Одна из составляющих закята — то, на чьи нужды он расходуется, то есть то, какому контингенту людей, каким социальным группам выплачивается закят,— оговорена в Коране, причем подробно и прямым текстом, а не косвенным образом. Упоминая это в Своем заключительном Писании, Господь миров указывает на важность данного аспекта и, зная тонкости природы человека, не предоставляет верующим права самостоятельно решать и определять категории людей и цели, на которые расходуются средства, собранные в качестве закята.
Смысловой перевод коранического аята о направлениях реализации закята гласит:
«Поистине, милостыня (закят) принадлежит [выплачивается]:
— бедным [не имеющим нисаба[1], то есть не относящимся к тем, кто обязан выплачивать закят];
— нищим [неимущим и обездоленным];
— тем, кто занимается сбором и распространением закята;
— тем, кто близок к вере или еще слаб в своей религиозности[2];
— для выкупа и освобождения рабов[3];
— на выплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними;
— на пути Господа (фи сабилиль-лях)[4];
— путникам.Это обязательно для вас, Господь Всезнающ и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 9:60).
Необходимо знать, что при выплате закята на перечисленные в аяте цели или при передаче его людям, организациям, занимающимся его распределением среди нуждающихся, необходимо оговаривать, что это средства, выплачиваемые (или собранные) в качестве закята.
Важным является не столько сбор и взимание налогов, сколько то, на что и как тратятся собранные налоги. Ведь именно в этом вопросе часто происходит нарушение справедливости, проявляется эгоистичность и слабость человеческой натуры. Это было и есть в самых разных обществах, и наиболее вероятно, что именно поэтому в Священном Писании данному вопросу уделено внимание.
В Коране есть еще один важный аят, связанный с закятом:
«И среди них [слабых и лицемерных] есть те, кто выискивает недостатки и злословит в твой адрес [Пророк] касательно материальных отчислений [закятных средств][5]. Если им было бы дано из них [закятных средств; была бы дана материальная помощь], то они [лицемеры] остались бы довольны. Когда же им не дается, они начинают проявлять негодование и питать злобу. Если бы они довольствовались тем, что дал им Господь и Его посланник, и сказали [бы от всего сердца]: «(1) Достаточно нам Всевышнего [как помощника, заступника и одаряющего благами, которых мы не заслуживаем]. (2) Аллах (Бог, Господь) даст нам по Своей милости, а также Его посланник [когда придет должное время]. (3) Мы — с любовью устремленные к Нему [уверовали не для того, чтобы, как в торговле, приумножать свои материальные блага («я верую, поэтому, Господь, Ты мне дай это!»), однако — уверовали ради того, чтобы верить, и благодарим Бога за пробуждение в нас Его волею этих светлых и переходящих в вечность чувств]» (Св. Коран, 9:58, 59).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Нисаб — сумма, при наличии которой человек, по установлению Господа, обязан выплачивать закят. Об этом см. далее.
[2] Закят выплачивается с целью смягчить их сердца, развеять сомнения в истинности и справедливости законов Божьих, укрепить их в вере и исламской добродетели.
Некоторые, по причине неполноценной осведомленности, говорят о том, что данное положение было якобы отменено вторым халифом ‘Умаром в годы его правления. «Отмененность» они обосновывают достоверным хадисом об обязательной приверженности пути (сунны) и примеру праведных халифов. Необходимо знать, что коранический текст никто отменить не в праве. Исключением может быть только то, когда во времена пророка Мухаммада некоторые канонические положения принимали свою окончательную форму в течение определенного периода времени, например как это было с запретом спиртного. С начала первого коранического повествования о пагубности его и до окончательной запретности прошло порядка двух лет. По этой теме в исламском богословии есть целый раздел под названием «насых-мансух».
За последние сто лет мусульмане часто подвергались и подвергаются различным и в большей степени неоправданным нападкам; попадали и попадают под влияние атеистических, антигуманных и многих других порой хорошо финансируемых идеологий. Все это привело к тому, что они потеряли авторитет и лицо, которые были, к примеру, во времена халифа ‘Умара. В общем, сегодня мусульмане не являются представителями той праведности и богобоязненности, что присутствует в Коране и Сунне. Многое, что связано с Исламом, сегодня закрыто шорами стереотипов и легенд, которые были прорабатываемы и внедряемы недоброжелателями в сознание людей.
Упомянутый пункт сейчас наиболее актуален, так как призывает смягчить сердца, взглянуть на вещи непредвзятым взглядом, проникнуться исламской добродетелью.
[3] Мусульманские установления изначально были направлены на постепенное искоренение рабовладельчества, которое в те времена широко распространилось во многих странах и у многих народов. Выкуп и освобождение рабов мусульманами, как того требует Священный Коран, способствовали распространению исламского вероучения как религии мира и равенства.
[4] Под словами «на пути Господа» подразумеваются все действия, способствующие распространению Слова Господа и Ислама вообще.
[5] Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) часть закятных средств передал в помощь людям, близким к Единобожию, но не ставшим еще мусульманами. Увидев это, некоторые мусульмане, слабые в своей вере, возмутились и начали накапливать злобу в адрес Пророка, говорить непристойные вещи. Они вели себя так, будто бы у них что-то забрали. См., например: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 196.