Вера

Вера

Меня постоянно мучают сомнения. Никогда не было такого, чтобы я мог сказать, будто на все сто процентов верю в Аллаха. Моя вера то сильна, то слаба. Когда читаю книги, хадисы, вера сильна, но все же я никогда не ощущал, что готов умереть за свою веру, как это делали в прошлом... Я задаю себе вопрос: что бы у хотел увидеть, дабы поверить? Я боюсь умереть в сомнениях. Это нормально? Хазретали.

Возвышенные душевные ощущения не постоянны, не концентрируйте на этом внимание. Умирать за веру нет необходимости. Живите так, чтобы потом не пришлось жалеть об упущенном времени, о впустую прожитой жизни. Живите с верой, причем полно, ярко, поднимаясь на все новые уровни духовного, интеллектуального и физического развития, что потребует жесткой каждодневной дисциплины, воли и труда в поте лица. Жить — тяжело, жить ни над чем особо не работая — еще тяжелее, жить, превращая свое земное временное бытие в шедевр, потребует от вас многого, но и вернется сторицей в земном и в вечном. Что же касается «умереть», умертвить себя под разными предлогами, то любой неудачник, воспитанный современным телевидением, может сделать это. К сожалению, таковые в России исчисляются десятками тысяч.

Прочитайте книгу «Мир души» и послушайте проповеди «Прочнее стали» и «Собрать себя по осколкам». Когда прочитаете и послушаете, поделитесь с нами размышлениями и позитивными преобразованиями в вашей жизни.

***


Я очень хочу стать верующей, верующей с сердечной любовью ко Всевышнему, я не хочу молиться лишь из страха перед Адом. Каким должен быть истинный мусульманин (мусульманка) и как этого достичь? Зарема.

Не совершать больших грехов (спиртное, сигареты, наркотики, прелюбодеяние; употребление свинины; клевета, ложь, воровство и т. д.), развиваться духовно, физически и интеллектуально, беречь свое время. Духовно — молитва-намаз, физически — каждодневные 40-минутные физические нагрузки, интеллектуально — чтение одной, а лучше трех умных книг в месяц.
Вам следует прослушать на нашем сайте вааз за 8.10.2010.

Обратите внимание на следующие смыслы из Священного Корана: «Нет сомнений, оправдаются надежды верующих [о милости Творца и райской обители, благодать обитания в которой не имеет конца]! [Ожидает радостная весть] тех из них, кто (1) набожен, совершая молитву-намаз [а место расположения набожности — сердце]; кто (2) отворачивается от всего бесполезного (игнорирует его, безразличен к нему) [из категории слов, дел, поступков, времяпрепровождения, не говоря уже о вредном]; кто (3) знает, что такое духовное очищение /1/ [умеет зарабатывать и делиться с теми, кто нуждается в помощи и поддержке]; кто (4) не прелюбодействует, а имеет интимные отношения лишь со своими женами [женщины — лишь со своими мужьями] /2/, и нет в их адрес упрека [то есть в установлении, сохранении и развитии внутрисемейной гармонии и взаимопонимания они безупречны]. Кто же стремится к чему-то большему (то есть к тому, что помимо этого, к греховному) [по последнему четвертому пункту], они — преступившие границу дозволенного.

[Ожидает радостная весть] тех из них, кто (5) обязателен во всем вверенном ему на некий срок и соблюдает договоренности, а также тех, кто (6) «заботится» о своих молитвах-намазах [выполняет своевременно, ощущая в них потребность и получая духовное упоение, а не оставляет «на потом» или пенсионный период].

Они [мужчины и женщины, в чьей жизни обосновались и гармонично в нее вписались упомянутые характеристики] — наследники, а унаследуют Фирдавс /3/ и пребудут там вечно» (Св. Коран, 23:1 — 11).

***


Моя знакомая раньше была мусульманкой, но ввиду некоторых обстоятельств приняла христианство, сейчас же снова хочет возвратиться в Ислам. Что она должна сделать для этого? Магомед.

О процедуре принятия Ислама вы можете найти на нашем сайте в разделе «Принятие Ислама» или в книге «Мусульманское право 1–2». Ничего особенного в ее случае делать не нужно.

***


Как найти грань между довольством, благодарностью Всевышнему за те блага, которыми Он нас наградил, и совершенствованием себя или достижением чего-то в этой жизни? Айгуль.

В Коране есть такие строки: «В ответ на это [на возможность слышать насекомых] он (Сулейман) улыбнулся, [а затем] засмеялся [радуясь происходящему и удивляясь столь необычным, предоставленным Богом возможностям]. [В воодушевлении] он взмолился: «Господи, побуди меня (помоги мне, внуши, вдохнови) быть [и всегда оставаться] благодарным Тебе за то, что Ты даровал мне и моим родителям. Побуди меня [вдохнови на мудрое управление собою, своими желаниями, действиями, дабы] совершать добрые, правильные дела, поступки, которыми Ты будешь доволен /4/. Введи меня милостью Твоей в число рабов благочестивых /5/ (удостоенных райской обители в вечности) [тех, от кого нет вреда; в число праведных, добрых; не стоящих на месте, а изменяющихся и изменяющих в лучшую сторону]» (Св. Коран, 27:19).

«Господи, побуди меня (помоги мне, внуши, вдохнови) быть [и всегда оставаться] благодарным Тебе». Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Будь доволен /6/ тем, чем наделил тебя Аллах (Бог), станешь самым богатым среди людей!» /7/; «Сын Адама (о человек)! У тебя есть то, чего тебе достаточно, ты же требуешь того, что развратит тебя. Человек, ты не доволен малым [что есть у тебя], а большим [сколь многочисленным оно ни становилось бы] не насыщаешься. Потомок Адама, если ты встретишь утро в телесном здравии, со спокойной душой (сердцем) и у тебя есть пропитание хотя бы на один день, то можешь ничего не бояться!» /8/

Если сегодня утром вы проснулись во здравии, то получили Божье благословение на продолжение жизни, в отличие от того миллиона человек, которые не пережили эту неделю. Если ваш холодильник полон продуктами, есть что надеть, а также имеется и собственная крыша над головой, тогда вы богаче, чем 75% населения нашей планеты. Если ко всему прочему в вашем бумажнике есть деньги, вы имеете средств более того, что вам требуется на самое необходимое, то вы входите в число 8% богатых и обеспеченных людей планеты. Если вы посмотрите в небо и всей широтой добрых душевных чувств поблагодарите Бога, то получите Его благословение на много большее и лучшее /9/. Каждый из людей может это сделать, но большая часть из них этого не делают.

«Побуди меня [вдохнови на мудрое управление собою, своими желаниями, действиями, дабы] совершать добрые, правильные дела». «Добро для человека — это активное использование способностей его души /10/ в соответствии с высоким достоинством /11/ или добродетелью /12/» (Аристотель). То есть лучшим для человека является применение собственных душевных способностей, качеств, причем когда их использование не идет вразрез с нравственностью и моралью.
То есть из всего вышесказанного можно сделать вывод, что благодарность Творцу в самых разных ее формах и достижение всего возможного и невозможного не противоречат друг другу, а наоборот — идут руку об руку, взаимодополняя.

***


Всегда была убеждена, что щелканье пальцами является харамом, что это зикр шайтана. Разъясните, пожалуйста, опираясь на далиль (доказательства). Зарина.

Запретов на этот счет я не встречал ни в Коране, ни в Сунне.

***


Какую молитву-ду‘а либо дополнительный намаз я могу совершать, чтобы просить милости у Всевышнего не за себя, а за другого человека для его защиты, или чтобы Всевышний наставил его на правильный путь, помогал в этой жизни? У меня есть ваша книга «Путь к вере и совершенству». Саят.

В последней главе этой книги выберите подходящую вам по смыслу молитву-дуа. Какой-то специальной рекомендации на этот счет нет. Вы можете совершить два ракяата дополнительной молитвы-намаза (любой или той, что приведена в разделе «Дополнительные молитвы» в этой же книге), затем искренне поблагодарить Бога за все, что у вас есть, раскаяться в возможных грехах и ошибках, а после помолиться за этого человека на любом близком вашей душе языке.

***


1. Нарушается ли омовение, если здороваться за руку с пьяным или немусульманином?
2. Впадает ли мусульманин в неверие, если он не совершает намаз?
3. Почему муадзины при чтении азана закрывают уши руками? Хадижат.

1. Не нарушается.
2. Нет. Человек продолжает быть му’мином (обладателем веры) и мусульманином (покорным Богу) до тех пор, пока верует во Всевышнего, верит в истинность пророческой миссии Его последнего Посланника и согласен со всеми обязательными религиозными положениями, не отрицает их. Человек, не выполняющий какую-то часть обязательной религиозной практики, является грешником (фасиком). Такое мнение наиболее справедливо, верно и близко духу веры и Священного Корана. Если человек по лени своей, слабости воли или характера, нерадивости и беспечности (а для мусульман, живущих в России, — по причине неграмотности, непросвещенности и потери за десятилетия атеизма того, что сохраняли и передавали наши предки на протяжении многих и многих веков) обязателен лишь в некоторых положениях религиозной практики, забывая о других постулатах, то это указывает на слабость его веры и недостаточную покорность Всевышнему. Вера такого человека находится в некоторой опасности, и это до тех пор, пока он не начнет развивать себя в плане набожности и религиозной практики.
3. Это — сунна, к обязательному не относится.

***


Недавно я познакомилась с мусульманином, который очень вами восхищается, имам Шамиль.

У меня много вопросов. Сегодня утром я проснулась с улыбкой. Со счастливой улыбкой. Казалось, что внутренний свет моих глаз освещает мир вокруг. Казалось, я излучаю Его свет, и этот свет пронизывает всю меня. Я ехала на работу и на дороге увидела страшную аварию. Скорее всего, в ней не осталось живых... Что есть гармония мира, имам Шамиль? Неужели если один человек испытывает искреннюю внутреннюю радость, то кому-то другому в этот момент обязательно плохо, чтобы в мире сохранилась гармония? И сколько боли стоит истинное счастье? Или, может, все наоборот: когда кому-то плохо и тяжело, ты можешь разделить с человеком свой свет и силу (моральная помощь или финансовая поддержка), и таким образом твое счастье помогает миру и тем, кому плохо? Но тогда почему существует боль и страдания? Ответ «чтобы ценить радость и счастье» кажется жестоким... Al-Bina.

Логика неверна, размышления ошибочны. В этом мире есть и добро, и зло, и гармония, все это тем или иным образом взаимосвязано, но не так, как вы это поняли. Изучите мою книгу «Мир души».

Всем хорошо или плохо в этом мире не бывает. Всевышний сотворил человека для испытания, проверки, которые проявляются в виде удачи или же несчастия на разных жизненных этапах.

***


Извините за столь глупые вопросы, но они меня очень волнуют.

1. Последние 5 лет я не чувствую в сердце ничего, словно у меня пропали чувства (жалость, сострадание, понимание других). Я чувствую какую-то слепоту в сердце, и с каждым днем она увеличивается. Я становлюсь бесчувственным животным, все вокруг способствует этому. Как вернуть те чувства, которые были у меня раньше. Как избавиться от эгоизма? Мне еще только 20 лет.

2: Как познавать Аллаха сердцем, как это чувствовать? Объясните, как познавать себя. Я слушал ваши проповеди, вы говорите, что если познаешь себя, то познаешь Аллаха.

3. Я совсем не могу размышлять, даже не понимаю, что это. Есть ли какие-то способы для того, чтобы хорошо размышлять, например об Аллахе и его творениях? Талгат.

1. Изучите книгу «Мир души». После прочтения ее с карандашом в руке и после проведения параллелей с вашей жизнью отпишитесь о результате.
2. Найдите книгу Р. Кийосаки и Д. Трампа под названием «Почему мы хотим, чтобы вы были богаты».
3. Читайте мой «Перевод Корана. Смыслы».

***


 Нашла ваш сайт, все очень интересно, многое посмотрела, прочитала, послушала.

Я татарочка, замужем, у нас две девочки. Уже год, как я стараюсь читать пятикратный намаз, впервые держала пост в месяц Рамадан, не пропускала. Начала учить арабский, очень хотелось читать Коран в оригинале. Но когда я все же освоила алфавит, правила чтения, то расстроилась. Везде пишут, говорят, что когда читаешь Коран, испытываешь нечто необыкновенное, а я ничего не чувствую. И во мне появилось ощущение, будто я отвергнута Всевышним, что я лицемер. Это ощущение накатывало как снежный ком, я даже намазы стала пропускать. А почитав ваши статьи, я многое проанализировала. У меня совсем нет друзей, ведь я думала, что невозможно отдаваться Всевышнему без полного отречения ото всех, что мир враждебный. За короткий промежуток времени мне хотелось стать не меньше, чем святой... Сейчас все понимаю, самой смешно. Понимаю, что я в первую очередь человек, с кучей недостатков.

А еще, когда я только начала читать намаз, у меня была цель — научить своих девочек жить в гармонии с Исламом, сочетать в себе любовь ко Всевышнему и любить жизнь во всех ее проявлениях. Моей старшей дочери шесть лет, она прекрасно бегло читает, изучает английский, занимается гимнастикой, обучается намазу. И что вы думаете, из-за меня мы стали пропускать занятия, мне стало казаться, что все мирское не имеет значения, что надо полагаться на Аллаха и пассивно плыть по течению. Отрезвили! За что благодарю вас!

Недавно посмотрела ток-шоу «Пусть говорят», где вы были, прослушала радиопередачу с вашим участием на тему о строительства мечети. Да ведущие же вам слово не давали сказать! Вы только не останавливайтесь, идите вперед! Вы сильный и мужественный! Меня переполняет чувство гордости за то, что вы есть. Я уверена, пройдет еще немного времени, и они начнут прислушиваться к вам. Э.

Всем нам успехов в обоих мирах, счастья и благополучия.

***


Меня зовут Аслан, мне 18, живу в Казахстане.

19 декабря 2010 года я начал совершать намаз, но через неделю стал во всем сомневаться... Изучаю Ислам я уже давно, самостоятельно. Раньше слушал лекции Саида Бурятского (до того момента, пока он не присоединился к боевикам). И сейчас, делая фард намазы, вечером меня охватывает странное чувство того, что я поспешил... В Исламе огромное количество течений, различных сект, и это больше всего меня смущает... Кто говорит, что Ислам — это религия мира, что она несет только добро, а на другом конце кричат, что тот же пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) в свое время перерезал целое племя иудеев, которых было около 900 человек. И знаете, все это вызывает мысли в голове, которые действуют губительно на веру. Да, я всем сердцем и душой верю в Единого Создателя всего и вся, но я начинаю сомневаться в самом Исламе. Столько разногласий между людьми, столько запретов, порой даже нелепых! Я никоим образом не хочу кого-либо задеть, но сложилось такое впечатление...

На днях прочитал вашу книгу «Мужчины и Ислам», и в голове куча разных вопросов появилась, крыша потихоньку начинает съезжать. Появляется даже такая мысль, как оставить намаз.

Конечно же, вы можете сказать, что всему причиной мой возраст. Но даже если и так, что мне делать?! После того как я начал читать намаз, я перестал улыбаться. То есть все, что должно бы действовать на меня хорошо, действует на меня негативно. Голова просто кипит! Aslan.

Вам необходимо делать следующее: 1) 40 минут активной физкультуры в день; 2) подберите для себя три книги из рекомендуемых мной на сайте и читайте по пять страниц в день из каждой; 3) молитву-намаз не оставляйте, несмотря ни на что, как минимум — совершайте фарзовые ракяаты; 4) найдите мой «Перевод Корана. Смыслы» и, начиная с первого тома, читайте по десять страниц в день. Если не найдете книжного варианта, то читайте с нашего сайта. При каждодневной такого рода работе над телом и интеллектом вы, полагаю, сможете окрепнуть физически и интеллектуально и выйти на новый уровень отношения к происходящему уже через три месяца.

***


Я уверовал и принял Ислам более года назад. До этого профессионально занимался научными исследованиями, что продолжаю делать и сейчас. Но в связи с новыми обстоятельствами (принятия веры) во мне возникает конфликт: с одной стороны, я хочу и стараюсь душой и телом быть последовательным в соблюдении положений Ислама, но с другой (профессиональной) — нет гармонии. Главная причина в вопросе появления жизни на земле, в частности человека.

1. Насколько я понимаю, в Священном Коране говорится, что человек был создан Всевышним единовременно, а не вследствие многоуровневого генетического отбора и выделения наиболее приспособленного вида (кроманьонца в конечном итоге). Теория Дарвина в данном случае отвергается. Здесь, мысля в пользу Ислама, я могу опровергнуть некоторые части теории, но в целом я принимаю ее. Тут и возникает главный конфликт, мешающий мне искренне уверовать, из-за которого я обманываю себя.

2. И второй вопрос, менее значимый, — о других мирах (галактиках). Я определенно признаю возможность существования других форм разумной жизни в других галактиках, и мне интересно, кто они для Всевышнего и как они почитают Посланника. Конечно, конкретных ответов на этот вопрос дать нельзя. Но хотя бы трактовку по Корану, чтобы расставить точки над i и понять для себя. Дауренбек.

1. «О люди, бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Всевышнего, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] большое количество мужчин и женщин...» (Св. Коран, 4:1).
Эволюцию как процесс развития и преобразования Ислам не отрицает.

2. Нам известно о мире людей, джиннов и ангелов. О других мирах в Коране и хадисах Пророка прямой и однозначной информации нет.

***


Возможно, этот вопрос можно отнести к разряду философских, но мне хотелось бы знать ваше мнение. Если есть вечность, то она была и до нас и будет после нас, а жизнь — ничтожный промежуток времени в этой вечности. Но почему земной жизни придается так много значения, почему люди должны попасть в Ад за то, что провинились в этом ничтожно коротком промежутке, почему затем человек должен вечно страдать и мучиться в Аду? Жизнь по большей части — это поддержание самой жизни, которую необходимо с трудом каждый день отвоевывать в борьбе с нуждой. А если и исполняются желания, то желаемое обесценивается.

Я практикую Ислам уже больше 3 лет, но делаю это из страха пред Всевышним. У меня никогда не было чувства душевной умиротворенности. Себя я считаю для своего возраста реализованным, есть цели, к которым я стремлюсь, работаю над достижением поставленных задач. Но я не чувствую счастья, его как будто бы нет в настоящем. Оно осталось где-то в прошлом или, возможно, будет в будущем, а настоящее не удовлетворяет. Kh.

Если вы на самом деле хотите жизненных преобразований и желаете, чтобы вера и религия вам в этом помогли, помогли стать успешным и счастливым в обоих мирах, тогда вам следует с карандашом в руке прочитать следующие мои книги: «Мужчины и Ислам», «Мир души», «Потусторонние миры. Интервью» и «Перевод Корана. Смыслы». Читая хотя бы по 10 страниц в день, вы сможете образовавшуюся в вашем уме пустоту не только вытеснить, но и начать понимать алгоритм жизни, глубину происходящего, а также необычайные просторы возможностей каждого дня вашей жизни.

***


Один человек сделал мне талисман из ниток. Когда он завязывал узел, я говорил свои желания. Этот человек утверждает, что он — проводник от Бога. Можно ли носить этот талисман? Ильдар.

Лучше эту игрушку сжечь и становиться тем человеком, который не зависит от суеверий, ясновидящих и колдунов. Вам не хватает уверенности, как духовной, так и интеллектуальной, а потому постарайтесь восполнить этот пробел.

***


Недавно у меня возник вопрос, на который я хотела найти ответ. Я взяла в руки перевод Корана, открыла страницу наугад и стала читать попавшуюся суру, пытаясь найти ответ на свой вопрос в ее аятах. Спустя пару дней я вспомнила об этом, и мне стало страшно, думаю, что я совершила ширк (многобожие, отступление от веры)! Я сделала полное омовение и произнесла шахаду (формулу Единобожия), но все же это не дает мне покоя! Скажите, пожалуйста, совершила ли я ширк? Неужели все мои деяния, намаз и пост теперь не примутся? Айгерим.

На данном этапе ваши размышления о вере не то что по-детски наивны, а по-взрослому невежественны и неграмотны. Как такое действие, как чтение Корана можно сравнить с обожествлением чего-то земного, возведением этого в ранг Бога и поклонением ему?!

Ваши действия относительно поиска ответа на вопрос верны, ведь Всевышний дает ответы на возникающие вопросы посредством разных источников: мудрые книги, мимолетная фраза, неожиданная встреча, смена привычных для нас обстоятельств, пусть даже если это недуг или неприятность.

***


Часто просматриваю ваш сайт, читаю вывешиваемые материалы. Понравилась поднятая на обсуждение тема «Чем заполнить пустоту?» Тема пустоты для меня очень близка. Я осознала, что пустота действительно существует, я не ощущала ее раньше, хотя она была всегда.

Я развожусь со своим супругом, прожив с ним всего полгода. Никогда не думала, что подобное произойдет со мной. Родители воспитывали меня в строгости, всю жизнь я готовила себя к браку, и когда встретила достойного человека, как мне казалось, цель была достигнута, я была счастлива. Но все вышло не так. За эти полгода я потеряла и мужа, и ребенка (случился выкидыш). Муж же очень дурно поступил со мной. У меня началась внутренняя паника, я стала впадать в отчаяние. После долгих раздумий я поняла, что мои переживания связаны не столько с происшедшим со мной, а с пустотой, которой всегда была у меня. Я много молилась, просила Всевышнего дать силы, понять, то, чего я не понимаю. Ничего на этом свете мне не принадлежит, все дает Аллах во временное пользование. Мое — это только моя душа и моя вера. Тогда я почувствовала, что Аллах любит меня и что нельзя никого и ничто любить больше Его.

Пустота — это нехватка веры в душе, это когда пытаешься забить дыру, а она все расширяется и расширяется. Но самое важное, что и вера дается только по Его милости, наш удел — просить Его об этом. Я осознала, какое я слабое существо, без помощи Аллаха я — никто. Когда человек находится в гармонии с Богом, исчезает пустота, и он чувствует себя бесконечно счастливым. То есть пустоту можно заполнить одним способом, вернее даже, существует только один верный способ — вера и любовь к Богу. Чем больше мы к Нему обращаемся, тем больше знаний Он нам дает, я каждый раз будто заново открываю для себя веру. Фатима.

Думаю, что для внесения дополнительных красок в многообразие вашей постепенно начинающейся раскрываться жизни, вам полезно прочитать мою книгу «Мир души». Она обогатит вас многими полезными советами из многовековой удивительной мусульманской культуры. Также рекомендую прочитать перевод смыслов первой суры Корана в моем переводе на сайте либо в книжном варианте.

/1/ Возможен и такой перевод: «Те, кто выплачивает обязательную милостыню (закят)».
/2/ В этой части аята есть упоминание и о невольницах (наряду с женами там упомянуты и невольницы), но в данном случае, производя не подстрочный перевод, а перевод смыслов, мы не сказали об этом, так как данное положение потеряло свою актуальность с окончанием в мире периода рабовладельчества. Наиболее значительный вклад в искоренение него внесла именно мусульманская культура, в которой одним из самых греховных деяний является порабощение свободного человека, а одним из наивысших благодеяний (на период наличия этого в мировой практике) — освобождение раба с предоставлением ему условий для свободной жизни. Что касается мифов о бесправном положении женщины в Исламе, то это, как и многое другое, внедряемое в сознания людей и практику отдельных из них, — результат черного PR, который исходит в основном от тех, кто превратил свободные мусульманские земли в свои колонии, а предшествовало этому разрушение местных духовных и жизненных ценностей. В значительной степени это касается периода Английской (европейской) колониальной экспансии. Кстати, радикализм, подхватываемый фанатиками и невеждами, из той же серии. Возвращаясь к вопросу о рабстве, США законодательно отказались от этого недуга лишь в 1865 году. Что же касается периода ниспослания Священного Корана (четырнадцать веков назад), то ведь ни для кого не секрет, что тогда во всем мире было разделение на свободных и рабов. Последние имели меньшие права (с точки зрения мусульманских канонов) или не имели их и вовсе (в других обществах и с точки зрения канонов остальных цивилизаций того времени). Коран изначально призывал к освобождению невольных, часто становившихся таковыми в результате военных действий, которые были нормой в мировой практике. Происходило это (освобождение невольных) безвозмездно, во имя Аллаха (Бога).
/3/ Фирдавс — название одного из уровней Рая, высшего райского уровня.Совершение благого является одной из форм благодарности Всевышнему за предоставленные возможности, дары и некоей гарантией сохранения их и приумножения. В Коране сказано: «Зачем Господу наказывать вас, если вы стали благодарны Ему и уверовали. [В ответ на вашу благодарность] Он воздает щедро и обо всем знает» (Св. Коран, 4:147).
/4/ Совершение благого является одной из форм благодарности Всевышнему за предоставленные возможности, дары и некоей гарантией сохранения их и приумножения. В Коране сказано: «Зачем Господу наказывать вас, если вы стали благодарны Ему и уверовали. [В ответ на вашу благодарность] Он воздает щедро и обо всем знает» (Св. Коран, 4:147).
/5/ Благочестие — это набожность в сердце и одновременное следование предписаниям Бога. Благочестивый человек всегда добрый, справедливый. Замечу, что религиозность человека не подразумевает обязательное наличие в нем благочестия. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Лучшие из вас [верующих, религиозных] те, от кого ждешь только хорошее и не ждешь плохого, а худшие — от кого всегда можно ожидать что-то плохое и не дождешься хорошего». См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 250, хадис № 4113, «сахих». Значение слова «салих», примененного в аяте и подразумевающего качество пророков и праведников, по отношению к обычному человеку следующее: он настолько добродетелен, что всегда готов совершать благое, сколь бы «несвоевременным» это для него ни оказалось; не стоящий на месте, а изменяющийся и изменяющий в лучшую сторону. См., например: Аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 744.
/6/ Доволен — значит благодарен, ведь удовлетворенность при неверном к ней подходе тормозит развитие личности, ее рост и в итоге останавливает, включая процесс деградации. Интересное пояснение на этот счет имеется у немецкого миллиардера Бодо Шеффера: «За все, что мы имеем, мы должны быть благодарны, — за еду на столе, за людей, которые нас окружают, за то, что мы можем любить их, а они нас. Независимо от уровня своего достатка, вы должны быть благодарны за все, что имеете, — даже если у вас старый автомобиль и маленькая квартира. Благодарность — это очень важное чувство. Во-первых, с его помощью можно изгнать страх. Во-вторых, если мы не испытываем благодарности за то, что имеем сегодня, то вряд ли испытаем ее в будущем, когда будем иметь больше. Это важнейший ключ к счастью. Вы не встретите ни одного благодарного человека, который не был бы счастлив. Удовлетворенность — это очень опасная вещь. Никогда нельзя быть довольным тем, кто ты есть и что ты имеешь. Все живое должно расти. Если что-то не растет, значит, оно умерло. Человек, довольный собой, перестает развиваться. Лишь испытывая неудовлетворенность, мы можем изменяться и расти. Ни в коем случае нельзя поддаваться соблазну самодовольства. Джонатан Свифт писал: «Блаженны те, кто ничего не ожидает, ибо они не разочаруются». Тот, кто ничего не заказывает в ресторане, ничего и не получит. Такова жизнь. Мы должны стремиться получить от жизни то, чего хотим. Это и есть успех. Но вместе с тем мы должны быть благодарны за то, что имеем. Это счастье. Одно без другого существовать не может». И еще одна цитата: «Тот, кто уже однажды испытал в своей жизни нечто выходящее за привычные рамки, уже никогда не смирится с посредственностью». См.: Б. Шеффер. Законы победителей. Минск: Попурри, 2009. С. 251–257.
/7/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 14, хадис № 118.
/8/ См.: Там же. С. 10, хадис № 65, «сахих».
/9/ «[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше [мирских и вечных благ; а благодарность — это когда вы находитесь над тем, что даруемо вам, а не в нем и не ограничены им, когда веруете и усидчивы в благом вне зависимости от изменяющихся вокруг вас обстоятельств]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны, самоуверенны; забудете о Боге, а достижения и успехи припишете своей находчивости и усидчивости], знайте — Мое наказание, воистину, сурово» (Св. Коран, 14:7).
/10/ Под «способностями души» Аристотель понимал все внутренние ощущения (стремления, желания), способность размышлять и некоторые др.
/11/ Достоинство — совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
/12/ Добродетель — положительное нравственное качество, высокая нравственность. См.: Там же. С. 169.

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов