Благие дела, совершаемые от имени умершего

Благие дела, совершаемые от имени умершего

Уважаемый имам Шамиль! У меня полтора года назад умер отец. Когда мы выяснили, что у него раковое заболевание, я начал соблюдать пост каждый четверг и вечером перед молитвой просил Аллаха дать здоровье отцу. Теперь его не стало. Я держу пост в Рамадан и в молитве прошу Господа засчитать мой пост во благо успокоения души отца. Правильно ли я поступаю с точки зрения Ислама? Можно ли соблюдать пост в месяц Рамадан и на вечерней молитве просить Аллаха принять мой пост ради отца? С.

«Соблюдать пост в месяц Рамадан и на вечерней молитве просить Аллаха принять мой пост ради отца»... Это неверно. Соблюдение поста в месяц Рамадан — ваша личная обязанность пред Богом, упомянутая в Коране /1/ . А вот дополнительный пост, вне месяца Рамадан, вы можете соблюдать от имени отца /2/ . В то же время ваша обязательность в соблюдении религиозной практики, ваша успешность в благом /3/ , а также ваши молитвы-ду‘а за своего отца с мольбой о прощении грехов облегчают его положение в загробном мире.

По этому поводу есть интересный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Когда человек умирает, дела его прерываются [книга земных дел и поступков закрывается], за исключением /4/ трех вещей [к которым он имел ранее прямое или, возможно, даже косвенное отношение; трудом своим реализовал их в жизни земной]: (1) «движущаяся» [постоянная, продолжающая приносить пользу] милостыня [то или иное благодеяние, на которое он потратил свои средства, силы, возможности, время, и оно продолжает приносить пользу людям даже после его смерти], (2) полезные [для других людей, для будущих поколений] знания [касающиеся самых разных сфер жизнедеятельности, просвещающие людей и облегчающие им жизнь; приближающие к Творцу, отстраняющие от греха], (3) благонравный ребенок (сын или дочь) [потомок], молящийся за него [за этого, уже покинувшего сию земную обитель человека. Упомянутые три вещи, в которые он, ранее живой и активный, а ныне покойный, вложил при жизни средства, силы, время и, наконец, душу, будут наполнять чашу его благодеяний до тех пор, пока не перестанут приносить пользу другим, пока останутся реализуемыми другими]» /5/ .

Из этого следует, что сын или дочь должны стараться быть благонравными, правильными, зарекомендовать себя в обществе как порядочные люди. Такой потомок пополняет благом провизию своих предков, что становится для них облегчением в загробном мире, в вечности. Важно вспоминать о своих ушедших уже из этой жизни родных благой молитвой-ду‘а, молить Господа миров о прощении их прегрешений.


Приближается месяц Рамадан. Помимо поклонения хотелось бы прочитать ду‘а за умершего дедушку. Уже два дня подряд вижу его во сне. Подскажите, какие ду‘а следует читать? Знаю, что читают суру «Ясин». Эльза.

Можете почитать суру «аль-Фатиха» либо суру «Ясин». Молите Всевышнего о прощении грехов вашего дедушки (на любом языке).


Пятнадцать лет назад у меня умер отец в возрасте 42 лет. Я интересовался у родных, соблюдал ли он все обязательства пред Всевышним: намаз, пост и т. д. К сожалению, не соблюдал. Можно ли мне как-то восполнить за него намазы и пост? Ислам.

В Священном Коране есть слова о том, что в мире вечном человеку вернется только то, что было совершено лично им /6/ . Однако мы знаем, что у мусульманских народов существует немало обычаев совершения благого от имени умершего (например, чтение Корана или угощение людей). Как это следует понимать?

Мнение исламских богословов едино, что мольба-ду‘а за покойных полезна для них и благодать от нее доходит до умерших /7/ . В Священном Коране сказано: «Те [верующие], которые придут после них [тех, кто уже ушел из жизни], говорят, [молясь за себя и покойных]: «О Господи! Прости нас и верующих братьев наших, что были до нас» (Св. Коран, 59:10).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) не раз молился за ушедших из жизни: «О Аллах, прости прегрешения живым из числа нас и умершим». Супруга Пророка ‘Аиша передавала, что посланник Господа часто отправлялся в конце ночи на мединское кладбище и просил у Всевышнего помиловать покоящихся там, простить прегрешения их /8/ .

В Священном Коране сказано: «И человеку не будет ничего [в День Суда], кроме совершенного им [в земной жизни. К «совершенному им» также относится все то, по отношению к чему он, его деятельность и труд, явились причиной становления и развития /9/ ]» (Св. Коран, 53:39) /10/ .

Так как, согласно исламским канонам, окончательное заключение и вывод могут делаться только на основе анализа и сопоставления первоисточников (Корана и Сунны), обратимся к другим аятам и хадисам, комментирующим и конкретизирующим приведенный выше 39-й аят 53-й суры.

(1) Однажды ‘Амр ибн аль-‘Ас спросил у Пророка о своем отце, который при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но сделать этого не успел: «Могу ли я принести в жертву пятьдесят верблюдов /11/ от имени моего отца?» Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Отцу твоему, если он верил в Единственность Бога, помогут твой пост /12/ и твоя милостыня от его имени» /13/ .

(2) Как-то раз к пророку Мухаммаду (да благословит его Господь и приветствует) пришел мужчина и спросил: «Мой отец умер, оставив достаток, но не оставив завещания. Будет ли ему какая-то польза (простятся ли ему грехи), если я дам от его имени милостыню [совершу благодеяние]?» Пророк коротко ответил: «Да» /14/ .

(3) Один человек обратился к посланнику Господа: «Моя мать скоропостижно скончалась. И мне кажется, что если бы она имела возможность что-то сказать перед смертью, то попросила бы совершить благие деяния от ее имени (дать милостыню). Если я сделаю это, будет ли ей от этого польза (вознаграждение от Творца)?» Пророк ответил: «Да» /15/ .

Эти и несколько других достоверных хадисов/ указывают на то, что усопшие вознаграждаются /16/ , находясь в загробном мире (барзах), за благие деяния, совершаемые детьми от их имени /17/ , что уже частично ограничивает широту смысла упомянутого аята /18/ . Первоочередно и без каких-либо разногласий ученые говорили о милостыне-садаке, пожертвованиях — совершенные от имени покойных, они им засчитываются /19/ .

Относительно всего остального, совершаемого от имени умершего его родственником либо чужим для него, неродным человеком, известный богослов аш-Шавкяни, приводя мнение других ученых, заключает: «Воистину, человек имеет право (вознамерившись пред Богом) передать вознаграждение за благое деяние в пользу другого человека, независимо от того, является ли это молитвой-намазом /20/ , постом или хаджем (паломничеством), милостыней или чтением Корана, а также чем-либо иным из благих дел, и независимо от того, приходится ли он умершему родственником или нет. Это вознаграждение (саваб) дойдет до покойного (по милости Творца) и будет полезно ему, — считают богословы всех четырех суннитских мазхабов... /21/ У богословов-шафиитов были некоторые разногласия относительно чтения Корана от имени покойного, но основным (мухтар) является мнение, что это возможно /22/ .

Необходимо только, чтобы читающий суры Корана и просящий у Всевышнего вознаградить покойного (засчитать ему заслуженное воздаяние-саваб) /23/ был уверен в возможности этого, так как в любой мольбе-ду‘а должна присутствовать уверенность, что Господь, если пожелает, может принять любую мольбу /24/ в соответствии с Его всезнанием и мудростью» /25/ .


Можно ли соблюдать пост за умершего не подряд 29 или 30 дней, а в разбивку? Например, по 10 дней в каждом месяце или через день? Данияр, Казахстан.

Можно.


Каким должно быть намерение, если собираешься соблюдать пост за умершего? Заур.

Мысленно либо вслух проговариваете, что собираетесь соблюдать данный пост от имени такого-то человека. Обратитесь ко Всевышнему с просьбой о зачислении воздаяния-саваба, заслуженного вами, на его счет, в его личное дело.


Хотелось бы уточнить, про какой намаз говорит аш-Шавкяни: «Воистину, человек имеет право (вознамерившись пред Богом) передать вознаграждение за благое деяние в пользу другого человека, независимо от того, является ли это молитвой-намазом ...»? Знаю из материала «Долги покойного», что обязательные молитвы не восполняются за покойных. Или же здесь говорится о погребальной молитве? Т.

Здесь говорится о дополнительных молитвах-намазах. Ныне здравствующие не совершают долговые обязательные молитвы-намазы за покойных. На этот счет разногласий в ученой среде нет.


Во многих среднеазиатских странах после смерти человека отмечают 20 дней и год. Варят плов и приглашают всех родственников, друзей и знакомых. Также может прийти на угощение и любой совершенно незнакомый человек, например прохожий, если пожелает. Скажите, пожалуйста, разрешено ли такое? Насколько данные действия одобряемы?

У меня скончалась мама. Скажите, пожалуйста, как правильно определить дни памяти — это7-й, 40-й или 51-й день? Отсчет идет со дня смерти, со следующего после смерти дня или со дня погребения? Мнения расходятся. Гюзелия.

Очень хороший обычай, который может только приветствоваться с точки зрения религиозных канонов. Угощение близких и незнакомых, укрепление родственных связей, совершение благого от имени умершего — это все то, о чем говорится в высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) как о благом и вознаграждаемом. Достаточно даже вспомнить следующие слова посланника Божьего: «О люди! Приветствуйте друг друга миром, кормите и угощайте, молитесь ночью, когда другие спят, — и вы благополучно войдете в Рай» /26/ .

На какой по счету день можно устраивать угощение и приглашать родственников — канонически значения не имеет. Люди установили себе эти сроки в качестве ориентиров, чтобы вспоминать о покойных благой молитвой сообща с родственниками и делать что-то хорошее, например угощать от имени покойного. Последнее канонически приветствуется и имеет немало подтверждений в Сунне. Важно понять, что если бы этих ориентиров не было, то люди крайне мало вспоминали бы об уже ушедших из этой жизни.

Строго придерживаться того, на какой день отмечать, не следует. Лучше подвести все к выходному дню, чтобы большее число родственников и близких смогло посетить это мероприятие.
Одной из важнейших задач ученых-богословов является просвещение людей в вопросах обязательности, желательности, допустимости, нежелательности или запретности. Ведь очень часто верующие люди, ведомые неуместным проявлением чувства набожности, желательное действие или допустимое возводят в ранг обязательного, а нежелательное делают запретным.


У нас в Средней Азии поминки возвели в ранг обязательного. Порой люди в долг проводят эти мероприятия, чтобы те же родственники или соседи не обсмеяли, чтобы перед людьми не было стыдно за угощение на столе. В основном, гости животы набивают, обсуждают все и вся, а еще найдутся и такие, которые и угощение обсуждают вместо того, чтобы читать ду‘а. Об усопшем мало кто вспоминает. Сидит один чтец. Прочитает он пару аятов для гостей, которые толком-то и не слушают. Одним словом, во многом это мероприятие проводится для людей, а не ради Всевышнего, больше показуха, чем благое дело. Некоторые муллы даже напирают на родственников усопшего, чтобы те каждый четверг, а то еще и вторник, готовили плов для актива мечети. Переубедить народ трудно. Предлагаем альтернативу: сделать угощение для детских домов, домов престарелых, инвалидов и т. п. А.

Согласен с вами.


В регионе, где я живу, принято на 40-йдень и на годовщину смерти звать родственников, знакомых, соседей и угощать их. Также каждому пришедшему собирается пакет с фруктами, сладостями, чтобы он мог взять с собой домой. Дети на такие мероприятия не ходят. Я хотела бы узнать, разрешается ли это, потому что наши имамы говорят, что никакой пользы от этих угощений, которые собираются каждому, нет. Милана.

Проблема в том, что люди возвели эту традицию в ранг чего-то канонически обязательного, хотя она таковой не является. К тому же устроители поминок превращают данное мероприятие в некое шоу демонстрации своей «щедрости»: берут огромные суммы в долг ради того, чтобы другие не подумали о них плохо. Мероприятие из богоугодного превращается в некое лицемерное угождение людской молве. Покойному, безусловно, такое проведенное в долг мероприятие не пойдет на пользу. Лучше накормить нищих и сирот от его имени, причем так, чтобы никто об этом не знал. К сожалению, форму возвели в ранг культа, а о сути совсем забыли.


Я — мусульманка, но мои родители не были этническими мусульманами. Они уже умерли. Последнее время я несколько раз видела во сне свою маму находящейся в темнице и просящей у меня помощи. Как это понять? Будут ли мои молитвы полезны для нее?

Я русская, и моя родня — немусульмане. Ислам запрещает молиться за умерших немусульман, и меня (и не только меня) это угнетает.

Несмотря на то, что лет мне немного, у меня уже умерли отец и дед. Деда даже в церкви отказались отпевать, он некрещеный и атеист. Имам в нашей мечети говорит, что молиться за них нельзя, мол, с чем ушли, с тем и ушли.

Вы знаете, я считаю, что все эти «посмертные» молитвы нужны больше нам, живым, нежели мертвым. Ни одна религия прямо не говорит о том, что они (ду‘а) реально могут помочь мертвому. Зато у живых возникает иллюзия, что они еще что-то для своих умерших родственников могут сделать. Мысль о том, что я больше ничем не могу помочь, доставляет мне страдание (не побоюсь этого пафосного слова). Человек зачастую живет надеждой, но когда понимаешь, что надежды для твоих близких нет и нет никакой «лазейки», это невыносимо.

Я даже не знаю, как сформулировать свой вопрос. Сначала хотела написать: считаете ли вы это справедливым? Но что изменится от того, что мы с вами что-то там считаем или не считаем? А может быть: что мне лучше всего сделать, на ваш взгляд, в данной ситуации? Р.

Непосредственно молиться за них не получится, так как наиболее вероятно, что они умерли без веры в Бога и истинность миссии заключительного Божьего посланника. А просить у Всевышнего прощения за явного безбожника запретно. В Священном Коране сказано: «Недопустимо для Пророка и тех, кто уверовал, просить у Всевышнего прощения за многобожников (язычников), даже если они являются родственниками. И не допускается просить прощения за них, когда уж явно стало, что они являются обитателями Ада» (Св. Коран, 9:113).

Конечно же, только Богу известно о том, кто будет обитателем Ада, а кто — Рая. Но человек, до последней минуты своей жизни отрицающий Творца и посланников Божьих, однозначно не может претендовать на милость Господа, так как не имеет веры даже на вес пылинки /27/ .

В то же время по вашему вопросу имеется рекомендация великого ученого, имама ан-Навави, который ответил примерно на такой же вопрос словами: «Однако желательно было бы молиться за всех своих предков, которые предположительно, на основе всезнания Творца, ушли из этой жизни с верой и покорностью Ему, ушли мусульманами /28/ . Как минимум, наши прародители Адам и Ева точно были верующими» /29/ .

То есть вы можете молить Господа со словами, что, например, «если моя мама (мой отец, дед) ушла из этой жизни с верой и я могу за нее молиться, то, о Всепрощающий Творец, облегчи ее состояние в загробном мире, прости ее ошибки, заблуждения, прегрешения».

/1/ «О верующие! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными» (Св. Коран, 2:183).

/2/ Подробнее об этом читайте в моем материале «Восполнение своевременно не соблюденного поста. Фидья-садака».

/3/ В достоверном хадисе сказано: «Ребенок [его благодеяния; его достаток и жизнь в целом] относятся к совершенному его отцом [его родителями. То есть его воспитанность, правильность и благодеяния могут засчитываться не только ему самому, но и родившему, воспитавшему его. И это в случае, если совершаемое благое он делает от их имени]». См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 392, хадис № 3528–3530, первые два «сахих», последний «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 572, хадис № 9630, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 10. С. 442; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 101.

Также см., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 17. С. 75.

/4/ Замечу, что в других достоверных хадисах упоминается еще ряд исключений, например выплата долгов за умершего, исполнение данного им обета, совершение от его имени паломничества, причем даже тем человеком, который не приходится ему родственником. Подробнее об этом читайте далее, а также в других моих материалах по данной тематике и см., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. В 20 т. Т. 17. С. 75; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 100–102; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 14. С. 715, хадисы № 6698 и 6699.

/5/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 669, хадис № 14 (1631); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 11. С. 84, хадис № 14 (14 (1631); аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 1. С. 285, хадис № 203; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 191, хадис № 8 (1384).

/6/ См.: Св. Коран, 53:39.

/7/ См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 2. С. 434; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 423; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т. 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 11. С. 85; ан-Навави Я. Аль-азкяр ан-нававия. С. 278; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 101.

/8/ Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т. 18 ч. Т. 4. Ч. 7. С. 40, 41, хадис № 102 (974).

/9/ См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 2. С. 435.

/10/ Некоторые ученые говорили, что под словом «человек» подразумевается неверующий, который получит из хорошего только то, что заслужил, и лишь в этой жизни. Также добавляют: «На основе справедливости Творца человек получит только то, что заслужил. Но есть еще и безграничная милость Господа (проявляемая в земной обители и в вечности к верующим)». Подробнее см., например: Св. Коран, 2:261, 262; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 2. С. 435; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. В 20 т. Т. 17. С. 75; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 101, 102.

/11/ Остальные пятьдесят к тому моменту его родной брат уже принес в жертву от имени их отца. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 99.

/12/ Подробнее о возможности восполнения долгового поста ныне живущим от имени уже умершего читайте в моем материале «Восполнение своевременно не соблюденного поста. Фидья-садака».

/13/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 669, хадис № 11 (1630); Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 296, хадис № 2716, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 99, хадис № 1484.

/14/ Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари, Муслима, а также Ибн Маджа. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]: В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 412, хадис № 1388, а также Т. 2. С. 850, хадис № 2760; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 669, хадис № 12 (1004 и 1630); Ибн Маджа М. Сунан. С. 296, хадис № 2717, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 99, хадис № 1485.

/15/ Например, хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари, ат-Тирмизи, Абу Дауда и ан-Насаи. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 849, хадис № 2756; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 99, хадис № 1486.

/16/ То есть покойным это засчитывается в личное дело и приносит пользу. Благодетель, совершающий это от их имени, приносит тем самым и самому себе пользу в форме Божественного воздаяния в его личное дело. Касательно всего этого разногласий между мусульманскими учеными нет. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т. 18 ч. Т. 6. Ч. 11. С. 84, 85.

/17/ Причем в хадисах говорится как о случаях, если благодеяние совершено от имени покойного из оставленного им имущества, так и о случаях, если благодеяние совершено из имущества его детей (потомков). См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 849, хадис № 2756.

/18/ См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т. 18 ч. Т. 6. Ч. 11. С. 84; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 100; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. В 20 т. Т. 17. С. 75.

/19/ См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т. 18 ч. Т. 6. Ч. 11. С. 84, 85; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. В 20 т. Т. 17. С. 75.

Под словом «пожертвования» не подразумеваются только денежные выплаты. Имеется в виду любая форма милостыни, которая может быть полезна людям. В одном из хадисов упоминается колодец, переданный в общее пользование, в другом — плодоносящий сад. Подробнее см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 99, хадисы № 1486, 1487 и пояснение к ним.

/20/ Здесь говорится о дополнительных молитвах-намазах.
Ныне здравствующие не совершают долговые обязательные молитвы-намазы за покойных. На этот счет разногласий в ученой среде нет. См., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. В 20 т. Т. 17. С. 75; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 1. С. 355.

/21/ Уточню, что здесь говорится о возможности этого, то есть человек может так поступить, имея сердечное намерение, но то, как это реализуется, осуществится, зависит от ответа Господа миров на эту мольбу, зависит от степени проявления милости Его и щедрости. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 101.

/22/ Подробнее об этом читайте в моем материале «Чтение Священного Корана для покойных».

/23/ Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто прочитает букву (харф) из Книги Всевышнего [то есть из Корана], то ему за это — единица вознаграждения (хасана), а воздаяние за нее десятикратно. Я не говорю о том, что „алифляммим“ (слово) — это буква (харф). Однако же „алиф“ (буква арабского языка) — это харф, „лям“ (буква арабского языка) — это харф, „мим“ (также буква арабского языка) — это харф». Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи, ад-Дарами и др. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 812, хадис № 2915, «хасан сахих».

/24/ Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Молите Бога с уверенностью в [Его] ответе [вам]. Знайте, Он [Господь миров] не отвечает на мольбу беспечного [равнодушного] и невнимательного (небрежного) сердца». Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 965, хадис № 3488; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 25, хадис № 316.

/25/ См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 100, 101.
Подробнее см., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т. 18 ч. Т. 6. Ч. 11. С. 85. Также см.: Аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 4. С. 1409.

/26/ Хадис от ‘Абдуллы ибн Саляма, а также ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. ат-Тирмизи, а также Ахмада и Ибн Маджа. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 708, хадис № 2490, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 87, хадис № 1167; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. С. 472, хадис № 6587, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 396, хадис № 3694, «сахих».

/27/ В хадисах неоднократно говорится о том, что «кто имеет хотя бы на вес пылинки (чуть-чуть) веры [с наличием которой в сердце и в делах он покинул этот мир], тот не будет вечно пребывать в Аду». См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 3. С. 80.

Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Я знаю [мне передано через Божественное Откровение] о том, кто последним выйдет из Ада, войдя также последним в Рай. Этот человек выйдет из Ада на четвереньках. Всевышний Творец скажет ему: «[Теперь] можешь войти в Рай». Он войдет, но ему покажется, что Рай уже полон обитателями. Он вернется и воскликнет: «О Господи, я вижу, что Рай уже полон [мне там места не осталось]!» Господь снова скажет ему, чтобы он отправился в Рай, но, вновь не найдя там для себя места, тот в недоумении повторит свои слова. [Проведя человека через необычные ощущения и впечатления, Всевышний успокоит его, сказав:] «Можешь войти в Рай [не беспокойся, для тебя там есть место]. Тебе то, что пожелаешь, и ждет тебя там такое количество благ, которое можно сравнить лишь со всеми благами планеты Земля, помноженными на десять!» См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 735, хадис № 2600, «хасан сахих».

/28/ Мусульманин (араб. «муслим») — то есть «покорный Богу».
Подробнее о вере и ее постулатах, а также об истории религии читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».

/29/ См.: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990. С. 84.

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов