Медицина, здоровье, лекарства

Медицина, здоровье, лекарства

Во Всероссийском Центре Глазной и Пластической Хирургии используется новое лекарство, которое готовится из ткани умерших людей путем специальных химических обработок, для трансплантации глаза. Вопрос в том, можно ли мусульманину использовать это лекарство, так как все возможные методы были безуспешно опробованы?
Можно.

Можно ли сдавать кровь за деньги? Казахстан.
За деньги — нельзя.


Можно ли сдавать кровь, быть донором?
Да, но бесплатно.


У моего знакомого врачи обнаружили симптомы одного заболевания. Сейчас ему необходимо сдать сперму для проведения анализов. Возможно ли это?
Да, конечно. В такой ситуации допускается преднамеренный, принудительный вывод этой жидкости из организма, подобно сдаче крови для анализов. /1/


Можно ли делать обрезание лазером? В чём суть обрезания и польза? Азрет.
Можно, если это не вредит здоровью и не опасно. Посоветуйтесь с квалифицированным урологом.

Суть обрезания в том, что это пророческая традиция еще со времен Авраама. Это желательное (сунна) действие для мужчин. Польза — гигиена и чистоплотность, о чем вам скажет любой квалифицированный врач. /2/


Моему ребенку 10,5 месяцев. Думаю, уже пора делать обрезание. Может ли его делать немусульманин (его русский дедушка, он врач-хирург)? Мы с женой из семьи потомственных врачей, но если это канонически неверно (делать не у мусульман), то поищем суннатчи-бабаев, хотя опасаемся. С уважением, Искандер.
Никаких проблем. Это медицинская процедура, в которой главное — профессионализм, а не религиозная или национальная принадлежность.


Насколько допустимо по мусульманскому праву резать трупы, например, для определения причины смерти?
Насколько допустимо по мусульманскому праву применение в медицинских и иных научных целях опытов над животными, использование их в качестве живого материала для экспериментов?
Приведу несколько мнений /3/, которые касаются этого вопроса:

«Допускается разрезать живот умершей женщины, в утробе которой находится живой зародыш, для возможного спасения жизни младенца» (богословы ханафитского и шафиитского мазхабов).

«Допускается разрезать живот умершему для извлечения из него чужого имущества (например, бриллианты) или собственного (например, проглоченного с намерением сохранности), которое было им проглочено» (богословы ханафитского, шафиитского и маликитского мазхабов). Богословы-ханафиты добавляют: «Можно резать, но только тогда, когда невозможно компенсировать нанесенный другому ущерб из оставленного покойным имущества, и нет никого, кто мог бы компенсировать».

Поэтому, считает современный богослов аз-Зухайли и не только он, в случаях вынужденности и необходимости, к которым относятся, например, медицинские исследования, определение причины смерти покойного, уголовное разбирательство, в котором необходимо заключение экспертов о мотивах смерти в доказательство вины или невиновности подозреваемого, допускаются анатомические исследования тела покойного. /4/Наиболее явные причины к допущению медиков или экспертов к трупу — это приобретение меднавыков через изучение трупов для большего профессионализма в лечении живых, а также достижение судебной справедливости для наказания виновных и освобождения невинных.

Также допускается проведение опытов и исследований на животных, так как научно-практическая деятельность в данном случае приоритетна, ведь животные сотворены Всевышним на благо человека, для служения ему.

Безусловно, все это должно происходить только в меру социальной, медицинской или иной необходимости и потребности во благо людей. /5/


Можно ли внутримышечно принимать уколы, в составе которых есть спирт?
Мы писали об этом. /6/


Я донор, сдаю плазму. Как это оценивается с точки зрения Ислама? Василиса.
Можете сдавать, никаких проблем. Если это кому-то будет полезно, то совершаемое вами — благо, за которое последует воздаяние, по милости Всевышнего Аллаха.

Но продавать вы не можете, как плазу, так и любую другую часть тела. Наши тела — это временный дар Творца каждому из нас, который нельзя продавать, а также запрещается отказываться от него, совершая суицид.


Можно ли лечить людей других религий, давая для купания и питья им воду, на которую начитаны священные аяты Корана? С уважением, Абдушшафи.
Возможно, только не превращая это в «бизнес».


Мой отец болен раком, принимает химтерапию. Врачи говорят, что все в руках Всевышнего. Ему 57 лет. Если он покается в своих грехах, начнет читать намаз (мы же за него просим в каждом намазе и подводим его самого к чтению), можем ли мы надеяться на его выздоровление? Лилия.
Милость Всевышнего Творца безгранична.


Снова обращаюсь к Вам с вопросом, поскольку не смогла найти по поиску ответ. После обследования врач прописала прием лекарств, в том числе и ферментов (Креон). Я прочла состав и обнаружила, что он состоит из панкреатина поджелудочной железы свиней! Врач также рекомендовала после окончания курса лечения при погрешностях в диете принимать Мезим, который, оказывается, имеет те же компоненты. Я раньше принимала такие лекарства, не зная об их составе, сейчас же не знаю, что делать. Пока принимаю прописанное. Есть ли в этом грех? Также из-за наличия вируса в крови нам с мужем врачи настоятельно рекомендуют принимать Иммунал для профилактики рецидивов. Недавно обнаружила, что в нем есть спирт! Стала теперь читать этикетки всех лекарств и вижу, что многие из них содержат спирт. Зачастую эти лекарства действительно необходимые для лечения. Сейчас мы планируем беременность, надеемся, что Аллах дарует нам потомство (Иншаалла!), и я, беспокоясь о своем здоровье, хочу выполнять все предписания врачей. Посоветуйте, пожалуйста, что делать? Принимать выписанное доктором, содержащее запретное или надеяться на милость Всевышнего, что болезнь уйдет сама и обострения не наступит? Еще раз спасибо! Н.
Первостепенны жизнь, здоровье будущей мамы и ребенка. Что касается использования лекарств, то наивнимательнейшим образом прочитайте развернутый материал об этом в книге «Ответы на ваши вопросы об Исламе» (2-й том из серии Bibliotheca Islamica), с. 65.

P. S. «или надеяться на милость Всевышнего, что болезнь уйдет сама». Чтобы милость Всевышнего проявилась, необходима хоть какая-то основа, отправная точка, предпосылка, которую должен создать сам человек. И здесь две крайности: либо апатия, прикрывающаяся воззваниями к милости Всевышнего, либо неумение положиться на Него. Судорожно перебираем мысли, хаотически что-то пытаемся переделать, срываемся на других, кидаемся из стороны в сторону, хотя все, что от нас требовалось, мы давно сделали и тут бы вспомнить о милости Всевышнего и всего-навсего вознести руки в мольбе...


Mojno li mne musulmanke, zanimatsya yogoy? Ne zapresheno li eto Islamom? Мадина.
О запрете по этому поводу не слышал и не читал.


Можно ли заниматься його-терапией, если брать во внимание только оздоровительный момент этой методики? Эльхан.
Возможно.


Меня интересует такой вопрос: разрешает ли Ислам вакцинацию — детям, например от полиомиелита, взрослым от гриппа и т. д.? Работаю в инофирме, знаю, что многие фирмы, организации в целях профилактики проводят вакцинацию своих сотрудников. Попыталась поискать на Вашем сайте, но не нашла. Извините, если вопрос задается повторно. Спасибо. Муборак.
Простите, но я несколько удивлен тем, что у вас даже возник такой вопрос. Ислам всегда стоял на страже как общественного, так и индивидуального, как физического, так и духовно-психологического здоровья.


Можно ли использовать лекарство, где содержится человеческий интерферон? Заранее благодарна, Бэла.
Да, можно. Человеческий интерферон представляет собой группу белков, синтезируемых лейкоцитами донорской крови.


Что вы можете сказать про уринотерапию? Харам (запретно) или нет? Или, может, макрух (нежелательно)? Zelimkhan.
Подробно об этом смотрите в книге «Ответы на ваши вопросы об Исламе», с. 65-67.


Я мусульманка и по рождению и по жизни. Веду праведный образ жизни, руководствуясь своим внутренним голосом. Но я пока еще не надела хиджаб. Знаю, что наполовину исполнять обязанности нельзя, но я должна сама к этому прийти. У меня одна проблема — это проблема с питанием. Нет, я не употребляю запретные продукты, я ем только разрешенное. Но есть один грех — это переедание. Я делала очень много намазов, читала различные дуа, но ничего не помогает. Может, есть какие-то дуа или специальные молитвы по этому поводу? Помогите, пожалуйста. Если мне суждено иметь такое тело, я смирюсь, но если чревоугодие — грех, я хочу с этим бороться. Заранее вам благодарна! Ж.
В книге «От темы к теме», в шестой главе под общим названием «Медицина. Пророк. Современность», имеется исследование «Правильное питание», с. 313-321.


Какие дуа, суры нужно читать при испрашивании у Всевышнего исцеления, здоровья для близкого больного человека? Заранее благодарен! Ильдар.
Смотрите в последней главе книги «Путь к вере и совершенству».


Может ли врач-косметолог заниматься профилактикой и лечением морщин? (Я — врач). Спасибо. Ф.
Да, возможно, но в разумных пределах.


Уважаемый имам, мы знаем хадис о том, что нельзя выщипывать брови и точить зубы. У меня давно возник вопрос: можно ли тогда носить брекеты? Ведь они ставятся для красоты? Хьава.
Все не так! Всевышний любит красоту (об этом сказано в достоверном хадисе) и все её производные (в пределах здравомыслия), а также побуждает и нас с вами к этому. На сайте очень много материалов, прямо или косвенно раскрывающих понимание этой темы.

Брекеты ставятся не для красоты, а для того, чтобы сделать зубы ровными и здоровыми.


1. Ко мне на днях приехала мама мужа на медицинское обследование. У неё обнаружили рак. Могу ли я прочитать известное ду‘а (7 раз) при посещении больных для ее скорейшего исцеления?

2. Известны ли вам факты исцеления от этой болезни посредством черного тмина (я хочу ей его купить)?

3. Как морально поддержать человека в таком положении и как быть самой? Положиться целиком на Аллаха? Л.
1. Конечно же, вы можете читать данную молитву. Кроме того прочтите семь раз суру «аль-Фатиха» на стакан воды «зам-зам» (привезенной из Мекки) и пусть она (мама мужа) выпьет эту воду с мольбой-ду‘а об исцелении от конкретной болезни. Пусть молитва будет точной и адресной.

2. Масло тмина очень хорошо укрепляет иммунитет и защитные функции организма, особенно при регулярном приеме натощак. Может явиться одной из причин исцеления.

3. Что касается вас самой, то ознакомьтесь с книгой «Крик души или кризис духа». Молитесь за родного вам человека и никогда не теряйте надежду на милость Всевышнего и щедрость.


Uvazhaemy imam, hochu sprosit’ Vas v trety raz, kak uchennye Islama otnosyatsya k transplantacii organov, Vashe lichnoe mnenye? Zaranee blagodaren. Arman.
Это допускается, в рамках соответствующего законодательства, конечно же.

Умирающий может завещать свои здоровые органы, но только делается это бесплатно. Полученное от Творца безвозмездно, передается другому также безвозмездно.

Я видел ваш вопрос и было желание ответить на него подробно. Однако, к сожалению, подобная возможность так и не выдалась. Но намерение написать подробное исследование по этой теме имеется.


Я учусь в медицинском институте, и анатомию мы изучаем на трупах. Как же быть, если нужно, по Исламу, похоронить человека в первый день? Как тогда бы люди знали анатомию человека? Ведь это — базовая наука в медицине. Джаннат.
Вам, как мусульманке и медработнику, полезно будет прочитать главу «Джаназа». Богословско-правовое исследование по предсмертным и похоронным вопросам" (с. 365-421) из книги «Ответы на ваши вопросы об Исламе», а также главу «Медицина. Пророк. Современность» (с. 307-344) из книги «От темы к теме», особенно страницы 343, 344.

В последующем советую вам приложить хотя бы незначительную толику усилий для просвещения себя в том или ином вопросе, прежде чем делать скоропалительные выводы. Знайте, что мусульмане внесли огромный вклад в развитие медицины, чего стоят одни лишь эти имена: Ибн аль-Хайсам (Альгазен), Ибн Рушд (Аверроэс), Ибн Сина (Авиценна). /7/


Как Ислам относится к гипнозу? Иногда его используют в медицинской практике, хотя некоторые психологи против, поскольку психика человека до конца не изучена. Аиша.
Однозначного ответа нет. Если полезно, тогда допускается, если вредно, тогда запрещается.
/1/ См., например: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 216.
/2/ Подробнее об обрезании см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. С. 306, 307.
/3/ Это прописывается в богословских трудах пятисот-восьмисотлетней давности.
/4/ Важно подчеркнуть, что это положение действует по мере необходимости и вынужденности. В обычной же ситуации действенен хадис: «Сломать кость мертвому человеку подобно тому, что ее сломают живому» (хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда и Ибн Маджа). См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 389, хадис № 6231. То есть отношение к телу покойного должно быть столь же уважительным, как и отношение к живому.
/5/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2608.
/6/ См.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. С. 65-67. Также в разделе «Медицина» на нашем сайте.
/7/ См.: Большой энциклопедический словарь, Москва — Санкт-Петербург, 2004 г., с. 430-431.

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов