Щедрость в Исламе

книга "Мир души"

Щедрость в Исламе

Щедрость в Исламе. Фрагмент из книги Ш. Аляутдинова "Мир души"

автор:

Get Adobe Flash player
Скачать | 22 Мб

МУДРОСТЬ ВЕКОВ

 
«Щедрость — не в том, чтобы дать мне то, в чем я нуждаюсь больше тебя; нет, щедрость в том, чтобы отдать мне то, в чем ты нуждаешься больше меня» (Д. Джабран).
 
«То, что мы называем щедростью, часто есть не что иное, как подаяние, данное тщеславием» (Ф. Ларошфуко).
 
«Чтобы быть щедрым, не обязательно быть богатым. Если нищий обладает настоящей щедростью, он может подавать милостыню, как принц» (К. Уэллс).
 
«Щедрость — это не когда богатый дает бедному, а когда неимущий дает имущему».
 

СВЯЩЕННЫЙ КОРАН О ЩЕДРОСТИ И КОММЕНТАРИИ К НЕМУ

 
«[Они, носители веры] чтят, уважают других больше, чем самих себя (нужды и чаяния других ставят на первый план), даже если находятся в состоянии нужды и бедности» (см. Св. Коран, 59:9).
 
В данном аяте говорится о таком важном и далеко не часто встречающемся человеческом качестве, как альтруизм, то есть бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать своими личными интересами.
 
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Щедрый близок к Аллаху, близок к людям, близок к Раю и далек от Ада. Скупой же далек от Всевышнего, далек от людей, далек от Рая и близок к Аду. Невежественный, неграмотный [как в вопросах веры, религиозной практики, так и во многих других житейских вопросах], но щедрый более любим Господом, нежели набожный, молящийся Ему, но скупой» /1/. Интересный нюанс, который нельзя обойти вниманием: в высказывании Пророка близость к Богу и близость к людям как бы равны, а ведь зачастую мы в наших реалиях стрелку приоритета серьезно смещаем в одну из двух сторон. Да, искусство жить среди людей, выстраивать искренне добрые отношения с ними требует огромных сил и жертв. Однако некоторые, заявляя о своей почти паладиновской приверженности вере, с готовностью «ради Аллаха» отдать душу, борясь с никчемными ветряными мельницами, элементарно не слышат других людей, игнорируют их мнения и права.
 
Что есть щедрость? Это когда ты можешь что-то, не щадя своих сил, времени, потратить, не жалея об этом в последующем, никогда не припомнив этого данному человеку и стараясь не вспоминать об этом даже внутри себя.
 
Один из праведников однажды сказал, хотя, отмечу, это не есть аксиома для всех и во всем: «Я стараюсь помочь любому нуждающемуся, который попросит у меня об этом: если он благородный человек (на самом деле оказался в затруднительном положении и нуждается в помощи), тогда я защищу его честь и достоинство; если же он подлый человек (неблагодарный и невоспитанный, попрошайка, ведущий паразитический образ жизни), тогда я защищу свою честь от него (от его злословия, оскорблений или сплетен)».
 
Известный арабский поэт аль-Мутанабби писал:
 
«Если ты проявишь щедрость к благородному человеку, то овладеешь им (он будет по-настоящему благодарен тебе, постарается отплатить, возместить большим).
 
Если же ты проявишь ее по отношению к подлому, то он начнет проявлять наглость (воспримет все как должное и само собой разумеющееся, будет претендовать на большее)».
 
Человек верующий, образованный, с опытом и с сильной житейской хваткой, хорошо знает, что щедрость это не столько «дать» что-то другому абы как, для проформы, сколько умение предоставить необходимое «в тему», в нужное время, с пользой, актуальностью, востребованностью, без последующего сожаления, самоедства, без публичного оглашения, без наполняющего душу чувства превосходства над другими, когда вера и сердце молчат, а собственное «я» и самомнение, самолюбование ликуют.
 
Прежде чем самоотверженно броситься «на помощь» тому, кто в этом не нуждается, ведя паразитический образ жизни, а еще хуже, оказав кому-то медвежью услугу /2/, нужно хорошенько подумать, понять истинное положение дел просящего и свой порыв, сколь он уместен, трезво оценить положение дел пред Всевышним, чтобы в последующем не превращать сокровищницы благих и щедрых поступков в пыль, не стоящую и ломаного гроша. Всевышний Творец всего сущего, в проявление Своей щедрости и в сохранение ценности того, что делают люди, руководствуясь высоким душевным порывом, говорит в Священном Писании:
 
«[Благодеяние] тех, кто тратит свои богатства /3/ на пути Бога [искренне во имя Всевышнего, безвозмездно на благо других], подобно семени, из которого произрастает семь колосьев, на каждом из них — по сто семян. [Вдобавок к этому] Всевышний [многократно] удваивает тем, кому пожелает. Господь Всеобъемлющ и Всезнающ [в полной мере осведомлен о степени искренности, чистоте намерений; о размере достатка и доле пожертвований. Он хорошо знает о том, кто и чего заслуживает].
 
Те, кто расходует на пути Всевышнего [во имя Аллаха, во имя торжества тех общечеловеческих ценностей, которые установлены Им /4/] и не делает вслед за этим «манн» и «аза» [две формы, разрушающие ценность благодеяния: (1) напоминание о благом поступке тому, в пользу кого он был совершен; явная демонстрация преимущества над ним, так как он был принимающим помощь, и (2) нанесение душевной боли воспользовавшемуся когда-то благодеянием; упоминание об этом в кругу тех, кому он не стал бы говорить, не хотел бы, чтобы они знали, а также душевное сожаление о совершенном благом поступке], воздаяние тем [кто понес материальные затраты на благое, кто не сожалеет, а, напротив, забыл об этом навсегда, те столь благородны, что воздаяние будет получено ими] от Самого Господа, и не будут они подвержены страхам, не будут опечалены. [То есть за то, что они смогли достичь уровня бескорыстия и альтруизма, Всевышний снимет с них всякие страхи, удалит от них чувства печали, депрессии, апатии].
 
Лучше дать благой совет [сказать несколько добрых и нужных слов, помолиться за нуждающегося] /5/, простить [кого-либо, в том числе и бестактно требующего помощи, даже если он неопрятен, груб или невоспитан], нежели дать милостыню, за которой последует боль [внутреннее сожаление о совершенном благодеянии; напоминание, неуместное упоминание или явное проявление заносчивости в словах, поведении перед тем человеком, кому была оказана помощь] /6/. Всевышний Аллах безгранично Богат [кого пожелает, одарит в необходимой мере и степени, без посредничества причины] и Терпелив [не наказывает человека, не дав ему возможности раскаяться, осознать, исправиться].
 
О верующие, не уничтожайте свои добродетели (материальные затраты на благо других) через «манн» и «аза» (попреками и оскорблениями), ведь это подобно лицемерной трате имущества [в ожидании благодарности, похвалы], когда человек не верует [по сути своей] во Всевышнего и в Судный День. Такие «богоугодные» поступки подобны пыли, осевшей на большом гладком камне: начался проливной дождь, и камень стал абсолютно чистым [подобные дела превращаются в бесполезную пыль, «сдуваемую» или «смываемую» из списка наших благородных поступков]. Эти люди [превратившие свои траты на благо других в тщету] не увидят никакой пользы от того, что делали [ни в мирской обители, ни в вечной. Пыль — она и есть пыль]. [И знайте же] Всевышний не наставляет на правильный путь [неблагодарных Ему] безбожников [ведь они сами желают быть именно такими. Кстати, упомянутые плохие качества присущи больше безбожному человеку, нежели верующему. Последний если и сделает что-то подобное, то лишь по ошибке или незнанию]" (Св. Коран, 2:261–264).
 
Чтобы сохранить ценность благодеяния и заслужить милость Всевышнего в мирском и вечном, человек должен постараться оставить этот поступок между собой и Всевышним, по возможности не афишировать, забыть о нем до Судного Дня. Уместно будет не опускаться до самолюбования и радости от людской похвалы и лести, ведь есть возможность подняться на тот уровень проявления милости Творца, где мольба к Нему оборачивается Божьей щедростью и помилованием.
 
Важно подчеркнуть, что, чем нести материальные затраты, за которыми последуют сожаления или душевные надломы, лучше не делать этого вообще. Достаточно быть щедрым на добрые и приятные слова, уметь прощать и не оставлять на душе ни малейшего осадка. Негативный осадок угрожает вылиться впоследствии в стрессы, обиды, взаимные оскорбления, плохое настроение и различные заболевания.
Совершая благой поступок в отношении другого, набожный человек в полной мере настроен на реализацию этого лишь во имя Господа, временно даровавшего нам мирские блага и возможности:
 
«И с любовью угощая, кормя /7/ бедных, сирот или пленных [делясь с теми, кто слабее нас и немощнее, передавая им то, в чем они нуждаются], набожные говорят: «Делаем мы это лишь во имя Аллаха (во имя Бога). От вас же мы не ожидаем ни вознаграждения, ни благодарности» (см. Св. Коран, 76:8, 9).
 
Крайне полезно научиться не ждать ответного благодеяния, похвалы или благодарности, сколь бы велики ни были затраты. За проявление альтруизма и искренности пред Господом миров Всевышний Творец воздает много большим, но человек этого часто недопонимает.
 

ОТДЕЛЬНЫЕ ЦИТАТЫ О ЩЕДРОСТИ ИЗ КОРАНА

 
«Пусть же твои руки не будут прикованы к шее [о человек, не будь скупым], но и не раздавай все, что имеешь. [В первом случае ты перед Богом и людьми] удостоишься порицания и упрека, [а во втором случае вскоре] начнешь жалеть о совершенном [тем самым потеряв всю пользу от щедрого поступка]» (Св. Коран, 17:29).
 
«Удели должное внимание родным (помоги тем из них, кто нуждается в твоей помощи), а также нищим и путникам, но не расточай безрассудно [не трать предоставляемые тебе Богом временные блага бессмысленно, не по назначению, безмерно, неразумно, например, превращая других в зависящих от тебя тунеядцев и бездельников]! Вне всяких сомнений, расточительные [растрачивающие свои доходы и Божьи дары на бесполезное, не говоря уже о тех, кто тратит на вредное, греховное, преступное] являются братьями [близкими по духу и поступкам друзьями и соратниками] Сатаны. Он же [проклятый Богом навечно] оказался абсолютно неблагодарным своему Господу [что можно сказать и о побратавшихся с ним]» (Св. Коран, 17:26, 27) /8/.
 
«[Набожные люди, устремленные к Богу, это те] кто, если тратят [свои средства и возможности, время и силы] на благодеяния, то не расточительны и не скупы, они находят [золотую] середину между первым и вторым [умеренны и постоянны в благом, где нужно — щедры]» (Св. Коран, 25:67).
 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 
Настоящая щедрость (в том понимании, в каком она была описана выше) поднимает человека на более высокий духовный уровень. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Прощайте промахи и ошибки щедрому человеку! Воистину, Господь берет его за руку всегда, когда тот оступается» /9/.
 
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
 
/1/ См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 577, хадис № 1966. Степень достоверности хадиса очень низка, но мудрость этих слов и обоснованность общего характера, полагаю, неоспоримы.
 
/2/ Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность. См.: Кирсанова А. Толковый словарь крылатых слов и выражений. М.: Мартин, 2007. С. 152.
 
/3/ В первую очередь в аяте подразумеваются материальные затраты, а также все то, чем человек владеет: трата своего времени на благо и в помощь другим, ведь единица времени — одна из самых ценных и безвозвратных величин; интеллектуальные затраты (безвозмездная передача другим знаний, мудрости, опыта) и многое другое, что приобретается вследствие приложения усилий.
 
/4/ Богоугодные дела разнообразны: это и распространение знаний (развитие самых разных наук), и борьба с неграмотностью, бедностью, болезнями и многое другое.
 
/5/ Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Благое слово — милостыня»; «Твоя [доброжелательная] улыбка при взгляде на человека — милостыня».
 
Подробнее см.: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 2. С. 219–221, хадисы № 472–474.
 
/6/ Кстати, одним из важных правил в Исламе является не совершение благого, а первостепенность устранения плохого. То есть если в действии присутствует доброе и злое, полезное и вредное, тогда необходимо отказаться от данного действия, поступка.
 
/7/ В аяте упомянута именно пища, кормление нуждающегося по той простой причине, что еда является тем, без чего человек не может долго существовать. Это наиболее важная физиологическая потребность всего живого на этой земле, хотя у человека могут быть и иные потребности (потребность в мудром совете для принятия правильного решения; потребность в том, кто выслушал бы, поспособствовав душевному облегчению; катастрофическая нехватка материальных средств на жизненно важные нужды и т. д.).
 
/8/ Отмечу, что в мусульманском богословии бытует мнение (и оно имеет соответствующие обоснования), что в затратах на очевидно благие проекты нет такого понятия, как расточительство. Но в любом случае каждую ситуацию следует рассматривать индивидуально, и решение остается за тем, кто в ней оказался (с учетом многого, в том числе и разумения, сердечного порыва). Духовное осознание обстоятельств дела пред Всевышним дает верный ответ. А совершив очень щедрый поступок, важно не пожалеть об этом.
 
/9/ См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 85, хадис № 1364, «сахих».

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов