Полное омовение (гусль) и другие приготовления к джума-намазу

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

– «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[1];

– «Полное омовение в пятницу – это обязательное [на уровне следования Пророческой сунне] действие для любого совершеннолетнего»[2];

– «За каждым мусульманином полное омовение в пятницу! Пусть надевает хорошую одежду и, если у него есть возможность, надушится благовонием»[3];

– «Если человек в пятницу отнесется со вниманием к совершению полного омовения, умастится благовонием[4] и опрятным отправится в мечеть; займет место[5], не мешая и не причиняя неудобств другим, помолится[6], а затем молча будет слушать имама, то простятся ему прегрешения[7] одной недели, от пятницы до пятницы»[8];

– «Кто совершит полное омовение в пятницу, воспользуется благовонием, если оно у него имеется, наденет лучшую одежду и отправится в мечеть размеренно и спокойно; зайдя в мечеть, совершит молитву, не создавая неудобств окружающим, и будет молчать, начиная с момента выхода имама и до молитвы [два ракяата фарда, что совершаются всеми вместе сообща], то это станет причиной искупления грехов[9] одной недели»[10];

– «Совершайте полное омовение в пятницу! Воистину, полное омовение в пятницу является причиной прощения грехов десяти дней»[11];

– «Кто выстирает [одежду или «вымоет голову»][12], совершит полное омовение, отправится в мечеть пораньше и сядет так, чтобы быть ближе к имаму; молча выслушает [имама] и не станет пустословить в этот день, тому Всевышний за каждый его шаг в направлении мечети воздаст так, как Он воздает за годовой пост и совершение ночной молитвы на протяжении года!»[13]

Исламские богословы говорили, что все вышеупомянутые хадисы указывают на желательность (сунна)[14] и значительную пользу, преимущество совершения полного омовения в пятницу, но никак не на обязательность (фард или ваджиб)[15]. Главной причиной данного вывода является достоверный хадис, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто совершит малое омовение (вуду’) в пятницу, то этого достаточно. А кто совершит полное омовение (гусль), то это лучше»[16].

Время совершения полного омовения, о котором говорится в хадисах, начинается с наступлением времени утренней молитвы в пятницу.

Если верующему необходимо совершить обязательное полное омовение (например, по причине поллюции) именно утром в пятницу, то, совершая омовение, он делает намерение и на желательное пятничное омовение. То есть полное омовение одно, но объединяет оно в себе как обязательность восстановления ритуальной чистоты, нарушенной в результате поллюции, например, так и желательность полного пятничного омовения со значительной вознаграждаемостью (аджр) [17].

Сохранение полного молчания во время проповеди

«Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, идя против повеления Пророка]»[18].

Более достоверными и подчеркивающими недопустимость не только разговора во время проповеди, но вообще любых реплик, являются следующие слова посланника Всевышнего: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь своему соседу: «Замолчи», то сделаешь то, чего не следовало бы делать [или (второй вариант перевода) «твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую»]»[19].

Ученые-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все они без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва-намаз засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать ее не надо. «Строгие слова Пророка не означают полную запретность (харам) произнесения каких-либо слов во время проповеди, так как был случай, когда неграмотный бедуин, сославшись на безвыходное положение, обратился к Пророку с прошением о молитве-ду‘а за него во время пятничной проповеди. Посланник Господа исполнил просьбу и не сделал ему замечания», – аргументируют свое мнение ученые.

Исключения из этого правила – ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и т.п.

В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо сохранять строгое молчание. В противном случае мы уходим с пятничного назидания и молитвы-намаза без Божьего благословения и вознаграждения (саваб), в которых каждый из людей сильно, особенно сегодня, нуждается.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.

[2] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари и др. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 263, 264, хадисы № 877, 879.

[3] Хадис от Абу Саида; св. х. Ахмада. См., например: аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 248, хадис № 1190.

Также см., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 338, хадис № 5463, «сахих»; Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 21, хадис № 1219.

[4] Использование спиртосодержащего парфюма нежелательно, однако часть правоведов более толерантны в этом вопросе, ссылаясь на испарение спирта с тела или одежды.

[5] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Приходите на проповедь и будьте ближе к имаму! Человек, удаляясь [опаздывая и оставаясь где-то на задних рядах], постепенно удаляет себя и от райских благ [более высоких степеней в Раю], даже если войдет в Рай» (св. х. Ахмада и Абу Дауда). См.: Аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 254, хадис № 1194.

[6] «Помолится», т.е. совершит молитву приветствия мечети, также – молитву-сунну в четыре ракяата, что совершается перед проповедью, или любую дополнительную, если позволяет время.

[7] В одном из хадисов уточняется, что «за исключением больших грехов».

[8] Хадис от Салмана аль-Фариси; св. х. аль-Бухари и Ахмада. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 265, хадис № 883.

[9] Ученые-богословы говорили, что прощение прегрешений недели может быть только в результате совершения всех действий, упомянутых в хадисах по данной теме. См., например: Аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 250.

[10] Хадис от Абу Айюба; св. х. Ахмада. См., например: Аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 250, хадис  № 1192.

[11] Хадис от Абу Умамы; св. х. ат-Табарани. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 2. С. 43.

[12] Это предположительное пояснение с учетом других хадисов.

[13] Хадис от Абу Талха; св. х. ат-Табарани, а также Авса ибн Авса; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и др. См.: Аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 251; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 19, хадис № 2781, «сахих».

[14] Среди ситуаций, когда желательно совершение полного омовения (гусль), пятничное полное омовение является первым по важности и вознаграждаемости.

[15] См., например: Аль-Кясани.  Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 2. С. 215, 216.

[16] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 522, хадис № 8610, «хасан».

Также см.: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 18, хадис № 2779, «сахих».

[17] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 541, 542.

[18] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».

[19] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 55, хадис № 801; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 277, хадис № 934; Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 7. С. 32, 33, хадис № 2793, «сахих», а также с. 35, хадис № 2795, «сахих».

Подробнее см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 287–290; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 2. С. 639–641.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+