Среди людей или культура социального взаимодействия

Среди людей или культура социального взаимодействия

В книгах об Исламе много говорится о необходимости тесного общения и поддержания дружеских отношений с мусульманами. Но мне уже немало лет, и я по натуре человек не коммуникабельный. С новыми людьми, как говорится, схожусь с трудом. Могу, конечно, общаться с братьями по вере, но что называется через силу. Не будет ли грехом такая, скажем честно, неискренность? Тимур.
Вам решать. Никто вас не обязывает. Одно из главных — естественность и искренность пред Всевышним.


Уважаемый Шамиль, в некоторых мечетях в пятницу можно увидеть такой бардак, в смысле куча нищих, попрошаек, торговля вокруг мечети и вокруг стоящих домов, машины, припаркованные где угодно и как угодно нашими братьями, никакого уважения к живущим рядом. Шум, крики, попрошайки чуть ли не на голову залезают всем, и прихожанам мечети, и рядом проходящим. Никакой чистоты, опрятности. Может я не прав, но вряд ли кто, видя это, будет смотреть на Ислам, как на пример для подражания. У меня большая боль по этому поводу. Скажите, что я могу сделать как мусульманин в таких ситуациях? Готов сделать все, что в моих силах. Шамиль, что делать для братства мусульман, для нашего экономического, культурного, научного развития? Я понимаю, что все не так просто и все сразу не получится. Может я не прав, да простит меня Всевышний. Билал.
Я согласен с вами. За последние два месяца прошло несколько собраний в ДУМЕР (Духовное Управление мусульман Европейской части России), где муфтием Равилем Гайнутдином был жестко поставлен вопрос о необходимости наведения порядка в некоторых из мечетей. Особенно остро стоял вопрос Соборной мечети. Насколько я знаю, сейчас проводится ряд мер по наведению порядка.

А что делать нам, простым верующим? Начинать с личного примера, примерности и вежливо поправлять тех, кто нарушает рамки приличия, опрятности (столь обязательной в Исламе!) и порядочности.

Кстати, я сам не раз говорил прихожанам нашей мечети (во время пятничной проповеди или вааза) о недопустимости распространения такой общественной болезни как попрошайничество. Лучше дать нуждающемуся родственнику или близкому тысячу рублей, чем давать попрошайке (бессовестному паразиту и тунеядцу) десять рублей. Этот паразитизм необходимо искоренять, не давая попрошайкам и оповещая об этом других. К сожалению, не хватает мусульманской культуры и проницательности.

Делайте акцент на вашем становлении Человеком (с большой буквы), просвещайте себя и давайте хорошее воспитание и образование своим детям. Мне кажется, что это сегодня является одним из первостепенных приоритетов.


Возможно, мой вопрос немного глуповат, но мне очень хочется получить на него ответ. 1. Может ли мусульманин сказать о неверующем: «Хороший он человек»? Ведь если этот человек немусульманин, то все его добрые дела напрасны и никакую ценность пред Всевышним не представляют.
2. И как, вообще, мусульмане должны относиться к неверующим? Можно ли с ними дружить, приглашать их в гости, давать им милостыню? Спасибо. З.
1. Конечно же, может. В этом мире милость Всевышнего обращена ко всем и мы должны следовать этому Божественному примеру. А дела людей, отрицающих Всевышнего, по меркам мирским, установленным Аллахом, не напрасны. Они тщетны в соответствии с реалиями вечности.

2. По обычным мирским правилам взаимоотношений. К сожалению, мы, люди, постоянно смотрим (именно критически) на то, каковы другие, о себе и о своих недостатках при этом забываем напрочь. Кстати, с точки зрения мусульманской этики это очень неправильный, а порой и греховный подход.

Бóльшие канонические тонкости по данному вопросу смотрите на сайте в разделе "Фетвы"/"Талант дружбы" («Не бери себе в друзья...»), а также в книгах «Разные мнения... Почему?» (с. 107-112) и «Реальность» (с. 21-25).
Вам будет полезно изучить на нашем сайте материалы из серии «Мир души».


На одном казахстанском форуме один человек утверждал, что Ислам это лжерелигия. Многие стали с ним спорить, но он все наглел и наглел. Вот! Сегодня у форумщиков состоится слет! Я хочу проучить этого умника. Вопрос: можно ли мне, человеку, который держит пост, драться (именно в этой ситуации)? Рауан.
Тем самым вы опозорите свою религию. Мусульмане, «когда обращаются к ним невежды (грубияны, нахалы, невоспитанные люди и т. п.), говорят: «Идите с миром» (Прощайте, у нас с вами нет ничего общего)» (см., Св. Коран, 25:63). Людей, позорящих нашу религию в угоду своего «я» или личных завуалированных амбиций, и без того хватает. Не хотелось бы, чтобы вы пополнили их списки.

Внимательно изучите материал «Молчание» (из серии мир души). Лучше пополнять списки умных и мудрых, нежели — глупцов и скандалистов.


Ja zhivu vmeste s sestrami musulmankami v odnom dome. Ja sovershenno ne znaju ih jazika. Kogda mi vse sobiraemsja na kuhne oni chirikajut na svoem jazike ja chuvstvuju sebja ochen diskomfortno, bolee togo menja eto obizhaet inogda ochen silno. Vse moi prosbi ne imeejut rezultata, a nekotorie dazhe specialno govorjat na rodnom jazike, chtobi ja ne ponimala. Est li kakoj-to hadis po etomu povodu? Mne inogda hochetsja vse brosit upakovat veschi i snjat otdelnuju kvartiru. No ja ponimaju chto musulmanke slozhno odnoj v nemusulmanskoj strane. Mozhet eto prosto moj egoizm govorit? Kak mne sebja vesti v podobnih situacijah? Spasibo za vash otvet.
Приводить хадис по этому поводу нет необходимости, так как он касается их, а не вас.

Относительно эгоизма я в полной мере с вами согласен. Вам нужно вырасти верой и пониманием, стать выше этих греховных ощущений и впечатлений. Когда изменитесь вы (своим внутренним восприятием, а не равнодушной внешностью), тогда, по милости Всевышнего, изменятся и они.

Прекрасно изрек один из мусульманских мыслителей-богословов: «Кто способен подмечать и отмечать хорошее, положительное в том, что его окружает, тот хорошо, положительно мыслит, думает (видящий мир в светлых тонах, является таковым и изнутри). Кто же положительно мыслит, тот почувствует прелесть жизни».

У верующего много предпосылок и канонических побуждений быть таковым.


Izvinite pozhaliujsta chto ja snova vas bespokoju. Ja zadala vam vopros i poluchila otvet: vam nuzhno virosti veroj I ponimaniem. Ja znaju chto ja esche slishkom «molodaja» musulmanka teoreticheski ja znaju chto znachit virosti veroj, no prakticheski ja vidimo v chemto dopuskaju oshibku. Ja chitaju horoshie knigi horoshih bogoslovov, starajus misljami i dejstvijami otdaljatsja ot grehovnogo, poschus ne tolko v Ramadane, сhitaju dua i uchu suri, slushaju vashi propovedi. No negativnie misli ne sama ja porozhdaju, a sestri svoim povedeniem tolkajut k nim. Vidit Bog ja starajus dumat i videt polozhitelno, no inogda net sil. 1. Chto vi posovetuete mne v moem duhovnom roste, mozhet zvuchat smeshno, no kak mne nad soboj rabotat? 2. Na vash vzgljad stoit li mne viehat iz doma na kvartiru i zhit odnoj. Sudja po viskazivaniju bogoslova kotorogo vi priveli vi dolzhni menja ponjat pravilno. Spasibo vam za vashe ponimanie. Horoschego Ramadana!!!
1. Читать книги и молитвы — это одно, а вот положительное восприятие даже очень отрицательных (внешне) ситуаций, искреннее чувство любви ко Всевышнему и людям, благодарность за то, что все так, как оно есть — это уже другое.
Правнук Пророка Мухаммада, Али, получивший прозвище Зейнуль-‘абидин, которое интерпретируется как «украшение, достояние людей поклоняющихся», изрек такие слова: «Есть люди, которые поклоняются Всевышнему Аллаху из-за боязни. Поистине, это — поклонение рабов. Другие поклоняются Всевышнему, желая награды. Это же — поклонение торговцев. Но есть те, которые поклоняются Ему из-за любви и благодарности. Воистину, это — поклонение избранных и свободных людей». /1/

Просто так «захотел и получил» этого не достичь. Именно мудрый анализ окружающих нас обстоятельств и работа над собою, умение смотреть на себя со стороны и видеть свои ошибки, вот то некоторое, что помогает нам в достижении данной цели по милости Творца.

2. Я бы советовал вам остаться. Благополучно пройдя (по милости Всевышнего Аллаха) через сложившуюся ситуацию и преодолев (растопив) весь негатив, накопившийся в вас к вашим соседкам, вы можете очень здорово духовно подрасти и тем самым установить на будущее прочный фундамент нахождения общего языка в любых обстоятельствах со всяким человеком. Любовь ко Всевышнему пробуждает в сердце человека пламя веры, которое удаляет негативные впечатления, ассоциации, мнения или мысли. Достигнув этого, человек не становится гарантированно навсегда таковым, но именно в эти периоды он отдыхает душою и испытывает душевное счастье.



Просто хотела ответить на вопрос девушки: она писала, что соседки при ней общаются на непонятном языке, и спрашивала о хадисе, где бы говорилось о вреде перешептываний. Так вот у Бухари и Муслима приводится следующий хадис:
Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если будете втроем, пусть двое не перешептываются втайне от третьего, пока вы не присоединитесь к другим людям, ибо это огорчит его».
Мы специально не привели этот хадис в прошлом ответе. Он сработал бы на укрепление самомнения и укрепил бы критичность взгляда на них, что в данном случае крайне неуместно, так как они являются ее соседками, о хорошем и уважительном отношении к которым в хадисах и аятах говорится намного чаще и с большим акцентом.

Но если уж вы решили привести перевод хадиса, то мы приводим его тахридж (без которого данный переводной текст еще не хадис): хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например, ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, с. 58, хадис № 842.


Я недавно поступил в ВУЗ. Познакомился с очень интересными людьми. И знаете, у меня огромное желание призвать их всех к Исламу, но я слишком слаб, слаб знаниями о своей религии. С чего посоветуете начать? У меня есть огромный плюс — меня очень уважают по милости Аллаха. Огромное спасибо! Иса Л.
Будьте более реалистичны и критичны к себе, не завышайте самооценку. Если вы согласились, что вы такой хороший и вас уважают, то вы потеряли этот уровень, данную характеристику пред Всевышним. Потеряв окончательно (если не предпримете меры) пред Ним, вы в скором времени потеряете и перед ними.

Не объясняйте словами, а будьте примером в делах (хорошая учеба, воспитанность, тактичность, сдержанность и т. п.). Изучите серию материалов «Мир души» и постепенно вводите данную часть пророческого наследия в свою повседневную жизнь.


Недавно с Божьей помощью устроился на хорошую работу, со всеми коллегами хорошие отношения, кроме одной сотрудницы. На меня злится, всячески пытается унизить. Недавно попросила у меня материал — лист с данными, я ей протягиваю его, а она стоит рядом и говорит: «Положите на стол, я возьму», то есть «из рук в руки брезгаю». Ну, я ей по всем канонам Ислама — игрушку плюшевую на следующий день подарил (добром на зло), она не взяла, обозлилась, чуть ли не матом. Поймите меня, мне с ней ещё работать и работать, а она меня не переносит. Что делать? Рустам.
Ее зло никак не воспринимайте и не реагируйте на это, будто бы ничего и не было. Возможно, она завидует вам. Но пусть для вас никакого дела не будет до ее оскорблений или наносимых обид. Такой невоспитанностью она унижает только саму себя, и все сотрудники это хорошо понимают. То есть — не реагируйте и не замечайте. Занимайтесь своей работой, излучая пожелание добра и блага другим.

Для укрепления духа можете почитать на нашем сайте отдельные материалы (на ваше усмотрение) из серии «Мир души».



Большая просьба ответить на мой вопрос, т. к. боюсь впасть в грех. Вопрос такой: можно говорить неправду людям, тем самым вызывая в них зависть к себе, с учётом того, что люди эти высокомерные и не очень хорошие? 1. Нет ли риска того, что они меня сглазят? Ситуация к примеру такова: я говорю человеку, что купил машину (а мне её дали, например, попользоваться), а этот человек, к примеру, богаче и успешнее меня, и он этим кичится, а такая новость ему просто спать нормально не даст. 2. Грех ли это? Повторюсь, эти люди неправоверные, с отрицательным поведением и слишком рады моему невысокому материальному положению по отношению к ним. Не хотелось бы, чтобы у Вас сложилось мнение, будто я им завидую. Нет, это не так. Я нашёл себя в Исламе, в работе, в семье и счастлив. Но мне очень не нравится поведение таких людей. Оградить себя от них и не общаться я не могу, т. к. это товарищи, коллеги, соседи. Л.
Не советую надевать на себя крайне унизительную шкуру лжеца. Зачем вам это? Будьте более естественны пред Всевышним и пред людьми. Какое вам дело до непорядочности или кичливости другого? Кстати, с точки зрения мусульманской этики видеть ошибки другого — безнравственно, добавляю от себя — низко и не к лицу вам. Занимайтесь своими делами и проблемами, видя и замечая в других лишь (!) положительные черты и качества.


Что я имею право сделать с тем, кто отозвался о Боге плохо? Suramaza.
Вы должны помолиться за наставление его на путь разумения и благоразумия.


Можно ли совершать намаз за имамом, который за свою гордость, и незнание арабского языка, назвал половину села правоверных мусульман «кяфуром»? Можно ли его считать мусульманином, не говоря об имамстве в мечети? Рамазан. Киргизия. (Вопрос сокращен редакцией umma. ru из-за перегруженности исходного варианта специфической терминологией).
Полезным для вас будет пропустить мимо ушей все это невежественное пустословие и спокойно молиться за тем, кто стоит впереди вас имамом. У вас своя личная молитва, за которую вы будете отвечать пред Всевышним, имам же в молитве-намазе — это предстоятель, за поступки которого вам не отвечать, но следовать ему вы обязаны. В противном случае каждый из людей будет молиться в одиночестве своему «эго».


U menja voznik vopros v hode proslushivanija vashej propovedi. Ja dazhe proslushala ee neskol’ko raz. Skazhite pozhalujsta kak ob’jasnit’ nemusulmaninu o tom chto ashhadu (шахада — слова свидетельства Единобожия) ochen’ vazhno. Moj brat govorit chto ja vse prinimaju i vse eto pravilno v islame i mne nravitsja kak ti sestra zhivesh i vse eto krasivo, no dlja etogo neobjazatel’no stanovitsja musulmaninom. Ja promolchla, potomu chto bojalas’ skazat’ chtoto neverno i tem samim zahlopnut’ dlja nego dveri. Ja verju chto Vsevishnij mozhet pomoch no i ot menja mnogoe zavisit. Ja ne navjazivaju islam a starajus’ snachala pokazat’ krasotoj svoego povedenija i otnoshenija k okruzhajuschemu miru. Starajus’ uchit svoju novuju religiju s sestrami kotorie etnicheskie musulmanki, no ja dumaju v etom sluchae moemu bratu nuzhni osnovatel’nie fakti a ne zhenskie emocii.
Izvinite menja za to chto ja vsegda vas bespokoju. Vsego vam dobrogo. Olga.
Арабская пословица гласит (перевод): «У каждого места есть свое слово, у каждого слова — свое место». Ученые, занимающиеся вопросами речевой коммуникации, говорят: «Очень важно и ценно каждое слово: сказанное один раз, оно должно запоминаться надолго. Надо суметь произнести его так, в такое время, в таком месте и в такой психологической ситуации, чтобы оно осталось в сознании другого человека».

Также важно, чтобы речь была не столько на уровне языкового повествования, сколько на уровне сердца, души. А это приходит к людям с годами, с житейской мудростью, если, конечно, человек интеллектуально развит и обладает навыками духовного и умственного роста. Думаю, вы знаете о том, что средний человек использует свои интеллектуальные ресурсы не более чем на 17%, что уж говорить об использовании нами ресурсов души?!

Я бы советовал вам продолжать жить в том же духе, учась, совершенствуясь и познавая себя. Нам всем не хватает умения осмысливать то, что мы говорим или делаем. Когда упомянутое выше будет хоть чуточку приобретено и применяемо нами, достаточно будет нескольких слов, чтобы собеседник легко уяснил их смысл и спроецировал это на свою личную жизнь. Не торопите время и не теряйте его.

Но одной из главнейших составляющих веры и религиозности человека является Божье благословение на то, чтобы индивидуум начал становиться осознанно верующим и религиозно обязательным. Об этом нужно всегда помнить, и молить Всевышнего Творца.


Каких правил нужно придерживаться в отношениях между людьми разных наций? Юля.
Всевышний Творец говорит нам в Священном Коране, что Он создал род человеческий мужчинами и женщинами, народами и племенами, чтобы люди познавали друг друга. Множество народов, различающихся своими языками, культурами, традициями, цветом кожи — есть богатство человечества, благо, данное нам Богом. Культуры и традиции разных народов дополняют друг друга, являя собой бесценное сокровище человеческой цивилизации. В этом смысле наша Россия — земной шар в миниатюре. Русские и татары, белорусы и якуты, дагестанцы и украинцы, чукчи и карелы, десятки других народов представляют собой великую силу и богатство России.

Взаимоотношения между представителями разных народов должны быть добрыми, взаимоуважительными, не оскорбляющими чужого достоинства. Сотрудничайте в добре и благочестии и не сотрудничайте во грехе, призывает нас Всевышний в Коране. Мир и доброта должны быть основой любых взаимоотношений представителей разных национальностей.

Да будет так, амин.


Если будет так, что мусульманин решит пожертвовать имуществом на пути Аллаха, то можно многобожнику давать указания по незаконному приобретению у кафира того или иного товара, затем скупать его по приемлемой цене, затем продавать его и в итоге — заработанное отправлять на нужды тех, кто из нуждающихся (в данном случае речь идет о мусульманах, которые сражаются душой и телом)? Is.
1. Никогда не было такого, что мусульмане выстраивали отношения с людьми, руководствуясь только собственными субъективными предположениями об их неверии или приверженности к язычеству. Отношения, с кем бы то ни было, мусульманин выстраивает на принципах общечеловеческой морали, равенства, о чем так много говорил Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), но что, к сожалению, мы упорно не желаем понять или боимся понять (а то вдруг нас посчитают не такими отчаянными и бесшабашными, какими порой мы хотим видеть самих себя).

2. В Исламе есть четкое правило: «Если верующий совершает что-то, считая это праведным и необходимым, но при этом греховность и вред данного действия очевидны, то он обязан остановиться, прекратить». /2/ Исходя из этого постулата действия в любой сфере жизни (в том числе и торговле, бизнесе), которые явно преступны и незаконны — недопустимы и запретны.

3. Кроме души и тела у мусульманина, как милость Всевышнего, имеется и голова, научившись правильно использовать которую (прежде чем сатана ее заморочит или окончательно «свернет») можно добиться куда больших результатов.

Как оговаривал в свой мольбе-ду‘а один из богословов современности: «О Всевышний Аллах, сделай нас обладателями сильного разума и непоколебимой веры!»


Скажите, пожалуйста, что значит, когда мужчина (араб) дарит женщине в подарок платок? Это должно ведь что-то значить. Ирина.
Что означает, когда мужчина (русский, грек, башкир и т. д.) дарит женщине платок (духи, цветы)?

Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно, если ее там нет. Не ищите скрытого подтекста в действиях упомянутого мужчины. Наверное, он просто хотел сделать вам приятное...


Кажется, у меня серьезная проблема. По Исламу, я знаю, что братство по религии порой крепче кровного братства. Но я не могу заставить себя полюбить или хотя бы уважать некоторых моих братьев. Иногда стоит мне увидеть кого-нибудь, и у меня сразу возникает какая-то антипатия к этому человеку. Я знаю, это плохо, но я не могу перебороть в себе это плохое чувство. Я делаю намаз и всегда делаю дуа, а боюсь, что Всевышний может разгневаться на меня за такое отношение к Его творениям. Помогите, как мне подавить это плохое чувство? Как укрепить моё сердце в религии, чтобы любить братьев и сестёр? Исмаил.
Ваша антипатия к людям — от незнания, низкого уровня культуры общения, от неустойчивого восприятия. Много читайте, повышайте уровень своего образования (светского и духовного), укрепляйте веру, соблюдайте ритуальную и молитвенную практику, чаще предавайтесь размышлениям о Боге, добре, милосердии, праведности.

Но при этом не заставляйте себя любить кого-то. Все люди разные. В адрес тех, кто нам неприятен, важно уметь применять сдержанность, вежливость и воспитанность. В этом вам поможет вера, а точнее, умение пользоваться ее плодами и просвещенность в мирских вопросах. Думаю, вам полезно будет подобрать для себя подходящую по стилю изложения литературу по психологии и риторике. Не ленитесь.
/1/ См.: Ас-Саим М. «Зейнуль-‘абидин имам аль-хаши‘ин» [Зейнуль-‘абидин — имам набожных]. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыя, 2000, с. 35.
/2/ См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 7, с. 325.
Москва
Сегодня 24 июня
29
ДЕНЬ РАМАДАНА
фаджр / есть до 1:52
шурук3:45
зухр12:33
аср17:04
магриб / начинаем есть21:19
иша/таравих23:12

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов