Мудрость в Исламе

книга "Мир души"

Мудрость в Исламе

автор:

Арабский словарь богословских терминов дает значение мудрости как «применение всего по назначению» (когда все на своем месте и в свое время) /1/.

ПОСЛАННИКИ БОГА — ВЕНЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МУДРОСТИ

Род пророка Авраама.
 
«Они [неверующие или невоспитанные, бездуховные представители рода человеческого] завидуют людям из-за тех благ, что даровал им Господь по Своей милости [завидуют и тебе, Мухаммад, из-за того, что именно через тебя было ниспослано последнее Писание, и из-за тех благ, которыми наделил тебя Всевышний]. А ведь Мы [говорит Творец] дали роду Ибрахима (Авраама) Писание и мудрость, дали им огромные богатства [например, Дауду (Давиду), Сулейману (Соломону)]» (Св. Коран, 4:54).
 
Дауд (Давид).
 
«И победило, с благословения Аллаха (Бога, Господа), войско Талута (Саула) войска [тирана и притеснителя Джалута (Голиафа)]. Дауд (Давид) [ставший в последующем Божьим пророком, а на тот момент являвшийся одним из воинов Талута (Саула)] убил Джалута (Голиафа). Господь дал ему [Дауду (Давиду)] власть, мудрость и научил его желанному Им. И если бы не защита одних людей другими [если бы не то равновесие, которое Всевышний устанавливает между силами зла и силами добра], тогда дела на земле стали бы невыносимо плохи [зло перешло бы все вообразимые и невообразимые границы, захлестнув всё вокруг]. Однако же Господь милует миры» (Св. Коран, 2:251).
 
«Будь терпелив [о Мухаммад] к тому [скверному и оскорбительному], что говорят они [безбожники, язычники, а порой и люди Писания] в твой адрес. Припомни раба /2/ Нашего Дауда (Давида), обладателя силы [силы духа, веры, набожности, власти]. Воистину, он всегда был обращен к Создателю [удалялся от всего того, что непристойно пред Богом]. Мы [продолжает Всевышний, местоимением «Мы» указывая на Свое величие] подчинили горы, которые возвеличивали [Нас] вместе с ним [Даудом] вечером и утром. И подчинили стаи птиц, собиравшиеся [в большом количестве возле пророка Дауда, когда он возвеличивал Творца, благодарил Его]. Все это [горы, птицы] было обращено [своими молитвами вместе с Даудом] к Создателю. Мы [заключает Господь миров] укрепили власть [Дауда], дали ему мудрость и красноречие» (Св. Коран, 38:17–20).
 
Иисус.
 
«И Он [Всевышний Творец всего сущего] научит его [твоего ребенка, Мария] Писанию, мудрости [даст знания, которые пробуждают проницательность и помогают в осознании сути вещей], Торе [что была ниспослана Моисею] и Евангелию [которое в последующем было дано Иисусу посредством откровений от Бога]. И сделает [Аллах] его [Иисуса] посланником к сынам Израиля [потомкам Я‘куба (Иакова)]» (Св. Коран, 3:48).
 
«...‘Иса (Иисус), вспомни о благах, что Я даровал тебе и твоей матери: Я укрепил тебя Святым Духом /3/; ты говорил с людьми с колыбели [когда другие дети еще не разговаривают], а в зрелые годы [обладал неописуемым красноречием]; Я научил тебя письму, мудрости, Торе и Евангелию; из глины ты лепил подобие птицы, вдыхал в нее [жизнь], и она тут же становилась [живой] птицей с Моего позволения /4/; исцелял ты слепого [от рождения], прокаженного и оживлял мертвых с Моего благословения...» (Св. Коран, 5:110).
 
«И когда пришел ‘Иса (Иисус) [к людям] со знамениями, воскликнул:
 
«Я пришел к вам с мудростью и для раскрытия вам части того, в чем вы разногласите. Бойтесь же Аллаха (Бога, Господа) [отстранитесь от стереотипов, шаблонного мышления, дабы понять истину] и будьте покорны мне [как Божьему пророку и посланнику]. Аллах (Бог) — мой Господь и ваш! Поклоняйтесь же Ему [и не возводите на уровень Бога кого-либо другого]. Это — правильный путь» (Св. Коран, 43:63, 64).
 
Мухамммад.

«Поистине, смилостивился Господь над верующими, отправив к ним Посланника из их числа. Излагает он им Божьи знамения, очищает их [от грешного, от элементов язычества, от аморального и безнравственного], обучает их Писанию [как понимать его и как применять] и мудрости, [и все это] несмотря на то, что они до этого были в явном заблуждении. [Божья милость будет проявлена к ним во благо всех последующих поколений, народов и цивилизаций]» (Св. Коран, 3:164) /5/.
 
«...Всевышний дал тебе Книгу [Мухаммад, Священное Писание, Коран], мудрость и научил тебя тому, о чем ты не знал. Милость Бога к тебе огромна!» (Св. Коран, 4:113).
 

СТУПЕНЬ НИЖЕ — УЧЕНЫЕ МУЖИ

 
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Ученые — это наследники пророков» /6/.
 

ИСТИННЫЙ ИСТОЧНИК МУДРОСТИ

 
«Всевышний дает мудрость тому, кому пожелает. Кто же будет одарен мудростью, тот получит многочисленные блага [ведь мудрость — это одна из важных составляющих, ведущих человека к счастью в обоих мирах]. А ведь призадумываются лишь обладатели разума [те, кто научились пользоваться своим рассудком]» (Св. Коран, 2:269).
 
Французский лексикограф, автор литературного словаря Пьер Буаст говорил: «Высшая степень мудрости — это узнать, что у нас ее нет». Человеческих сил недостаточно, чтобы воспарить на вершины мудрости, ибо это — Божественная территория. Мудрость в чистом виде дается Свыше. Это не то, что можно разыскать в хорошей библиотеке. Предпринимающих усилия в благом, видящих куда идти и зачем и идущих несмотря ни на что, Всевышний может одарить мудростью, а это — великое благо для любого человека.
 

НАЗИДАНИЕ МУДРОГО ЛУКМАНА /7/ СВОЕМУ СЫНУ

 
«И дали Мы Лукману мудрость, будь же благодарен [применяй дарованное тебе по назначению]! Кто благодарен Всевышнему, тому благодарность эта самому же во благо [Господь миров в этом абсолютно не нуждается]. Кто же безбожен [не ценит дарованное ему или ценит, но никак не связывает полученные блага со Всевышним; из лени или по иным причинам не использует блага по назначению, а лишь бездумно расточает их], то воистину, Аллах (Бог, Господь) ни в ком не нуждается и извечно восхваляем.
 
И сказал Лукман сыну своему, назидая его: «Сыночек, не возводи кого-либо на уровень Аллаха (на уровень Бога). Это — великий грех... Сын мой, [если поступок твой благой или скверный] будет на вес маленького зернышка, [знай же] Всевышний в полной мере осведомлен даже о малом [затерявшемся] в скалах или в небесах, в земле [где бы это ни произошло и сколь бы малозначительным, незаметным это ни было, человек понесет за совершенное им ответ]. Он (Господь миров) Добр [к людям] и абсолютно обо всем осведомлен. Сынок, выстаивай [обязательную] молитву, побуждай к благому [будь примером во всем хорошем и праведном] и удаляй [начиная с самого себя] от скверного; будь терпелив ко всему тому, что постигает тебя. Это потребует от тебя значительных сил и решительности.
 
Не искривляй свое лицо перед людьми (не делай гримасу отвращения, брезгливости) и не ходи по земле самодовольно и кичливо (с проявлением недовольства, неблагодарности). Поистине, Господь не любит всякого надменного, самодовольного. Будь умерен при ходьбе и не повышай голоса! Самым отвратительным из голосов является [тот, что подобен] крику [безумных] ослов» (Св. Коран, 31:12, 13, 16–19).
 

ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ ПО ВОПРОСАМ ВЕРЫ

 
В Священном Коране сказано:
 
«Призывай [словами, но в первую очередь — показывая на собственном примере, своими успехами, делами и поступками] к пути Господа (1) с мудростью [что в немалой степени приобретается через прогрызание гранита науки и умение проецировать полученные знания на собственную жизнь] и (2) хорошим увещеванием [что требует также немало усилий: словарный запас, основы риторики и психологии, спокойствие души, сдержанность эмоций]. (3) [Если доказываешь что-то, то] убеждай тем, что наилучше [имея эрудированность в данном вопросе, логическое мышление, умение слушать и слышать другую сторону, но чаще лучше промолчать и оставить собеседника наедине с ранее сказанным тобою]. Воистину, Господь лучше всех осведомлен о том, кто потерял путь, и о том, кто идет в верном направлении. [Не делай поспешных выводов, говоря о вере или праведности других, не принижай их достоинства. Твое дело — изложить информацию, донести ее и показать практику применения]» (Св. Коран, 16:125).
 
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
 
/1/ См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 184.
 
/2/ Слово «раб» в словосочетании «раб Божий» применяется в священных текстах обычно к пророкам и величайшим праведникам, неся смысл близости или приближенности их к Богу.
 
/3/ Многие богословы считают, что под «Святым Духом» подразумевается ангел Джабраил (Гавриил), который сопровождал Иисуса, помогая ему с самого рождения.
 
/4/ Ср.: Евангелие Младенчества. XXXV.
 
/5/ Также см., например: Св. Коран, 62:2.
 
/6/ См., например: аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 169, хадис № 1448.
 
/7/ Лукман не был пророком, а был благонравным, проницательным и правдивым рабом Божьим. Жил во времена пророка Дауда (Давида).

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов