Азан и икамат

Азан и икамат

автор:

 
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом» /1/. Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому» /2/.

Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда» /3/. Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-соляту джами‘а» (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется /4/.

Азан — это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению. Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан /5/, исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха /6/.

Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.


Аудио «Азан»

Слова азана (произносятся медленно и растянуто):


Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)
(Аллах превыше всего)

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)
(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом)

أشهد أن لا اله إلا الله

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах /7/ (2 раза)
(Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха)

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

Хайя ‘аля ссоляя /8/ (2 раза)
(Спешите на молитву)

حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

Хайя ‘аляль-фаляях /9/ (2 раза)
(Спешите к спасению)

حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح

Аллааху акбарул-лааху акбар
(Аллах превыше всего)

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Ляя иляяхэ илля ллаах
(Нет бога, кроме Аллаха)

لاَ إلَهَ إلاَّ الله


В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится

Аудио
Ас-соляяту хайрум-минан-навм
(Молитва лучше сна)

الصلاة خير من النوم

 

Икамат — это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда)

Слова икамата (произносятся размеренно):

У ханафитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)
(Аллах превыше всего)

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)
(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом)

أشهد أن لا اله إلا الله

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза)
(Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха)

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

Хайя ‘аля ссоляя (2 раза)
(Спешите на молитву)

حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)
(Спешите к спасению)

حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح

Кад кааматис-соляяту кад кааматис-соляя
(Молитва начинается)

قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ

Аллааху акбарул-лааху акбар
(Аллах превыше всего)

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Ляя иляяхэ илля ллаах
(Нет бога, кроме Аллаха)

لاَ إلَهَ إلاَّ الله

У шафиитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар
(Аллах превыше всего)

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах
(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом)

أشهد أن لا اله إلا الله

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах
(Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха)

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

Хайя ‘аля ссоляя
(Спешите на молитву)

حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

Хайя ‘аляль-фаляях
(Спешите к спасению)

حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح

Кад кааматис-соляяту кад кааматис-соляя
(Молитва начинается)

قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ

Аллааху акбарул-лааху акбар
(Аллах превыше всего)

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Ляя иляяхэ илля ллаах
(Нет бога, кроме Аллаха)

لاَ إلَهَ إلاَّ الله


Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

Важное напоминание

Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно /10/, а икамат — желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссоляя» и «хайя ‘аляль-фаляях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа»), а после слов «кад каматис-соляя» — говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной») /11/.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» /12/ и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссоляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад» /13/

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля» /14/ и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»
Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» — степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День]» /15/.
Желательно чтение ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу?» Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах» /16/.
/1/ Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 208, хадис № 658; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 33.
/2/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 816, хадис № 2689; ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032.
/3/ То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.
/4/ Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, порицающих это. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.
/5/ Ему не обязательно при этом иметь омовение.
/6/ «Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами» (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); «Пророк сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно» (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 547; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 705; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 47, хадис № 497.
/7/ Некоторые верующие, услышав эти слова, целуют фаланги больших пальцев и проводят ими по глазам (бровям). Это — традиция, появившаяся после Пророка. В богословской литературе об этом практически ничего не сказано, за исключением книги ученого аль-‘Аджлюни «Кешфуль-хафа’ », где говорится: «Ад-Дайлями приводит это как действие Абу Бакра. Аль-Кари сказал: «Если достоверно то, что Абу Бакр имеет к этому отношение, то данное действие обретает каноническую основу и может практиковаться».
Но основной вывод мусульманских богословов таков: «Ва лям ясых фи марфу‘ мин кулли хаза шейун» — «Ни одно из повествований, где упоминается об этом, не имеет отношения к Сунне (словам или действиям Пророка), не является достоверным». См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 184, 185, пункт № 2294.
/8/ При проговаривании данных слов в азане муаззин поворачивает туловище вправо без смещения ступней ног. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 547.
/9/ Здесь муаззин поворачивает туловище влево без смещения ступней ног.
/10/ Так считают ученые ханафитского мазхаба. Остальная часть богословов говорит о желательности повторения слов азана.
/11/ См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 53–55, хадисы № 503 и № 504.
/12/ Салават — испрашивание у Господа благословения для пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Формула «салавата» может быть, например, такой: «Аллахумма солли ва сэллим ‘аля сайидина Мухаммад».
/13/ Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 199, хадис № 614; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 4. С. 586, хадис № 1689, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 55, хадис № 505.
/14/ Аль-васийля — одна из степеней в Раю.
/15/ Св. х. Муслима, Абу Дауда и др. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 588, хадис № 1690, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 56, хадис № 506.
/16/ Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 557; ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 388, хадис № 1040.
Москва
Сегодня 24 июня
29
ДЕНЬ РАМАДАНА
фаджр / есть до 1:52
шурук3:45
зухр12:33
аср17:04
магриб / начинаем есть21:19
иша/таравих23:12

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов