Гигиена и чистоплотность

Гигиена и чистоплотность

Если сунной (желательным) является выщипывание волос в области подмышек, то возможно ли их брить?
Да. Это допустимо. /1/

По поводу спиртосодержащей парфюмерии. Разрешается ли пользоваться спиртовым дезодорантом или одеколоном? Можно ли совершать молитву, надушившись ими?
Если рассматривать строго и без поблажек, то — нет.
Но в тоже время все богословы единодушны, что те случаи, когда что-то является повсеместным, и сложно обезопасить себя от него (‘умумуль-бальва), оно относится к ма‘фуввун ‘анху, то есть канонически допускается и прощается.
Например, наш современник богослов Рамадан аль-Буты считает, что «пользоваться одеколоном, даже если он со спиртом, канонически допускается». В реалиях нашего времени этот известный богослов относит спиртосодержащие одеколоны и дезодоранты к ма‘фуввун ‘анху, то есть канонически допускаемому и прощаемому. /2/

Поэтому, если для кого-то крайне малое количество спирта в тех или иных предметах гигиены или парфюмерии, например, шампуни или крема, относится к категории ‘умумуль-бальва, то он не должен мучить себя излишними сомнениями, которые обычно от Сатаны.
Данное богословское правило лично я не стал бы практиковать в пользу спиртосодержащих кондитерских изделий или других продуктов, а также в вопросе дезодорантов и одеколонов. К тому же сегодня есть дезодоранты и одеколоны, которые не содержат спирта.

Что делать с остриженными ногтями или волосами? Куда деть, например, волосы новорожденного, побритые на седьмой день?
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) закапывал в землю отстриженные волосы, ногти, а также кровь, например, окровавленные повязки. То есть испачканное кровью и уже непригодное к использованию (салфетки, вата и т. д.). /3/

В условиях сельской местности это сделать легко, а вот в городских условиях — сложнее. Поэтому выброс в мусорный контейнер равносилен закапыванию, так как мусор свозится на свалки, закапываемые в огромных котлованах.
Нет разницы когда, в какой из дней стричь ногти. Наилучшим является, чтобы это происходило не реже одного раза в неделю, как и все другие гигиенические процедуры.

Правда ли, что если перед совершением молитвы-намаза почистить зубы мисваком, молитва будет в семьдесят раз лучше по вознаграждению?
Я не встречал достоверного высказывания Пророка об этом. Думаю, что это крайне маловероятно, так как мисвак относится к вещам, дополняющим молитву.

О мисваке

Мисвак (сивак) — это чистка зубов и то, чем чистят зубы, удаляют остатки пищи и снимают налет. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Сивак — это чистота полости рта и довольство Всевышнего [вами]» (хадис от ‘Аишы; св. х. Ахмада, ан-Насаи и др.). /4/ Во времена Пророка, как и сегодня, есть кустарники, ветки которого применялись и применяются как щетка и паста единовременно. Именно эти веточки, нарезанные примерно на длину современных зубных щеток, и подразумеваются в первую очередь в упомянутом хадисе, как и во всех других хадисах, рассказывающих о мисваке или сиваке. На сегодняшний день результатами научных исследований доказана значительная и многогранная польза мисвака для полости рта. Например, зубной налет счищается этой палочной безболезненно и очень эффективно, что в свою очередь предотвращает образование кариеса. Среди современных зубных паст имеются и те, одним из основных компонентов которых является мисвак.
Что касается времени применения, то оно не имеет ограничений: после сна, после продолжительного молчания или разговора, после еды и т. д. Главным, с точки зрения действий Пророка Мухаммада, является постоянный уход за полостью рта с целью сохранения здоровья и свежести дыхания. Например ‘Аиша передавала, что «Посланник Всевышнего, когда возвращался домой, в первую очередь чистил зубы»./5/

Ученые единодушны в том, что чистка зубов мисваком (как и иная форма поддержания полости рта в чистоте) является сунной муаккяда (обязательным на уровне сунны), так как Пророк был постоянен в этом и побуждал к этому других.
Относительно чистки зубов палочкой-мисваком перед совершением очередной молитвы-намаза следует обратить внимание на то, что в одних хадисах говорится о желательности чистки зубов перед полосканием рта во время совершения омовения (вуду’), а в других — перед молитвой. И в заключение приведу еще один хадис: «Пророк Мухаммад всегда, днем это было или ночью, после пробуждения ото сна, чистил зубы перед тем, как совершить омовение» (хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и Абу Дауда)./6/

Можно ли пользоваться мисваком во время соблюдения поста?
В данном вопросе имеется два практических акцента, пояснения.
Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов говорят о нежелательности использования мисвака после начала времени полуденной молитвы («Зухр») и до захода солнца. Аргументация у них не прямая, а косвенная: Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Запах изо рта постящегося, пред Всевышним, лучше запаха благовония» (св. х. аль-Бухари и Муслима). «То есть, — заключила данная группа ученых, — желательно после полудня сохранить естественный запах полости рта».
Богословы ханафитского и маликитского мазхабов говорят о допустимости использования мисвака на протяжении всего времени поста. Опираются они в своем заключении на все хадисы, подчеркивающие и побуждающие к сохранению чистоты полости рта и удалению неприятных запахов, а также на два специальных хадиса, касающихся постящегося: Пророк Мухаммад говорил: «Одним из наилучших качеств постящегося является [применение] мисвака» (хадис от ‘Аиши; св. х. Ибн Маджа), а также слова ‘Амира ибн Раби‘а: «Пророк Мухаммад постоянно пользовался мисваком во время поста» (св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и Абу Дауд)./7/

Имам аш-Шавкяни, например, говорил: «Правильным является желательность (мустахаб) пользования мисваком на протяжении всего времени поста. Так считала бòльшая часть ученых». /8/

Пользоваться зубной щеткой во время поста, без зубной пасты допускается, а вот от использования зубной пасты в это время лучше воздержаться. Бòльшая часть ученых говорит, что попадание ее в желудок нарушает пост. Если все же человек воспользуется ею, то необходимо быть предельно осторожным./9/

Объясните, пожалуйста, почему необходимость содержать в чистоте и порядке свою квартиру, двор, общественные места, территорию города не является фардом (обязательным)? Вообще-то, наверное, эта необходимость по значению должна приближаться к важности соблюдения столпов Ислама. Дмитрий. Архангельск.
Согласен. Так и есть. Имеется известное мусульманское повествование: «Чистота — это половина (часть) веры». Чем человек более набожен и религиозен, тем больше (по возможности) он стремится к чистоте и порядку.

Нужно ли как-то сочетать простые повседневные гигиенические процедуры с малым и полным омовением? Хасан.
Необходимости такой нет. Поступайте так, как вам удобнее.

Говорят, когда чистишь сиваком зубы, то нежелательно стоять, я имею в виду в ряду, при наступлении времени совершения намаза, а надо присесть или нагнуться и только тогда чистить зубы. Zaur.
Ничего такого не слышал и не читал. Согласитесь, странно, когда человек чистит зубы сидя, а тем более в ряду молящихся.

Подобные гигиенические процедуры, исходя из этических соображений, необходимо производить заблаговременно.

Можно ли выбрасывать волосы и ногти не в мусорную корзину, а, например, в туалет?
Да, возможно.

Я и мой муж любим принимать душ и ванну каждый день. Слышала, что часто такие процедуры нельзя делать.
Ну, это уже слишком. В Коране и достоверных хадисах не раз можно встретить прямое повеление быть предельно чистыми, что подразумевает в первую очередь физическую чистоту, чистоту тела, одежды, жилища и т. п.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Предельная чистота (не просто чистота, а именно чистоплотность /10/, бытность очень чистым) /11/— часть веры» (то есть если в человеке есть вера, то она выступает определенным, индивидуально для каждого, индикатором загрязненности, необходимости принятия душа, мытья рук, уборки на рабочем месте или в квартире и т. п.)./12/

Но я думаю, что для каждого человека индивидуально (прием душа), кто один раз в неделю полностью моется, а кто постоянно. Про вред не слышала. Что Вы скажете по этому поводу? Можно?
Вы можете принимать душ столько, сколько вам это необходимо для поддержания личной чистоты и гигиены. Это зависит и от стиля жизни, от регулярности занятий спортом, от сферы деятельности, трудовой занятости и т. д.
К примеру, японцы, поступают очень даже по-мусульмански, принимают душ в среднем два раза в день (утром и вечером).
/1/ См.: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 3-е изд., с. 330.
/2/ См.: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 18.
/3/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 1, с. 465.
/4/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 297, хадис № 4832, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: В 8 т. Т. 1, с. 115, хадис № 118.
/5/ См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: В 8 т. Т. 1, с. 118, хадис № 121.
/6/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 8 т. Т. 1, с. 300-302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: В 8 т. Т. 1, с. 119, хадис № 123; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 26, 27, хадисы № 22, 23.
/7/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 8 т. Т. 1, с. 302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: В 8 т. Т. 1, с. 119, 120, хадисы № 125, 126.
/8/ См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: В 8 т. Т. 1, с. 120.
/9/ См.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. С. 230.
/10/ Чистоплотный — содержащий себя в чистоте, аккуратный, опрятный. Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург: Норинт, 2000, с. 1481.
/11/ В хадисе употреблено слово в усиленной форме, в форме, усиливающей смысловую нагрузку слова.
/12/ Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, с. 329, хадис № 5343, «сахих».

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов