За кого выходить замуж?

За кого выходить замуж?

Нижеследующий вопрос был вывешен на нашем сайте для общего обсуждения. Пришло большое количество писем, которые на данный момент изучаются нами, систематизируются и будут представлены вашему вниманию на нашем сайте, а также (если будет на то Божественное благословение) опубликованы в книге.
На сайт пришло немало пожеланий прочитать ответ Шамиля Аляутдинова на этот вопрос. Представляем вам его ответ, а также в дополнение к этому ответ-реплику замужней многодетной женщины.
Уважаемый Шамиль-хазрат! Три недели я думала, стоит ли вам писать и тратить ваше время, и в конце концов решила, что лучше сделать и жалеть, чем не делать и жалеть. И возможно, я не стала бы вас беспокоить, если бы моя проблема не была проблемой многих моих знакомых российских мусульманок. Очень хотелось получить от вас ответ не только как от духовного лица, но и просто от умного и здравомыслящего человека.
Я живу в городе Кирове (Кировская область), население — полмиллиона человек. На юге граничим с Татарстаном (от Кирова до Казани — 500 км). Это чтобы вы представляли, где я...
Шамиль-хазрат, в моей жизни все прекрасно. Я получаю второе высшее образование, у меня отличная работа, которая мне по душе, зарплата выше средней, хорошие родители и отношения с ними такие же. Я путешествую, изучаю Ислам при местной мечети (4 года назад стала мусульманкой), у меня хорошие друзья. В общем, все так, как мне всегда хотелось. Однако есть одно «но».
В 25 лет я поняла (сейчас мне 27), что хотелось бы реализовать себя не только как специалист, дочь, но и как женщина, мать. Конечно, всю проблему можно было бы описать короче — не могу выйти замуж, но это как-то банально и не отражает всей сложности ситуации. В 25 лет я поняла, что мне хотелось бы о ком-то заботиться, прилагать усилия в построении личных отношений, родить и воспитывать детей.
Так вот, Шамиль-хазрат, я не могу выйти замуж потому, что не получается найти мусульманина, хотя бы равного мне по уровню образования и социальному статусу. Среди светских людей кандидатов в мужья — просто навалом, а мужчины-мусульмане говорят, что у меня высокие требования, да и я среди них не вижу ни одного свободного и достойного человека. Хотя, на мой взгляд, это не у меня требования высокие, это уровень современных мужчин-мусульман настолько низок, что плакать хочется.
Вот мои критерии:
1) Национальность — русские, татары. Обоснование: я не сторонник межнациональных браков, так как очень ясно себе представляю ментальные и культурные различия между русскими и, например, кавказцами или среднеазиатами. Мы действительно очень разные, и я мужчин этой национальности абсолютно не понимаю. Проверено на собственном опыте. Наиболее близкими по менталитету к русским я считаю татар, опять же на основании собственного опыта.
2) Возраст — до 37 лет. Я считаю, что 10 лет разницы — это нормально. Больше — плохо. Во-первых, и с медицинской точки зрения большая разница между супругами в возрасте неблагоприятно сказывается на будущих детях. Во-вторых, 10 лет и так уже довольно приличная разница, ведь люди с разницей в 10 лет — это, считайте, представители двух разных поколений со своими ценностями и пониманием мира. Вы можете мне возразить: у нас единые исламские ценности. Знаете, не соглашусь. Каждое поколение и каждый народ исламские ценности преломляет по-своему.
3) Высшее образование. Если у нас будет большая разница в образовании, нам будет просто не о чем говорить. И это тоже проверено. И причина даже не в том, что один знает больше, а другой меньше. Причина в абсолютно разном восприятии одной и той же информации, привычках, культурном уровне и т. д. Человек с высшим образованием (для меня лично) — это человек с большим потенциалом к росту, как карьерному, так и личностному, духовному.
К сожалению, очень мало мужчин-мусульман стремится к хорошему светскому образованию, получению нормальной профессии. Когда я приняла Ислам, меня неприятно поразили две вещи — низкий уровень образованности исламской уммы и пренебрежительное отношение к духовным лидерам. Любого имама, муфтия, алима простые смертные берутся обсуждать и делают это совершенно спокойно. Я была в шоке. С детства меня воспитывали в православной традиции и уважение к лицам духовного звания (необязательно православным священникам) прививается с младенческих лет. Обсуждать духовного руководителя — грех. Считается, что на человека возложена особая миссия и он особо будет отвечать пред Богом. От «обсуждальщиков» все добропорядочные люди шарахаются, как от чумы, а среди мусульман это в порядке вещей. Одни хадисы люди замечают («неправильное исправь рукой, языком, сердцем»), а другие, где говорится об уважении к ученым-богословам, об их особом положении пред Богом, не принимают во внимание.
4) Профессия, которая кормит. У нас много сестер дипломированных юристов, экономистов, врачей, фотографов, редакторов, то есть все девушки культурные и интеллигентные. Полученные профессии позволяют им неплохо зарабатывать. Мне кажется, женщины более терпеливы, целеустремленны, последовательны в вопросе профессии и заработка. Но за кого выходить этим «умницам-красавицам», Шамиль-хазрат? За кладовщиков, охранников, торговцев с рынка, гастарбайтеров? А у нас почти нет других! Мужчины не желают учиться, они хотят целыми днями околачиваться в мечети (зачем?). Они не хотят никаких перспектив, они жалуются на нехватку денег, но при этом им лень повышать квалификацию, чтобы эти деньги иметь.
Невозможно занять достойное социальное положение, ничему не учась. Но сколь немногие мусульмане понимают это! Если они учатся, то учатся в религиозных учебных заведениях. Да, нам нужны грамотные в вопросах Ислама люди, но чем они будут на жизнь зарабатывать, если у них нет никакой другой профессии? Чем? Учитывая, что Кировская область — это регион с превалирующим русским и православным населением (91%)?
5) Работа, перспективы. Я считаю, что у мужчины в жизни должно быть дело. У меня оно есть. Я хочу, чтобы у моего мужа были перспективы, как и у меня. Чтобы и он, и я знали — у нас все впереди. Чтобы было к чему стремиться, куда развиваться, ставить цели, достигать и ставить новые. Я не хочу топтаться на месте, не хочу застоя, «болота». Если человек не развивается, он деградирует. Третьего не дано.
6) Добропорядочность, репутация. И это, Шамиль-хазрат, пожалуй, самый больной вопрос. 80% мужчин нашей местной уммы — это люди с судимостью. Для меня судимость — это из ряда вон выходящее дело. Да, я в курсе, в какой стране живу, — посадить могут кого угодно и за что угодно. Но признаюсь вам, что я только раз в жизни видела невиновного человека за решеткой. Это Михаил Ходорковский. Все остальные, кто говорил, что сидит ни за что, если покопаться, выяснялось, что сидит очень даже «за что».
Для меня человек, у которого есть судимость, — уголовник. Человек, преступивший черту, для меня находится по ту сторону баррикад до конца своих дней. Да, Господь каждому из нас дал время на раскаяние, мы не вправе осуждать таких людей. Я не осуждаю, но и дел никаких с ними иметь не хочу. И мой жизненный опыт показал, что правильно делаю.
У меня приличные родители, мне будет стыдно представить матери бывшего уголовника как своего мужа. К тому же жить и думать, а вдруг он еще раз... Шамиль-хазрат, я не верю, что люди меняются. Это очень редкие исключения. Очень-очень редкие!
У других мусульман здесь репутация неважная: либо на деньги кинул, либо обманул и был пойман, либо ваххабит, либо с предыдущей женой очень плохо обращался...
Я не хочу связывать с такими свою жизнь. Да, мы все не ангелы, но за мной хотя бы таких «косяков» не числится. У меня хорошая репутация, высокое мнение обо мне как о студенте в университете, родители мной гордятся. Я дорожу своей честью и не хочу краснеть из-за непутевого мужа. Наоборот, я хочу им гордиться.
Шамиль-хазрат, скажите, у меня правда высокие требования? Заметьте, я не прошу того, чего у меня самой нет. Я просто хочу равноправного союза. Меня учили, что иметь образование, профессию — это не подвиг, а само собой разумеющееся. Отвечать за свои поступки и зарабатывать собственным трудом лучше, чем висеть у кого-то на шее.
Скажите, где я не права в своих взглядах на жизнь?
Все вышеперечисленное не только моя проблема. Я знаю тьму сестер, у которых все точно так же. У сестер, проживающих в Казани, где большинство — мусульмане, все один к одному. Я часто езжу в Казань, у меня там рабочие проекты, и в курсе всего, чем там мусульмане «дышат». Столько умных, образованных мусульманок заняты учебой и карьерой, а достойных мужчин для них просто нет. Может быть, все хорошие нарасхват...
Ответьте мне лично или обсудите эту проблему на одной из ваших хутб (проповедей). Я в любом случае найду ваш ответ в интернете. С., 27 лет.

Ответ Шамиля Аляутдинова.

1. «Среди светских людей кандидатов в мужья — просто навалом». Пусть будет «светским», но признающим основы веры и столпы религиозной практики, знающим шахаду (формулу Единобожия), непьющим, некурящим и верным. Думаю, это — необходимый современный минимум. Наиболее доходчиво и понятно основы веры и религиозной практики изложены в моей книге «Мусульманское право 1—2». Полезно также изучить и подарить избраннику две мои книги: «Мужчины и Ислам» и «Мир души» (3-е или последующие издания).
2. «Мужчины-мусульмане говорят, что у меня высокие требования». Замечу, что по-настоящему сильный лишний раз уступит, а ставить условия юноше, мужчине, начиная с первых дней общения, выпячивать свою гордость, эрудированность и грамотность — значит сразу отвергнуть его.
3. «Я считаю, что 10 лет разницы — это нормально. Больше — плохо. Во-первых, и с медицинской точки зрения большая разница между супругами в возрасте неблагоприятно сказывается на будущих детях. Во-вторых, 10 лет и так уже довольно приличная разница, ведь люди с разницей в 10 лет — это, считайте, представители двух разных поколений со своими ценностями и пониманием мира. Вы можете мне возразить: у нас единые исламские ценности». Не возражаю.
4. «Если у нас будет большая разница в образовании, нам просто будет не о чем говорить. И это тоже проверено. И причина даже не в том, что один знает больше, а другой меньше. Причина в абсолютно разном восприятии одной и той же информации, привычках, культурном уровне и т. д. Человек с высшим образованием (для меня лично) — это человек с большим потенциалом к росту, как карьерному, так и личностному, духовному». Полностью согласен.
5. «Я считаю, что у мужчины в жизни должно быть дело». На этот счет есть очень хорошие слова, особенно понятные тому верующему, кто практикует веру, духовные ценности в повседневной жизни, в труде и борьбе, в первую очередь над своей ленью и желанием «уповать на Творца», ничего не делая. Слова такие: «Когда ты вдохновлен великой целью или необходимым замыслом, твои мысли разбивают свои узы, твой разум выходит за свои границы, твое сознание расширяется во всех направлениях, и ты обнаруживаешь, что попал в новый, великий и чудесный мир, спящие силы, способности и задатки оживают в тебе. И вдруг понимаешь, что преодолеваешь даже тот идеал, к которому когда-то стремился» (из книги Р. Шармы «Монах, который продал свой «Феррари»).
6. «Да, я в курсе, в какой стране живу, — посадить могут кого угодно и за что угодно. Но признаюсь вам, что я только раз в жизни видела невиновного человека за решеткой. Это Михаил Ходорковский. Все остальные, кто говорил, что сидит ни за что, если покопаться, выяснялось, что сидит очень даже «за что». Согласен со всем, кроме Ходорковского. Ваше мнение сложилось из услышанного и увиденного в СМИ, а они сегодня редко когда правдивы.
7. «Для меня человек, у которого есть судимость, — уголовник. Человек, преступивший черту, для меня находится по ту сторону баррикад до конца своих дней». Не соглашусь. Все меняется в жизни, особенно если сильно чего-то захотеть.
8. «Шамиль-хазрат, скажите, у меня правда высокие требования?» Требования хорошие.
9. «Меня учили, что иметь образование, профессию — это не подвиг, а само собой разумеющееся. Отвечать за свои поступки и зарабатывать собственным трудом лучше, чем висеть у кого-то на шее». Однозначно! В хадисе сказано: «Лучшие из вас — это те, кто не оставляет вечное ради мирского, а также мирское ради вечного [умеют уловить и выстроить гармонию между ними в соответствии с существующими обстоятельствами и тщательным анализом их в контексте мирской и вечной перспектив]. [Лучшие — те] кто не становится бременем, ношей для других» /1/.
10. «Все вышеперечисленное не только моя проблема. Я знаю тьму сестер, у которых все точно так же». Пожалуйста, больше, как можно больше света (а не тьмы) в сознании, душе, жизни, и поверьте, многое изменится вокруг вас! Отнеситесь к этой рекомендации серьезно (а не как к формальному наставлению), проанализируйте и постарайтесь что-то изменить в себе. Не то чтобы выйти замуж за человека со средним образованием или бывшего уголовника, а чтобы, взглянув на мир шире, выйдя за пределы здания местной мечети и за границы уже сложившихся мнений и впечатлений, увидеть и услышать много большее вокруг, подходящее вам, но ранее незамеченное.

Ответ-реплика замужней многодетной женщины.

Cвои требования к будущему супругу вы четко обозначили, все у вас разложено по полочкам. Это хорошо при построении карьеры, при получении образования, но человеческие отношения, семейная жизнь — это намного большее. Это желание идти по жизни с человеком, «служа» ему, порой где-то забывая собственное «Я», отодвигая свои дела, встречи, иногда игнорируя мнения, не слыша слова родственников, друзей, знакомых /2/.
Имея личный опыт семейной жизни, обладая женской интуицией и интересом к пониманию мужской и женской логики, психологии, из вашего письма я поняла, что вы подсознательно ищете себе партнера, соответствующего вам «по уровню», некоего «сотрудника». Но... Вам ведь нужен муж, а не деловой партнер.
Обратите внимание на свой возраст. Девушке желательно задумываться о замужестве с 18 лет, а ее родителям об этом — еще раньше. Грустно, но после 27 лет возможности создать семью у вас резко падают /3/. Поэтому не ставьте жестких требований. Неважно, завышены они или нет, важно, что образование, карьера пока еще стоят впереди вас, вашего желания иметь детей, быть супругой. Время бежит... Поэтому, если вы все-таки хотите иметь здоровых детей, крепкую семью, не ставьте на первое место ваши запросы, а сконцентрируйтесь на человеке, на его внутреннем мире, на его внешности, на его стиле общения. Сегодня есть возможности, предоставляемые Интернетом, можно легко и быстро переезжать из города в город, тем самым расширяя круг общения, находя новых знакомых. Неважно, где найдется этот человек — в Африке, в России, в Амстердаме, в Нью-Йорке или в какой-нибудь забытой всеми деревне на северном полюсе (может быть, Ваш, пока еще не найденный суженый — исследователь-геолог или учитель), главное — вы должны пожелать идти с ним по жизни, не привязываясь ни к чему иному: ни к родительскому дому, ни к своему городу, стране, быть рядом с ним не только здесь, но и в вечности.
Как мне кажется, на данном этапе восприятия мирской жизни у вас другие приоритеты. Вы просто хотите обзавестись мужем, что станет неким доказательством вашего успеха, взятием очередной неприступной крепости, новым этапом достижений. Но семья — это священное сокровище пред Богом, для получения милости Господней на его обретение и сохранение до конца земной жизни нужен внутренний настрой, понимание и некая жертвенность.

Мы все еще принимаем ваши комментарии, реплики и подробные изложения по заданному вопросу, они актуальны и интересны нам.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с пометкой «За кого выходить замуж?»
/1/ См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 250, хадис № 4112, «сахих».
/2/ Комментарий Ш. Аляутдинова: «Это касается, кстати, не только женщин в отношении их мужей, но и мужчин в отношении их жен». Напомню известные слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Я назидаю вас быть хорошими к женам своим. Будьте же таковыми!»; «Наиполнейшей вера будет у того, кто явится наилучшим по своей воспитанности. А наилучшие из вас [о мужчины] — это те, которые являются наилучшими к своим супругам (к своим семьям)». Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6370, «сахих».
Сам пророк Мухаммад в свободное время помогал семье в домашнем хозяйстве, как мы знает это со слов его супруги ‘Аиши.
/3/ Комментарий Ш. Аляутдинова: "Не согласен. Максимальный порог в мировой практике за последние 100 лет поднялся до 35 лет, если следовать здоровому образу жизни морально и физически, а также учитывать возможности современной медицины в развитых странах. Возраст не помеха, если человек полон оптимизма и открыт к росту и позитивным преобразованиям.
Москва
Сегодня 23 июня
28
ДЕНЬ РАМАДАНА
фаджр / есть до 1:51
шурук3:45
зухр12:33
аср17:04
магриб / начинаем есть21:19
иша/таравих23:12

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов