Кровопускание (хиджама)

Кровопускание (хиджама)

автор:

 
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Целительная сила [находится] в трех /1/ вещах: в глотке [питье] меда, в надрезе пиявки (кровопускании) /2/ и прижигании. Но я запрещаю /3/ своим последователям использовать прижигание». /4/

Многие целители и ученые прошлого говорили, что кровопускание наиболее полезно для людей с высоким давлением, в состоянии жара и при повышенной температуре, и особенно для сангвиников. /5/

То, что кровопускание полезно для человеческого организма бесспорно и не подвергается сомнениям. Это божественная информация, переданная через Посланника Божьего, на благо людям. По всем строгим критериям хадисоведения данная информация достоверна.

На вопрос о том, какова польза данной медицинской процедуры, отвечали, рассуждают и отвечают, а также будут дискутировать и говорить медики и ученые. Кто-то из них был или будет менее правым, кто-то — более. Но факт остается фактом — кровопускание целительно и полезно для человека.

Опыт прошлых веков постепенно раскрывал грани практического применения этой процедуры: при каких заболеваниях и в каких именно местах делать надрезы, в какое время и как часто.

Осмелюсь взять на себя миссию короткого изложения и раскрытия той достоверной информации из пророческого наследия, которая бережно хранится учеными-богословами, а также привести некоторые комментарии и пояснения. Практические же аспекты и подробности оставим грамотным и опытным медикам и целителям.

О пользе кровопускания (хиджамы)

«Воистину, наилучшим лекарством для вас является кровопускание и морской аль-куст /6/ ...», — подчеркивал Пророк. /7/

«Если и есть польза от ваших лекарств, то в первую очередь в глотке меда, надрезе пиявки (кровопускании) и прижигании. Но я не люблю прижигание». /8/

Время, наиболее предпочтительное для проведения данной процедуры.

Временных ограничений нет. Ученые говорили, что это действие может совершаться в любое время, когда есть оздоровительная или профилактическая потребность. В нескольких хадисах имеется упоминание 17, 19 и 21-го чисел лунного календаря. /9/ Также упоминается некоторая нежелательность делать это по вторникам. /10/

Исламские медики рекомендовали делать кровопускание во второй половине или в третью неделю лунного месяца. Днем, во втором или третьем часу. Не после бани или каких-либо нагрузок. Не на полный и не на голодный желудок. /11/

Где именно делались порезы, и в каких случаях.

«Пророк Мухаммад делал кровопускание в верхней части спины меж лопаток и на шее» (св. х. ат-Тирмизи); /12/

В своде хадисов аль-Бухари упоминается, что «Пророк делал кровопускание на голове /13/ ». /14/ В другом хадисе уточняется, что сделано это было для облегчения состояния при сильной головной боли. /15/
Думаю, здесь будут полезны слова Ибн Кайма аль-Джавзия: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) делал кровопускание в разных частях тела. Все зависело от обстоятельств, от необходимости и потребности». /16/

Вопросы по теме

Пророк Мухаммад делал себе кровопускание самостоятельно или приглашал врача?
Приглашал врача, как для себя, так и для других. /17/ Кровопускание — очень непростая процедура. Самостоятельное проведение ее не только нежелательно, но и опасно. А в Священном Коране сказано: «Не бросайте себя своими же руками в опасность!». /18/

Можно ли делать кровопускание во время поста?
Достоверно известно, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время поста. В своде хадисов имама аль-Бухари приведен следующий хадис от Ибн ‘Аббаса: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время соблюдения поста». /19/

Кровопускание делать можно, а пост не нарушается?
По мнению подавляющего большинства исламских богословов — нет, не нарушается. /20/

Нужно ли мыться после кровопускания?
Нет. Только некоторые ученые оговаривали желательность совершения полного омовения после кровопускания. /21/

Можно ли каким-то образом отблагодарить сделавшего кровопускание?
Можно. Пророк Мухаммад всегда старался отблагодарить человека, сделавшего ему кровопускание. /22/ Например, когда Абу Тайба сделал кровопускание Пророку, Посланник Всевышнего отблагодарил его продуктами питания весом примерно в семь /23/ килограмм. /24/ Безусловно, форма благодарности никак и ничем не ограничена. /25/ В то же время плата эта не является обязательной. Врач может отказаться от вознаграждения.

Есть ли какие-то рекомендации относительно возраста человека, которому делают кровопускание?
Чем старше человек, тем реже должна проводиться данная медицинская процедура. Например, имам ат-Табари /26/ передал следующие слова Ибн Сирина /27/ ]: «После сорока лет человеку не надо делать кровопускание». Ат-Табари пояснил: «После сорока лет человеческий организм начинает слабеть. Поэтому выполнение данной процедуры становится возможным только при весомых обстоятельствах, и с учетом того, сколь привычно кровопускание для данного человека». Также ученые рекомендовали к восьмидесяти годам полностью отказаться от этой процедуры. /28/

Есть ли отличия между сдачей крови, распространенной сегодня, и кровопусканием?
Разница имеется. Хотя бы в том, что кровопускание делается при определенных заболеваниях и недугах, в определенных частях тела и, желательно, в определенные дни.

Дополнительно к материалу о кровопускании

I

Кровопускание уникально и гениально в своей простоте. Мы просто нагло отбираем у организма часть того, что очень ценно для него — кровь, которая:
— транспортирует кислород, питательные вещества, гормоны, углекислый газ, продукты обмена;
— участвует в терморегуляции;
— регулирует водно-солевой баланс, а также незаменима и во многом другом.

Искусственное удаление некоторого количества крови вынуждает организм срочно компенсировать потери. Соответственно при этом стимулируются системы кроветворения. Оперативно начинают пробуждаться резервы многих систем человеческого организма, а, следовательно, и механизмы восстановления резервов.

Таким образом, кровопускание это почти идеальное средство резерв-тренинга. Ранее этот метод применялся очень широко, история его применения уходит в глубь веков. Сегодня совершенно незаслуженно этот метод врачевания почти забыт и используется очень ограниченно.

Кровопускание можно сделать с помощью обычной инъекционной иглы, специальных баночек или воспользоваться услугами таких отличных специалистов по кровопусканию, как медицинские пиявки. Мало того что они это делают совершенно безболезненно, но при этом ещё выделяют в кровяное русло полезные биологически активные вещества. В естественном виде регулярная потеря части крови происходит у женщин в виде менструаций. Надо ли удивляться тому, что они живут дольше, чем мужчины. Кстати, при климаксе /29/ процесс увядания ускоряется, несмотря на искусственную гормональную коррекцию. Организм, лишившись привычной ежемесячной стимуляции, начинает слабеть, и кровопускание или пиявки здесь просто незаменимы. Систематическое донорство также неплохой метод кровопускания. Согласно эритроцитарной теории старения (Д. И. Финько) из общего объёма крови (5-5,5 л) работает меньше половины. Остальная часть находится в кровяных депо — специальных сосудах и капиллярах селезёнки, печени, лёгких, кожи. Это резервный запас на случай кровотечения, интенсивной работы, гипоксии и др. По мнению автора теории, эта кровь постепенно теряет свои качества, «закисает». Полностью согласен — что не движется, то стареет. Вот вам ещё один аргумент в пользу кровопускания, ведь при нём кровь выходит из кровяных депо, компенсируя потери. Кстати, наибольшее количество крови — 1 л находится в депо кожи. Отсюда омолаживающий эффект интенсивного глубокого массажа. /30/

II

Метод кровопускания — один из наиболее популярных в прошлом методов лечения целой группы заболеваний (различные виды лихорадки, опухоли и отеки, опоясывающий лишай, болезни сосудов, проказа, болезни печени, почек, селезенки, рта, глаз, головы, воспаление мозга, туберкулез, эпилепсия, истерия, гонорея и ряд других болезней. Существуют свидетельства, указывающие на то, что данный метод применялся еще до нашей эры (Египет, Месопотамия). Особенно популярным кровопускание стало в Средние века, порой становясь одним из наиболее часто используемых при всех заболеваниях.

Кровопускание проводили в различных вариантах, основные из которых — вскрытие вены острым предметом или пункция /31/ последней, после чего проводилось извлечение крови из кровеносного русла человека. Другим подобным методом кровопускания, менее кровавым, являлось использование пиявок.

Нельзя назвать точно, когда человек узнал о существовании пиявки. Первые сведения об использовании пиявок относятся к Древнему Египту. Они представлены настенными росписями, обнаруженными в гробнице фараонов 18 династии (1567-1308 г. до н. э.). Письменное упоминание о пиявке и кровопускании встречается в Притчах Соломоновых. Подобные сведения можно найти у Плиния (I в. н. э.), Галена (131-200 г. н. э.), Аэция (335-454 г.). Великий мусульманский врач Авиценна (980-1037г.), в своем «Каноне» уделил достаточное внимание применению пиявок и кровопусканию. Следует констатировать, что столь широкое его применение и обильное кровопускание нередко давало отрицательные результаты. Это резко изменило отношение к методу кровопускания и медицинским пиявкам. Чрезмерное увлечение этим сменилось недоверием и явилось одной из причин уменьшения применения данного метода во второй половине XIX в. Его стали считать старым, изжившим себя методом. Вместе с тем отдельные врачи продолжали его практиковать.

Положительный эффект кровопускания при столь разнообразных заболеваниях заключался в изъятии определенного количества крови, содержащей в своем составе некоторое количество токсинов, иммунных комплексов и других негативных продуктов, образующихся в крови человека при болезнях с одной стороны, и возникновения своего рода биологического стресса, способствующего более активному обновлению организма, с другой стороны. Замечено, что такой стресс у многих повышает трудоспособность, самочувствие и регрессию некоторых патологических симптомов. Однако, не приводит к полному излечению заболевания. Разумеется, что метод кровопускания был весьма прогрессивным и при разумном применении весьма полезным, особенно при гипертонических состояниях, предотвращавшим развитие инсультов и других проявлений гипертонических кризов. Кроме всего прочего, после процедуры кровопускания возникал эффект седации (успокоения или снотворный эффект, что играет немаловажную роль в ликвидации как острого, так и хронического стресса). Кровопускание явилось одним из наиболее эффективных для того времени методов снятия стресса. Кроме того, при изъятии из русла определенного количества крови происходила своеобразная тренировка органов кроветворения, перед которой стояла задача восполнения количества утраченных форменных элементов крови. Можно предположить, что лица, подвергшиеся неоднократной процедуре кровопускания, более резистентны к острой кровопотере. Следует заметить, что все в мире имеет свое развитие, и кровопускание не является исключением. Невзирая на все положительные стороны данного метода, существуют и определенные противопоказания. У кровопускания и сегодня есть большое количество сторонников как среди пациентов, так и лиц, занимающихся лечением. К альтернативным методам кровопускания в настоящее время можно отнести плазмаферез и донорство. За последние два десятилетия в медицине произошел быстрый прогресс в разработке способов лечения различных заболеваний, интоксикации, гнойно-септических процессов. Стали использовать такие методы терапии, как гемо- и плазмосорбция (очищение крови и плазмы), лимфосорбция (очищение лимфы), плазмаферез. Все перечисленные варианты способны удалить из организма патологические иммунные комплексы, токсические продукты распада белка, микробы и их токсины. Они также играют действенную роль в нормализации морфологического и биохимического состава крови. Однако влияние это проявляется по-разному. Из всех перечисленных методов лечения наиболее простым является плазмаферез.

Плазмаферез начинался с так называемого донорского плазмафереза. Он проводился на станциях переливания крови с целью заготовки плазмы. У здоровых доноров берут 400-500 мл крови, центрифугируют, плазму отделяют, а форменные элементы крови возвращают обратно. Затем стали внедрять обменный плазмаферез. Обменный плазмаферез отличается тем, что удаляют несколько литров плазмы, а вместо нее в том же количестве вводят донорскую плазму. Такая процедура выполняется в условиях стационара и проводится в основном при различных интоксикациях и отравлениях. Таким образом, является весьма эффективной альтернативой при всех заболеваниях, при которых применялось кровопускание в прошлом.

Если говорить о донорстве, то эта альтернатива кровопусканию не только полезна для здоровья, но и позволяет сохранить жизнь и здоровье многим больным людям. /32/
/1/ Три формы врачевания, упомянутые в данном хадисе, являются одними из основных но, безусловно, далеко не единственными. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 282.
/2/ В тексте хадиса применено слово «михджам». Михджам (араб.) — это то, посредством чего делают кровопускание, например, пиявки, специальные медицинские банки или иные приспособления. См.: Аль-Фейруз’абадий М. Аль-камус аль-мухит. С. 1410.
/3/ В сочетании с другими достоверными хадисами более правильно будет перевести как «не рекомендую». Ученые-богословы говорили, что прижигание допустимо только в случае крайней необходимости, когда другие формы врачевания недоступны, противопоказаны или бездейственны. См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 36. Подробнее об этом смотрите в теме «Прижигание».
/4/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 280, хадисы № 5680, 5681.
/5/ См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 36, 37.
/6/ Смотрите тему «аль-Куст».
/7/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 297, хадис № 5696.
/8/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 301, хадис № 5702; Абу Дауд. Сунан аби дауд. Т. 4, с. 7, хадис № 3857.
/9/ В св. х. имама ат-Тирмизи есть два хадиса, где упомянуты эти числа: «Пророк Мухаммад делал кровопускание в верхней части спины меж лопаток и на шее. Происходило это в семнадцатый, девятнадцатый или двадцать первый день [лунного календаря]»; «Лучше всего вам делать кровопускание семнадцатого, девятнадцатого или двадцать первого» — советовал Пророк. См.: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 282, хадисы № 2052, 2054. Необходимо отметить, что богословы-мухаддисы, практически в один голос, говорили о несоответствии всех хадисов, где упоминаются временные ограничения по кровопусканию, условиям достоверности. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 297; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 10, с. 178, 179. Но имам аш-Шавкяни дал по ним очень важное богословское пояснение: «Хадисы, упоминающие временные ограничения по кровопусканию, не соответствуют условиям достоверности. Однако с точки зрения практического применения они полезны и применимы, так как их несколько, и они не касаются основ вероисповедания и религиозной практики, не устанавливают и не отменяют религиозные каноны». См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 10, с. 181, 182.
/10/ В св. х. имама Абу Дауда упоминается о нежелательности кровопускания по вторникам. См.: Абу Дауд. Сунан аби дауд. Т. 4, с. 8, хадис № 3862. Пояснение к хадису идентично пояснению, приведенному в предыдущей сноске.
/11/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 296, 297; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 10, с. 180.
/12/ См.: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 282, хадисы № 2052.
/13/ Медики говорили, что делать кровопускание посередине головы (на затылке), как это делал Пророк, очень полезно. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 300.
/14/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 299, хадисы № 5698, 5699.
/15/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 301, хадис № 5701. В св. х. Абу Дауда приводится хадис, в котором сказано: «Когда кто-то жаловался Пророку на головные боли, он советовал сделать кровопускание». См.: Абу Дауд. Сунан аби дауд. Т. 4, с. 7, хадис № 3858. Также см.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17, с. 163, глава № 49, хадис № 74.
/16/ Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 40.
/17/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 297, хадис № 5696; Абу Дауд. Сунан аби дауд. Т. 4, с. 8, 9, хадис № 3864; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 282, хадис № 2054 и др.
/18/ Св. Коран, 2:195.
/19/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 296, хадис № 5694.
/20/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. 3, с. 1690-1692, 1724. Также см.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 43.
/21/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 1, с. 545.
/22/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 14 т. Т. 4, с. 536, 537, хадисы № 2278-2281; а также хадис № 5691.
/23/ В другом риваяте упоминается «один са‘ фиников», то есть более трех килограммов фиников.
/24/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 297, хадис № 5696.
/25/ См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 43.
/26/ Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Джарир ибн Рустам ибн Джарир ат-Табари (226-310 по хиджре; 841-923). См.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин. Т. 3, с. 190, № 12592.
/27/ Мухаммад ибн Сирин аль-Басри аль-Ансари (33-110 по хиджре; 653-729). Известный богослов-факых, мухаддис, муфассир, толкователь снов. Богослов первого поколения после смерти Пророка. Учился у Анаса ибн Малика и других сподвижников. Был известен умением толковать сны. См.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин. Т. 3, с. 338, № 13577.
/28/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 297; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 10, с. 181.
/29/ Климакс — период угасания функций половой системы человека с приближением старости. См.: Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург: Норинт, 2000.
/30/ Данное пояснение темы с некоторыми нашими поправками взято с http://zywi200let. sitecity. ru.
/31/ Пункция — прокол кровеносного сосуда с лечебной или диагностической целью.
/32/ Второе пояснение предоставлено хирургом, доктором медицинских наук, Лауреатом международных Премий и Премии Правительства РФ в области науки и техники Батаевым Саид-Хасан Магомедовичем.

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов