Наджаса

Наджаса

автор:

 
Наджаса — канонически скверное, нечистое, наличие которого на теле, одежде или месте совершения молитвы-намаза препятствует выполнению очередной обязательной или любой иной молитвы.

Что относится к наджаса

К нечистотам, которых необходимо особо остерегаться, относятся: кровь; спиртное; мертвечина; моча, помет и слюна животных /1/, мясо которых не употребляется в пищу; кожа животных, убитых по немусульманским традициям, до того, как она будет подвергнута чистке и дублению; все то, что, выходя из тела человека, нарушает его ритуальную чистоту; куриный помет, а также помет уток и гусей.

Некоторые дополнительные пояснения:

1. Спиртное

Различного рода опьяняющие (алкогольные) напитки относятся богословами к нечистотам, попадание которых на тело, одежду или место совершения молитвы недопустимо.

Спиртосодержащая парфюмерия
Что касается спиртосодержащих одеколонов, то по причине наличия в них спирта большая часть богословов причисляет их к нечистотам. Но в то же время все богословы единодушны: когда что-то является повсеместным и распространенным, оно относится к «ма‘фуввун ‘анху», то есть канонически допустимым и прощаемым /2/.

Поэтому если для кого-то крайне малое количество спирта в тех или иных предметах гигиены или парфюмерии, например в шампунях или кремах, приемлемо, то он не должен мучить себя излишними сомнениями, которые обычно от Сатаны /3/.

 

2. Моча и помет животных, мясо которых можно употреблять в пищу

Богословы-ханафиты относят мочу тех животных, мясо которых можно употреблять в пищу, к категории облегченной наджаса, наличие которой на одежде, например, канонически допускается до того, пока ею не испачкается 1/4 часть одежды. Если такого рода загрязнение попало на какое-либо место тела человека, то — 1/4 часть данного участка. Что касается помета животных, мясо которых можно употреблять в пищу, то это из категории явных нечистот, которых необходимо остерегаться /4/. У богословов-шафиитов нет такого термина, как «облегченная наджаса». Моча или помет любого животного характеризуется ими как то, от чего по мере возможности тело, одежда и место совершения молитвы должны быть чисты.

 

3. Кожа

«Любая кожа, которая прошла процесс дубления (выделки), становится канонически чистой и пригодной для использования» — таков достоверный хадис. Исключением является только кожа свиньи. Это утверждают богословы ханафитского и шафиитского мазхабов. Единственное, богословы-шафииты относили к исключению и собачью кожу, то есть говорили, что даже после выделки она не становится канонически чистой /5/.

 

4. Экскременты людей


Моча ребенка
(1) «Пророку принесли ребенка, а он помочился прямо на одежду посланника Божьего. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) попросил воды, которую он полил поверх пятна» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари);

(2) «Умму аль-Кайс однажды принесла Пророку новорожденного ребенка, и посланник Всевышнего посадил его себе на колени. Через некоторое время появилось пятно. Пророк попросил принести воды, которую полил на ткань, и не стал мыть одежду» (хадис от Уммы Кайс; св. х. аль-Бухари).

На основе этих хадисов богословы ханафитского и шафиитского мазхабов заключили, что «достаточно полить воду поверх одежды, на которую попала моча новорожденного (грудного ребенка) для того, чтобы данная одежда была пригодна для совершения в ней молитвы» /6/. Безусловно, вымыть или постирать одежду лучше.

 

Какое количество допустимо, а какое — нет (количественные категории)

Для сохранения канонической чистоты, наличие которой обязательно для совершения молитвы-намаза, упомянутые виды нечистот недопустимы в каком-либо количестве, кроме тех случаев, когда их не видно или они не заметны и когда сложно или невозможно в полной мере их смыть /7/.

Некоторое послабление в данном вопросе есть у богословов ханафитского мазхаба. Упомянутые нечистоты, в случае сложности их удаления, канонически допустимы в размере одного дирхама (круг на ладони руки диаметром примерно в три сантиметра). В то же время все богословы единодушны, что когда та или иная форма попадания нечистот повсеместна (неизбежна) и сложно обезопасить (оградить) себя от них (‘умумуль-бальва), то это относится к категории «ма‘фуввун ‘анху», то есть канонически допускается и прощается.

Можно ли совершать намаз, если на нижнее белье попали капли мочи?
Выход даже незначительного количества мочи нарушает состояние ритуальной чистоты человека, но присутствие ее на белье в малом количестве однозначно не нарушает пригодности использования его во время молитвы, тем более если ситуация вынужденная.

 

Способы удаления нечистот

Способы удаления нечистот обычны. Если нечистоты видимы, то необходимо смыть так, чтобы ничего видимого не осталось. Если же это визуально никак не определить, но известно, что данное место или одежда были испачканы чем-то нечистотным, тогда нужно помыть их так, чтобы они предположительно стали чистыми. Для излишне сомневающихся — промыть водой не более трех раз. После каждого промывания необходимо выжимать одежду. Если одна из упомянутых нечистот попала на плотную, невпитывающую поверхность, то достаточно стряхнуть или протереть ее.

Чистить следует в разумных пределах. Если, например, одежда была испачкана кровью и после ее стирки осталось пятно, которое не сходит, то оно не принимается во внимание: каноническая чистота одежды в результате ее стирки восстановлена.

Главным в определении попадания или наличия нечистот является разумный подход. Пытать себя мучительными сомнениями и многократными застирываниями одежды категорически не стоит. Мытье и удаление нечистот осуществляется в соответствии с имеющимися условиями. Если возможная профилактика или чистка произведены, то одежда, поверхность или предмет приобретают каноническую чистоту /8/.
 
/1/ С чем особенно часто приходится сталкиваться сегодня — это собаки.

/2/ Например, Рамадан аль-Буты считает, что «пользоваться одеколоном, даже если он со спиртом, канонически допускается». В реалиях нашего времени этот известный богослов относит спиртосодержащие одеколоны и дезодоранты к «ма‘фуввун ‘анху», то есть канонически допускаемому и прощаемому. См.: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 18.

/3/ Подробнее см.: Фарук Башар. Фетваляр [Фетвы]. Измир: Ниль, 1991. С. 187–193.

/4/ См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 431.

/5/ См. подробнее: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 158; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 66–67; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 179–180; аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 442, 443.

/6/ Оба хадиса и богословские заключения взяты из: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 3. С. 3, 4, 6.

/7/ Если они попали с ветром, грязью, то есть в невидимо малом количестве, то никаких процедур чистки не предусмотрено, ритуальная чистота сохраняется.

/8/ Подробнее см.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 149–190; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 36–39; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 61–66; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 160–187; аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 402–453.
Москва
Сегодня 26 мая
1
ДЕНЬ ДО РАМАДАНА
фаджр / есть до 2:17
шурук4:00
зухр12:28
аср16:53
магриб / начинаем есть20:54
иша/таравих22:34

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов