покупки меда. Но только так, чтобы она отдала их от чистого сердца, искренне. После этого купит мед, смешает его с той водою и выпьет. Воистину, это — лекарство (то есть целительно). Ведь в Священном Коране сказано: «И Мы, — говорит Всевышний Творец, — заложили в Коране то, что исцеляет» /14/; а также «И низвели Мы с небес благодатную воду /15/ [воду, полную баракята, божественной благодати]» /16/; а также «И если они (жены) с легкой душою дают вам что-то, то кушайте это как приятную, здоровую пищу» /17/. О меде же Всевышний сказал /18/: «В нем (меде) — выздоровление, излечение для людей». /19/

Дополнение к теме /20/

Людям давно известен ряд природных продуктов, обладающих очень широким спектром целебных свойств. Одно из первых мест в этом списке занимает мед. Народная медицина широко использует его уже в течение более 4000 лет. Меду приписывалось свойство сохранять юность и бодрость. Знаменитый математик Древней Греции Пифагор (около 580–500 гг. до н. э.) утверждал, что он дожил до глубокой старости потому, что постоянно употреблял мед. Древнегреческий философ Демокрит (460–370 гг. до н. э.) говорил, что для сохранения здоровья, внутренности следует орошать медом, а наружность — маслом. Выдающийся врач, естествоиспытатель и поэт Абу ‘Али Ибн Сина (Авиценна, 980–1037 гг.) указывал: «Если хочешь сохранить молодость, то обязательно ешь мед». Особенно он рекомендовал регулярное употребление меда лицам старше 45 лет.

Состав меда

Мед — один из самых насыщенных природных продуктов, обладающий разнообразными свойствами и широким спектром действия. Он богат витаминами, минеральными веществами и белками. Многочисленные исследования показывают, что по богатству содержания микроэлементов мед не имеет себе равных среди продуктов растительного происхождения. Витамины в меде обладают большей активностью, чем синтетические витамины, так как биологическое действие витаминов зависит от их правильного сочетания с минеральными солями, играющими в данном случае роль катализаторов. В меде соотношение витаминов и минеральных солей оптимально. Сахара, поступающие вместе с медом в организм, не только являются энергетическим элементом, но и оказывают лечебное воздействие. Они выступают в роли универсального антитоксического средства.

Современные исследования показали, что мед состоит из воды (16-21%) и сухих веществ, среди которых преобладают сахара (до 75 %). К последним относятся глюкоза, фруктоза, сахароза, мальтоза и др. Глюкозы в меде содержится до 35%. Примерно столько же в нем фруктозы (плодового сахара), и не более 7% сахарозы. Благодаря тому, что в зрелом меде присутствует большое количество моносахаридов, усвоение его в организме человека происходит быстро, без особых энергетических затрат. Вот почему он по праву считается идеальным энергетическим продуктом. Кроме сахаров в состав меда входят белки (0,04-0,30%) растительного и животного происхождения, неорганические и органические кислоты (до 0,43%).

Из минеральных веществ в меде обнаружены соли кальция, натрия, магния, железа, серы, хлора, фосфора. Все они имеют большое значение для организма человека. Кальций, например, является составной частью костной ткани, железо входит в состав гемоглобина крови, необходимого для переноса ею кислорода и т. д. Мед содержит почти все микроэлементы (алюминий, бор, железо, йод, магний, натрий, серу, цинк и др.), входящие в состав крови и активно участвующие в обменных процессах. В нем обнаружены витамины группы В и вещества, значительно влияющие на углеводный и белковый обмен человеческого организма, предупреждающие развитие атеросклероза. Один из белков, обнаруженных в меде, гамма-глобулин способствует выработке защитных функций организма (антитоксичных, противовирусных и противобактериальных).

Мед не провоцирует к себе привыкания, имеет прекрасные питательные свойства. Одна чайная ложка меда содержит 60 калорий и на 25% слаще, чем сахар. В комбинации с другими питательными качествами мед является прекрасной пищей для всех клеток нашего тела.

Лечебные свойства меда

Использование меда в лечебных целях многообразно. Он эффективен во многих случаях, начиная с заболевания органов пищеварения и до лечения ран и ожогов.

Мед оказывает тонизирующее, антимикробное, противорадиационное, иммуногенное воздействие. Эффективен при неврастениях, астениях, депрессии, снятии психического и физического перенапряжения, атеросклерозах, при стенокардии, энцефалитах, при ожирении и истощении организма. Рекомендовано принимать его после хирургического вмешательства, родов со значительной кровопотерей и при анемии. Препараты пчелиного маточного молочка весьма продуктивны в комплексе лечения при гриппе и пневмонии.

Имеется целый ряд клинических наблюдений, свидетельствующих о хорошем терапевтическом эффекте при лечении больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями (гипотоническая болезнь, стенокардия). Благоприятное воздействие меда при этих заболеваниях связано с угнетением атеросклеротических изменений в стенках сосудов за счет уменьшения содержания в крови холестерина.

Антибактериальные свойства меда были доказаны еще в 1912 году. При наложении меда на рану в ней усиливается кровоток и отток лимфы, которые механически промывают рану и создают лучшие условия для питания клеток в зоне раны. Кроме того, мед губительно действует на многие микробы. Лучшие результаты дает применение меда в сочетании с рыбьим жиром, в котором содержится много витамина А, способствующего более скорому заживлению ран. Более того, он создает в ране враждебную для различного рода бактерий кислотную среду.

Принятый внутрь пчелиный мед снижает кислотность желудочного сока, повышает образование муцина и поэтому рекомендуется при лечении язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки и при повышенной кислотности.

Постоянное потребление меда повышает иммунобиологическую реактивность организма, делает его устойчивым к инфекциям, а заболевший организм переносит болезнь легче.
Противопоказания и побочные эффекты

Лечение медом противопоказано лицам, имеющим аллергические проявления при употреблении меда. Аллергические реакции могут быть различных типов, от легкого зуда с сыпью до тяжелых проявлений, требующих проведения немедленных противошоковых и реанимационных мероприятий.

Побочные явления при медолечении выражаются в кожных, дыхательных и желудочно-кишечных реакциях организма. Они зависят от приобретенной или наследственной гиперчувствительности к меду. Гиперчувствительность к меду наблюдается у 0,4% больных. Непереносимость меда может быть установлена предварительно собранным анамнезом или специальными кожными пробами.

Ингаляционный способ применения меда не рекомендуется больным с резко выраженной эмфиземой, с повышенной температурой, с сердечной недостаточностью.

Во всех остальных случаях мед — уникальное, идеальное природное лекарство и потрясающее лакомство.
/1/ Три формы врачевания, упомянутые в данном хадисе, являются одними из основных но, безусловно, далеко не единственными. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 282.
/2/ В сочетании с другими достоверными хадисами более правильно будет перевести как «не рекомендую». Ученые-богословы говорили, что прижигание допустимо только в случае крайней необходимости, когда другие формы врачевания недоступны, противопоказаны или бездейственны. См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 36.
/3/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 280, хадисы № 5680, 5681, а также 5682, 5683, 5684.
/4/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 282; Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 36.
/5/ Сангвиник — подвижный, жизнерадостный, живой, увлекающийся человек.
/6/ Холерик — быстро возбуждающийся, горячий, энергичный человек.
/7/ Флегматик — человек с медленной восприимчивостью и слабой активностью, трудно раздражающийся, терпеливый и хладнокровный.
/8/ Меланхолия — подавленность, уныние, тоска, грустное настроение, мрачный взгляд на жизнь.
/9/ См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 26, 27.
/10/ Подробнее см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 284; Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 26.
/11/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 342, хадис № 5534, «сахих»; Аль-муснад аль-джами‘. Т. 12, с. 45.
/12/ «Те же, в сердцах которых болезнь [упрямство, безбожие, неверие, лицемерие и т. д.], то [читаемые ими страницы Священного Писания] дополнят и приумножат в них скверну [сердечных болезней]. Они умрут, так и не уверовав» (см.: Св. Коран, 9:125).
/13/ См., например: Аз-Замахшари М. Аль-кяшшаф ‘ан хакаикы ат-танзиль... Т. 2, с. 418.
/14/ См.: Св. Коран, 17:82.
/15/ По-настоящему чистая вода — это та, что с небес, но в современных реалиях она многократно может загрязниться, проходя через загазованные слои близких к земле атмосфер. Для питья желательно использовать чистую воду, которая так же в основе своей поступает в виде атмосферных осадков, которую люди, по милости Всевышнего, научились обезвреживать и делать пригодной для питья.
/16/ См.: Св. Коран, 50:9.
/17/ См.: Св. Коран, 4:4.
/18/ См.: Св. Коран, 16:69.
/19/ Упомянутые слова имама ‘Али ибн Абу Талиба см.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 4, с. 503.
/20/ Информация любезно предоставлена хирургом, доктором медицинских наук, Лауреатом международных Премий и Премии Правительства РФ в области науки и техники Батаевым Саид-Хасан Магомедовичем.

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов