Свидетельство веры (имана) и основы религиозной практики

Свидетельство веры (имана) и основы религиозной практики

автор:

آمَنْتُ بِاللهِ وَ مَلاَئِكَتِهِ وَ كُتُبِهِ وَ رُسُلِهِ وَ الْيَوْمِ الآخِرِ وَ الْقَدَرِ، خَيْرُهُ وَ شَرُّهُ مِنَ اللهِ تَعَالَى

ааманту бил-ляхи ва маляикятихи ва кутубихи ва русулихи валь-явмиль-аахири валь-кадари, хайруху ва шарруху минал-лахи та‘аля.

Основными постулатами веры мусульманина являются:
1. Вера в Единого и Единственного Творца.
2. Вера в ангелов.
3. Вера во все Священные Писания.
4. Вера во всех пророков и посланников Божьих.
5. Вера в истинность Судного Дня.
6. Вера в то, что все изначально известно Всевышнему на основе Его всезнания. Все хорошее и плохое /1/ — от Творца.

— Вера в Единого и Единственного Творца
Вера в Него — самый удивительный и прекраснейший подарок от самого же Всевышнего, даруемый всем людям с рождения, каждому человеку, вне зависимости от цвета кожи, региона проживания и языка. Но вера, как и все в этой жизни, подвержена изменениям: она порой ослабевает, порой укрепляется на каком-то уровне, а иногда, невероятно «зашкаливая», окрыляет и воодушевляет человека. В такие минуты жизнь как бы раскрывает свою суть, становится предельно ясной и осознанной.

На разных языках Его могут называть по-разному, главное, чтобы подразумевалась Его единственность, неповторимость и отождествлялось с Ним только то, что присуще лишь Господу миров, Творцу всего сущего, Аллаху, свят Он и велик.

«Аллах (Бог, Господь), ангелы и ученые мужи свидетельствуют, что нет бога, кроме Него Одного, Придерживающегося справедливости во всем. Нет бога, кроме Него Одного, Великого и Мудрого» /2/ (Св. Коран, 3:18).

«Кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Единого Господа; что Мухаммад — раб и посланник Божий; что ‘Иса (Иисус) — раб Божий и Слово Господне, низведенное Марьям (Марии); что Ад и Рай истинны, того Господь введет в Рай на основе деяний его» /3/.

«Какой бы раб Божий ни засвидетельствовал о том, что нет бога, кроме Единого и Единственного Господа, и что Мухаммад — раб Его и посланник, сделав это с искренностью в сердце, Господь непременно удалит его от Ада» /4/.

«У каждого из пророков была мольба, которая не отвергалась Господом. Я же, — говорит пророк Мухаммад, — оставил ее на Судный День, чтобы использовать для заступничества (шафа‘а) за своих последователей. И если пожелает Аллах, то заступничество охватит всех, кто умер с верой в Единого и Единственного Господа, не придавая Ему кого-либо в сотоварищи» /5/.

Самым большим грехом является даже не само по себе неверие, философствующий атеизм и повсеместная пренебрежительная индифферентность в вопросах веры, а именно следование немонотеистическому мировоззрению, отход от Единобожия.

Ширк — это приравнивание кого-либо или чего-то Всемогущему Создателю. Конечно же, сегодня маловероятно поклонение камню, могиле или солнцу. Однако есть бесчисленное множество примеров, когда сознание людей находится в плену чувств, соблазнов и общей эйфории гламурной пропаганды роскошного образа жизни. Вряд ли здесь можно говорить о какой-то вере, скорее, о поклонении своему «эго» /6/.

«Поистине, Аллах (Бог, Господь) не простит приписывание кого-либо или чего-либо Ему в сотоварищи (вознесение чего-либо на Его Божественный уровень) [в том случае, если человек так и ушел из жизни с этим, не раскаявшись и не исправившись]. Все же остальное Он может простить тем, кому пожелает [даже если человек умрет с этим, так и не раскаявшись]. Кто приравнивает кого-то или что-то к Его уровню, тот совершает ужасный (страшный, огромный) грех» (Св. Коран, 4:48).

Как-то пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал:
— Не сообщить ли вам о самых великих грехах?
— Сообщи, — попросили его сподвижники.
— Многобожие, ослушание родителей и лжесвидетельство, — сказал Пророк /7/.

Если кто-то придаст Аллаху (Богу) /8/ сына, помощника или посредника, возведет какое-то чувство или прихоть на уровень, равный Богу, и смерть настигнет его следующим по пути отрицания Всевышнего, неверия или язычества, то перестает он быть мусульманином (покорным Господу) или так и не становится им. В мир иной этот человек уйдет явно заслуживающим вечного пребывания в Аду. «И результат [их неверия] таков, что они [Сатана и следующие его «назиданиям»] навечно в Огне (в обители Ада)» (Св. Коран, 59:17).

В контексте сказанного важно подчеркнуть: только Господу известна суть, «содержимое» сердец и умов людей. Мы же, простые смертные, можем делать предположительные выводы лишь по словам и делам, как своим, так и чужим, критично относясь к себе и стараясь верно понять и оправдать другого.

Окончательный вердикт за Всевышним, знающим абсолютно все.

— Вера в ангелов
Ангелы — Божьи творения, представляющие отдельный, параллельный нашему мир. Они сотворены из света, но могут материализовываться в различные положительные формы и образы. Не принимают пищу и питье. Не имеют всех тех чувств, склонностей и качеств, что присущи людям. Бесполы и во всем покорны Создателю. По природе им не свойственно совершать грехи и преступления, в чем нет исключений. Имеют крылья, причем в разном количестве и не ограничены двумя. Наиболее известными являются ангелы: Джабраил (архангел /9/ Гавриил, через которого Божьи посланники получали Священные Откровения) и Исрафил — предвестник Конца Света и Воскрешения.

Количество этих могущественных Божьих творений неведомо людям. Основное место их пребывания — небеса.

«У него [рядом с каждым из людей] впереди и позади находятся ангелы-хранители, сменяющие друг друга. [Определенное количество ангелов-хранителей оберегают человека днем, а другие — ночью.] Они (ангелы) защищают человека по приказу Аллаха (по приказу Господа миров, Творца всего и вся). [Кстати, наличие ангелов не зависит от того, верующий этот человек или нет. Любой пришедший на эту Землю пользуется благами Творца и, в соответствии с Божьим замыслом и мудростью, оберегаем Им. Важно отметить, что если поступает веление Всевышнего относительно какого-либо человека, например, неприятность, которая в наказание или для испытания должна вот-вот его постигнуть, тогда ангелы-хранители отходят, уступая Божьему велению]...» (Св. Коран, 13:11).

Ангелы-хранители — две смены по двое, один из двух обычно находится впереди, а другой — позади человека. Парно сменяют друг друга на день и на ночь.

Ангелы-писари, также неотступно сопровождающие человека, — две смены по двое, один справа, а другой — слева. Находящийся справа фиксирует благие дела, а тот, который слева, — грехи и проступки. Парно сменяют друг друга на день и на ночь. Кстати, тот, кто справа, является старшим по отношении к тому, кто слева /10/. Ангелы, фиксирующие наши проступки, ждут некоторое время, не записывая их. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если верующий совершает греховное деяние, ангел [фиксирующий его] ждет в течение трех часов. В случае если человек раскается и попросит прощения у Бога [а также сделает все от него зависящее ради исправления греха], проступок будет аннулирован» /11/.

Смена ангельского «караула» происходит во временном промежутке утренней молитвы и послеполуденной. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Сменяет одна группа охраняющих вас ангелов другую ночью и днем. Собираются они [сдавая и принимая ответственный пост] на утренней молитве и на послеполуденной. После чего освободившиеся ангелы возносятся ввысь. Всевышний спросит их, хотя Он лично в полной мере осведомлен о положении дел каждого из людей: «В каком состоянии вы оставили человека?» [Относительно молящихся и на деле знающих, что такое обязательная молитва, последует ответ ангелов:] «Мы покинули их, когда они молились [или собирались помолиться, завершив дела и улучив момент для своевременного совершения молитвы] /12/, а вернувшись [заступив на новую смену], застали их также в молитве» /13/.

Есть категория ангелов, которые «несут» /14/ Трон, управляют, следят, заведуют этим величайшим и невообразимо огромным творением Господа /15/; имеются те, которые заправляют адской обителью и райской.

Существуют также ангелы проявления милости Всевышнего, которые помогают людям и молятся за них. И, наконец, — ангел смерти ‘Азраил и те, кто содействует ему в этом нелегком труде /16/.

— Вера во все Священные Писания и следование в религиозной практике и повседневной жизни последнему из них — Священному Корану
Священные Писания ниспосылались Творцом людям через пророков. Наиболее известными среди них являются Тора, Псалтырь, Евангелие и Коран. С течением веков и тысячелетий первые три по причине человеческого вмешательства потеряли свой первозданный вид. Что касается Корана, то он на протяжении более чем четырнадцати веков остался тем же на языке оригинала. Попытки исказить последнее Священное Писание имели место быть, но они не увенчались успехом, одной из причин чему явилось наличие хафизов (знающих Коран наизусть) в течение всего периода его существования.

По сути дела, данный, третий пункт — это вера в преемственность и последовательность монотеистической цепочки, развивавшейся на протяжении всей истории человечества, в том числе и посредством Божественных Книг.

— Вера во всех пророков и посланников Божьих
Первым из них был праотец человечества Адам. Особо выделенными посланниками являются Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммад. В Священном Коране упомянуто 25 имен пророков и посланников Творца. В одном из высказываний пророка Мухаммада оговорено, что всего пророков и посланников за историю человечества было около 124 тысяч /17/. Наш современник, богослов Рамадан аль-Буты, пишет: «Нет различий в монотеистических религиях, так как все они — звенья единой Божественной цепи, в которой миссия Мухаммада является кульминацией всего религиозного развития человечества. Однако же есть различия в законодательствах (шариатах), с которыми направлялись пророки» /18/.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Я и пророки, которые были до меня [моя и их Божественные миссии], — это подобие возводимого изящного и великолепного здания. Строительство практически завершено, осталось только положить последний кирпич в одной из частей здания. Люди обходят кругами это прекрасное сооружение и диву даются, сколь оно величественно. Но, замечая, что остался последний штрих для полного завершения, восклицают: «О, если бы установили недостающий кирпич!» Я и есть заключительный кирпич, это я — печать пророков [моей миссией завершается череда пророков и посланников Божьих]» /19/.

— Вера в истинность Судного Дня
Об этом Дне говорят все небесные религии, он является своего рода разделительной чертой между временным и вечным. После биологической смерти тело становится частью земли, а душа устремляется в мир душ. По завершении Конца Света и с переходом в иную плоскость законов, где понятия «время» и «место» кардинально изменятся, по воле Всевышнего через некоторый промежуток уже нового времени начнется Воскрешение. Тела людей и джиннов будут восстановлены, а души вернутся в них. После этого сотни миллиардов людей и джиннов (независимо от веры, положения или времени обитания на планете Земля) предстанут пред Господом миров для ответа за свои мирские дела и поступки и за то, как они воспользовались теми бессчетными благами и возможностями, что окружали их и сопровождали в мирской обители. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Человек не сделает и шага [не получит итоговое относительно себя решение] в Судный День, пока не будет спрошен по четырем пунктам: жизнь — как реализовал ее возможности, знания — где и каким образом применил, достаток (доходы) — как заработал и на что потратил, а также собственная телесная оболочка (тело) — ради чего оно изнашивалось им и использовалось до предела» /20/.

— Вера в то, что все изначально известно Всевышнему на основе Его всезнания. Все хорошее и плохое — от Творца
Человек движется по жизни на основе своего усмотрения, понимания, желания и выбора, за правильность и неправильность которых он будет отвечать пред Господом в Судный День. Мусульмане знают, что все предпосылки для совершения благих или преступных деяний, доброго или скверного созданы Творцом, а человеку предоставлено право свободного выбора. Только Бог знает, что будет через мгновение или минуту, месяц или многие годы. Люди же могут только предполагать на основе закономерностей, установленных самим же Творцом.

«Предопределение», а точнее «аль-када’ ва аль-кадар», — один из столпов веры. «Аль-када’ » — это полная и изначальная осведомленность Творца обо всем, что происходило, происходит или произойдет в этом мире; полная и изначальная осведомленность обо всем, что будет совершено каждым в отдельности, как в тех случаях, когда право выбора у человека есть, так и в тех, когда его нет /21/. «Аль-кадар» — это абсолютное соответствие фактически происходящего в реальном времени изначальным знаниям Творца /22/.

В практике перевода данных двух понятий на русский язык обычно используется именно слово «предопределение». К сожалению, широко распространено ложное истолкование этого положения веры как в России, так и в мире в целом. Многие мусульмане и немусульмане понимают это так: «Ничего не нужно делать, все предопределено, все само собой образуется». Вместо того чтобы делать все, что в наших силах, и в ожидании результата полагаться на Аллаха, люди живут, полагаясь на «авось», и плывут по течению жизни, не стараясь бороться за правильность курса и степень успеха /23/.
Вера, осознание ее постулатов должны иметь отражение в делах человека и его поступках; в отношении к жизни, к людям и окружающему его миру; в ответственном подходе к обязанностям перед самим собой, семьей, перед обществом и Богом. Вера мусульманина или мусульманки идет рука об руку с религиозной практикой, которая дисциплинирует человека и воспитывает в нем многие благородные качества.

Основными постулатами в религиозной практике мусульманина являются:
1.Свидетельствование, что нет Бога, кроме Единого и Единственного Творца, и что Мухаммад — Его раб и посланник. Обычно слова эти говорят на арабском языке, на языке последнего Писания, что можно назвать своеобразным ритуалом.
Текст свидетельства в транскрипции звучит так: ашхаду алля иляяхэ илля ллааху, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх.
Представитель любой эпохи, культуры или национальности, проговаривая эти слова, входит в своего рода социум многих десятков миллиардов людей, следующих монотеистической традиции. Проговоренное свидетельство подобно ключу, открывающему перед нами дверь мира, где все имеет продолжение в вечности, не теряется из виду, не предается забвению.
2. Совершение ежедневной пятикратной обязательной молитвы.
3. Соблюдение поста раз в году в месяц Рамадан.
4. Выплата закята.
5. Совершение паломничества в Мекку хотя бы раз в жизни. И это обязательно лишь при наличии собственных финансовых возможностей /24/.

Зачастую человек, а тем более молодой, постигнув в лице веры нечто новое, воодушевившее, окрылившее его, стремится поделиться своими впечатлениями, ощущениями с близкими, но нередко сталкивается с недоверием, недоумением, непониманием, и виноват в этом именно он сам. Если и говорить о чем-либо кому-либо, то лишь о том, в чем сам уверен, пользу чего понял, ощутил, применил, а на это уходят месяцы и годы. Больше следует заострить внимание на том, чтобы самому быть правильным (нашедшим себя и самосовершенствующимся) и постоянным в совершении благих дел, нежели тратить уйму времени на пустые разговоры. «Язык» состояния, поведения и поступков обычно более убедителен, чем порожняя речь.

Также не стоит торопить время и лишь постепенно, шаг за шагом, приобщаться, постигать, понимать веру. Существует богословское правило, раскрывающее один из законов бытия: «Кто хочет получить что-то раньше времени (назначенного Свыше), тот этого вообще не получит. Хотя, потерпев и приложив необходимые усилия, возымел бы в назначенный срок».

Главное — донести приобретаемые в Исламе духовные и нравственные ценности до финиша своей жизни, черпая из них силы и разумение, столь нужные в этом нелегком пути. Найти себя в жизни и, по милости Творца, идти к тому, чтобы быть счастливыми и благополучными в мирском и в вечном.
/1/ Плохим Господь испытывает людей или наказывает.
/2/ Эти коранические аяты подтверждают первую заповедь о Единобожии, данную Моисею: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира... не поклоняйся им и не служи им» (Исх., 20:2–5).
/3/ Хадис от ‘Убады ибн ас-Самита; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 317, хадис № 406.
/4/ Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 1. С. 63, раздел «Вера» (китаб аль-иман), хадис № 19.
/5/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 317, хадис № 408.
/6/ В Евангелии Иисус (мир ему) предостерегает от поклонения лжебожеству богатства и роскоши: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне [т. е. богатству]» (Мф., 6:24).
/7/ См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1975, хадисы № 6273, 6274.
/8/ К сожалению, очень многие, особенно на территории бывшего Советского Союза, не могут до сих пор выйти из ложного атеистического восприятия того, что якобы в разных религиях поклоняются разным богам: христиане поклоняются Богу, а мусульмане — Аллаху. В Священном Коране сказано: «И если не защита Всевышнего одних людей другими, то были бы разрушены и снесены монастыри, церкви, синагоги и мечети, где много упоминаемо имя Творца» (Св. Коран, 22:40). В оригинале — «исмул-ла», то есть не «имя Творца», а «имя Аллаха».
К примеру, в России говорят «Бог, Господь», а копты, арабы-христиане, говорят именно «Аллах».
Возможно, с годами мы поумнеем. Не зря же первониспосланным Откровением Священного Корана являются слова: «Читай, во имя Господа твоего!» — то есть на протяжении всей своей жизни, о человек, развивай свой интеллект, просвещайся, особенно посредством чтения. Именно читая, человек начинает выходить за границы кем-то навязанных или же самостоятельно приобретенных клише, шаблонов и стереотипов. Жизнь из монотонной и блекло-серой превращается в многогранную, полноцветную и намного более интересную.
/9/ Архангел — ангел, высший по степени.
/10/ См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 7. С. 134, 138, а также Т. 4. С. 245.
/11/ См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 495, хадис № 8103, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 9. С. 290; аль-Кардави Ю. аль-Мунтака мин китаб ат-таргыб ва ат-тархиб лиль-мунзири. В 2 т. Каир: Ат-тавзи‘ ва ан-нашр, 2001. Т. 1. С. 448, «сахих».
/12/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 47.
/13/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 42, хадис № 555.
/14/ См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 15. С. 95.
/15/ Трон — это одно из величайших творений Всевышнего. Планета Земля по сравнению с ним подобна колечку, брошенному посреди огромной пустыни.
Такое творение Всемилостивого, как «Трон», не есть то, на чем восседают (а именно так люди себе и представляют его, читая подстрочные переводы с арабского языка). Он не имеет ничего общего с царским троном, это — величественное создание Творца, которое по размерам своим больше всех галактик, вместе взятых. Сложно вообразить? Да и не стоит — всему свое время.
/16/ Обстоятельнее см. материал «Мир ангелов» в кн. Ш. Аляутдинова «Потусторонние миры». М., 2007. С. 187–208.
/17/ Достоверность принадлежности этих слов самому Пророку (да благословит его Всевышний и приветствует) неоднозначна.
/18/ См.: Аль-Буты Р. Фикх ас-сира ан-набавия [Понимание жизнеописания Пророка]. Каир: ас-Салям, 1999. С. 34.
/19/ Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1097, 1098, хадисы № 3534, 3535.
/20/ См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 691, хадис № 2422, «хасан сахих».
/21/ Смерть — это один из наиболее ярких примеров отсутствия выбора в определенных жизненных ситуациях. Человеку не дано решать: умирать ему сегодня или нет, но у него есть право и даже обязанность лечиться и противостоять болезни, которая по констатации врачей является для него смертельной. Проявляя силу воли и создавая должные предпосылки, человек может замедлить развитие такого недуга, но это не говорит о том, что он отсрочил смерть. Просто время умирать для него еще не наступило. Точно так же человек может заболеть пустяковой болезнью, но врача или иной помощи рядом не окажется, и он умрет. Срок наступил.
В Священном Коране сказано: «Если бы Господь [сразу] наказывал людей за их прегрешения, то ничего живого на Земле не осталось бы! Однако же откладывает Он все на определенный срок. Когда тот срок наступает [уже нет возможности что-либо исправить], то никто не сможет перенести его ни вперед, ни назад [ни ускорить, ни отсрочить]» (см.: Св. Коран, 16:61).
/22/ Подробнее см., например: Аль-Буты Р. Аль-инсан мусайяр ам мухайяр? [Человек ведом или имеет право выбора?]. Дамаск: аль-Фикр, 1997. С. 37.
/23/ В арабском языке и в мусульманском отношении к жизни первое упомянутое качество (делать все, что в наших силах, и в ожидании результата полагаться на Аллаха) приветствуется и называется «ат-таваккуль». Второе — крайне порицаемо и называется «ат-таваакуль» (вялость, расслабленность, апатичность, бездеятельность). Корень двух приведенных слов один, а значение и произношение отличаются. Так же и человек — в зависимости от проставленных акцентов и ударений исходить от него может как плохое, так и хорошее, причем порой амплитуда изменений, степень взлетов и падений, усидчивости и торможений, может привести в ужас, шок, удивить или поразить даже искушенных. Границы между этим плохим и хорошим порой едва заметны.
/24/ Подробнее об этом см. главу V «Хадж» данного учебника.
Москва
Сегодня 26 мая
1
ДЕНЬ ДО РАМАДАНА
фаджр / есть до 2:17
шурук4:00
зухр12:28
аср16:53
магриб / начинаем есть20:54
иша/таравих22:34

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов