Гигиена полости рта во время поста

Гигиена полости рта во время поста

Во времена заключительного Божьего посланника (да благословит его Всевышний и приветствует) наиболее распространенной гигиенической процедурой по уходу за полостью рта была чистка зубов мисваком, который удаляет остатки пищи и снимает налет.

Современная наука говорит о мисваке следующее: «Экстракт дерева, из которого делают мисвак, по своим химическим свойствам схож с такими антибактериальными и антикариесными веществами, как триклозан и хлоргексидин. Кроме того, в мисваке содержатся фтор, витамин С, танин, алкалоиды и флавоноиды. Поэтому использование мисвака укрепляет зубы, предохраняет от появления и дальнейшего развития кариеса, уменьшает зубную боль, устраняет плохой запах изо рта, укрепляет десны, а также придает зубам блеск и белизну. Современными исследованиями доказано, что мисвак содержит в большом количестве биологически активные вещества, полезные для всего организма. Некоторой заменой мисваку, хотя и гораздо менее эффективной, могут служить веточки оливкового дерева, грецкого ореха и некоторых других деревьев» /1/ .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Одним из наилучших действий постящегося является [применение] мисвака» /2/ ; «Мисвак — это чистота полости рта и довольство Всевышнего [вами]» /3/ .

‘Амир ибн Раби‘а говорил: «Я видел, как пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) постоянно и многократно пользовался мисваком /4/ во время поста» /5/ . Также имам аль-Бухари приводит слова ученых о том, что постящийся, когда чистит зубы мисваком, «может не сплевывать слюну (может глотать ее)» /6/ . То есть это не влияет на действительность поста /7/ .

Имам ат-Тирмизи, приводя хадис, переданный ‘Амиром ибн Раби‘а, пишет: «Мусульманские ученые следуют в повседневной практике смыслу именно этого хадиса и ничего предосудительного в мисваке для постящегося не видят. Лишь некоторые говорили о нежелательности использования свежего мисвака, кто-то высказался о нежелательности использования мисвака в конце дня (ближе ко времени разговения). Имам аш-Шафи‘и не видел чего-либо предосудительного в использовании мисвака (в качестве зубной щетки и пасты) ни в начале дня, ни в конце. Ахмад ибн Ханбаль и Исхак высказывались о нежелательности использования его в конце дня (поста)» /8/ .

Приведу известный хадис, который повторялся Пророком в разных случаях неоднократно: «Если бы не то затруднение, с которым могут столкнуться мои последователи, я велел бы им пользоваться мисваком [чистить зубы] каждый раз при совершении малого омовения (перед каждой молитвой-намазом)» /9/ . То есть чистота полости рта, особенно когда человек обращается с молитвами к Господу миров, крайне важна, она просто необходима /10/ , но канонически не обязательна, так как порой, находясь в пути либо в некомфортных условиях, человек может не иметь при себе предметов гигиены, поддерживающих чистоту полости рта, но молитву-намаз ему в любом случае выполнить необходимо. Имам аль-Бухари, приводя этот хадис в главе «Пост», подчеркивает, что в данном вопросе нет разделения на тех, кто соблюдает пост, и тех, кто его не соблюдает. Говорится о всяком омовении, о всякой молитве-намазе любого дня /11/ .

Великий мухаддис (хадисовед) имам аль-Бухари в своем своде хадисов в главе «Пост» уделил немало внимания мисваку /12/ , тому, что и Пророк, и сподвижники, и ученые первых поколений пользовались им. Вот несколько выдержек: «Упоминается, что Пророк во время соблюдения поста пользовался мисваком»; «Ибн ‘Умар пользовался мисваком и в начале дня, и в конце, не глотая при этом слюну»; « ‘Ато’ сказал: «Если [во время чистки зубов мисваком постящийся] проглотит слюну, пост не нарушится»; «Ибн Сирин сказал, что можно чистить зубы свежим (влажным) мисваком. У него спросили: «Но он ведь имеет вкус?!» Тот ответил: «И вода имеет вкус, но ты ведь полощешь ею рот во время поста [что никак не влияет на его действительность]» /13/ .

Многие из числа сподвижников Пророка и ученых первых поколений, среди которых имам Абу Ханифа, говорили о допустимости использования мисвака на протяжении всего времени поста без ограничений. Опирались они в своем заключении на все ранее приведенные хадисы, а также слова и действия сподвижников.

Имамы аш-Шафи‘и /14/ и Ахмад ибн Ханбаль говорили о нежелательности использования мисвака после начала времени полуденной молитвы (Зухр) и до захода солнца. Аргументация у них не прямая, а косвенная. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Запах изо рта постящегося /15/ пред Всевышним лучше запаха благовония» /16/ . «То есть, — заключила данная группа ученых, — желательно после полудня сохранить естественный запах полости рта».

Имам аль-‘Айни отмечает, что «хадис больше адресован к собеседнику постящегося, дабы во время разговора его не отвращал возможный неприятный запах изо рта соблюдающего пост. Что же касается самого постящегося, то все приведенные ранее хадисы побуждают его сохранять ротовую полость в чистоте на протяжении всего дня поста» /17/ .

Имам аш-Шавкяни, например, говорил: «Правильным является желательность (мустахаб) использования мисвака на протяжении всего времени поста, и в начале дня, и в конце. Так считала большая часть ученых» /18/ .

***

Можно ли чистить зубы в любое время дня во время поста? Д.

Да, можно.


В одном из своих ответов на сайте вы, Шамиль-хазрат, пишете, что во время поста можно чистить зубы зубной пастой. На что конкретно вы ссылаетесь, утверждая это? Рукайа.

Аята или хадиса я вам привести не могу, так как зубной пасты в те времена просто не было. А ссылаюсь на то, что, например, во время поста можно пробовать пищу (не глотая), и это не нарушает поста, в чем разногласий между учеными нет /19/ . Также можно полоскать рот водой и пользоваться мисваком. Обо всем этом мы знаем из достоверной Сунны. В случае с чисткой зубов то же самое: если человек не глотает пасту, о чем я и писал, то такое допустимо. Думаю, что вы восприняли информацию больше эмоционально, а не рационально, чему причиной стереотипность человеческого мышления.

Напомню, что мисвак заменяет и щетку, и пасту одновременно, имеет вкус и содержит много очищающих и оздоровляющих полость рта веществ. Заключительный Божий посланник, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) в то время, когда не было современных щеток и паст, пользовался именно этой палочкой, причем на протяжении всего дня поста. Об этом четко сказано в достоверных хадисах /20/ .


Можно ли во время поста жевать жевательную резинку или пользоваться спреем для полости рта, чтобы освежить дыхание? На работе я много общаюсь с людьми, и часто переговоры проходят за одним столом. Хотелось бы избежать неловких ситуаций, и не всегда удобно воспользоваться зубной щеткой. Тимур.

Пользоваться жевательной резинкой и спреем для освежения дыхания недопустимо во время поста. Выход — чистить зубы небольшим количеством пасты, а также чистить язык, корень языка, где скапливаются микробы, провоцирующие неприятный запах.

/1/ Восточные рецепты: белоснежная улыбка // http://subscribe.ru/archive/science.health.genesha/200706/27080918.html.

/2/ Хадис от ‘Аиши; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 504, хадис № 8247, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 120, хадис № 126; Ибн Маджа М. Сунан. С. 183, хадис № 1677, «да‘иф»; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 19. Есть мнение, что этот хадис слаб по степени своей достоверности (да‘иф). Но в любом случае смысл его применяется на практике, учитывается при формировании выводов, так как по этой теме имеются похожие достоверные хадисы.

/3/ Хадисы от ‘Аиши, Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 297, хадисы № 4832, 4833, оба «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 115, хадис № 118.

/4/ Отсутствие конкретизации в хадисе говорит о том, что мисвак может быть и свежим, и сушеным. Так считал аль-Бухари и те, кто согласился с ним в этом. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 199.

/5/ Св. х. Ахмада, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 239, хадис № 724, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 119, хадис № 125.

/6/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 11. С. 20.

/7/ См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 28.

/8/ См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 239.

/9/ В одном из достоверных риваятов говорится об омовении, в другом — о молитве-намазе. Хадисы от Абу Хурайры, Зейда ибн Халида, имама ‘Али и др.; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Абу Дауда, ан-Насаи и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 460, хадисы № 7506–7513, все «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 198.

/10/ Подробнее см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 120.

/11/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 199.

/12/ Три из приведенных выше хадиса (от ‘Аиши, от ‘Амира ибн Раби‘а и от Абу Хурайры) великий мухаддис поставил во вступление к теме «Свежий и сухой мисвак для постящегося». См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574.

/13/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, 574; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 192, 194; Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 50.

/14/ У имама аш-Шафи‘и на этот счет было два мнения: в одном он соглашается с Ахмадом ибн Ханбалем, а в другом — с Абу Ханифой. См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 28; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 239; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 120.

/15/ Уточню, что слово, примененное в хадисе, поясняется как «изменение запаха ротовой полости», то есть запах не нечищеных зубов или скопления огромного количества бактерий на корне языка, а тот, что поднимается из голодного желудка. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 121.

/16/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1880, хадис № 5927; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 121, хадис № 127.

/17/ См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 19.

/18/ См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 120, 121.

/19/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573. Подробнее см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 193; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 17.

/20/ См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 19–21 и 26–28.

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов