Пять обязательных молитв. Как читать намаз

Пять обязательных молитв. Как читать намаз

автор:

 
Молитвенный ритуал в четырех мазхабах (богословско-правовых школах) Ислама имеет некоторые незначительные отличия, посредством которых интерпретируется, раскрывается и взаимообогащается вся палитра пророческого наследия. Учитывая, что на территории Российской Федерации и СНГ наиболее широкое распространение получил мазхаб имама Ну‘мана ибн Сабита Абу Ханифы /1/, а также мазхаб имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и /2/, мы подробно проанализируем лишь особенности упомянутых двух школ.
В ритуальной практике мусульманину желательно следовать какому-либо одному мазхабу, но в затруднительной ситуации в качестве исключения можно поступить согласно канонам любого другого суннитского мазхаба /3/.

 

Порядок выполнения

В Священном Коране Всевышний обращается к верующим: «Выполняйте обязательную молитву-намаз и выплачивайте закят [обязательную милостыню]. Держитесь за Бога [просите помощи только у Него и полагайтесь на Него, укрепляйте себя через поклонение Ему и благодеяния пред Ним]. Лучшего покровителя и помощника вам не найти» (см. Св. Коран, 22:78).
 
«Воистину, предписано верующим совершать молитву-намаз в строго определенное время!» (см. Св. Коран, 4:103).
 
В дополнение к этим аятам напомним, что в хадисе, в котором перечисляются пять столпов религиозной практики, упоминается и ежедневная пятикратная молитва.
 

Для совершения молитвы должны быть соблюдены следующие условия:

1. Человек должен быть мусульманином /4/;

2. Он должен быть совершеннолетним /5/ (детей необходимо начинать приучать к молитве уже с семи-десяти лет);

3. Он должен находиться в здравом уме. Люди с психическими отклонениями полностью освобождены от выполнения религиозной практики;

4. Обязан соблюдать время молитвы;

5. Пребывать в состоянии ритуальной чистоты;

6. Одежда и место совершения молитвы должны быть чистыми;

7. Прикрывать аурат, то есть те части тела, которые обязательно должны быть прикрыты /6/;

8. Обращаться лицом в сторону Мекки, где расположена святыня авраамического Единобожия — Кааба;

9. Должно присутствовать намерение совершить молитву (на любом языке).

Утренняя молитва (Фаджр)

Время совершения утренней молитвы /7/ — с момента появления рассвета и до начала восхода солнца.

Утренняя молитва состоит из двух ракяатов сунны /8/ и двух ракяатов фарда /9/.

Два ракяата сунны

1. Азан /10/.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана:
«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссоляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыиля, ваб‘асху макааман махмуудан эллязии ва‘адтахь, варзукнаа шафаа‘атаху явмаль-кыяямэ. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад»

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля» и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»
Также после прочтения азана, извещающего о наступлении утренней молитвы, желательно произнести следующее ду‘а:

 

«Аллаахумма хаазэ икбаалю нахаарикя ва идбаару ляйликя ва асваату ду‘аатикь, фагфирли

«О Всевышний! Это — наступление Твоего дня, завершение Твоей ночи и голоса призывающих к Тебе. Прости меня!»
 
2. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата сунны утренней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» /11/.

Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек /12/, а женщины — на уровень плеч, произносят «такбир»: «Аллаху акбар» («Аллах велик») /13/. Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам — сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком /14/, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой /15/. Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой руки на запястье левой.
 
Взгляд молящегося направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона.

3. Сразу после этого читается /16/ «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»):

«Субхаанакял-лахумма ва бихамдикь, ва табааракясмукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь»

«О Аллах, Ты далек от всех недостатков, и я восхваляю Тебя. Бесконечно присутствие имени Твоего во всём, высоко величие Твое, и кроме Тебя мы никому не поклоняемся».

Приведенное ду‘а чаще употребляется представителями ханафитского мазхаба. Шафииты же обычно используют следующее ду‘а:
«Вадджяхту ваджхия лил-лязии фаторас-самааваати валь-ард, ханиифам-муслима, ва маа ана миналь-мушрикиин, иннас-саляятии ва нусукии ва махъяйя ва мамаатии лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин, ляя шариикя ляхь, ва би зааликя умирту ва ана миналь-муслимиин»

«Уверовав в Единого Бога и покорившись Ему, я обращаю лик свой к Тому, Кто сотворил небеса и землю. Я не являюсь многобожником. Поистине, молитва моя и благочестие, жизнь моя и смерть принадлежат Аллаху — Господу миров, у Которого нет сотоварища. Именно это мне было велено, и я один из покорных Богу».

После прочтения «ас-Сана» молящийся продолжает молитву со словами:
«а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим»

«Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Всемилостивого, милость Которого безгранична и вечна».
Затем читается сура «аль-Фатиха»:
«Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.
Ар-рахмаани ррахиим.
Мяялики яумид-диин.
Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин.
Ихдина ссыраатоль-мустакыим.
Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин.

«Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров,
Милость Которого безгранична и вечна,
Владыке Судного Дня.
Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи.
Направь нас на правильный путь.
Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него». Амин /17/.
Затем читается сура «аль-Ихляс» /18/
«Куль хува ллааху ахад. Аллааху ссомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад»

«Скажи: «Он, Аллах — Един. Бог Вечен. [Только Он есть тот, в Котором все до бесконечности будут нуждаться.] Не родил и не был рождён. И никто не может равняться с Ним».

4.
Молящийся со словами «Аллаху акбар» делает поясной поклон /19/. При этом он кладёт кисти рук на колени ладонями вниз /20/. Нагнувшись, выравнивает спину, голову держит на уровне спины, смотря на ступни ног.

Приняв это положение, молящийся говорит:
«Субхаана раббияль-‘азыым» (3 раза)

«Хвала Великому Господу моему».

5.
Молящийся возвращается в прежнее положение и, поднимаясь, говорит:
«Сами‘а ллааху ли мэн хамидэхь»

«Слышит Всевышний того, кто восхваляет Его».

Выпрямившись, произносит:
«Раббанаа лякяль-хамд»

«Господь наш, лишь Тебе хвала».

Возможно (сунна) также добавить следующее:
«Миль’ас-самааваати ва миль’аль-ард, ва миль’а маа ши’тэ мин шейин ба‘д»

«[Господь наш, лишь Тебе хвала] которая наполняет небеса и землю и то, что Ты пожелаешь».
6. Молящийся со словами «Аллаху акбар» опускается для совершения земного поклона. Большая часть исламских ученых (джумхур) говорила о том, что с точки зрения Сунны наиболее верным в совершении земного поклона является опускание сначала коленей, затем кистей рук /21/, а потом лица, расположив его между кистями рук /22/ и касаясь носом и лбом земли (коврика).
 
При этом кончики пальцев ног должны не отрываться от земли и быть направлены в сторону киблы /23/. Глаза должны быть открыты. Женщины прижимают грудь к коленям, а локти — к туловищу, при этом колени и ступни ног им желательно сомкнуть.
 
После того как молящийся принял данное положение, он говорит:
«Субхаана раббияль-а‘ляя» (3 раза)

«Хвала Господу моему, Который превыше всего».

7.
Со словами «Аллаху акбар» молящийся поднимает голову, потом — кисти рук и, выпрямляясь, садится на левую ногу, кладя кисти рук на бедра так, чтобы кончики пальцев касались колен. Некоторое время молящийся находится в этом положении /24/. Необходимо заметить, что, по мнению ханафитов, во всех сидячих положениях при совершении молитвы женщины должны садиться, соединяя бедра и выводя обе ступни справа. Но это непринципиально.

Затем снова со словами «Аллаху акбар» молящийся опускается для совершения второго земного поклона и повторяет сказанное во время первого.
 
8. Поднимая сначала голову, затем — руки, а потом — колени, молящийся встает /25/, говоря «Аллаху акбар», и принимает исходное положение.

На этом заканчивается первый ракяат и начинается второй.
 
Во втором ракяате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим» /26/. Молящийся начинает сразу с «бисмил-ляхи ррахмани ррахим» и делает все так же, как и в первом ракяате /27/, до второго земного поклона.
 
9. После того как молящийся поднимается со второго земного поклона, он снова садится на левую ступню /28/ и читает «ташаххуд».
Ханафиты (кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев):
«Ат-тахияяту лил-ляяхи вас-салаваату ват-тойибаат,
Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятухь,
Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссаалихийн,
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь»

«Приветствия, молитвы и все благие дела принадлежат только Всевышнему.
Мир тебе, о Пророк, милость Божья и Его благословение.
Мир нам и благочестивым рабам Всевышнего.
Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — раб Его и Посланник».
Во время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки желательно поднять вверх, а при словах «илля ллааху» — опустить.
Шафииты (располагая левую руку свободно, не разъединяя пальцев, а правую сжав в кулак и высвободив большой и указательный пальцы; при этом большой палец в согнутом положении примыкает к кисти):
«Ат-тахияятуль-мубааракяятус-салаваату ттойибаату лил-ляях,
Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятух,
Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссаалихийн,
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан расуулюл-лаах»

Во время произнесения слов «илля ллааху» указательный палец правой руки поднимают вверх без дополнительных движений им /29/ (при этом взор молящегося может быть обращен на этот палец) и опускают.

10. Прочитав «ташаххуд», молящийся, не меняя своего положения, произносит «салават»:
«Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,
Кяма солляйтэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим,
Ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,
Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘аалямиин, иннэкя хамиидун маджиид»
/30/

«О Аллах! Благослови Мухаммада и род его, как Ты благословил Ибрахима (Авраама) и род его.
И ниспошли благословение Мухаммаду и роду его, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму (Аврааму) и роду его во всех мирах.
Поистине, Ты — Восхваляемый, Прославляемый».
 
11. По прочтении «салавата» желательно обратиться к Господу с мольбой (ду‘а). Богословы ханафитского мазхаба утверждают, что в качестве ду‘а может быть использована только та форма мольбы, которая упомянута в Священном Коране или в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует). Другая часть исламских богословов допускает применение любых форм ду‘а. В то же время мнение ученых едино в том, что текст ду‘а, используемый в намазе, должен быть только на арабском языке. Данная молитва-ду‘а читается без вознесения кистей рук.

Перечислим возможные формы мольбы (ду‘а):
«Раббанаа ээтина фид-дуньяя хасанатан ва филь-аахырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-наар»

«Господи! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада»
 
«Аллаахумма иннии золямту нафсии зульмэн кясиира, ва иннаху ляя ягфиру ззунуубэ илляя энт. Фагфирлии магфиратэн мин ‘индикь, вархамнии, иннакя энтэль-гафуурур-рахиим»

«О Всевышний! Поистине, я многократно поступал несправедливо по отношению к себе [совершая грехи], а никто, кроме Тебя, не прощает грехов. Прости же меня прощением Своим! Помилуй меня! Поистине, Ты — Прощающий, Милостивый».
 
«Аллаахумма иннии а‘уузу бикя мин ‘азааби джаханнам, ва мин ‘азаабиль-кабр, ва мин фитнатиль-махьяя валь-мамаат, ва мин шарри фитнатиль-мясиихид-даджааль»

«О Всевышний! Поистине, я прошу защиты у Тебя от мучений Ада, мук в загробном мире, от искушений жизни и смерти и от соблазна Антихриста».
 
12. После этого молящийся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» («мир вам и благословение Аллаха») поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую /31/. На этом два ракяата молитвы-сунны заканчиваются.

13. Продолжая сидеть, желательно прочитать следующее:
1) «Астагфируллаа, астагфируллаа, астагфируллаа»

«Прости меня, Господи. Прости меня, Господи. Прости меня, Господи».
 
2) Воздев руки на уровень груди, молящийся говорит:
«Аллаахумма энтэ ссаляям ва минкя ссаляям, табаарактэ яа заль-джаляяли валь-икраам. Аллаахумма а‘иннии ‘аля зикрикя ва щукрикя ва хусни ‘ибаадатикь»

«О Аллах, Ты — мир и безопасность, и только от Тебя исходят мир и безопасность. Дай нам благословение (то есть прими выполненную нами молитву). О Тот, Кто обладает величием и щедростью, о Аллах, помоги мне достойно упоминать Тебя, достойно благодарить Тебя и наилучшим образом поклоняться Тебе».
 
Затем опускает руки, проводя ладонями по лицу /32/.

Необходимо заметить, что во время совершения двух ракяатов сунны утренней молитвы все молитвенные формулы произносятся про себя.

Два ракяата фарда

1. Икамат. Чтение икамата перед ракяатами фарда любой из обязательных молитв является желательным (сунна).

2. Ният (намерение) /33/: «Я намереваюсь выполнить два ракяата фарда утренней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» /34/.

Затем выполняются все действия, описанные выше при разъяснении двух ракяатов сунны.
Исключением является то, что сура «аль-Фатиха» /35/ и сура, читаемая после нее, здесь произносятся вслух /36/. Если человек совершает молитву один, ему можно читать как вслух, так и про себя, но лучше вслух. Если же он является имамом в молитве, то вслух читать обязательно. Слова «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим. Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» произносятся про себя /37/.

3. По окончании молитвы желательно выполнить «тасбихат».
 
Тасбихат (прославление Господа).
 
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто после молитвы-намаза проговорит 33 раза «субхаанал-лаах», 33 раза «аль-хамду лил-ляях» и 33 раза «аллаху акбар», что составит число 99, равное количеству имен Господа, и после этого дополнит до ста, сказав: «Ляя иляяхэ илля ллааху вахдаху ля шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду, юхьйи ва юмииту ва хува ‘аляя кулли шайин кадиир», тому будут прощены [мелкие] погрешности, даже если число их равно количеству пены морской» /38/.

Совершение «тасбихата» относится к категории желательных действий (сунна)

Его последовательность

Читается аят «аль-Курси» /39/:
«А‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим. Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим. Аллааху ляя иляяхя илляя хуваль-хайюль-кайюум, ляя та’хузуху синатув-валяя наум, ляхуу маа фис-самааваати ва маа филь-ард, мэн зал-лязии яшфя‘у ‘индаху илляя би изних, я‘ляму маа байна айдиихим ва маа хальфахум ва ляя юхиитуунэ би шэйим-мин ‘ильмихи илляя би маа шаа’, васи‘а курсийюху ссамааваати валь-ард, ва ляя яуудуху хифзухумаа ва хуваль-‘алийюль-‘азыим»

«Ищу прибежища у Аллаха от проклятого Сатаны. Именем Бога, милость Которого вечна и безгранична. Аллах... Нет бога, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Его не постигнут ни сон, ни дремота. Ему принадлежит все, что на небесах, и все, что на Земле. Кто заступится пред Ним, не иначе как по воле Его? Ему ведомо то, что было, и то, что будет. Никто не в состоянии постигнуть и частицы из знания Его, кроме как по Его воле. Небеса и Землю объемлет Его Престол /40/, и не утруждает Его забота о них. Он — Всевышний, Великий!» /41/.
— Затем молящийся, перебирая на сгибах пальцев или на четках /42/, произносит по 33 раза:
«Субхаанал-лаах» — «Хвала Аллаху»;
«Аль-хамду лил-ляях» — «Истинное восхваление принадлежит только Аллаху»;
«Аллааху акбар» — «Аллах превыше всего».
После чего произносится следующее ду‘а:
«Ляя иляяхэ илля ллааху вахдаху ляя шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамд, юхьйи ва юмииту ва хува ‘аляя кулли шайин кадийр, ва иляйхиль-масыйр»

«Нет бога, кроме Бога Единого. Нет у Него сотоварища (Он ни с кем не делит Своей власти). Все владычество и восхваления принадлежат Ему. Он оживляет и умерщвляет. Его силы и возможности безграничны, и к Нему возвращение».
 
Также после утренней и вечерней молитв желательно семь раз сказать следующее:
«Аллаахумма аджирнии минан-наар».

«О Аллах, удали меня от Ада».
 
После этого молящийся обращается ко Всевышнему на любом языке, прося у Него всего самого наилучшего в этом и будущем мирах для себя, близких и всех верующих.
 

Ду‘а «Кунут» в утренней молитве

Исламскими богословами высказываются различные мнения относительно чтения ду‘а «Кунут» в утреннем намазе.

Богословы шафиитского мазхаба и ряд других ученых сходятся во мнении, что читать это ду‘а в утренней молитве является сунной (желательным действием).

Их основным аргументом считается приведенный в своде хадисов имама аль-Хакима хадис о том, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) после поясного поклона во втором ракяате утренней молитвы, воздев руки (как это обычно делается при чтении молитвы-ду‘а), обращался к Богу с мольбой: «Аллаахумма-хдинаа фии мэн хэдэйт, ва ‘аафинаа фии мэн ‘аафэйт, ва таваллянаа фии мэн тавалляйт...» Имам аль-Хаким, приводя этот хадис, указал на его достоверность /43/.
 
Богословы же ханафитского мазхаба и ученые, разделяющие их мнение, считают, что в чтении этого ду‘а во время утренней молитвы нет необходимости. Они аргументируют свое мнение тем, что у вышеприведенного хадиса недостаточная степень достоверности: в цепочке людей, передававших его, назван ‘Абдулла ибн Са‘ид аль-Макбари, о сомнительности слов которого говорили многие ученые-мухаддисы /44/. Также ханафиты упоминают слова Ибн Мас‘уда о том, что «Пророк читал ду‘а «Кунут» в утренней молитве только на протяжении одного месяца, после чего перестал это делать» /45/.
 
Не вдаваясь в глубокие канонические подробности, замечу, что незначительные различия во мнениях по данному вопросу не являются предметом споров и разногласий в среде исламских теологов, а указывают на различие критериев, положенных авторитетными учеными в основу богословского анализа Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует). Ученые шафиитской школы в данном вопросе уделили больше внимания максимальному применению Сунны, а ханафитские теологи — степени достоверности приводимого хадиса и свидетельствам сподвижников. Оба подхода допустимы. Нам, уважающим авторитет великих ученых, необходимо придерживаться мнения богословов того мазхаба, которому мы следуем в своей ежедневной религиозной практике.

Шафииты, оговаривая желательность чтения в фарде утренней молитвы ду‘а «Кунут», выполняют это в такой последовательности /46/.

После того как молящийся поднимется с поясного поклона во втором ракяате, то до земного поклона читается ду’а:
«Аллаахумма-хдинаа фии-мэн хэдэйт, ва ‘аафинаа фии-мэн ‘аафэйт, ва таваллянаа фии-мэн тавалляйт, ва баарикь лянаа фии-маа а‘тойт, ва кынаа шарра маа кадайт, фа иннакя такдый ва ляя юкдоо ‘аляйкь, ва иннэху ляя язиллю мэн вааляйт, ва ляя я‘иззу мэн ‘аадэйт, табаарактэ раббэнээ ва та‘ааляйт, фа лякяль-хамду ‘аляя маа кадайт, настагфирукя ва натуубу иляйкь. Ва солли, аллаахумма ‘аляя сайидинаа мухаммад, ан-набийиль-уммий, ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи ва саллим»

«О Господь! Направь нас на правильный путь в числе тех, кого Ты направил. Удали нас от бед [несчастий, болезней] в числе тех, кого Ты удалил от бед [кому дал благоденствие, исцеление]. Введи нас в число тех, чьи дела управляются Тобою, чья защита в Твоем ведении. Дай нам благословение [баракят] во всем том, что даровано нам Тобою. Защити нас от зла, которое определено Тобою. Ты — Определяющий [Выносящий решение], и никто не может вынести решение против Тебя. Поистине, не будет презренным тот, кого Ты поддерживаешь. И не будет силен тот, к кому Ты враждебен. Велико благо Твое и благодеяние, Ты превыше всего того, что не соответствует Тебе. Хвала Тебе и благодарность за все то, что определяется Тобою. Просим прощения у Тебя и каемся пред Тобою. Да благослови, о Господи, и приветствуй пророка Мухаммада, род его и сподвижников».

При чтении данной молитвы-ду‘а руки воздеты на уровень груди и обращены ладонями к небу. По прочтении ду‘а молящийся, не протирая ладонями лицо, опускается для совершения земного поклона и завершает намаз в обычном порядке /47/.
 
Если утренняя молитва совершается в составе общины-джама‘ата (то есть в ней участвуют два человека и более), то имам читает ду‘а «Кунут» вслух. Стоящие за ним говорят «амин» во время каждой паузы имама до слов «фа иннакя такдый». Начиная с этих слов, стоящие за имамом не говорят «амин», а проговаривают за ним всю оставшуюся часть ду‘а про себя или произносят «ашхэд» («свидетельствую»).
 
Ду‘а «Кунут» читается также в намазе «Витр» и может применяться во время любого намаза в периоды несчастий и бед /48/. Значительных разногласий относительно двух последних положений среди богословов нет.
 
Может ли сунна утренней молитвы совершаться после фарда
Такого рода случай имеет место быть, когда человек, отправившийся в мечеть для совершения утренней молитвы, войдя в нее, видит, что два ракяата фарда уже выполняются. Как ему быть: сразу присоединиться ко всем, а два ракяата сунны совершить потом, или постараться успеть совершить два ракяата сунны до того, как имам и молящиеся за ним завершат фард-молитву приветствием?
 
Шафиитские ученые считают, что человек может присоединиться к молящимся и совершить с ними два ракяата фарда. По завершении фарда опоздавший выполняет два ракяата сунны. Запрет на совершение молитв после фарда утренней молитвы и до того, пока солнце не поднимется на высоту копья (20–40 минут), оговоренный в Сунне Пророка, они относят ко всем дополнительным молитвам, кроме тех, что имеют каноническое обоснование (молитва приветствия мечети, например, или восстанавливаемая молитва-долг) /49/.
 
Богословы-ханафиты считают запрет на совершение молитв в определенные промежутки времени, оговоренные в достоверной Сунне Пророка, абсолютным /50/. Поэтому и говорят, что припоздавший в мечеть на утреннюю молитву сначала совершает два ракяата сунны утренней молитвы, а затем уже присоединяется к совершающим фард. Если он не успеет присоединиться к молящимся /51/ до того, как имам произнесет приветствие в правую сторону, то совершает фард самостоятельно.

Оба мнения обоснованы достоверной Сунной пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Применимы в соответствии с тем, какого мазхаба придерживается молящийся.
 

Полуденная молитва (Зухр)

Время совершения — с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что за точку отсчета принимается тень, которая была у предмета в момент нахождения солнца в зените.
 
Полуденный намаз состоит из шести ракяатов сунны и четырех ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, четыре ракяата фарда и два ракяата сунны.
 

Четыре ракяата сунны

1. Азан /52/.

2. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны полуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» /53/.

Последовательность совершения первых двух ракяатов сунны молитвы Зухр аналогична порядку выполнения двух ракяатов молитвы Фаджр в п. п. 2–9.

Затем, прочитав «ташаххуд» (не произнося «салават» /54/, как во время молитвы Фаджр), молящийся совершает третий и четвертый ракяаты, которые аналогичны первому и второму. Между третьим и четвертым «ташаххуд» не читается, так как он проговаривается после каждых двух ракяатов.

Когда молящийся поднимается со второго земного поклона четвертого ракяата, он садится и читает «ташаххуд».

Прочитав его, не меняя своего положения, молящийся произносит «салават».

Дальнейший порядок соответствует п. п. 10–13, приведенным в описании утренней молитвы.
На этом четыре ракяата сунны заканчиваются /55/.
Необходимо заметить, что во время совершения четырех ракяатов сунны полуденной молитвы все молитвенные формулы произносятся про себя.
 

Четыре ракяата фарда

1. Икамат /56/.

2. Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата фарда полуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» /57/.

Четыре ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения четырех ракяатов сунны, описанным ранее. Исключением является лишь то, что короткие суры или аяты после суры «аль-Фатиха» в третьем и четвертом ракяатах не читаются.
 

Два ракяата сунны

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата сунны полуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как это было описано при объяснении двух ракяатов сунны утренней молитвы (Фаджр).

По завершении двух ракяатов сунны и тем самым всей полуденной молитвы (Зухр), продолжая сидеть, желательно в соответствии с Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), выполнить «тасбихат».
 

Аспекты по теме

В соответствии с Сунной Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) тасбих (тасбихат) может совершаться как непосредственно после фарда, так и после ракяатов сунны, выполненных вслед за ракяатами фарда. Прямого, достоверного и однозначного повествования на этот счет нет, но достоверные хадисы, описывающие действия Пророка, подводят к такому заключению: «Если человек совершает ракяаты сунны в мечети, тогда он выполняет «тасбихат» после них; если же дома, тогда «тасбихат» проговаривается после фардовых ракяатов».
Богословы-шафииты больший акцент делали на проговаривании «тасбихата» непосредственно после фардовых ракяатов (именно так соблюдая разделение между ракяатами фарда и сунны, упоминаемое в хадисе от Му‘авия), а ученые ханафитского мазхаба — после фардовых, если после них молящийся не собирается сразу совершать ракяаты сунны, и — после ракяатов сунны, если он совершает их непосредственно после фардовых (в желательном порядке переместившись на иное место молельного зала и тем самым соблюдя разделение между ракяатами фарда и сунны, упоминаемое в хадисе), чем и завершает очередную обязательную молитву /58/.

В то же время желательно делать так, как поступает имам мечети, за которым человек совершает намаз. Это будет способствовать единению и общности прихожан, а также соответствовать словам пророка Мухаммада: «Имам присутствует для того, чтобы [остальные] следовали ему» /59/.
 

Послеполуденная молитва (‘Аср)

Время ее совершения начинается с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчет. Заканчивается время данной молитвы с закатом солнца.

Послеполуденный намаз состоит из четырех ракяатов фарда.
 

Четыре ракяата фарда

1. Азан.

2. Икамат /60/.

3. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата фарда послеполуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Последовательность выполнения четырех ракяатов фарда молитвы ‘Аср соответствует порядку совершения четырех ракяатов фарда полуденной молитвы (Зухр).

После намаза желательно выполнить «тасбихат», не забывая о его важности.
 

Вечерняя молитва (Магриб)

Время начинается сразу после захода солнца и заканчивается с исчезновением вечерней зари. Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий. Поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения.

Вечерняя молитва состоит из трех ракяатов фарда и двух ракяатов сунны.
 

Три ракяата фарда

1. Азан.

2. Икамат.

3. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить три ракяата фарда вечерней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
 
Первые два ракяата фарда вечерней молитвы Магриб совершаются аналогично двум ракяатам фарда утренней молитвы (Фаджр) в п. п. 2–9.

Затем, прочитав «ташаххуд» (не произнося «салават» /61/), молящийся поднимается и читает третий ракяат аналогично второму. Однако аят или короткая сура после «аль-Фатихи» в нем не читаются.

Когда молящийся поднимется со второго земного поклона третьего ракяата, он садится и снова читает «ташаххуд».

Затем, прочитав «ташаххуд», молящийся, не меняя своего положения, произносит «салават».
Дальнейший порядок выполнения молитвы соответствует порядку, описанному в п. п. 10–13 утренней молитвы.

На этом три ракяата фарда заканчиваются. Следует обратить внимание на то, что в первых двух ракяатах данной молитвы сура «аль-Фатиха» и сура, читаемая после нее, произносятся вслух /62/.
 

Два ракяата сунны

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата сунны вечерней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Эти два ракяата сунны читаются так же, как и другие два ракяата сунны любой ежедневной молитвы.

После молитвы-намаза в обычном порядке желательно выполнить «тасбихат», не забывая о его важности.

Завершив молитву, молящийся может обратиться ко Всевышнему на любом языке, прося у Него всего самого наилучшего в этом и в будущем мирах для себя и всех верующих.
 

Ночная молитва (‘Иша’)

Время ее совершения приходится на период после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы).

Ночная молитва состоит из четырех ракяатов фарда и двух ракяатов сунны.
 

Четыре ракяата фарда

Последовательность совершения не отличается от порядка выполнения четырех ракяатов фарда дневной или послеполуденной молитв. Исключение составляют намерение и чтение в первых двух ее ракяатах суры «аль-Фатиха» и короткой суры вслух, как в утренней или вечерней молитвах.
 

Два ракяата сунны

Ракяаты сунны совершаются в порядке, соответствующем двум ракяатам сунны в других молитвах, за исключением намерения.

По завершении ночной молитвы желательно выполнить «тасбихат».

И не забывайте о высказывании пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Кто после молитвы проговорит 33 раза «субхаанал-лаах», 33 раза «аль-хамду лил-ляях» и 33 раза «аллаху акбар», что составит число 99, равное количеству имен Господа, и после этого дополнит до ста, сказав: «Ляя иляяхэ илля ллааху вахдаху ля шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду, юхьйи ва юмииту ва хува ‘аляя кулли шайин кадиир», тому будут прощены [мелкие] погрешности, даже если число их равно количеству пены морской» /63/.
 
/1/ Ну‘ман ибн Сабит Абу Ханифа (699–767 гг. по григор., 80–150 гг. по хиджре) — выдающийся факих и мухаддис, основатель одного из четырех суннитских мазхабов. Родился и получил блестящее богословское образование в Куфе. Среди его учителей были и сподвижники пророка Мухаммада. Отвергнув предложение халифа Мансура занять должность главного судьи Багдада, был заключен в тюрьму, где и скончался. Первый систематизатор фикха. Автор трактатов «Аль-фикх аль-акбар», «Муснад аби ханифа» и др.
Подробнее о жизни этого великого ученого см., например: Аляутдинов Ш. Все увидят Ад. М., 2008. С. 25–31.
/2/ Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и (767–820 гг. по григор., 150–204 гг. по хиджре) — выдающийся факих и мухаддис, основатель одного из четырех суннитских мазхабов. Родился в Газзе (Палестина), рос и обучался в Мекке. В Медине учился у выдающегося факиха и мухаддиса Малика ибн Анаса. Основные сочинения аш-Шафи‘и: «Аль-умм», «Аль-муснад», «Ас-сунан», «Ар-рисаля». Умер и похоронен в Египте.
Подробнее о жизни этого великого ученого см., например: Аляутдинов Ш. Все увидят Ад. С. 31–48.
/3/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 128.
/4/ Если человек был ранее неверующим (атеистом) или приверженцем иной религии, а затем принял Ислам, то молитва становится обязательной для него со дня принятия веры.
/5/ «Канонически совершеннолетие определяется половой зрелостью, наступлением пубертации — времени появления у молодых людей способности к деторождению (у девушек появляется менструация, у мальчиков начинает вырабатываться сперма). У девочек пубертация начинается между 9 и 14 годами и заканчивается в 14—18 лет». Подробнее см.: Путеводитель по женскому телу. Мн.: «Попурри», 2004.
Таким образом, средний возраст половой зрелости как для мальчиков, так и для девочек — 15 лет.
/6/ ‘Аурат у мужчин — от пупка до колен включительно. Об этом пишут богословы-ханафиты. Согласно шафиитскому мазхабу, колени не входят в область ‘аурата, хотя должны быть хоть частично прикрыты. Само собой разумеется, что здесь упомянут тот канонический минимум области тела, который подлежит обязательному покрытию для всех верующих. Однако сам человек с учетом реалий своего времени, национальных, географических, эстетических пристрастий и элементарных этических требований самостоятельно решает, что и как ему носить сверх установленного минимума.
У женщин к области ‘аурата относится все тело, кроме лица и кистей рук.
/7/ Уместно будет напомнить следующие слова пророка Мухаммада: «Когда вы спите, Сатана завязывает на затылке любого из вас три [колдовских] узелка. Через каждый из узелков он внушает человеку: «Спи спокойно, у тебя долгая, длительная ночь...» И если, проснувшись, человек вспоминает о Всевышнем, упоминает о Нем, то развязывается [и перестает отрицательно влиять] первый узелок. Когда человек совершает омовение, развязывается второй. Когда помолится — последний. После этого человек становится оживленным, пробудившимся с хорошим чувством на душе. В противном случае — подавленным и ленивым». См.: Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 86, 87, хадис № 1166.
/8/ Есть несколько видов молитвы-сунны. Данная сунна в два ракяата и некоторые другие являются молитвами, которые Пророк совершал постоянно, крайне редко он оставлял их несовершёнными. Выполнение этого является для нас обязательной сунной. По истечении временного промежутка совершения одной из пяти молитв ракяаты сунны (в отличие от фарда) не читаются, за исключением двух ракяатов утренней молитвы. Если человек проспал, он может выполнить как ракяаты сунны, так и ракяаты фарда до того момента, когда солнце достигнет зенита. После смещения солнца с зенита восполняются только пропущенные два ракяата фарда.
/9/ Фардом называются ритуальные нормы, выполнение которых строго обязательно для каждого мусульманина (пятикратная молитва, пост и т.д.). Если что-либо не было совершено вовремя, то обязательно должно быть восполнено позже, ибо невыполнение фарда является грехом, за который человек будет строго наказан в Судный День.
/10/ Чтение азана, например, в домашних условиях относится лишь к желательным действиям. Подробнее см. в отдельном материале об азане и икамате.
/11/ Здесь приводится основной смысл намерения. Необходимо знать, что оно может произноситься на любом языке. Его можно произносить вслух, но важнее всего сердечный и душевный настрой на совершение молитвы, «намерение сердца».
/12/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 683.
/13/ Данная последовательность движений принята в ханафитском мазхабе. Согласно ритуалу шафиитского мазхаба «такбир» произносится одновременно с поднятием рук (причем мужчины, так же как и женщины, поднимают руки на уровень плеч). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйл аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 186, 187.
Значительная часть ученых шафиитского мазхаба трактовала сунну уровня поднятия кистей рук мужчинами так же, как и богословы ханафитского мазхаба. См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 300.
/14/ См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 1. С. 476.
/15/ Согласно шафиитскому мазхабу, желательно опускать руки на живот между грудью и пупком в области сердца так, чтобы ладонь правой руки лежала на локте или между локтем и запястьем левой руки. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 873.
Подробнее см. в богословском исследовании «Расположение рук в положении стоя при выполнении молитвы-намаза».
/16/ При совершении молитвы, читая соответствующие формулы, предпочтительнее шевелить губами, точнее — задействовать соответствующие органы речи. Иначе человек может начать ограничиваться мысленным чтением, в сознании, а этого недостаточно.
/17/ По мнению мусульманских комментаторов, слово «амин» означает «О Господи, ответь на мою молитву» или «Да будет так».
/18/ Вместо суры «аль-Ихляс» можно прочитать любой аят или суру Священного Корана. При этом желательно, чтобы читаемое в первом ракяате было длиннее читаемого во втором.
/19/ По шафиитскому мазхабу, молящийся, говоря «Аллаху акбар», поднимает кисти рук на уровень плеч, а затем делает поясной поклон. Возвращаясь в прежнее положение, он также поднимает кисти рук на уровень плеч, проговаривая: «сами‘а ллаху ли мэн хамидэхь». Богословы ханафитского мазхаба не считают это необходимым. Оба мнения соответствующим образом обоснованы.
«Поднятие рук на уровень плеч» многие ученые шафиитского мазхаба трактуют как «поднятие кистей рук так, чтобы большие пальцы были на уровне мочек ушей». См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 300.
/20/ Женщины прижимают локти к туловищу и смыкают пальцы рук.
/21/ Хадис от Абу Хурайры, в котором говорится о том, что «сначала опускаются руки, а затем уже — ноги», является недостоверным по своему смыслу. Подробнее см.: Ибн Кайим аль-Джавзи. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1992. Т. 1. С. 222–231. Также см.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 848, 849.
/22/ Так говорили богословы-ханафиты, опираясь на Сунну Пророка. Ученые шафиитского мазхаба, основываясь на хадисе из св. х. имама Абу Дауда, сказали, что кисти рук опускаются на землю на уровне плеч. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 330.
/23/ Кибла — направление к Каабе.
/24/ Находясь в этом положении, шафииты трижды произносят: «Рабби гфир лии» («О Господь мой! Прости меня!»).
/25/ Шафииты, прежде чем подняться, выжидают непродолжительную паузу в положении сидя. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 332.
/26/ У шафиитов желательно в начале каждого ракяата читать про себя «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим».
/27/ Исключением является то, что после суры «аль-Фатиха» желательно прочитать суру или аяты, отличные от тех, которые были прочитаны в первом ракяате.
/28/ Шафииты в положении последнего сидения перед заключительным приветствием садятся, подбирая ступню левой ноги под правую. Оба положения возможны и являются правильными с точки зрения Сунны.
/29/ Дергать указательным пальцем, как это делают некоторые при чтении «ташаххуда» или по завершении его, не является правильным. По Сунне, с учетом комментариев богословов, более верно не делать лишних движений указательным пальцем. Богословы-ханафиты и богословы-шафииты придерживаются именно этого мнения. К тому же некоторые ученые считали, что излишнее движение указательным пальцем может нарушить молитву, сделать ее недействительной. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 334.
Подробное исследование на эту тему см.: Аляутдинов Ш. Все увидят Ад. М., 2008. С. 152–159.
/30/ Данная форма «салавата» является наиболее верной и правильной. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 721.
/31/ Этим действием мусульманин приветствует двух ангелов, находящихся на его плечах и фиксирующих все благие деяния и прегрешения.
/32/ См. также материал «Протирание лица руками после молитвы-ду‘а».
/33/ При намерении выполнить молитву, время которой истекло, необходимо упомянуть, что она совершается с опозданием — кадаэн (араб.), каза (тюрк.).
/34/ При совершении молитв с джама‘атом (сообща с другими) имам, произнося слова намерения, добавляет, что выполняет молитву со стоящими за ним людьми. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву вместе с ним.
/35/ При коллективном совершении обязательных молитв (фард), когда имам завершает чтение суры «аль-Фатиха», согласно ханафитскому мазхабу, «амин» произносится про себя, а согласно шафиитскому — вслух.
/36/ Женщины в случае необходимости (например, не успев присоединиться к общей молитве, возглавляемой мужчиной) могут сами совершить коллективную молитву. При этом одна из них, руководящая молитвой, располагается посредине в ряду молящихся, выступив вперед на расстояние ступни. Все молитвы читают про себя. Чтение вслух — нежелательно (макрух), но это никак не влияет на действительность самой молитвы. См., например: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [Среди людей. Беседы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 42. Подробнее об этом см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1194, 1195.
/37/ Шафииты, в отличие от ханафитов, слова «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» перед сурой «аль-Фатиха» произносят вслух.
/38/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. имама Муслима. См., например: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 484, хадис № 1418.
/39/ Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто прочитает аят «аль-Курси» после обязательной молитвы (намаза), тот будет находиться под защитой Господа до следующей молитвы». Хадис от Хусейна ибн ‘Али; св. х. ат-Табарани. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 802; «Тому, кто прочитает аят «аль-Курси» после обязательной молитвы, ничто не воспрепятствует [если он вдруг неожиданно умрет] попасть в Рай». Хадис от Абу Умамы; св. х. Ибн Хаббана и ан-Насаи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 538, хадис № 8926, «сахих».
/40/ Престол (аль-курсий) — одно из величайших творений Всевышнего, великолепие и невообразимые человеческим разумом размеры которого указывают на нескончаемое величие его Создателя, сотворившего все и вся.
/41/ Аят «аль-Курси» — особенный аят Священного Корана (2:255), обладающий не только глубинным эзотерическим смыслом, но и силой мистического воздействия. Он созвучен описаниям Ветхого Завета: «Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя. Не дремлет и не спит хранящий Израиля» (Пс., 120:3, 4); «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое; Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий» (1 Пар., 29:11); «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось» (Ис., 46:10); «Так говорит Господь: небо — престол Мой» (Ис., 66:1).
Приведенные слова аята «аль-Курси» не должны трактоваться в буквальном смысле, из-за чего иногда среди мусульман возникает полемика. Аллах не может быть ограничен каким-либо пространством, не нуждается ни в каком «престоле». В этом аяте словами, доступными для человеческого понимания, Господь метафорически говорит людям о Себе и Своей несопоставимости с какими бы то ни было предметами и сущностями сотворенного Им мира. В высшем мире, трансцендентном и вечном, неподвластном человеческому разумению, но созерцавшемся по воле Господа пророком Мухаммадом во время своего Вознесения, действуют законы абсолютно иного порядка и свойства, и все определения имеют качественно другое измерение, нежели в мире земном.
/42/ Оба варианта имеют подтверждения в достоверной Сунне Пророка. См., например: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 650, 651, а также см.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 986, хадис № 3577, «хасан».
Имам ас-Суюты по этому поводу заметил: «Ни среди ученых первых поколений (ас-саляф), ни среди последующих (аль-халяф) не было ни одного, кто запрещал бы использование четок при счете количества восхвалений и возвеличиваний Господа (зикр). Наоборот, большая часть из них именно четками и пользовались, никак не относя это даже к нежелательному (макрух)». Подробнее об этом см.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 330, 331, хадисы № 819—821 и пояснение к ним.
/43/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 813.
/44/ См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 276.
/45/ Об этом сказано в трудах аль-Барраза, ат-Табарани, Ибн Абу Шэйбы и ат-Тахави. В сводах хадисов Ахмада, ат-Тирмизи и Ибн Маджа упомянуты слова Абу Малика аль-Ашджа‘и о том, что отец его совершал молитву за Пророком, затем за Абу Бакром, ‘Усманом и ‘Али, и никто из них не читал «Кунут» в утренней молитве. См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 360, хадис № 862 и пояснение к нему.
Имам Ахмад также передает слова Анаса о том, что «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал «Кунут» на протяжении месяца, после чего перестал». См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1001.
/46/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 812.
/47/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1005; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 814; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 323–325.
/48/ Шафииты и ханбалиты считают, что в случае глобальных бедствий ду‘а «Кунут» можно читать в любом намазе после поясного поклона в последнем ракяате. Богословы-ханафиты утверждают, что это ду‘а можно читать только в тех молитвах, в которых суры читаются вслух, и причем — до поясного поклона, как в намазе «Витр».
В соответствии с Сунной пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), при мольбе о спасении и сохранении от зла и бед ладони обращены к земле, а при испрашивании блага — к небу. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 814.
/49/ См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 260, 261.
/50/ Хадисы о временных промежутках, в которые запрещено совершать молитву-намаз, см. в отдельной главе данной книги.
/51/ Проговорив намерение, встав в ряд и совершив начальный «такбир» с поднятием рук.
/52/ Чтение азана, например, в домашних условиях относится лишь к желательным действиям. Подробнее см. в отдельном материале об азане и икамате.
/53/ Последователи шафиитского мазхаба совершают данные четыре ракяата по два с разделительным приветствием между ними.
/54/ Богословы шафиитского мазхаба (в случае совершения трех- и четырехракяатных молитв-намазов) оговорили желательность (сунна) краткой формы «салавата» в данном месте молитвы: «аллаахумма солли ‘аляя мухаммад, ‘абдикя ва расууликь, ан-набий аль-уммий».
Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 900.
/55/ По мнению богословов-ханафитов, четыре ракяата сунны должны совершаться подряд в одной молитве. Они также считают, что все четыре ракяата являются обязательной сунной (сунна муаккяда). Шафиитские же богословы утверждают, что надо совершать по два ракяата, так как первые два относят к сунне муаккяда, а последующие два — к дополнительной сунне (сунна гайру муаккяда). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С.1081, 1083, 1057.
/56/ Чтение икамата перед ракяатами фарда любой из обязательных молитв является желательным (сунна).
/57/ В случае когда молитва совершается коллективно, имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним людьми, а они, в свою очередь, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.
/58/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 3. С. 426.
/59/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и др. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 5. С. 467, хадис № 2107, «сахих».
/60/ Чтение азана и икамата, например, в домашних условиях относится лишь к желательным действиям. Подробнее см. в отдельном материале об азане и икамате.
/61/ Богословы шафиитского мазхаба оговорили желательность (сунна) краткой формы «салавата» в данном месте молитвы: «аллаахумма солли ‘аляя мухаммад, ‘абдикя ва расууликь, ан-набий аль-уммий».
Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 900.
/62/ Если мужчина читает молитву один, то ему можно читать как вслух, так и про себя, но лучше читать вслух. Если же молящийся выполняет роль имама, то читать вслух обязательно. При этом слова «бисмил-ляхи ррахмани ррахим», читаемые до суры «аль-Фатиха», у шафиитов произносятся вслух, а у ханафитов — про себя.
/63/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. имама Муслима. См., например: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 484, хадис № 1418.

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов
 


Подробнее о жизни этого великого ученого см., например: Аляутдинов Ш. Все увидят Ад. М., 2008. С. 25–31.

Подробнее о жизни этого великого ученого см., например: Аляутдинов Ш. Все увидят Ад. С. 31–48.

Таким образом, средний возраст половой зрелости как для мальчиков, так и для девочек — 15 лет.

У женщин к области ‘аурата относится все тело, кроме лица и кистей рук.

Подробнее см. в богословском исследовании «Расположение рук в положении стоя при выполнении молитвы-намаза».

«Поднятие рук на уровень плеч» многие ученые шафиитского мазхаба трактуют как «поднятие кистей рук так, чтобы большие пальцы были на уровне мочек ушей». См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 300.

Подробное исследование на эту тему см.: Аляутдинов Ш. Все увидят Ад. М., 2008. С. 152–159.

Имам ас-Суюты по этому поводу заметил: «Ни среди ученых первых поколений (ас-саляф), ни среди последующих (аль-халяф) не было ни одного, кто запрещал бы использование четок при счете количества восхвалений и возвеличиваний Господа (зикр). Наоборот, большая часть из них именно четками и пользовались, никак не относя это даже к нежелательному (макрух)». Подробнее об этом см.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 330, 331, хадисы № 819—821 и пояснение к ним.

Имам Ахмад также передает слова Анаса о том, что «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал «Кунут» на протяжении месяца, после чего перестал». См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1001.

В соответствии с Сунной пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), при мольбе о спасении и сохранении от зла и бед ладони обращены к земле, а при испрашивании блага — к небу. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 814.

Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 900.