Вступление

книга "Мир души"

Вступление

автор:

Любой здравомыслящий согласится сегодня с тем, что современная цивилизация «привязывает человека к земле и отсекает от неба». Сердце человека переполнено мирскими заботами и желаниями, которые заставляют его забыть о том, что связано с вечностью, полезно для вечности.
В свое время в результате научных исследований и жизненной необходимости на горизонте мусульманского богословия появилась система, изучавшая в свете Корана и Сунны вопросы, касающиеся нематериальной человеческой части — духовного мира. Ученые постарались понять природу человеческой сути (духа, сердца, души) и дать практические рекомендации для достижения полной гармонии на уровне сердца и разума с самим собой, с Создателем, окружающим нас миром и людьми.
 
В наших исследованиях мы, да будет на то Божье благословение, попробуем кратко и применительно к сегодняшним реалиям изложить данную страницу мусульманского богословского наследия. Постараемся, во мгле сегодняшней суеты, а где-то — серых бесцельных будней, очертить контуры жизненной ступени, поднявшись на которую человек начинает жить не только телесными потребностями и сухими интеллектуальными формулировками, но и — душой, сердцем, выходя из трясины подавленности, усталости, скуки и беспечности.
 
Сколь это нам удастся, ведомо только Господу миров. Но мы будем стараться, уповая на безграничную милость Его и благословение.

Суть вопроса

Любой человек должен уметь работать над собою. Подготовиться к тому, чтобы некоторым образом заслуженно и обоснованно причислить себя к верующим, к мусульманам, к поклоняющимся Господу миров, Единому и Вечному Творцу. То, над чем придется работать, — душа, что в наших телах

«Сказали бедуины: «Мы уверовали [во Всевышнего Аллаха и в Судный День]». Ответь [о Мухаммад]: «Вы не уверовали, а лишь стали покорны (стали мусульманами, покорными Богу в отдельных ритуальных действиях, поступках или словах). Когда же вера войдет в ваши сердца, [тогда вы по праву сможете назвать себя верующими]» (см. Св. Коран, 49:14).
 
Работать над собою нужно в тех рамках и границах, которые очерчены Всевышним в Священном Писании с учетом основ мусульманской культуры и этики. Этот процесс имеет уровни, но не ограничен пределом. Как только человек перестанет работать над собою, грехи, как малые, так и большие, начнут постепенно проникать в его жизнь.
 
Уровни становления в немалой степени будут очерчиваться успехами человека в удалении себя от скверных деяний и поступков, от прегрешений и невоспитанности. Будут принимать форму приобретенных высоких нравов. Устойчивость их будет определяться серьезностью отношения к жизни, соответствием внутренних ощущений внешним проявлениям.
 
При этом идущий по пути духовного становления, становления Человеком, Совершенным Человеком, хорошо осознает, что в одиночку он бессилен, подобно пахарю, урожай которого зависит не столько от вспаханной земли и брошенного семени, сколько от благоприятной погоды, то есть Божественного благословения и милости.
 
***
 
Лекарство твое в тебе самом, но ты этого не чувствуешь,
А болезнь твоя — из-за тебя же самого, но ты этого не видишь.
Думаешь, что ты всего лишь маленькое тело,
А ведь в тебе таится (свернут) огромный мир /1/.
 
Ссылки на богословские первоисточники:
 
/1/ Слова великого имама ‘Али ибн Абу Талиба. См.: Аль-Кярам А. Диван амир аль-му’минин аль-имам ‘али ибн абу талиб [Сборник стихов правителя правоверных имама ‘Али ибн Абу Талиба]. С. 45.

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов