Аспекты молитвы-намаза

Аспекты молитвы-намаза

автор:

Сбивчивость, сомнения, страхи

Открывая для себя молитвенную практику, не стоит давать сомнениям и страхам развиться. Весь этот поток негатива — от Сатаны. Через сомнение, на которое мы начали обращать внимание, а также через устрашения, перерастающие в нашем сознании в страх, он может сбить нас с толку. Если мы не обращаем внимания на его нашептывания, подводимые и забрасываемые к нам сомнения-устрашения, то его «атаки» становятся безрезультатными, и он отступает на некоторое, порой продолжительное время.

И наконец, спокойно, без напряжений, но периодически стоит взывать к Всевышнему о помощи, и Он обязательно ответит. Нет сомнений в этом!

Если человека в молитве одолевает забывчивость, а значит, и сопряженная с этим нервозность, то для него будут своего рода панацеей следующие рекомендации:

1. Необходимо выучить несколько коротких сур из последней 30-й части (джуза) Корана. Выученные суры, которые надо будет читать в первых двух фардовых ракяатах либо в любом из ракяатов сунны после суры «аль-Фатиха», сделают молитву менее монотонной, человек привыкнет размышлять над заложенным в них смыслом.

2. Молящемуся полезно мысленно установить для себя в процессе совершения молитв несколько контрольных точек, в которых бы он фиксировал правильность и последовательность своих действий. Со временем он будет предвосхищать эти контрольные точки и концентрироваться на самой молитве.

3. Следует знать перевод тех сур, которые человек читает в намазе, так как это позволит соотносить жизнь и молитву как единое целое, в котором молитва влияет на жизнь, а жизнь на молитву. Об этом свидетельствуют следующие слова Всевышнего, переданные пророком Мухаммадом: «Я [Господь Бог] разделил молитву между Мною и молящимся человеком на две части. Раб Мой получит то, что просит. Когда скажет он: «Аль-хамду лил-ляхи раббиль-‘алямин» («Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров»), то скажу: «Благодарит Меня раб Мой»; когда скажет:

«Ар-рахмани ррахим» («Милость Которого безгранична и вечна»), то скажу: «Восхваляет Меня раб Мой»; когда скажет:

«Малики явмиддин» («Владыке Судного Дня»), то скажу: «Прославляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Ийякя на‘буду ва ийякя наста‘ин» («Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи»), то скажу: «Это — между Мною и обращающимся ко Мне.

Ему Я [дам] то, что он просит»; когда скажет: «Ихдина ссыратоль-мустакым, сыратоль-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляддоллийн» («Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него»), то скажу: «Это — рабу Моему. И ему — то, что он просит» /1/.

 

Культура обращения ко Всевышнему

 
«Отвечу на мольбу взывающего, если обратится ко Мне» (Св. Коран, 2:186). Сегодня в эпоху серьезных интеграционных процессов, смешения субкультур, языков, менталитетов вполне естественным представляется появление у простого обывателя, не владеющего арабским языком и теологическим базисом, вопроса: почему я не могу молиться на понятном, родном мне языке, ведь глупо полагать, что Аллах «владеет» лишь арабским, ивритом и древнегреческим, только из-за того, что Писания были на них? Действительно, вопрос справедлив, с учетом того что вера, духовность, религиозность поставлены Богом на службу самому человеку, призваны дополнять, гармонизировать, обогащать его жизнь. Здесь принципиален всего один момент — на арабском языке читаются только молитвы-намазы, и это именно то, что объединяет мусульман всех уголков мира, позволяет, к примеру, верующему из Китая понять единоверца из Новой Зеландии.

Человечество говорит на нескольких тысячах языков, и сложно представить, что было бы, если бы каждый захотел читать Коран как оригинал и совершать намаз именно на родном языке или диалекте! Человеку важно знать толкование, перевод тех молитвенных формул, что читаются в молитве-намазе, но еще более важным представляется состояние души, ее полет в Божественное присутствие.

 

Мольба-ду‘а в земном поклоне молитвы-намаза

Ханафитские богословы считают, что как в земном, так и в поясном поклонах в намазе не произносятся иные мольбы, кроме тех слов восхваления Господа, которые при совершении молитв произносил последний Его посланник. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Выполняйте молитву так, как вы видели выполнение ее мною» /2/.

Преследуя цель сохранить целостность ежедневной пятикратной молитвы, трепетно относясь к ее «классической» форме, заповеданной Пророком, боясь нарушить ее различными словесными излишествами, богословы ханафитского мазхаба считают возможным использование дополнительных ду‘а при земном поклоне в дополнительных молитвах (нафиля), но не в обязательных (фард) молитвах, несмотря на некоторые свидетельства из Сунны о допустимости этого.

Шафиитские ученые допускают во время намаза обращение с мольбой (ду‘а) в состоянии земного поклона.

В качестве аргументов они приводят следующие хадисы:

— Пророк сказал: «Наиболее близок раб Божий к Господу в положении земного поклона. Больше молитесь [взывайте к Нему], находясь в земном поклоне, и будете достойны ответа [Господа]!» /3/;

— Посланник наставлял своего сподвижника: «О Му‘аз! Когда опускаешь ты лик свой в земном поклоне, говори:
 

«Аллахумма, а‘инни ‘аля зикрикя ва шукрикя ва хусни ‘ибадатикь

[О Аллах, помоги мне помнить о Тебе, быть благодарным Тебе и наилучшим образом поклоняться Тебе]» /4/;
 
— совершая земной поклон, Пророк говорил:

«Аллахумма-гфир ли занби куллях, диккаху ва джиллях, авваляху ва ахырах, ва ‘аляниятэху ва сиррах. snb5
/5/
 
— имам ‘Али говорил: «Наибольшее довольство Господа вызывают сказанные во время земного поклона слова молящегося:

«Рабби, инни залямту нафси, фа-гфирлии

О Господи, я согрешил (у меня есть промахи). Прости меня!]» /6/.


Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из своих последних обращений к сподвижникам, когда из-за его недомогания Абу Бакр выполнял обязанности имама в коллективной молитве, сказал: «О люди! Воистину, не осталось ныне [в мире и до Конца Света] истинного пророчества [предсказания], кроме вещего сна, что снится мусульманину (покорному Богу). Прислушайтесь, воистину, запрещено читать Коран в поясном и земном поклонах.

Но возвеличивайте Господа в поясном поклоне /7/, а в поклоне земном проявляйте усердие в молитве-ду‘а /8/: велика вероятность того, что [Он] ответит вам»  /9/.

С учетом мнений авторитетных богословов по данному вопросу, наиболее оправданным представляется использование в намазе только тех молитвенных формул, которые применялись самим пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), и только на арабском языке /10/. Ведь посланник Господа предупреждал: «Воистину, это — молитва [намаз], в которой не допускается все то, что подобно словам человеческим. Эта [молитва] — прославление Господа (тасбих), восхваление Его (такбир, тахмид) и чтение Корана» /11/.

Касательно хадисов, в которых говорится о том, что именно в земном поклоне раб Божий находится в наибольшей близости к Господу своему, то смысл, заключенный в этих хадисах, не ограничивается только молитвой-намазом. Различные мольбы (ду‘а) можно и лучше возносить не в обязательных (фард) молитвах, а в дополнительных (нафиля). А еще лучше — читать ду‘а не во время намазов, а в любое другое подходящее и удобное для этого время, что позволит обратиться ко Всевышнему на любом языке /12/, прося благ в этой жизни и в жизни будущей для себя, своих родных и всех верующих.

 

Садждатут-тилява

Садждатут-тилява — совершение одного земного поклона в направлении Каабы по прочтении определенных аятов Корана (специально помечены в нем), где говорится о падении ниц пред Творцом.

Если у женщины месячные или послеродовой период (послеродовое кровотечение), тогда она не совершает земного поклона по прочтении упомянутых аятов/13/.

Кстати, при чтении подобного аята в аудиозаписи, когда это происходит в рабочем процессе или без намерения целенаправленного прочтения данного аята, совершать земной поклон нет необходимости. Хотя, конечно же, если он будет совершен (при наличии ритуальной чистоты), в этом нет ничего страшного /14/.

 

Прохождение перед молящимся

Абу Са‘идом аль-Худри передаются следующие слова Пророка: «Если кто-то из вас молится, то пусть [другие рядом находящиеся или он сам] не позволяют кому-либо проходить перед ним». Богословы говорят, что данное повествование относится к имаму-предстоятелю, за которым молятся люди, и к тому, кто молится в одиночку. Данное уточнение было дано на основе повествования Ибн ‘Аббаса, где он говорит, что прошел перед частью ряда молившихся за Пророком людей и никто по завершении молитвы его за это не упрекнул. В своде Абу Дауда, в разделе «Преграда имама является преградой стоящих за ним», приводится хадис о том, что однажды Пророку во время совершения молитвы вместе со стоящими за ним людьми пришлось вплотную встать к стене во избежание прохождения перед ним одного из бедуинов. Абу Дауд комментирует: «Прохождение перед молящимся нежелательно (макрух), если (1) он является имамом, за которым молятся прихожане, (2) если он одиночно молящийся или (3) молящийся перед преградой. Что же касается стоящих за имамом, то прохождение перед ними не страшно. По всему упомянутому мнение богословов едино» /15/.

Но необходимо отметить, что на саму молитву, ее полноценность пред Всевышним и принимаемость, прохождение человека перед молящимся никак не влияет.

 

Молитва, совершаемая в обуви

Достоверно известно, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву и в обуви. Однажды он обратил внимание своих сподвижников на это обстоятельство следующими словами: «Если кто-то из вас зайдет в мечеть, то пусть посмотрит на свою обувь. Увидев на ней какие-то нечистоты, пусть удалит их, затем может молиться, не снимая обуви» /16/. Как считают ученые-богословы, данный хадис указывает на каноническую дозволенность совершения молитвы в обуви. Известные богословы ан-Наха‘и и аль-Авза‘и /17/ утверждали, что «с канонической точки зрения дозволено совершение молитвы в обуви (ботинках, сапогах и т. д.), очищенной от нечистот посредством земли (песка)». В одном из достоверных («сахих ли гайрихи») хадисов сказано, что в случае попадания на обувь нечистот земля может служить очищающим средством/18/.

Также широко известна достоверная история о том, как пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды совершал молитву в обуви, на которой оказались нечистоты (наджаса). Во время молитвы ангел Джабраил (Гавриил) сообщил об этом Пророку, который тотчас же, не прерывая молитвы, снял обувь. Увидев это, сподвижники поступили так же. По окончании намаза Пророк спросил: «Что заставило вас снять обувь?» Те ответили: «Мы повторили за тобой». Посланник Всевышнего пояснил: «Ангел Джабраил (Гавриил) пришел ко мне и сообщил, что на моей обуви наджаса. Именно поэтому я ее и снял».

Необходимо учитывать, что в мечети Пророка пол был земляным. Поэтому данному примеру можно следовать, если совершать молитву на улице, на природе. Что же касается молитвы дома и в мечети, где имеется чистый пол или ковровые покрытия, то обувь необходимо снимать во благо сохранения чистоты и порядка.
 
/1/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима.

/2/ Св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. В 18 т. Т. 4. С. 541, хадис № 1658, «сахих».

/3/ Св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда.

/4/ Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Са‘ида ибн Мансура.

/5/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и Абу Дауда.

/6/ Св. х. Са‘ида ибн Мансура.

/7/ В поясном поклоне во время намаза трижды проговариваются слова «Субхана раббияль-‘азым» (хвала Великому Господу моему).

/8/ Все богословы единодушны в том, что данный призыв означает возможность (мандуб) совершения этого, но никак не обязательность (ваджиб, фард).

/9/ Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 258, хадис № 739.

/10/ Исламские богословы едины во мнении относительно того, что молитва-ду‘а в намазе может быть только на арабском языке. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 910.

/11/ Хадис от Му‘авия; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи, Абу Дауда, Ибн Хаббана и аль-Байхакы. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 335, хадис № 824.

/12/ В том числе и в состоянии земного поклона.

/13/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1128.

/14/ Там же. С. 1132.

/15/ См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 2. С. 17.

/16/ Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Абу Дауда, аль-Байхакы и других мухаддисов; Ибн Хузэйма отметил достоверность («сахих») этого хадиса. См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 315.

/17/ Абдурахман аль-Авза‘и (707–774 гг. по григор., 88–157 гг. по хиджре) — один из знаменитых мусульманских факыхов. Среди его трудов известны «Ас-сунан» и «Аль-масаиль».

/18/ См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 316.

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов