Рвота во время поста

Рвота во время поста

Рвота в малом объеме (непроизвольная рвота и самопроизвольное возвращение части рвотной массы обратно в желудок или преднамеренное вызывание рвоты без заполнения ею ротовой полости) не нарушает пост /1/ .

Пункт о том, что рвота не нарушает поста, приведен в материале «Случаи, канонически не нарушающие пост». Здесь мне хотелось бы остановиться на этом более подробно, так как данное утверждение является богословским выводом из Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).

Начнем с хадисов по этому поводу.

(1) «У кого непроизвольная рвота, тому восполнять пост не нужно. [Пост не нарушен, и человек может благополучно поститься дальше, если нормально себя чувствует.] Кто же преднамеренно вызывает рвоту [и его на самом деле рвет], тому следует восполнить день поста» /2/ .

Большинство хадисоведов высказывали мнение о низкой степени достоверности этого хадиса, некоторые сочли его недостоверным /3/ , а кто-то отнес к достоверным /4/ .

Пояснения ученых.

Например, имам /5/ аш-Шавкяни делает вывод: «Хадис указывает на то, что если у человека без какого-либо его участия началась рвота, то она не нарушает поста и ему ничего не следует восполнять. Кто же сам вызвал рвоту, пост того нарушен и он восполнит его в последующем одним днем поста» /6/ .

Имам ‘Абдуль-халим Махмуд комментирует хадис так: «Непроизвольная рвота не нарушает поста. Если же человек, производя те или иные действия, вызывает ее сам, тогда пост нарушен и необходимо будет восполнить его одним днем поста» /7/ .

Известный мухаддис (хадисовед) имам ат-Тирмизи сказал: «Все мусульманские богословы следуют на практике именно этому хадису» /8/ . Такого же мнения был и имам Ибн Мунзир /9/ .

(2) «Передается, что Пророка вырвало [однажды], и он прервал пост» /10/ .

Некоторые считали этот хадис наиболее достоверным по данной тематике /11/ . Кто-то заявил о недостаточной степени его достоверности и, соглашаясь с возможностью его применения, говорил о необходимости проведения параллели с упомянутым ранее хадисом, в котором говорится о преднамеренном вызывании рвоты /12/ .

Итак, изучив эту тему в разных богословских источниках, в которых подробно изложены мнения авторитетных ученых первых поколений формирования мусульманского богословия, я могу сделать вывод: по данной теме нет хадиса, относительно достоверности которого все мухаддисы (хадисоведы) сошлись бы во мнении. Частичная достоверность в любом случае присутствует, тем более что хадисов несколько и они от разных передатчиков (от разных сподвижников).

Подавляющее большинство /13/ ученых первых поколений (начиная с периода сподвижников), среди которых имамы Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и и Ахмад ибн Ханбаль, соглашались в том, что «если человек сам вызвал рвоту, его пост нарушается. В последующем он восполнит его один к одному. Если же рвота произошла сама собой (человека тошнило и непроизвольно вырвало), тогда пост не нарушен» /14/ .

Что касается случая заполнения ротовой полости рвотной массой, упомянутого в самом начале этого материала, а также в 11-мпункте «Случаев, канонически не нарушающих пост» и оговариваемого в богословской литературе /15/ , то полагаю, что оговорка эта призвана отделить факт отрыжки от факта настоящей рвоты и нейтрализовать людскую мнительность и сомнения.

***

В первый день священного месяца во время поста почувствовал себя плохо на работе, меня затошнило, и началась рвота... Скажите, был ли мой пост нарушен? Р.

Непроизвольная рвота не нарушает поста. Сознательное вызывание рвоты (при котором ротовая полость заполняется рвотной массой) нарушает пост.


В 5-йдень поста на сухур я поел немного фруктов, фиников и запил водой, после этого пошел в мечеть на Фаджр. После молитвы живот скрутило сильно, через некоторое время меня стошнило, это была непреднамеренная рвота, два или три раза вырвало. Уверен, что я ничего из этого не проглотил, сразу промыл рот водой, дабы избавиться от остатков пищи, затем продолжил пост. Один пакистанец сказал, что рвота на 100% портит пост, но я не обратил внимания на его слова и продолжил поститься. Придерживаюсь ханафитского мазхаба. Живу в Хьюстоне, в штате Техас, сам из Казахстана. Здесь очень жарко и влажно, работаю на парковке с 11 утра до 7 вечера, и в обед бывает адская жара. Скажу честно, поститься очень трудно. Что посоветуете? Бауыржан. США, Техас.

Непроизвольная, непреднамеренная рвота не нарушает поста. Сознательное вызывание рвоты (при котором ротовая полость заполняется рвотной массой) нарушает пост.

/1/ Произвольное вызывание рвоты (человек сам ее вызывает), при котором ротовая полость заполняется рвотной массой, а также преднамеренное заглатывание рвотных выделений нарушают пост. В этом случае необходимо будет его восполнить.

/2/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 526, хадис № 8673, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 237, хадис № 719, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1676, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 270, хадисы № 2380 и 2381, оба «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 217, хадис № 1642.

/3/ Подробнее о степени достоверности см., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 11. С. 50; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 219; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218.

/4/ См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 183, хадис № 1676, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 270, хадисы № 2380 и 2381, оба «сахих».

/5/ Считаю уместным пояснить, что «имам» сейчас — это чаще предстоятель в молитве или работник мечети, проводящий намазы, и не факт, что у него имеются серьезный богословский базис, образование и высокий уровень знаний. Что же касается слова «имам», которое я применяю в данном тексте, то так называли и называют крупных ученых-богословов.

/6/ См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218.

/7/ См.: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 55.

/8/ См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 237.

/9/ См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 51.

/10/ Хадис от Абу Дарда’; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и др. См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 50; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218

/11/ Приводятся слова имама ат-Тирмизи на этот счет. См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 50.

/12/ Подробнее см.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218.

/13/ Некоторые говорили даже о едином мнении мусульманских богословов относительно того, что самостоятельное вызывание рвоты (когда человека именно вырвало в результате этого) нарушает пост. См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 51; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218;

/14/ См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 51; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 219; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218.

/15/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1712.

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов