Полоскание рта и душ во время поста

Полоскание рта и душ во время поста

Можно ли во время поста прополаскивать время от времени рот водой, принимать душ и мыть голову?

Без всяких сомнений, можно. Сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) мылся, а также просто обливался водою во время поста, о чем говорится в нескольких достоверных хадисах /1/ . Также, например, в своде хадисов имама аль-Бухари имеется отдельная тема «Полное омовение тела соблюдающим пост», где он собрал в том числе мнения сподвижников о том, что можно полоскать рот, пробовать пищу на вкус, пользоваться мисваком, мыться, купаться и т. п. Все это не возбраняется, даже если применяется не только для чистоты тела, но и для облегчения состояния постящегося /2/ .


Во время полоскания рта при омовении может ли нарушиться пост? Магомед.

Полоскание рта не нарушает поста.


Можно ли при совершении омовения полоскать ротовую полость, учитывая то, что при полоскании немного утоляется жажда.

Да, можно, главное — не глотать воду.


Нарушается ли пост, если случайно проглотить воду во время полоскания рта, когда берешь тахарат (совершаешь омовение)? Ильшат.

Основным является мнение о том, что пост из-за этого не нарушается /3/ .

Доказательством является в том числе аят из Корана: «Если вы в чем-то ошиблись [совершили что-то непреднамеренно, случайно], то нет на вас греха. Однако [он, грех, есть] когда имеется сердечное намерение [когда человек преднамеренно совершает то или иное]. Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и безгранично Милостив» (см. Св. Коран, 33:5) /4/ .


Нужно ли возмещать дни поста в Рамадан, если случайно во время полоскания рта в горло попала вода? Ахмед.

Это не принимается в расчет, если не было преднамеренного глотания воды. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Всевышний простил последователям моим совершенное по ошибке [непреднамеренно], а также совершенное по забывчивости и под принуждением» /5/ ; «Не будет спрошена моя умма (мои последователи) за совершенное по ошибке [непреднамеренно], за совершенное по забывчивости и за то, что совершено по принуждению» /6/ .


Из-за смога в Москве /7/ пришлось сбежать с семьей на Черное море. Решил держать пост здесь, но столкнулся с некоторыми трудностями. Жару я переношу без воды, молюсь по возвращении в гостиницу, но меня сильно мучает:

1. Нарушается ли пост, если морская вода попадает в рот, но я ее не глотаю?

2. Нарушается ли пост, если я все же случайно проглотил морскую воду (волной накрыло)?

1. Не нарушается.

2. Верующий не отвечает за то, что совершил непреднамеренно или по ошибке.


Можно ли во время поста полоскать рот настойкой, если там содержится спирт? Алибек.

Можно, если есть в том необходимость. Главное — не глотать.


Отличается ли омовение во время поста от обычного, то есть существуют ли ограничения относительно полоскания рта, промывания носа, ушей? Мага.

Омовение совершается в обычном порядке. Единственное — не стоит усердствовать в полоскании горла водой, промывая рот. То же касается и носа /8/ .


Можно ли во время поста купаться в бассейне или на море? Х.

Да, можно.


Правда ли, что омовение для совершения молитвы-намаза можно сделать, находясь в соленом море, при этом несколько раз полностью окунувшись в воду? Саид.

Морская вода пригодна для совершения омовения. На этот счет есть достоверные хадисы: «Морская вода очень чиста (пригодна для омовения), а то, что умерло в море, — халяльно [разрешено для употребления в пищу]» /9/ ; «Морская вода очень чиста (пригодна для омовения)» /10/ . О вариантах малого и полного омовений читайте в моей книге «Мусульманское право 1 — 2» или на нашем сайте.


Можно ли заниматься аквааэробикой во время поста? Когда выполняешь упражнения, бывает, что непроизвольно проглатывается вода. А.

Проглатывать воду нельзя. Нельзя также делать то, что очевидным образом приводит к заглатыванию воды. Оцените степень вероятности самостоятельно. Преднамеренное проглатывание воды нарушает пост.


В связи с условиями работы я должна каждый день принимать душ. Влияет ли это как-нибудь на пост? Kumush.

Нет, не влияет, даже если, соблюдая пост в течение дня, вы примете душ пять или десять раз /11/ . Напоминаю вам, что пост — это воздержание от пищи, питья и половых сношений от начала утренней зари и до захода солнца, сразу после которого все это становится дозволенным.


Перед началом первого дня поста я искупался, но ничего не сказал во время купания. Был ли мой пост действительным? Билан.

Купание и пост не взаимосвязаны друг с другом.


Если я соблюдаю пост и искупаюсь от жары, нарушит ли это пост? Магомед.

Нет, не нарушит. У сподвижника «Анаса ибн Малика была ванна, которую он наполнял водой и погружался в нее, когда ему было жарко». Об этом упоминает в своем своде хадисов имам аль-Бухари /12/ .


Нарушается ли пост, если вода попадает внутрь через ухо? Иса.

Вода через ухо попасть в пищеварительный тракт не может, а именно это нарушает пост. В вашем случае пост не нарушен.


Можно ли принимать лечебные ванны во время Священного месяца Рамазан? Диана, 26 лет.

Можно, несомненно.


Можно ли в течение дня, пока держишь пост, мыться в бане? Рустам.

Да, можно.


Вы говорите, что купаться в речке во время поста Рамадан можно, а наши имамы запретили. Приведите, пожалуйста, аят или хадис о дозволенности этого. Хуршед, Таджикистан.

Аята или хадиса о запрете нет, а потому — разрешено. Это вы не меня, а их должны попросить привести аят или хадис, ведь они, ваши местные имамы, запрещают, а потому должны привести четкий и достоверный аргумент — аят или хадис. Если такового нет, тогда это — их личное суждение, домыслы, которым они могут следовать в собственной жизни, но не имеют права навязывать другим.

В мусульманских канонах есть общеизвестное правило: «все то, что не запрещено, остается разрешенным» /13/ . Перевести разрешенное в категорию запрещенного или нежелательного может, к примеру, медицинская, настоятельная и аргументированная рекомендация (подобно случаю с курением) или какой-либо фактор, касающийся лично индивидуума, определенной группы людей или общества. И еще одно богословское правило: «если нет аргумента (из Корана или Сунны) в пользу запрета, то делается так, как проще и легче для человека» /14/ .

Напомню также аят из Корана: «Скажи, кто запретил украшения Господа [все радующее глаз и сердце, добротное, изящное, изысканное], которые Он вывел для людей, и хорошее из благ (из продуктов питания)?! Это [умение пользоваться красотами жизни] в полной мере [дозволено] для людей верующих [как и для всех остальных, хотя некоторые необоснованно выдумывают для себя запреты], а вот в Судный День [и после него] райские красота, благодать — только лишь для верующих. Подобным образом Мы [говорит Господь миров] разъясняем знамения для людей грамотных» (Св. Коран, 7:32).

Во время священного месяца Рамадан разрешается ли бриться днем, а также использовать крем, мыть голову, постригаться, использовать благовония? Таир, 21 год.

Безусловно. Все это разрешено. Разногласия относительно перечисленных вами пунктов в научной среде мусульманских богословов отсутствуют.

/1/ См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, хадис № 1930; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 269, хадис № 2365, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224, хадис № 1648.

/2/ См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.
Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192–194; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 11. С. 16–18.

/3/ См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 97, 98.

/4/ См., например: Ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 82.

/5/ Хадис от Абу Зарра, Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 106, хадис № 1705, «сахих».

/6/ Хадис от Савбана; св. х. ат-Табарани. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 273, хадис № 4461, «сахих».

/7/ Летом 2010 года в Москве на протяжении длительного периода стоял сильный смог из-за пожаров в Подмосковье.

/8/ См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224.

/9/ Хадис от Абу Хурайры. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69, «хасан сахих».

/10/ Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Хакима. См., например: См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 475, хадис № 7756, «сахих».

/11/ См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 52.

/12/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.
Подробнее см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 194; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 18.

/13/ См., например: Ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 107.

/14/ См., например: Ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя. С. 108.

Москва
Сегодня 24 июня
29
ДЕНЬ РАМАДАНА
фаджр / есть до 1:52
шурук3:45
зухр12:33
аср17:04
магриб / начинаем есть21:19
иша/таравих23:12

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов