Верующие и современность

Верующие и современность

1. Я заметил за собой (благодаря окружающим), что пытаюсь показать себя среди других самым умным. Это привело к тому, что я расширяю свои знания во многих сферах, но часто эти знания поверхностны. Я осознаю, что мне следовало бы выбрать одно направление и изучить его, однако этого у меня не получается. Заходя в книжный магазин, я испытываю искушение купить очередную книгу, которую, знаю, дальше введения читать не буду.

Пытаясь понять причину подобного, я нашел событие в моей жизни, которое могло повлиять. Когда-то меня при всех унизили, назвав «тупым» (примерно в 13 — 14 лет), и после этого я стал себя так вести. Того человека, который меня унизил, я простил, зла на него не держу. Однако исправить свое поведение мне пока не удалось. Страсть расширять свои знания как можно в больших областях серьезно мешает мне (особенно моей учебе в вузе), так как я занимаюсь изучением тех вещей, в которых сейчас нет необходимости. Я как будто к чему-то готовлюсь, упуская из виду то, что мне сейчас действительно необходимо делать.

Нормально ли, что я стараюсь изучить много и поверхностно? Если нет, то как можно с этим бороться? Следует ли мне учить кого-то либо спорить с кем-то, если я вижу, что человек совершает ошибку?

2. Основываясь на моем небольшом жизненном опыте, я пришел к выводу, что всегда нужно выбирать: играть по правилам или нарушать их. Этот выбор стоит всегда. Я заметил, что если постоянно придерживаться правил, то чувствую себя как за решеткой. В то же время, нарушая правила, я чувствую, что обесцениваю все (отношения, дружбу и т. д.). Основываясь на тезисе, будто нужно придерживаться золотой середины, я пришел к выводу: необходим баланс между нарушением правил и их соблюдением. Но как определить, где баланс? Верно ли это утверждение относительно правил шариата? Tural.

1. «Всевышний дает целеустремленность [соответствующие обстоятельства и внутреннее ощущение правильности выбранного пути], и [все же] есть сворачивающие (сходящие) с этой дороги. Если Он пожелал бы, то дал вам всем верный путь [с которого люди и джинны просто не смогли бы сойти, но тогда потерялся бы смысл жизни, не было бы соперничества в благом и выбора в греховном]» (Св. Коран, 16:9).

Определите для себя главные цели и задачи (на год, десять лет, жизнь, не исключая внесения в них некоторых изменений в процессе жизнедеятельности). Найдите свое место здесь и сейчас, принимая во внимание получаемое вами высшее образование. Определите для себя компанию, в которой хотели бы работать на высших должностях. Устройтесь в эту компанию в процессе учебы или после учебы, пусть на низкую должность, но по вашему профилю. Раньше всех начинайте рабочий процесс, позже всех завершайте и на каждом этапе карьерного роста старайтесь стать лучшим.

Прочитывайте от начала и до конца ту литературу (книги, журналы), которая поможет вам стать мастером своего дела. Поначалу будет тяжело (лень, откладывание на потом), но усилия и жесткая самодисциплина окупятся сторицей, тем более если вы религиозно-практикующий верующий и на деле знаете, что такое полагаться на Бога, совершая от себя все зависящее. Очень важно — ежедневно делать хотя бы один шаг к победе. В этом следует себя заставлять, не пропускать ни дня без необходимого чтения, общения, труда. Всю ценность такого подхода к жизни в контексте земного и вечного благополучия вы поймете только после 35 лет, если не расслабитесь и не дадите проблемам сломить вас.

Тратить время и силы на споры не советую, займитесь формированием собственной личности, прививанием необходимых качеств характера, и у вас не останется ни времени, ни сил на обсуждение чужих промахов и ошибок.

2. Станьте тем, кто устанавливает правила... верные правила. На это уйдут десятилетия труда, но вы не пожалеете ни в земной перспективе, ни в вечной.

Баланс, о котором вы пишите, поможет жить и сохранять душевное равновесие, но для нахождения его вы должны будете постоянно пополнять свои знания, накапливать жизненный опыт, не терять совести и включать чутье.

Что касается знаний канонов шариата, то вам следует внимательно изучить две мои книги: «Мусульманское право 1–2»  и «Все увидят Ад».

Кстати, правил и путей для достижения счастья в обоих мирах много. Выбирайте и целеустремленно идите. Никогда не сдавайтесь!

***


Мне нужна помощь и мудрый совет! Я родилась в мусульманской семье, но мои родители и среди моих родственников никто не выполняет предписанного Аллахом (Богом). Мои родители, да простит их Господь и направит на истинный путь, употребляют алкоголь и совершают прочие запретные вещи. Я — их единственный ребенок. Мои родители меня любят, но больше делают мне больно. С детства я предоставлена сама себе. Но я никогда не стремилась к плохому, училась на «отлично», всегда мечтала стать самостоятельной от родителей, чтобы не видеть всего происходящего. Я окончила вуз с красным дипломом, совмещала учебу и работу, и на данный момент занимаюсь репетиторством уже 7 лет. Я давно мечтаю стать истинной мусульманкой, читаю литературу об Исламе. Я понимаю, от скольких бед мог бы спасти меня Аллах, если б я была истинной мусульманкой!

Шесть лет назад я начала встречаться с женатым мужчиной, родила от него сына. Естественно, он нас бросил. Моему сыну сейчас три года, и я не хочу, чтобы он пережил то же, что и я. Я очень каюсь в совершенных мной поступках, о том, что встречалась с мужчиной и вне брака родила ребенка. Но своего сына я люблю и хочу, чтобы он и его дети были мусульманами.

Я уже несколько лет мечтаю стать истинной мусульманкой и исполнять все заповеди Аллаха (Бога). Помогите мне, пожалуйста. Как мне делать намаз, если нет условий для этого? Пока я живу с родителями в маленькой квартире, целыми днями работаю, а вечером занимаюсь ребенком. При родителях я тоже не могу совершать намаз, они меня не поймут. Правда ли, что мне нужно восполнить все намазы за пропущенное время? Подскажите, как мне совершать намаз: ждать, пока я не приобрету свое отдельное жилье? Марсея, 26 лет.

Нет необходимости мечтать о становлении истинной мусульманкой. Вы уже ею являетесь и, возможно, более истинной, чем многие «истинные». Заповедей много: что-то касается состояния души, что-то религиозной практики, что-то взаимоотношений с людьми и т. п. Найдите мою книгу «Мир души» (3-е изд.), определите для себя около десяти вписывающихся в вашу жизнь ценностей и практикуйте их, развивайтесь ежедневно.

Что касается намаза, то начните совершать хотя бы по одной молитве в день. Главное, чтобы это было на постоянной основе. Совершение ракяатов фарда не займет у вас много времени, но зарядит энергией и будет наполнять жизнерадостностью и частично снимет обязанность совершения пяти молитв пред Богом (их станет на одну меньше). Не будьте многословны в обращении к Творцу, сосредоточьтесь на самом главном, для вас это — надежный супруг и собственное жилье. Молитва—ду‘а об этом не должна превратиться в навязчивую идею, некую самоцель, а пусть станет легким состоянием души, с ощущением, что она уже принята и включился процесс ее материализации.

Напишите на бумаге, в какой момент вы начали совершать молитвы (по одной в день), и определите количество пропущенных. Восстанавливайте постепенно, когда появится на то возможность.

***


Здравствуйте многоуважаемый Шамиль Аляутдинов! Прошу разрешения задать вам вопрос о распространении Ислама в России. Как вы считаете, удобно ли было бы мусульманскому миру в геополитическом плане планетарного масштаба иметь в союзниках мусульманскую Россию? Если да, то что для этого делается и как можно этому поспособствовать? Михаил.

Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна, и каждому Богом дано право выбирать. Я — сторонник просвещения, сторонник того, когда имеется проверенная исчерпывающая информация, а человек выбирает, что ему больше по душе. Исламский мир очень даже многолик и разнообразен, это и 20 миллионов китайцев, и сотни миллионов малазийцев, и десятки миллионов афроамериканцев... Полтора миллиарда последователей заключительного Божьего посланника такие разные и во многом непохожие друг на друга. Но всех их объединяют общие духовные ценности, определенная форма совершения молитвы-намаза на арабском языке, соблюдение поста, действия хаджа (паломничества), и они стараются быть лучшими в той области жизни, которую нашли для себя.

***


У нас в народе говорят, что если человек родился, к примеру, в год тигра и сейчас наступил год тигра, то он должен дать садаку. Что говорится о таких вещах в Исламе? Думаю, это один из видов ширка, но все равно хочу удостовериться в правильности. Нодира.

Китайский календарь никак с Исламом не связан, никакого отношения к мусульманским канонам не имеет. Ширком (многобожием) не является, это лишь — перенятая традиция, ставшая модной, напоминающая людям о важности щедрости души. Побольше вашему народу тигров, львов, жирафов и крокодилов, щедро делящихся своими возможностями и дарами с другими.

***


Как правильно ожидать помощи от Всевышнего? Я делаю ду‘а, намаз, стараюсь быть искренним с самим собой и с другими, борюсь со своей плохой стороной (счет пока 1:1)... А помощь прошу для одного ответственного дела! Я впервые совершаю очень большой шаг в жизни, самостоятельный, — организовываю кафе в иностранной стране. До этого всегда был под боком у родителей, эдакий маменькин сынок. Но теперь я решил, как джигит, делать шаги самостоятельно. На моем пути много трудностей, я стараюсь разрешить проблемы, но... Видимо, вера моя слаба. Прошу у вас совета. Азамат, 27 лет.

P.S. Стыдно... Вы, наверное, подумаете, что к стольким годам мог бы уже чего-то достичь в жизни, но, увы, особо нечем похвастаться. Сложный этап... Депрессия.

«...Если ты твердо решил что-то сделать [предварительно посоветовавшись со своим окружением, взвесив все «за» и «против»], тогда [делая все от тебя зависящее] понадейся на Всевышнего [будь уверен в помощи Свыше, в том, что найдутся необходимые силы, возможности и люди, произойдут благоприятные стечения обстоятельств, и само дело окажется легким и возымеет положительный результат]. Поистине, Он любит тех, которые полагаются на Него [не ограничиваются надеждой лишь на свои силы, а, выполняя все необходимое и прикладывая фактические усилия, молят устами, сердцами о помощи и благополучном исходе, никак не сомневаясь в том, что это произойдет]» (Св. Коран, 3:159).

«Я [говорит Господь миров, — Своей безграничной силой, щедростью, милостью] рядом с [хорошим] мнением (мыслями) раба Моего обо Мне. [Позитивно, оптимистично и конструктивно размышляя, думая, верующий человек включает механизмы вселенского масштаба, которые помогают ему (с Божьего на то благословения) достигнуть вообразимых и невообразимых высот земного и вечного счастья, благополучия]» /1/ .

Жизнь легкой не бывает. Искренне, с надеждой просите Всевышнего. При отсутствии отчаяния и неуверенности (когда вы преодолеваете эти порой появляющиеся чувства, прослушав заряжающую проповедь, например «Прочнее стали» или «Собрать себя по осколкам», а возможно, читая умную книгу, предположим «50-й закон власти» Р. Грина), при условии, что ваше дело не будет выходить за рамки дозволенного, ответ не заставит себя долго ждать и проявится в виде тех или иных предпосылок-возможностей. «Если вы действительно хотите преуспеть, вам необходимо посвятить всего себя тому, чем вы заняты, каждый день. Лень и безделье никогда не приведут к победе», — говорит известный миллиардер Дональд Трамп. Советую вам прочитать его книгу «Никогда не сдавайся!»

***


Очень хочу задать вам вопрос, который не дает мне покоя. В настоящее время я являюсь сотрудником милиции и, естественно, я — соблюдающий мусульманин. Только что нашел в интернете хадис: «Перед Концом Света в моей общине появятся мужчины, в руках которых будет плеть, похожая на коровий хвост. Аллах будет гневаться на них, когда они будут выходить из дома утром и возвращаться домой вечером» (Ахмад). Получается, что работа в силовых структурах, где используются резиновые дубинки (охрана, милиция), запрещена? Стоит ли мне уволиться? Марат.

Дайте мне точный номер хадиса, чтобы я мог посмотреть оригинал и проверить точность перевода, а также степень достоверности.
Что касается самого вашего вопроса, то подход неверен. Будьте благоразумны. Ислам призывает к соблюдению порядка, к защите собственности и святости человеческой жизни, о чем говорится в разных аятах и хадисах. Если бы у нас не было правоохранительных органов, в обществе царил бы беспорядок и хаос. Работа в милиции разрешена по Исламу.

***


В разделе «Шамиль рекомендует» вы привели список книг западных психологов. Я сам прочел некоторые из них и нашел много полезного для себя. Однако у меня вопрос: не содержат ли они, наряду с полезными советами, опасных убеждений для мусульманина. Часто можно встретить такие выражения, как «человек может все, о чем он мечтает», «никто не может тебе помешать в достижении твоих целей, кроме тебя самого», «все зависит только от тебя», «ты сам творец своей судьбы», «я нравлюсь себе» и т. п. Также нередко можно встретить «в результате эволюции...» или «природа создала». Слышал, как один мусульманин, слишком увлекшись одним из подобных (хотя и более радикальных) учений, бросил совершать молитву. Муслим.

В жизни есть и плохое, и хорошее, причем в любой сфере деятельности, в любой ситуации и в самых разных формах. Мы должны брать хорошее, применять его и развивать, а плохое — игнорировать. Полностью изолировать себя от плохого — значит похоронить, вычеркнуть себя из этой прекрасной земной жизни. А жизнь, как мы знаем из Священного Корана, — это экзамен, который следует достойно пройти, это постоянный выбор и стремление стать лучшим в делах и поступках /2/.

Заходя в любой магазин, вы можете найти для себя канонически явно запретные товары, например свинину, спиртное или сигареты, но это не указывает на то, что вам запрещается заходить туда и брать халяльное, канонически разрешенное, полезное и необходимое, а это примерно 97% представленных в супермаркете товаров и продуктов. То же самое касается и полезной литературы, которая может серьезно помочь в достойном пред Богом и людьми прохождении через жизненный экзамен, поспособствует в достижении земного и вечного триумфа.

В мусульманском богословии есть следующее высказывание: «Мудрость — это то, в поиске чего верующий человек находится постоянно, и где бы он ее ни нашел, — берет» /3/.

Опасным может оказаться все, что угодно, если у человека нет в голове фильтра, разделяющего плохое и хорошее. В установлении подобных фильтров помогает окружение, образование и постоянное самообразование, которое, в свою очередь, поможет нам в столь важном процессе, как непрерывная учеба и переучивание дофаминовых нейронов, помогающих нам принимать верные решения /4/ .

***


Часто думаю о том, как было бы здорово, если бы в университетах Москвы были молельные комнаты. Как вы считаете, разумно ли пойти в ректорат с просьбой организовать ее в университете? Ляйсан.

Если в вашем университете есть студенты, совершающие молитву, тогда им следует выйти с инициативой организовать комнату для молитвы к руководству университета либо факультета, написав соответствующие заявления и собрав подписи. Только, пожалуйста, не требуйте, а вежливо попросите. Думаю, вопрос будет решен положительно, а инициаторам данного благого дела воздастся от Творца бессчетными благами в земном и в вечном.

***


Я каждый вечер слушаю ваши проповеди по нескольку раз. Мне очень нравится, как вы доходчиво объясняете и толкуете тот или иной аят.
1. В какой мечети вы проводите проповеди?
2. Я решил носить небольшую бороду, обязательно ли брить усы?
3. Можно ли совершить омовение голым, сразу же после приема душа, или все-таки надо одеться и совершить омовение? Сайхан.

1. В Московской Мемориальной мечети. Адрес: Минская ул., д. 2Б.
2. Необязательно.
3. Можно. Прочитайте раздел «Молитва-намаз» на нашем сайте.

***


Вчера смотрел видео, где главный муфтий России целует руку главному безбожнику России — патриарху, который благословлял российских солдат убивать людей в Чечне, Ингушетии, Албании, Афганистане. Этот наш муфтий — ужас! Магомед.

Каждый будет отвечать в Судный День лишь за самого себя. Если человек станет усердно работать над собой и своими недостатками, над повышением качества его работы и профессиональным мастерством, то общество будет расти и развиваться. Каждодневная работа по оттачиванию навыков — нелегкий труд, но у дисциплинированного верующего есть серьезные преимущества в достижении земного и вечного триумфа. Если мы работаем над своими ошибками, то на ошибки других у нас не останется ни времени, ни сил.

Советую вам выбрать сферу деятельности, достичь в ней самого высокого профессионального уровня, веса в обществе и должностного положения, преодолевая препятствия с именем Творца и никогда не сдаваясь, даже если вам покажется, что весь мир ополчился против вас. Когда через 20 или 30 лет вы пройдете уже серьезный отрезок пути, напишите мне и поделитесь своей радостью. Ведь достигая в земном, мы обеспечиваем себе Божественное благословение в вечном.

***


Я — обычный субъект общества, подошедший к сегодняшнему дню с пустой душой и сердцем. Я — этнический мусульманин из обычной кавказской семьи. В подростковом возрасте начал интересоваться религией, с 15 лет совершал намаз. С каждым новым аятом или хадисом, прочитанным мной, чувствовал, как сближаюсь с Богом. Не могу сказать, что особенно усердствовал в этом, но постоянно рос.

Все было прекрасно, я планировал жениться на набожной девушке, создать скромную мусульманскую семью, усмирив амбиции и тщеславие. Но все больше углубляясь в отдельные вопросы, приходил к выводу, что шариат несостоятелен. Ответов на многие вопросы просто нет. Имамы лишь разводили руками, говоря, что я задаю ненужные вопросы, которые только вызывают новые. Я знаю, любого человека одолевают сомнения, когда он начинает изучать религию. Уверен, вы понимаете, что я имею в виду. Я не слабый. Но это единственный вопрос в моей жизни, который был способен настолько выбить из колеи. Где искать истину?! Я просто разбит. Не хочу ошибиться. Абдула.

1. Вам нужны две мои книги — «Мир души» и «Потусторонние миры. Интервью». Изучив их с карандашом в руке, вы соберете себя по осколкам и поймете, сколь прекрасна жизнь!

2. Чтобы ощущение земного великолепия и стремление к великолепию вечному у вас сохранялись, следует каждодневно работать над собой в вопросах интеллектуального, духовного и физического развития. Важно высшее образование, работа, в которой вы имеете перспективы карьерного роста, каждодневное чтение умных книг и общение с позитивными людьми. Ходить в день нужно хотя бы по 3 км, лучше на свежем воздухе. Ежедневно качайте мышцы в течение 40 минут. Для этого вам нет необходимости ездить в спортзал, а достаточно будет турника и пола.

3. Вы начали углубляться в отдельные вопросы, не имея при этом достаточных знаний и жизненного опыта. В шариате огромное количество тонкостей, нюансов, понять которые без высшего богословского образования, а также практики знаний, невозможно.

***


Почему у мусульман нет единого мнения? Есть Коран и есть Сунна, а мнения разные! Меджнун.

Потому что все люди разные.

В Коране есть следующие аяты: «[Когда-то] люди были одной нацией. И ниспосылал Всевышний пророков /5/ [избирая их из числа людей], которые давали благие вести [от Бога] и предупреждали [оповещали людей о том, что может навредить или вовсе разрушить их мирское или вечное благополучие]. С ними же [с отдельными из них] ниспосылалось Писание [Священные Писания] с Истиной для разрешения того, о чем люди спорили, в чем имели разногласия. Разногласили же [в основном] те, кому были даны знамения ранее [через пророков и посланников прошлых времен], а причина этого — багй /6/ меж ними. [Вместо того чтобы соглашаться, люди постоянно размежевываются, вступают в конфронтации, выискивая что-то неприглядное или ошибочное друг в друге, часто прикрываясь при этом знаниями, в том числе и из Священных Писаний.] Тех, кто уверовал, Всевышний по Своему дозволению (по Своей воле) направил на правильный путь в спорных вопросах касательно Истины. Аллах (Бог, Господь) наставляет на него тех, кого пожелает [с учетом усилий, стараний и усердия людей, а главное — искренности и бескорыстности их побуждений]» (Св. Коран, 2:213); «И разделились [люди на разные политические, идеологические или иные направления, течения, толки] только тогда, когда пришло к ним знание. [Получив определенные знания в той или иной области, некоторые начинают отрицать все, что было до них, или все, что развивается вне них. По сути, они претендуют на абсолютную истину, хотя их знания — это лишь малая часть того, чего достигли другие. И семя, возможно, в будущем даст богатые всходы, но его не сравнить с уже цветущими и плодоносящими садами.] [И разъединение это, противопоставление себя другим] происходит в состоянии «багй» между ними» (см. Св. Коран, 42:14).

Прочитайте мою книгу «Разные мнения... Почему?» или «Все увидят Ад».

***


Я учусь на программиста. Во время учебы я использую нелицензионное программное обеспечение. Говоря простым языком, я постоянно работаю в пиратских программах, нарушаю авторские права разработчиков. Ситуация на рынке такая, что лицензия даже на самые простые и учебные версии программ стоят очень дорого, а достойных бесплатных альтернатив нет. Как быть простому студенту? Но это не только моя проблема. Подавляющее большинство людей в России пользуются пиратской продукцией дома и на работе. Многие даже и не подозревают об этом.

Защищает ли Ислам права на интеллектуальную собственность? По сети гуляет много религиозной литературы, которая распространяется без ведома автора. Вы — автор многих книг, и я уверен, у вас есть ответ на этот вопрос. Джамиль.

Данная проблема крайне распространена, и в полной мере защитить себя от этого очень сложно. В меру своих сил и возможностей старайтесь хотя бы частично использовать лицензионные программы.

***


1. Шамиль-хазрат, хотел бы задать вопрос, интересующий, полагаю, не только меня. Вопрос о проповедях, проводимых в пятницу. Я живу в Татарстане и понимаю, что национальный язык татарский. Все же считаю, что проповеди следует читать на русском языке. Большинство прихожан в мечети знают русский язык, а знающих татарский, по моему предположению, гораздо меньше. Что вы думаете по этому поводу? Как быть тем людям, которые не знают татарский язык (приезжие, не татарской национальности)?

2. Бывая в мечети, особенно это заметно на пятничной молитве, замечаю проводимые так называемые фотосессии, на фоне красивых колон, молитв на арабском на стене и т. п. Самое главное, что участники фотосессий берут Коран и используют его при съемке. Не думаю, будто они знают, что прикасаться к нему можно только при наличии омовения. Профессиональный фотограф, получая за это деньги, вряд ли подробно объясняет все тонкости. Что вы думаете по этому поводу? Стоит ли при входе в мечеть размещать таблички, предупреждающие всех, что нужно заходить только с омовением?

3. Возник такой вопрос, может, он немного странный, но все же: как вы считаете, лень исходит от шайтана или для человека характерно это нехорошее ощущение? Мохамед, 19 лет.

1. Согласен с вами, но такова традиция, особенно в регионах, где преобладают представители той или иной национальности. Думаю, что наиболее действенным будет написать грамотное письмо на имя муфтия Татарстана, чтобы он и его заместители рассмотрели данный вопрос на своих рабочих совещаниях. Возможно, это даст какой-то результат. Если ничего не делать, то и изменений не будет.

2. У вас такой возраст, когда нужно сосредоточиться на собственном развитии (интеллектуальном, физическом, духовном и материальном). Если вы хотя бы немного прибавите оборотов в процессе самосовершенствования, тогда перестанете замечать то, что не является чем-то проблемным, вульгарным или недопустимым. В вашем возрасте все видится в черно-белых тонах, и юношеский максимализм может проявляться в самых разных формах. Но думаю, вы быстро преодолеете этот этап, если будете активно учиться и параллельно работать, не оставляя на потом самореализацию и карьерный рост. Советую вам прочитать книгу Бодо Шефера «Законы победителей».

3. Увязывают свои недостатки и недоработки с Дьяволом и его происками только те люди, которые слабы и бессильны что-то менять в себе и извне. Лень — это обычное чувство, пробуждающееся в нас периодами и являющееся порой знаком, что необходимо отдохнуть (эмоционально или физически) после продолжительного и изнуряющего труда. А вот случай, когда беззаботный и малодеятельный человек чувствует в своем нутре лень, больше похож на погружение в болото пассивности и инертности. Здесь уже требуется пробуждение и активизация деятельности, дабы не уйти слишком глубоко, откуда будет трудно вылезать.

***


Сегодня утром после просмотра одного тренинга мне пришла в голову мысль, которую я записал. Она звучит так: «Жизнь — лестница, которая состоит из ступеней (уровней), и направлена она вверх. Нам остается лишь выбрать крутизну этой лестницы». Но возникает вопрос: как устоять на этой лестнице жизни и не свалиться вниз? Может, после того как шагнул на ступень выше, следует убрать (удалить, отвязаться, забыть, не действовать прежними методами) ту ступень, с которой шагнул? И как вера может помочь в этом? Шахбан.

Отвечу цитатой из Корана: «Так посмотри же на следы [различные формы] проявления милости Творца: как Он оживляет землю после того, как она была мертвой! Воистину, и нет сомнений, Он — оживляющий мертвых [духовно; потерявших все надежды; воскресит человечество к началу Судного Дня]. Он в состоянии сделать абсолютно все [и это «все» никак не ограничено узостью человеческого разума, сколь бы многого в научно-интеллектуальном плане он (человек) ни достиг. А потому верующий никогда не теряет (по крайней мере, старается не терять) надежду на успех (в вопросах материального достатка, психологического равновесия, счастья, духовного озарения или физического исцеления), находя себя в труде, приставляя лестницу к нужному зданию /7/ , делая все возможное, при этом уповая на милость Творца и Его повеление «будь» в том, что кажется невозможным]» (Св. Коран, 30:50).

***


Имам Шамиль, я вдохновлена вашей последней проповедью! В сердце моем всегда была вера. Но ваши слова на хутбе — это первая физическая реализация того внутреннего знания и состояния души, которое никогда я не могла ранее облечь в слова. И кажется, что теперь все так просто и кристально ясно.

Я проходила через сложности и достигала всего, чего хотела (конечно же, только дозволительными способами), зная цену, которую я платила, и одновременно не думая о цене, не считаясь с ней, а просто следуя своему пути и осознавая, что по-другому просто не можешь!

Зачем-то Бог дал мне силу, и я просто не имею права делать вид, что ее нет. Дорога знаний не проста, но ты встал не нее. Сложно сделать первый шаг, потом просто привыкаешь к сопротивлению. Твой мозг начинает функционировать на принципиально новом уровне...

У меня сейчас много мыслей в голове, я только что прослушала вашу хутбу. Я хочу сказать вам огромное спасибо. Мой мир обретает новые очертания. Al-Bina.

Главное — постоянно выверять направление, не сбавлять темпа, за исключением времени, когда необходимо восстановить физические, интеллектуальные или духовные силы. Важна самодисциплина и позитивное окружение, дабы полезность и продуктивность нашей жизни ото дня ко дню лишь росла.

***


1. Какой литературой, помимо Корана, вы пользуетесь?
2. Если человек летит в космос с задержкой там на месяц или на полгода, то как ему молиться? Куда смотреть и вообще как быть в таком случае? Nabijon.

1. Если вы имеете в виду книги по мусульманскому богословию, то я пользуюсь личной богатой арабской библиотекой, теми книгами, которые являются частью общепризнанного научного мусульманского наследия. Если говорить о книгах нерелигиозного характера, то часть из них представлена на сайте в разделе «Шамиль Аляутдинов рекомендует».

2. Он будет молиться в том направлении, которое сам для себя определит в своем космическом корабле. Ведь он молится Богу, Который неограничен ни местом, ни временем.

***


Я сотрудник одного из университетов Юга России. В нашем университете есть специальность «Теология», мусульманская и христианская. Сегодня на работе возникла полемика: может ли преподаватель исламской теологии (будучи кандидатом филологических, педагогических наук, доцентом, одним из уважаемых людей местной уммы) считаться имамом? В моем понимании имам — это не только богослов, знающий арабский и преподающий студентам, пишущий книги и учебно-методические комплексы, обладающий учеными степенями и званиями (тем более это степени не богословских наук). На мой взгляд, имам — это духовный лидер уммы, заведующий мечетью, обладающий глубокими религиозными познаниями, выдающий фетвы и читающий проповеди. Может, я ошибаюсь?.. Шамиль, дайте, пожалуйста, полное значение слова «имам». Гульжана.

Ваша осведомленность верна, вы правильно рассуждаете. Если кратко, то имам — это предстоятель в молитве, человек, который имеет знания, авторитет и ведет за собой людей. Если у человека есть соответствующие знания и он практикует религиозную практику, то он может быть имамом.

***


Уважаемый Шамиль! Недавно у нас с другом был разговор на тему европейской и арабской культуры. В ходе разговора мой друг, будучи сам мусульманином, сказал, что мусульманский мир сегодня сильно отстал в плане культурного развития, грамотности и технического прогресса. Я знаю, что он неправ, что сегодня СМИ показывают нам только одну сторону медали мусульманского мира. Я пытался ему это объяснить, но тогда он сказал: «Назови мне хотя бы одного выдающегося ученого-экономиста или писателя из современного мусульманского мира!»

Еще он сказал, что процветающие мусульманские страны живут хорошо в основном за счет нефти, в то время как Европа добилась высокого уровня за счет научного прогресса. Я не смог ничего ему ответить, кроме того, что он неправ. Тимур.

1. Это он сам отстал от того, что происходит в мире, от того, какой огромный вклад вносят мусульмане в мировую политику, экономику и науку. А причины его отставания в том, что современные СМИ этого вклада не освещают. Если же говорят об Исламе и мусульманах, то только в контексте экстремизма и терроризма. Таковы реалии современной жизни, которые дают нам возможность закрутить в самом себе гайки посильнее и рвануть к новым высотам, не озираясь по сторонам, а тем более не смотря вниз.

2. Правда в его словах есть, но не тратьте время на убеждение. Вложите все силы, энергию и дисциплину в то, чтобы пополнить список сотни самых великих людей мира последних 100 лет. На это уйдут годы, но цель (земная и вечная) оправдывает предполагаемые огромные затраты. Одним из важных факторов достижения успеха станет умение сосредотачиваться на целях и задачах дня, месяца, года, десятилетия, а потому выводите из ближайшего круга общения тех, которые тормозят вас, ваше развитие, особенно болтунов из их числа и «философов».

***


Я живу в Москве. Моя ученая степень — доктор наук, звание — профессор. Совершал Хадж. Работаю в ведущем вузе страны. Каждый раз сталкиваюсь с одной и той же проблемой. Ежемесячно на нашей кафедре происходят знаменательные события для соискателей, связанных с защитой диссертации, дипломных работ и т. д. Я с трудом (через «не хочу») прихожу на застолье. Приходится поднимать во время тоста бокал с обычной водой или с соком, в общем, не спиртосодержащим напитком. Наверняка сами можете представить, что приходится выбирать из блюд. Ответьте, есть ли фетвы по данной проблематике? Я стараюсь избегаю таких застолий по возможности, но бывают безвыходные ситуации, когда прийти просто необходимо. Хотелось бы узнать ваше мнение: как себя вести в таких случаях? Хаджи.

Вы все делаете правильно. По возможности избегайте, а если не получается, то не употребляйте того, что запретно. Советую проще к этому относиться в том смысле, что, пока мы живы, нам есть куда развиваться и расти. А потому, к примеру, изучайте иностранный язык, читайте иностранные книги в оригинале, регулярно занимайтесь спортом и преображайте свое тело, выйдите на новый уровень взаимоотношений с женой и детьми... Когда вы постараетесь сосредоточиться на перечисленном, вынужденные застолья в вашем сознании превратятся в некую пыль, избежать присутствия которой сложно, но и внимания она не заслуживает.

***


Я из Нальчика, мне 30 лет, в Исламе 3 года. У нас нестабильная обстановка в регионе, каждый день убийства. Маме я сразу рассказал о том, что начал совершать намаз, она отнеслась снисходительно, а отцу сказать не мог, хотя, думаю, он и так догадывается. Моя супруга тоже в Исламе, но сказать об этом родным не может, потому что ни мать, ни отец этого не поймут (был прецедент с родной сестрой), поэтому скрываем. Ношу бороду по сунне, и каждый раз дома мне говорят ее сбрить. Супруга не может одеваться как положено, так как это повлияет на ее отношения с родственниками. Прошу совета. Idar.

Борода — это сунна (желательно), в вашей ситуации ее лучше не придерживаться. Изучая Коран и Сунну в контексте самосовершенствования и самоактуализации, вы увидите, что есть сотни фардов, касающихся, например, взаимоотношений или человеческой речи. Сделайте акцент именно на этих фардах, и вы начнете постепенно становиться олицетворением мусульманских ценностей, а не отдельных «раскрученных» атрибутов.

Подробный материал о бороде можете прочитать в моей книге «Мужчины и Ислам».

***


Можно ли в метро читать Коран? Дониер.

Можно.

***


У меня в жизни очень сложный период. Чувствую себя очень одинокой и беспомощной. Такое ощущение, будто кто-то смеется надо мной, так как куда бы я ни пошла, что бы я ни делала, все против меня... Уже сил нет! Не знаю, что делать. На душе нет покоя. Словно кто-то плохого пожелал и глазом плохим посмотрел. Есть ли какие-то молитвы, которые я могу читать? Малика.

Первым делом вам необходимо прочитать от начала и до конца мою книгу «Мир души». Также просмотрите на нашем сайте umma.ru раздел «Шамиль Аляутдинов рекомендует» и выберите три книги, которые непременно будут прочитаны вами. Такого рода состояния — это переходный этап. Важно приложить усилия и целенаправленные действия, начиная со своего душевного состояния и мысленного настроя, дабы новый этап стал для вас неким прекрасным открытием и продолжением восхождения к самым разным проявлениям земного счастья и подготовки себя к счастью вечному.

Пророк Мухаммад говорил: «Помни об Аллахе (о Боге) в периоды благоденствия и изобилия, и Он не забудет о тебе в трудные и тяжелые [для тебя] времена. Знай, что в терпеливом выполнении того или иного [праведного, необходимого], которое тебе уже порядком опостылело, не хочется делать [надоело, ты устал, не видишь результата], [заложено] много блага, пользы для тебя.

Знай, что помощь [Господа, как прямая на уровне души, так и посредством чего-либо] идет параллельно с терпением [которое ты проявляешь в достижении своих целей], облегчение и утешение — вместе с печалью и горестью, а трудность — с легкостью. [Когда где-то появляется трудность, то одновременно с этим (или вслед за этим) совсем рядом или в других делах и заботах этого человека появляется облегчение, легкость] /8/ » /9/.

***


Я — ученик 11-го класса, учусь в Киргизии. Очень люблю науку, и я участник республиканской олимпиады. Пытаюсь занять первые места, но, вы знаете, все места продажные. Чтобы занять место, придется дать денег. Из-за этого у меня пропадает всякий интерес! Грехом ли будет дать денег, чтобы занять одно из первых мест?

Давать денег не нужно. Чем больше будет людей, противодействующих греху и не участвующих в нем, тем меньшим будет срок его жизни. Если вы на самом деле умный парень, тогда неустанно участвуйте в самых разных, и не только республиканских, олимпиадах, начинайте совершенствовать свои навыки, в том числе и на международном уровне. Если вы каждодневно будете работать над собой и самосовершенствоваться, тогда в любом случае выйдете победителем в самых различных соревнованиях и олимпиадах жизни. Вы сейчас находитесь на начальном этапе становления личности, а потому не расслабляйте себя никчемными размышлениями о грехах других людей. Усердный человек, с Божьей помощью, в состоянии пробить любую стену. Но сначала следует постучаться во врата Божественной милости.

***


Как мне перестать стыдиться простых вещей? Например, когда я нахожусь в центре внимания? Артур.

Нужно больше находиться в центре внимания, тогда перестанете стыдиться и бояться. Можно, например, публично выступать. Только практикой можно чего-то добиться. И даже если она будет исчисляться десятилетиями, это не гарантирует отсутствие волнения перед очередным публичным выступлением.

***


Можно ли мусульманину вступить в какую-нибудь партию? И вообще, можно ли заниматься политикой? В «Книге единобожия» Салиха Фаузана он называет таких мусульман вероотступниками. Руслан.

Конечно же, можно заниматься политикой. Что же касается вероотступничества, то это ну о-о-очень смелое мнение.

***


Я уже много лет испытываю постоянное чувство тревоги, когда я строю какие-то планы по работе, что-то делаю. Обычно всегда после появления этого чувства у меня все проваливается, начатые дела срываются. Иногда тревога бывает такой сильной, что хочется закричать. Когда она особо сильна, то давит на грудь, и все сжимается внутри... Потом я теряю либо родственника, либо знакомого...

Как мне от этого чувства избавиться, что делать? Когда оно появляется, я не могу нормально работать и спать... Постоянно жду чего-то плохого... Адам.

1. Чувство страха и тревоги появляется у любого здорового человека, весь вопрос в том, как мы реагируем на это, соглашаемся ли с этим.

2. Научитесь замещать тревогу чувством полной уверенности в успехе. Это сразу не получится, так как следует научить мозг начать думать и прогнозировать по-иному. Вы выстроили в своем мозгу определенные ассоциации, связанные с появлением тревоги и практически на уровне молитвы включаете свои мощные мозговые центры в процесс активной мыслительной реализации своих страшных прогнозов. А следовало бы ассоциировать чувство страха и тревоги с неким мусором: как только он появляется, следует выбрасывать его в урну, замещая освободившееся место яркими положительными эмоциями и прогнозами. Для большей результативности можете записывать на бумаге и хотя бы раз в день перечитывать то яркое и положительное, что вы хотели бы получить, приобрести. Сколько мы живем, столько и учимся жить, жить счастливо и успешно.

«Самой природой в нас заложено стремление постоянно учиться, расти и развиваться. Мы всегда хотим подняться над собой, стать кем-то большим и лучшим. И если мы уступим этой природной силе к непрерывному и бесконечному совершенствованию, то наша жизнь превратится в цель непрестанных достижений и удовлетворений» Ч. Галлоци.

«Талант сам по себе — дешевле поваренной соли. Преуспевающего человека от талантливого отличает только одно — уйма упорного труда» С. Кинг.
Вам следует подкорректировать свое отношение к происходящему, а также свою реакцию на окружающее вас. Думаю, что в работе над собой вам помогут четыре книги, из них две мои — «Мир души» и «Мужчины и Ислам» — и Э. Роббинс «Пробуди в себе исполина», Дж. Кэнфилд «Цельная жизнь».

***


Мне очень нравится один необычный вид спорта — капоэйра. Я им в свое время занимался. Сейчас хочу вернуться на тренировки. Из себя он представляет смесь борьбы, ударной техники, акробатики, танцев, шуток, музыки, игры на инструментах. В основном игра (так в капоэйре называется спарринг) проходит без какого-либо контакта с партнером, но бывают и подсечки, броски, удары в полный контакт происходят очень редко. Не является ли занятие капоэйрой харамом с точки зрения Ислама? Рустам.

Можете заниматься.

***


Можно ли совершать намаз в форме от «Манчестер Юнайтед», где изображен Дьявол. И есть надписи. Или в другой одежде с изображениями людей, животных и т. д.?

Нежелательно, но можно, если другой одежды нет.
Что касается «изображения Дьявола», то никто из ныне живущих не знает его истинного облика.

***


Я люблю смотреть футбол по телевизору. Противоречит ли это шариату? Бахытжан.

Не противоречит, если не относится к бессмысленной и бесполезной трате драгоценного времени.

/1/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2310, хадис № 7405 и с. 2340, хадис № 7505; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 16. С. 473, хадис № 7405 и пояснение к нему; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. В 18 т. Т. 2. С. 399–407; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. В 11 т. Т. 2. С. 522, 523.
/2/ Прочитайте материал «В поиске смысла» из моей книги «Мир души» (3-е изд.).
/3/ Подробнее см., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийа, 2001. С. 323, хадис № 1157; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 4. С. 571.
/4/ Лерер Д. Как мы принимаем решения. С. 77.
/5/ В высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) упоминается, что всего пророков было сто двадцать четыре тысячи, а посланников из их числа — триста тринадцать. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 616.
/6/ Значение слова «багй» в арабском языке — «совершение агрессии, насилия, проявление враждебности», «переход границ морали и нравственности». И все это из зависти, ради получения отдельных мирских благ или в угоду собственному «Я».
/7/ «Прежде чем карабкаться по лестнице успеха, убедитесь, что она прислонена к нужному зданию» (С. Кови).
/8/ Кстати, муфассиры (толкователи Корана), давая пояснение кораническим аятам, где упоминается об этом (см. Св. Коран, 94:5, 6), с акцентом на грамматику арабского языка отметили, что смысл таков: «С одной определенной трудностью, сложностью необратимо появляются две неопределенные, но очевидные легкости, два облегчения». Схожее замечание по этому поводу встречается и в хадисах. То есть человек не может быть побежден, кроме как в случае, когда он сам пал духом, потерял надежду в разрешении отягощающих его проблем. Сохраняя же волю и устремленность, верующий в состоянии преодолеть любые препятствия и трудности, так как он знает и в перспективе видит рядом с собою (или ожидает) вдвойне большие облегчения. Такой настрой и жизненная позиция явились одной из главных причин феномена результативности в делах и открытиях сподвижников Пророка, как и результативности многих иудейских, христианских и мусульманских праведников, а также тех, кто достигал невероятных высот в своей сфере деятельности (наука, искусство, архитектура, военное дело), двигая прогресс человечества вперед. См., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 9. С. 165; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 30. С. 293, 298, 299; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 20. С. 73, 74; аль-Вахиди А. Аль-Васыт фи тафсир аль-кур’ан аль-маджид. В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1994. Т. 4. С. 517–520.
/9/ Хадис от Ибн ‘Аббаса. См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 1. С. 126, 127, хадис № 12, «хасан, сахих».

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов