Места совершения молитвы и их ритуальная чистота

Места совершения молитвы и их ритуальная чистота

автор:

 
Главное в данном вопросе — чистота места совершения молитвы: в нем не должно присутствовать то, что является канонически нечистым, скверным (наджаса) /1/.

Последний посланник Творца Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Вся земля — это мечеть /2/ [то есть место, где можно молиться]. Исключением являются могилы и бани» /3/. Что касается могил, то богословы считают, что здесь подразумеваются не только могилы, но и свободные места между ними. В то же время не существует разницы между местами захоронения мусульман и прочих людей. Если говорить о банях и ванных комнатах, то большая часть богословов отмечает, что хадис повествует не о запретности совершения молитв, а о нежелательности этого /4/.

Касательно данной темы можно привести еще один хадис: «Посланник Господа запрещал совершать молитву в семи местах:
— местах скопления мусора,
— местах убоя скота,
— среди могил,
— посреди дороги [где проходит много людей],
— в бане,
— в стойлах, с постоянно пребывающими в них верблюдами [или другими животными, кроме овец],
— на крыше Каабы» /5/.

Нет достаточных подтверждений достоверности этого хадиса. Ат-Тирмизи, аль-Бухари и многие другие мухаддисы говорили о его недостоверности /6/.

Отметим, что в богословских трудах указываются причины приведенных запретов: загрязненность места молитвы (свалки, бани, скотобойни, места содержания и постоянного нахождения скота), пренебрежение правами других и создание препятствий передвижению людей (посреди дороги), нарушение ориентации — киблы (крыша Каабы).

К сказанному можно добавить еще один, но уже достоверный хадис: «Не совершайте намаз в направлении могил и не садитесь на них!» /7/. Ученые заявили, что «данный хадис явно указывает на запретность совершения молитв-намазов как в направлении могил, так и на территории кладбищ» /8/. В то же время в комментарии к этому хадису оговаривается: «Запрещено молиться [совершать намаз(!), а не читать Коран или ду‘а] в направлении могил тогда, когда человек делает это преднамеренно. Если же это происходит вынужденно, а к тому же если [перед молящимся] есть какая-либо преграда, то запретность и нежелательность теряют силу» /9/.

Стоит отметить, что на полноценность молитвы не влияет совершение ее в помещении, где имеются на видных местах фото людей, иконы, включенный телевизор и иные изображения, так как из хадиса /10/ явно следует, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не нарушал молитву, прерываясь на каком-то из движений и выходя из состояния молитвы, а также не перечитывал молитвы-намазы, совершенные в направлении изображений, отвлекавших его /11/.
/1/ Подробнее о том, что относится к наджаса, см. в специальном материале с одноименным названием.
/2/ Арабское слово «мечеть» (масджид) происходит от глагола «саджада» — «совершать земной поклон», «падать ниц». То есть дословно мечеть — это «место, где совершаются земные поклоны».
/3/ Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 183, хадис № 3048. Аль-Хаким, аз-Захаби и другие считали, что этот хадис «сахих».
/4/ См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 203; он же. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 312.
/5/ Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. ат-Тирмизи.
/6/ См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 312, 313.
/7/ Хадис от Абу Марсада; св. х. имама Муслима. См., например: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 595, хадис № 1755; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 411, хадис № 1759.
/8/ См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 314.
/9/ См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 411.
/10/ «У ‘Аиши (супруги Пророка) было платье с изображениями на нем, в направлении которого Пророк иногда молился». См., например: Аль-кутуб ас-ситта. [(Объединенные) шесть сводов хадисов]. В 23 т. Стамбул: Чагре, 1981. Т. 5. С. 1668, глава № 37, раздел № 26, хадис № 93.
/11/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 1. С. 578, пояснения к хадису № 374.
Москва
Сегодня 26 мая
1
ДЕНЬ ДО РАМАДАНА
фаджр / есть до 2:17
шурук4:00
зухр12:28
аср16:53
магриб / начинаем есть20:54
иша/таравих22:34

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов